что значит современность в музыке?
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему

Спиридонова Светлана Геннадьевна

конспект урока музыки в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_znachit_sovremennost_v_muzyke.doc68 КБ
Office presentation icon sovremennost_v_muzyke.ppt771.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 8-м классе

по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.

Тема I четверти: “Искусство в жизни современного человека”.

Тема урока: «Что значит современность в музыке?»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Что значит современность в музыке».

Задачи:

  • Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности на основе проблемности урока.
  • Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
  • Помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.
  • Способствовать развитию монологической речи обучающихся.

Оборудование и наглядные пособия:

  1. Презентация урока.
  2. Текст песни: «Люди идут по свету».

Музыкальная драматургия урока:

  1. Примеры современных песен (по желанию учащихся), тексты – слушание, размышления.
  2. «Слово мама дорогое» русская народная песня – слушание.
  3. И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор – слушание.
  4. Людвиг ван Бетховен «Лунная соната» в современной обработке - слушание.
  5.  «Люди идут по свету» Н. Ченборисовой – исполнение.

ХОД УРОКА

I. Этап организации класса. Музыкальное приветствие. Обеспечение мотивации.

УЧИТЕЛЬ: Можно ли прожить в современном мире без музыки? Какая музыка звучит? (разная: разных направлений, т.п.)

Современная музыка, современность, современники…

Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.

Открывается презентация урока. Слайд № 1

II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти: «Что значит современность в музыке?»

Слайд № 2 (Проблемные вопросы)

1. Постановка проблемных вопросов:

  1. Может ли быть классической современная музыка?
  2. Современна ли народная песня?
  3. Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?

2. Проверка домашнего задания: 

УЧИТЕЛЬ: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.) 

Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?

Учащиеся представляют свою любимую музыку.

Анализируют, доказывают актуальность и современность.

  • Презентация современной музыки (слушание, комментарий, решение проблемных вопросов).

Слайд №3 («Именно музыка призвана пробуждать лучшее, что есть в человеке» - Р. Щедрин)

УЧИТЕЛЬ: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.

  • Может ли быть классической современная музыка?

После размышлений, вывод делают сами школьники.

Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)

Слайд №5 (иллюстрация «народная песня»)

Возможные вопросы:

  • Глубокие корни – долго живут в народе… почему???
  • Что отражается в народных песнях?

(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)

  • Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?

Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).

  • Почему так долго живут народные песни?

Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений.

Слайд № 6 (народная песня сегодня)

  • Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!

Слайд №7 (Русская народная песня «Слово мама дорогое». Исполняет семейный дуэт «Хмель»).

  • «Слово мама дорогое» - слушание народной песни.
  • Что почувствовали?
  • В чём сила? Почему волнует наши чувства?

ВЫВОД:  Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о главном, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

Слайд №8 (проблемные вопросы)

  • Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?
  • И.С. Бах. Токатта ре минор – слушание.

Слайд № 9 (Орган)

  • Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)

Слайд №10 (портрет И.С. Баха)

  • Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).
  • Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? Почему не музыка современных рок-групп? (отвечает нашим современным идеалам)

Слайд № 11 - Рохлиц: «Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать и утешать. В нём столько мудрости, чувства и веры в жизнь, столько человечности и сердечной простоты, что, вероятно, ему суждено ещё привлекать к себе цепь будущих поколений».

Размышления.

  • Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической?

Слайд № 12 (Людвиг ван Бетховен)

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите слайд, на котором изображён портрет молодого композитора.

  • Кто этот композитор?
  • Что позволило сделать такой вывод?
  • Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?

(С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)

  • Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)

Слайд № 13 (слуховой аппарат композитора).

Слайд № 14 (Соната № 14 «Лунная»)

  •  «Лунная соната» Л. Бетховена в современной обработке – слушание.

Возможные вопросы:

  • Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?

ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

Слайд № 15 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский).

  • Как вы понимаете эти слова? АРТ-РОК.
  • Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?

УЧИТЕЛЬ: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.

Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность.

Вывод делают сами ребята.

III. Вокально-хоровая работа.

  • «Люди идут по свету» - исполнение. Беседа по содержанию песни («…страдают в бродячих душат бетховенские сонаты…»)

IV. Итог урока.

  • Как понимаете слова Д.Б. Кабалевского: «… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много». Что имел в виду Д.Б. Кабалевский? О каких потерях идёт речь? (размышления учащихся)

УЧИТЕЛЬ: Не случайно Д.Д. Шостакович так оценил предназначение музыки для человека: «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат»

V. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что значит современность в музыке? Урок музыки 8 класс

Слайд 2

Проблемные вопросы: Может ли быть классической современная музыка ? Современна ли народная песня ? Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?

Слайд 3

Именно музыка призвана пробуждать лучшее, что есть в человеке. Р. Щедрин

Слайд 4

Проблемные вопросы Может ли быть классической современная музыка ? Современна ли народная песня ? Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?

Слайд 7

Современна ли народная песня ? Русская народная песня «Слово мама дорогое» Исполняет семейный дуэт «Хмель»

Слайд 8

Проблемные вопросы Может ли быть классической современная музыка ? Современна ли народная песня ? Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?

Слайд 10

Иоганн Себастьян БАХ 1685 - 1750

Слайд 11

Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать, и утешает. В нём столько мудрости и веры в жизнь, столько человеческой и сердечной простоты, что, вероятно, ему суждено ещё привлекать к себе цепь будущих поколений. Рохлин

Слайд 14

Людвиг ван БЕТХОВЕН Соната № 14 (Лунная) … Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем сердцем Д.Б. Кабалевский

Слайд 15

Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский

Слайд 16

Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат. Д.Д. Шостакович

Слайд 17

… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, … - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен…Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много. Д.Б. Кабалевский

Слайд 18

Проблемные вопросы Может ли быть классической современная музыка ? Современна ли народная песня ? Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?

Слайд 19

Рефлексия Сегодня на уроке меня удивило то, что… Мне понравилось… Я не соглашусь с теми, кто считает… Мне кажется, что… Теперь я знаю точно, что…

Слайд 20

Домашнее задание Найти дополнительную информацию о рок-группах, работающих в направлении арт-рок.

Слайд 21

Всех благодарю за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что значит современность в музыке?" презентация

Презентация по теме: "Что значит современность в музыке?" 8 классОт оперы к рок-опере...

Сценарий урока "Что значит "современность" в музыке?"

Данная разработка была создана для проведения открытого урока. Любой кто хочет может провести данный урок. Скачивайте и пользуйтесь....

Урок музыки в 7 классе. Итоговый урок по теме четверти: "Что значит современность в музыке"

Использование игровых приёмов из методики критического мышления в процессе чего развивается логическое мышление, воображение, умение анализировать....

Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"

Закрепление  и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...

Что значит современность в музыке? И.С.Бах

Что значит современность в музыке? И.С.Бах...

Что значит современный урок? «Использование компьютерных и мультимедиа-технологий на современном уроке»

Современный, т.е.  актуальный, означает важный, существенный для настоящего времени, действенный, имеющий непосредственное  ....