Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках Кубановедения.
материал по музыке на тему

Круглая Лариса Владимировна

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках Кубановедения.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Кореновский район, станица Платнировская

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках Кубановедения.

Учитель: Круглая Л. В.

МОБУ СОШ № 25

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках Кубановедения.

Самой актуальной задачей современного образовательного процесса является воспитание грамотных, активных, целеустремлённых, здоровых, свободных от негативных привычек и воздействий молодых людей, являющихся патриотами России, родной Кубани, почитающих традиции отцов и способных возродить мощь и славу Отечества. Поэтому я считаю, что предмет «Кубановедение» активно и актуально вошёл в образовательный процесс и как нельзя лучше отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Любой уважающий себя человек просто обязан знать историю своего народа, своей страны. Я полностью согласна с известной крылатой фразой: «У народа, который не знает своего прошлого, нет будущего» и она является эпиграфом к моим урокам кубановедения.

Мы, живущие на территории самой прекрасной земли – Кубани, с интересом следим за её нынешним развитием. Но, ещё более интересным и важным является изучение истории: будь то традиции и обряды кубанских казаков, песенное наследие Кубани, кубанские говоры или архитектурные памятники старины. Обо всём этом с неподдельным интересом узнают ребята на уроках Кубановедения.

Наиболее полюбился ребятам раздел – «Музыка Кубани». Ведь не зря же песню называют «душой народа». Что, как не песня с её родным языком и народными интонациями, мудрым содержанием и задорным характером, с младенчества окружая ребёнка, формирует его нравственное и мировоззренческое чутьё, вкусы и привязанности.

Песни доступны и близки детям по своему содержанию и по форме, так как очень важно, чтобы ребёнок получал удовольствие, находясь в сфере музыки, и каждое музыкальное впечатление сохранялось в памяти как нечто яркое и интересное.

 Для достижения этой цели, я  эффективно использую элементы современных педагогических  технологий:

- тестовых;

- проблемных;

- игровых;

- информационных.

 На своих уроках Кубановедения в разделе «Искусство Кубани» я использую записи песен в артистичном, профессиональном исполнении солистов. Ребятам очень нравится такая форма проведения уроков. Такое исполнение оставляет яркий след в сознании ученика, желание подражать ему. Копируя манеру исполнения, ученику гораздо легче освоить интонационное зерно песни, её мелодику и гармонический язык. Такая запись исполнения помогает учителю более полно и точно донести ученикам художественный образ, форму и содержание песни.

В достижении самой важной цели уроков Кубановедения – воспитание настоящих патриотов нашей родной Кубани, обычные формы и методы проведения уроков, по моему мнению, не всегда приемлемы. Поэтому я последовательно стала переходить к конкретным формам не совсем обычной деятельности учащихся и к проведению нетрадиционных уроков.

Нетрадиционный урок предполагает обычную театрализацию отдельных элементов урока, и урок как театр, в котором режиссирует не только учитель, но и его ученики. Это действо, благодаря которому стирается грань между сценой и залом. Так, например, при изучении в 5 классе темы «Оседлые племена Прикубанья в эпоху раннего железа. Меоты», учащимся предлагается перенестись в древность и представить себя меотским вождём. Их задача – рассказать об одном дне его жизни и произнести речь для своих подчинённых. А на уроке, посвящённом походам персов в Скифию, ребята «становятся» скифскими воинами.

Обычный класс становится сценической площадкой, на которой уже не играют, а живут изучаемые персонажи и ученики познают вместе с ними тайну жизни, тайну мира.

Конечно форм проведения нетрадиционных уроков очень много. На своих уроках я использую, к примеру, такие:

- уроки с изменёнными способами организации: (урок – лекция, защита знаний, урок – встреча);

-  уроки, опирающиеся на фантазию: (урок творчества, урок – сочинение, урок – выставка, урок – удивительное рядом, урок – портрет и т. д.);

-уроки, имитирующие какие – либо занятия или виды работ: (экскурсия, прогулка, путешествие в прошлое, урок – экспедиция);

- уроки с игровой состязательной основой: (проверочный кроссворд, «Что? Где? Когда?», урок – тест.

Проведение таких форм делает уроки Кубановедения интересными, познавательными, запоминающимися для учеников. Побуждает их изучать историю родного края, испытывая в этом потребность и осознанную необходимость.

Нетрадиционные формы и методы позволяют добиться хороших результатов в обучении, так как они развивают интерес к предмету, повышают уровень активизации внимания и познавательной деятельности учащихся. Не менее эффективным является использование на уроках кубановедения опорных конспектов.

Структура ОК такова: актуализация знаний (вопросы для повторения уже имеющихся знаний), план изучения нового материала, в котором предусмотрено выполнение программных практических работ, краткая запись отдельных блоков темы и вопросы для домашней работы.

Воспроизведение такого конспекта происходит в следующем порядке. Сначала обсуждается один из пунктов плана, для чего используются различные источники знаний: учебник, карты, справочники, диаграммы и др., затем графически конспектируется основная информация по заданному вопросу, которая становится обобщением полученных знаний, выводом.

Такой вид работы развивает логическое мышление, систематизирует полученные знания, способствует обучению анализу и синтезу, активизирует познавательную деятельность.

Применяемые в ОК знаки кратко передают значение какого-либо понятия, позволяют учащимся не  только запомнить, но и осмыслить графическую информацию. Например:

Р                                Р                                Р

П

При воспроизведении ОК многие уч-ся придумывают собственные знаки, изменяют расположение отдельных блоков, дополняют их фактами и цифрами.

ОК можно использовать при дифференцированной проверке домашнего задания. Так, слабый ученик может отвечать, опираясь на конспект. Более сильный ученик может по памяти построить схему или блок опорного конспекта на доске, а затем раскрыть его содержание. При ответе поощряется использование дополнительной информации, проведение сравнений.

Возможности использования ОК расширяются при использовании мультимедийной установки. Над этим вопросом я работаю в настоящее время.

Считаю, что залог успеха в работе по изучению курса «Кубановедения» состоит в том, чтобы учебные занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, эмоциональным накалом.

Для этого я использую такие творческие задания, как:

  1. Разгадай анаграмму:     ястокАн (стоянка);

                                            аплелИто (палеолит);

                                        ращепЕ(пещера);

и придумай свою.

2. Написать рассказ от первого лица «Один день из жизни древних людей Ильской стоянки».

3. Нарисовать рисунки «Охота на бизонов».

4. Ребята должны представить себя авторами диафильма:

        1-ая группа рисует на альбомных листках кадры начала         диафильма;

        2-ая        - его середину;

        3-я – заключительные кадры диафильма.

Темы могут быть совершенно разные. Например, «Две легенды о дольменах».

5. Подготовить рассказ от имени меотского вождя об одном дне его жизни.

6.Закончить предложение:

У греков меоты выменивали на свои товары:

- оливковое…(масло);

- чернолаковую и бронзовую …(посуду);

- дорогие…(ткани);

- ювелирные…(украшения);

- виноградное…(вино);

- стеклянные…(бусы).

7. Придумать продолжение рассказа «Бычья шкура» о походе Гнура с войском царя.

8. Найти объяснения названий рек, населённых пунктов Кореновского района.

9. Мини-сочинение по одной из тем.

10. Составить по изученному кроссворд.

В ходе урока использую материалы стенда по кубановедению, статьи периодической печати (районных и краевых газет и журналов). Активно использую опорные схемы и таблицы для систематизации и обобщения изученного материала.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ.

Сегодня становится очевидным, что необходимо повышать компетенцию учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий, необходим...

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский....

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

доклад + презентация по теме "Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского яхыка и литературы"...

«Нетрадиционные формы и методы обучения и активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» К...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

Усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой практики, учителю необход...