Внеклассные мероприятия как одна из форм развития творческих способностей детей.
методическая разработка по музыке на тему

Воспитать всесторонне развитую личность, вырастить ребёнка самостоятельным, готовым к самореализации во взрослой жизни родителям помогают учреждения дополнительного образования детей.  Но массового обязательного  обучения разным видам искусства фактически не существует. А вместе с тем на протяжении всей истории человечества изобразительное искусство и музыка были и остаются  необходимой частью нашей жизни.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учреждения дополнительного

 образования детей

« Детская  школа искусств г. Нарьян-Мара».

Статья

Внеклассные мероприятия как одна из форм развития творческих   способностей  детей.

Преподаватель

ГБУ ДО НАО « ДШИ г.Нарьян-Мара»

Ерофеева Г.П.

2016г.

    СЛАЙД №1 Бессмысленно превращать человека в мешок по сбору информации, считают детские психологи.

 Знания в определённых областях, безусловно, важны. Но всегда ли дают они понимание мира, помогают ли постичь смысл событий?  

Обнищание души  при обогащении информацией - болезнь нашей культуры. Рецепт лечения прост: больше внимания уделять литературе, изобразительному искусству, музыке. Только так можно избежать печального результата современного образования, когда из школы выходит человек с огромной головой и маленьким сердцем.  

      Воспитать всесторонне развитую личность, вырастить ребёнка самостоятельным, готовым к самореализации во взрослой жизни родителям помогают учреждения дополнительного образования детей.  Но массового

обязательного  обучения разным видам искусства фактически не существует.

А вместе с тем на протяжении всей истории человечества изобразительное искусство и музыка были и остаются  необходимой частью нашей жизни.

      Творчество понятие многогранное, и его азы мы стараемся привить всем учащимся Детской школы искусств. В нашей школе дети обучаются изобразительному искусству и музыке.   Бесспорно, что на развитие личности оказывает влияние всё его окружение: от родителей, воспитателей детских садов и педагогов школ до преподавателей  музыкальных школ.  Но роль педагога - музыканта  особенна.

      Каждого только что пришедшего в школу ребёнка можно сравнить с

чистым листом бумаги. От профессионализма преподавателя зависит, будет

ли листок и внутренний мир ребёнка разукрашен и наполнен яркими красками бытия или он будет сер и однообразен. Занятия в классе специальности индивидуальные, у педагога есть исключительная возможность «зомбировать» душу ребёнка в хорошем смысле этого слова и

приобщать его к тайнам мировой музыкальной культуры.   Поэтому каждый педагог должен быть и хорошим психологом  тоже.

     Музыка - язык души. Учить трудиться душу надо с самого раннего детства. Начиная с первого урока, начинается  постоянная работа над раскрытием творческих способностей личности каждого ребёнка.   Но по независящим от нас причинам не все дети обладают яркими способностями и тем более готовым даром.  

     У ребёнка пришедшего обучаться игре на инструменте не стоит на  лбу

 печать  одарённости.  Обучение игре на инструменте  и тем более развитие творческих способностей - долгий и кропотливый труд, как педагога, так и самого ученика.   Интерес  и любовь к музыке, к своему инструменту,  умение быть откровенным на сцене должны формироваться  только в творческой обстановке всего процесса обучения.

 

      Показатель успешной работы педагога – музыканта яркое и эмоциональ-

ное выступление ученика помимо умения владения инструментом. А где же творчество самого ребёнка?   С первого же выступления ребёнок сталкивается со сложными исполнительскими задачами, поскольку исполнение музыкального произведения – это не просто грамотное воспроизведение текста, а живой процесс воплощения творческого замысла исполнителя.

       Кроме хороших технических навыков учащемуся необходим ещё  и определённой степени эмоциональный накал, требующий оптимально высокой степени активности всего организма, всех его систем (специфическая форма возбуждения, которую можно определить как состояние творческого вдохновения). Уверенность в себе  и хорошо подготовленное с преподавателем  концертное выступление, эмоциональный подъём придают юному исполнителю необходимую  свободу на сцене.     Конечная цель исполнения на инструменте – как можно точнее донести до слушателей творческий замысел  автора.

     В нашей школе  проводятся мероприятия, в которых принимают участие, как учащиеся, так и преподаватели школы. Это музыкальные лектории для учащихся школ, детских садов, различных организаций, для жителей города.

 

(СЛАЙД№2)Чтобы развивать способности детей, внеклассные мероприятия провожу в форме тематических концертов, в форме познавательных открытых мероприятий, в форме конкурсов, праздничных мероприятий, экскурсий и т.д.

Для мероприятий я составляю сценарии на разные темы, такие как:

 СЛАЙД №3-7«В гостях у сказки», СЛАЙД №8«Песни военных лет», СЛАЙД №9«Русские народные инструменты».  Ежегодно проходят посвящения в юные музыканты. СЛАЙД №10 Обязательной частью мероприятий являются концертные выступления детей.

       Каждый юный музыкант проходит стадии формирования навыков исполнения на сцене,  умения  выступления на публике.  У большинства детей юного возраста ещё не сформированы такие исполнительские потребности, как воплощение образа, самовыражение

        Для юных исполнителей и эмоционально неустойчивых детей есть возможность выступить и исполнить пьесы на музыкальной переменке. Это я так назвала. Слушатели – педагоги и учащиеся класса.   Каждый учащийся может попробовать свои силы и почувствовать себя исполнителем.

         Участие в музыкальной переменке можно сравнить со стартовой площадкой и первой ступенью в дальнейшей творческой и исполнительской карьере ребёнка.   Здесь также есть  и важный психологический момент.   Процесс  выступления порождает у детей специфические переживания и сопровождается состояниями, которые свойственны профессиональной исполнительской деятельности.( СЛАЙД №11) Это-предвосхищающие эмоции   (переживание результата предстоящего исполнения), (№12)непредсказуемость результата (успех, провал),(№13) социально - психологические факторы (наличие публики, нахождение на сцене), (№14) уникальность исполнительского процесса ( невозможность повтора) и т.д.    

   После такого выступления, своего рода испытания,  можно выставлять ребёнка на более серьёзное мероприятие.  

     

Учащиеся с удовольствием готовятся к праздникам – концертам в своем классе. Слайд №15-16-17

Это хорошо получается в совместной работе с классными руководителями.

         Совместно с учителями общеобразовательных школ, проводим концерты в классе на различные темы (концерт посв. Дню матери с преп. Бычихиной Т.Н. регулярно в ноябре, лучшие музыкальные номера в классе Кононовой Л.Н., «Новогодние картинки» преп. Седова Л.С., на уроке музыки «Весеннее настроение» Горбунова О.А.), а также и общешкольные посв. Дню Победы «И это все о ней», «Заполярная весна» посв. 8 марта в школе №2.

 Эти  встречи  проходят  и в образовательных школах и в стенах  Детской школы искусств.  Слушатели  - учащиеся младшего и среднего школьного возраста. Мероприятия проходят по сценарию с обязательными концертными выступлениями юных исполнителей.  Выступление учащихся перед своими сверстниками является важной мотивацией  в повышении личностной самооценки и даёт импульс к дальнейшей творческой самореализации. Слабым учащимся даётся возможность музицировать в составе  ансамблей, вокальных групп и хора. Ребёнок чувствует свою сопричастность к коллективному творчеству.

       Учащиеся, у которых уже имеется за спиной багаж выступлений, охотнее участвуют в концертах и  других мероприятиях, пробуют свои силы на областных и региональных конкурсах.  

       Музыкальные концерты проводятся для жителей города. В них принимают участие учащиеся старших классов. Для них такие концертные выступления являются возможностью самоутверждения. Преобладающий мотив выступлений – воплощение музыкального образа, самовыражение на сцене.   У исполнителей появляются новые личностные качества,  исполнительские свойства и навыки (сценический самоконтроль, волевое начало), более тонкое понимание воплощаемого  ими музыкального образа и понимание возможности дальнейшей творческой самореализации.

        У учащихся всегда есть возможность выступить на городских площадках(ДК «Арктика», библиотека, городская администрация, в различных организациях) поучаствовать в мероприятиях, проводимых в городе. Такие выступления для знакомой публики и родителей стимулируют у детей желание заниматься концертно-исполнительской  деятельностью.

На внеклассные мероприятия приглашаются родители. Они вместе с детьми готовятся к ним, а иногда и принимают в них активное участие.

( СЛАЙД № 18)

  Внеклассные мероприятия воспитывают уважительное отношение друг к другу, и взаимовыручку.  (СЛАЙД №19)

   По возможности публикуем статьи в местных газетах («Нарьяна-Вындер», «Выбор НАО») и на сайте школы. В большинстве статей говориться о прошедших мероприятиях и концертных  выступлениях детей с обязательным отражением фамилий и имён участвующих и приложением отдельных фотографий. Любому ребёнку и его родителям приятно найти свою фамилию в газете, которую читают жители всего города.

      Для  освещения отдельных концертов и событий приглашаем корреспондента с  газеты, чтобы поддерживать интерес и родителей и детей.

   Не у каждого ребёнка есть возможности участвовать и занимать призовые

места в областных и межрегиональных конкурсах Конкурс «Музыка нас связала» мы проводили в первый раз среди 1х и 2 х классов предпроф. программы. СЛАЙД №20-27

У нас настоящее Жюри – родители, призы, и музыкальные паузы (дети читают стихи, поют). Положение по конкурсу было разработано преподавателями, затем выбор пьес и повторением занимались сами дети по желанию. Нам оставалось проконсультировать и проверить готовность выученных произведений.

Такой способ работы осуществляли в игре между двумя классами.

 Необходимо создавать условия для развития творческих способностей и личностной самореализации каждого ребёнка в независимости от уровня его одарённости.

    Это и есть содержание и  конечная цель  работы каждого педагога музыканта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.

В статье приводится  опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт  применения экологических знаний  в конкретных жиз...

Внеклассные мероприятия как одна из форм развития творческих способностей детей.

 Бессмысленно превращать человека в мешок по сбору информации, считают детские психологи.  Знания в определённых областях, безусловно, важны. Но всегда ли дают они понимание мира, пом...

Единый школьный проект как одна из форм развития творческой одаренности

Выступление на Окружном семинаре учителей информатики...

Метод проектов как одна из форм развития творческих способностей учащихся.

Статья о методах развития творческих способностей учащихся на уроках....

Внеклассная работа по математике, как форма развития творческой личности

Внеклассная работа по математике  – это составная часть учебно-воспитательной работы. Она представляет широкие возможности для всестороннего развития обучающихся, раскрытию их индивидуальных спос...

Доклад на тему: «Ансамблевая игра как одна из форм развития творческих способностей домбриста»

Тема: «Ансамблевая игра как одна из форм развития творческих способностей домбриста»...