Внеклассные мероприятия как одна из форм развития творческих способностей детей.
статья по теме

Кривобокова Лидия Викторовна

   Бессмысленно превращать человека в мешок по сбору информации, считают детские психологи.  Знания в определённых областях, безусловно, важны. Но всегда ли дают они понимание мира, помогают ли постичь смысл событий?  Может эту функцию несёт в себе «Реквием» Моцарта?    Обнищание души  при обогащении информацией - болезнь нашей культуры. Рецепт лечения прост: больше внимания уделять литературе, изобразительному искусству, музыке. Только так можно избежать печального результата современного образования, когда из школы выходит человек с огромной головой и маленьким сердцем.   

      Каждого только что пришедшего в школу ребёнка можно сравнить счистым листом бумаги. От профессионализма преподавателя зависит, будет ли листок и внутренний мир ребёнка разукрашен и наполнен яркими красками бытия или он будет сер и однообразен. Занятия в классе специальности индивидуальные, у педагога есть исключительная  возможность «зомбировать» душу ребёнка в хорошем смысле этого слова иприобщать его к тайнам мировой музыкальной культуры.   По этому каждый педагог должен быть и хорошим психологом  тоже.

   Не у каждого ребёнка есть возможности участвовать и занимать призовые места в областных и межрегиональных конкурсах. Необходимо создавать условия для развития творческих способностей и личностной самореализации каждого ребёнка в независимости от уровня его одарённости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья 46 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учреждения дополнительного

 образования детей

«Петровская детская  школа искусств».

Статья

Внеклассные мероприятия как одна из форм развития творческих   способностей  детей.

Преподаватель

МБОУ ДОД «Петровская ДШИ»

Кривобокова Л.В.

2013г.

   Бессмысленно превращать человека в мешок по сбору информации, считают детские психологи.  Знания в определённых областях, безусловно, важны. Но всегда ли дают они понимание мира, помогают ли постичь смысл событий?  Может эту функцию несёт в себе «Реквием» Моцарта?    Обнища-

ние души  при обогащении информацией - болезнь нашей культуры. Рецепт лечения прост: больше внимания уделять литературе, изобразительному искусству, музыке. Только так можно избежать печального результата современного образования, когда из школы выходит человек с огромной головой и маленьким сердцем.  

      Воспитать всесторонне развитую личность, вырастить ребёнка самостоятельным, готовым к самореализации во взрослой жизни родителям помогают учреждения дополнительного образования детей.  Но массового

обязательного  обучения разным видам искусства фактически не существует.

А вместе с тем на протяжении всей истории человечества изобразительное искусство и музыка были и остаются  необходимой частью нашей жизни.

      Творчество понятие многогранное, и его азы мы стараемся привить всем учащимся  Петровской детской школы искусств. В школе дети обучаются изобразительному искусству, хореографии и музыке.   Бесспорно, что на развитие личности оказывает влияние всё его окружение: от родителей, воспитателей детских садов и педагогов школ до преподавателей  музыкальных школ.  Но роль педагога - музыканта  особенна.

      Каждого только что пришедшего в школу ребёнка можно сравнить с

чистым листом бумаги. От профессионализма преподавателя зависит, будет

ли листок и внутренний мир ребёнка разукрашен и наполнен яркими красками бытия или он будет сер и однообразен. Занятия в классе специальности индивидуальные, у педагога есть исключительная возможность «зомбировать» душу ребёнка в хорошем смысле этого слова и

приобщать его к тайнам мировой музыкальной культуры.   По этому каждый педагог должен быть и хорошим психологом  тоже.

     Музыка - язык души. Учить трудиться душу надо с самого раннего детства. Начиная с первого урока, начинается  постоянная работа над раскрытием творческих способностей личности каждого ребёнка.   Но по независящим от нас причинам не все дети обладают яркими способностями и тем более готовым даром.  

     У ребёнка пришедшего обучаться игре на инструменте не стоит на  лбу

 печать  одарённости.  Обучение игре на инструменте  и тем более развитие творческих способностей - долгий и кропотливый труд, как педагога, так и самого ученика.   Интерес  и любовь к музыке, к своему инструменту,  умение быть откровенным на сцене должны формироваться  только в творческой обстановке всего процесса обучения.

 

      Показатель успешной работы педагога – музыканта яркое и эмоциональ-

ное выступление ученика помимо умения владения инструментом. А где же творчество самого ребёнка?   С первого же выступления ребёнок сталкивается со сложными исполнительскими задачами, поскольку исполнение музыкального произведения – это не просто грамотное воспроизведение текста, а живой процесс воплощения творческого замысла исполнителя.

       Кроме хороших технических навыков учащемуся необходим ещё  и определённой степени эмоциональный накал, требующий оптимально высокой степени активности всего организма, всех его систем (специфическая форма возбуждения, которую можно определить как состояние творческого вдохновения).   Уверенность в себе  и хорошо подготовленное с преподавателем  концертное выступление, эмоциональный подъём придают юному исполнителю необходимую  свободу на сцене.     Конечная цель исполнения на инструменте – как можно точнее донести до слушателей творческий замысел  автора

     В школе  проводятся мероприятия, в которых принимают участие, как учащиеся, так и преподаватели школы. Это клуб юного музыканта и музыкальные гостиные.    Для мероприятий я составляю сценарии на разные темы.  Одни  конечно связаны с музыкальным искусством: «Он пел Россию трепетом всех пальцев», посвящённого С.В. Рахманинову, « П.И. Чайковский для детей», « Песни военных лет», «Россияночка»,  «Чтобы сердце пело», « Русские народные инструменты».  Другие посвящены памятным датам: годовщинам Великой Отечественной войны,  первому полёту Юрия Гагарина в космос.   Ежегодно проходят посвящения в первоклассники.  Обязательной частью мероприятий являются концертные выступления детей.

       Каждый юный музыкант проходит стадии формирования навыков исполнения на сцене,  умения  выступления на публике.  У большинства детей юного возраста ещё не сформированы такие исполнительские потребности, как воплощение образа, самовыражение.

        Для юных исполнителей и эмоционально неустойчивых детей есть возможность выступить и исполнить пьесы на музыкальной переменке.   Мероприятие это - внутришкольное,  проходит оно два раза в неделю. Слушатели – педагоги и учащиеся школы.   Каждый учащийся может попробовать свои силы и почувствовать себя исполнителем.

         Участие в музыкальной переменке можно сравнить со стартовой площадкой и первой ступенью в дальнейшей творческой и исполнительской карьере ребёнка.   Здесь также есть  и важный психологический момент.   Процесс  выступления порождает у детей специфические переживания и сопровождается состояниями, которые свойственны профессиональной исполнительской деятельности. Это - предвосхищающие эмоции   (переживание результата предстоящего исполнения), непредсказуемость результата (успех, провал), социально - психологические факторы (наличие публики, нахождение на сцене), уникальность исполнительского процесса    

   ( невозможность повтора) и т.д.    

   После такого выступления, своего рода испытания,  можно выставлять ребёнка на более серьёзное мероприятие.  

         Совместно с учителями общеобразовательных школ, а у нас в селе их три, преподаватели нашей школы проводят «Клуб юного музыканта». Встречи в клубе юного музыканта проходят  и в образовательных школах

 и в стенах Петровской детской школы искусств.  Слушатели клуба - учащиеся младшего и среднего школьного возраста. Мероприятие проходит по сценарию с обязательными концертными выступлениями юных исполнителей.  Выступление учащихся перед своими сверстниками является важной мотивацией  в повышении личностной самооценки и даёт импульс к

дальнейшей творческой самореализации. Слабым учащимся даётся возможность музицировать в составе  ансамблей, вокальных групп и хора. Ребёнок чувствует свою сопричастность к коллективному творчеству.

       Учащиеся, у которых уже имеется за спиной багаж выступлений, охотнее участвуют в концертах и  других мероприятиях, пробуют свои силы на областных и региональных конкурсах.  

       Музыкальные гостиные проводятся для жителей сёл Петровского района.   В них принимают участие учащиеся старших классов. Для них такие концертные выступления являются возможностью самоутверждения. Преобладающий мотив выступлений – воплощение музыкального образа,

самовыражение на сцене.   У исполнителей появляются новые личностные

качества, исполнительские свойства и навыки (сценический самоконтроль,

волевое начало), более тонкое понимание воплощаемого  ими музыкального образа и понимание возможности дальнейшей творческой самореализации.

        У учащихся всегда есть возможность выступить на районных концертах, поучаствовать в мероприятиях, проводимых в районе. Такие выступления для знакомой публики и родителей стимулируют у детей желание заниматься концертно-исполнительской  деятельностью.

    Отвечая за культурно-просветительскую деятельность школы, занимаюсь  публицистической работой.  Периодически публикую статьи в еженедельной газете Петровского района «Сельские зори». В большинстве статей говориться о прошедших мероприятиях и концертных  выступлениях детей с обязательным отражением фамилий и имён участвующих и приложением отдельных фотографий. Любому ребёнку и его родителям приятно найти свою фамилию в газете, которую читают жители всего района.

      Для  освещения отдельных концертов и событий приглашаем корреспондента с районной газеты, чтобы поддерживать интерес и родителей и детей.

   Не у каждого ребёнка есть возможности участвовать и занимать призовые

места в областных и межрегиональных конкурсах. Необходимо создавать условия для развития творческих способностей и личностной самореализации каждого ребёнка в независимости от уровня его одарённости.

    Это и есть содержание и  конечная цель  работы каждого педагога музыканта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.

В статье приводится  опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт  применения экологических знаний  в конкретных жиз...

Единый школьный проект как одна из форм развития творческой одаренности

Выступление на Окружном семинаре учителей информатики...

Метод проектов как одна из форм развития творческих способностей учащихся.

Статья о методах развития творческих способностей учащихся на уроках....

Внеклассная работа по математике, как форма развития творческой личности

Внеклассная работа по математике  – это составная часть учебно-воспитательной работы. Она представляет широкие возможности для всестороннего развития обучающихся, раскрытию их индивидуальных спос...

Внеклассные мероприятия как одна из форм развития творческих способностей детей.

Воспитать всесторонне развитую личность, вырастить ребёнка самостоятельным, готовым к самореализации во взрослой жизни родителям помогают учреждения дополнительного образования детей.  Но массово...

Доклад на тему: «Ансамблевая игра как одна из форм развития творческих способностей домбриста»

Тема: «Ансамблевая игра как одна из форм развития творческих способностей домбриста»...