конспект урока "Учителя музыки Икковской школы с начала XX века по настоящее время"
план-конспект урока по музыке (5, 6 класс) на тему

Печников Анатолий Александрович

Данный урок знакомит учащихся с творческими биографиями учителей музыки Икковской школы Чебоксарского района Чувашской Республики

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Учителя музыки Икковской школы с

начала 20 века по настоящее время»

Урок музыки в 5-6 классах, 2 четверть

Цель: 1. Продолжить работу по темам «Что стало бы с литературой, если

               бы не было музыки» и «Преобразующая сила музыки»

          2. Подвести учащихся к выводу, что учителя музыки Икковской

              школы внесли большой вклад в развитие культуры Чебоксарс-

              кого района и Чувашской Республики.

Задачи: 1. Ознакомление учащихся с жизнью и профессиональной дея-

                  тельностью учителей музыки Икковской школы.

             2. Воспитание любви к Родине, к родному краю на примерах из

                 жизни учителей Икковской школы.

             3. Развитие навыков анализа музыкальных произведений.

Оборудование:

             музыкальные инструменты: баян, гармонь, ударные инструмен-

             ты;

             проигрыватель, музыкальный центр;

             портреты композиторов Ф.Павлова, Ф.Васильева и поэта

             Н.Шубоссинни;

             Репродукция картины А.Миттова «Вайа карти»;

Музыкальный материал:

             Ф.С.Васильев хор девушек из 2-й картины оперы «Шывармань»;

             «Малалла утар» песня Ф.Павлова и Н.Шубоссинни;

             «Частушки»;

             Чувашская народная песня в обработке Ф.Павлова  «Вайа»;

             «Шел ленинградский паренек» совр. народная песня,

             песня «Шупашкар» А.Печникова и М.Гурьевой;

             песня «Сута еметсем» А.Печникова и П.Ялгира.

Ход урока

Вход:  «Малалла утар»

Музыкальное приветствие: «Ыра кун, ачасем», «ыра кун»

Учитель: Ребята, сегодня у нас несколько непривычный урок. Тема урока «Учителя музыки Икковской школы начиная с начала 20 века по

настоящее время». Вы видите, что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей и споем для них наши любимые частушки.

Дети поют частушки и вместе с учителем аккомпанируют себе на гармошках и ударных инструментах.

Учитель: Ребята, вы учитесь в школе, изучаете основы наук, приобщаетесь

                к культуре и искусству. Кто вам помогает в этом, кто ведет вас по

                дороге знаний?

      Дети: Учителя.

Учитель: А вы знаете, сколько лет Икковской школе? С помощью наводя-

                щих вопросов подводит детей к правильному ответу.

                Да. Икковская школа одна из старейших школ Чебоксарского

                района. В этом году ей исполняется 146 лет. А как вы думаете,

                всегда ли в школе были уроки музыки? Например 100 лет назад.

Проводится беседа, в ходе которой учитель подводит детей к выводу, что

в Икковской школе музыкальному воспитанию всегда уделялось много

внимания.

Учитель: В начале 20 века Икковская школа стала двухклассным училищем.

                Учителями тогда работали Н.Ф.Беляев и Ф.Н.Николаев. Они же

 учили музыке и пению. Это были мудрые учителя, умеющие

окрылять учащихся своими наставлениями, советами и поддерж-

кой.

     Учитель: Ребята, а кто из видных представителей чувашской культуры

                     тогда мог учиться в Икковской школе?

           Дети: Наш земляк, поэт Н.В.Шубоссинни и основоположник чувашской

                     профессиональной музыки Ф.П.Павлов.

Учитель: Известный чувашский композитор и драматург Ф.П.Павлов,

                учившийся в те годы в Икковской школе, в своих воспоминаниях

 писал: «В Икковской школе очень хорошо пели. В годы революции 1905-06г.г. учителей Н.Ф.Беляева и Ф.Н.Николаева

посадили в Цивильскую тюрьму. Эти учителя знакомили учащихся

с революционными идеями. Как сейчас помню; учащиеся без

опаски могли говорить с кем угодно о политике, на улице и в других местах открыто пели революционные песни…».

В 1913-1917г.г. заведующим Икковским двухклассным училищем

Работал К.Н.Никифоров, здесь же работала его жена Екатерина

Васильевна. Никифоров также был художником, рисовал пейзажи,

30 своих картин подарил Икковской школе. Он проводил уроки

шире программных требований, прививал детям любовь к искусству, учил детей ценить прекрасное. Инспектор Чебоксарско-

го уезда М.П.Добронравов после посещения школы написал в

школьном журнале: «Следует одобрить работу учителя по приви-

тию учащимся любви к прекрасному, по ознакомлению с искусством».

Далее учитель проводит с детьми беседу.

Учитель: Как вы думаете, дети тогда хотели учиться музыке?

   Дети: Конечно, хотели.

Учитель: Почему тогда дети очень сильно тянулись к знаниям, культуре и

 искусству, несмотря на то, что большинство крестьянских семей

тогда жили в нужде?

     Далее в беседе дети подводятся к выводу, что тогда именно в знаниях, в об-

     разовании в приобщении к культуре и искусству люди видели лучшее буду-

     щее.

Учитель: А какие произведения могли разучивать учителя с детьми на заня-

                тиях с детьми?

Возможные ответы детей:

                Песни.

Учитель: А какие песни?

      Дети: Народные песни, возможно и церковные песнопения.

Учитель: Для работы вне школы К.Н.Никифоров не жалел ни сил ни време-

                ни. В 1915году он организовал хор учителей окрестных школ, ко-

                торый постоянно выступал с концертами перед населением.

                В 1916году в Икковской школе для учащихся и местных крестьян

                Была поставлена опера В.Орлова «Ворона-вещунья», для чего учи-

                телям и учащимся пришлось трудиться долго и упорно. Дети, да-

                вайте вспомним, а что такое опера?

Возможные ответы детей:

                Музыкальная страна, музыкально-драматический спектакль и т.д.

Учитель: Для занятия зрителей во время антрактов были подготовлены

                инсценировки «Дедушка Пахом» и «Терем-теремок», автором ко-

                торых был сам К.Никифоров. Для оперы были подготовлены

                очень красивые декорации, например, красивая лесная зеленая

                летняя поляна, подготовленная самим К.Н.Никифоровым. Для

                Этой декорации потребовалось много холста, чего школа не имела

                и пришлось обратиться к священникам Икковской и Ишакской

 церквей они снабдили холстом. А бязь на костюмы «артистам»

К.Никифоров купил на свои деньги. Костюмы эти сшила жена,

Екатерина Васильевна. Учащимся окрестных школ для просмотра

оперы были высланы специальные приглашения, а взрослые должны были купить входные билеты. В то время шла первая ми-

ровая война и без разрешения полиции народ собирать было нельзя. Когда же заявили, что средства от постановки оперы пойдут на нужды Красного Креста, разрешение полиции было по-

лучено, во время спектакля в зале, в первом ряду гордо сидел урядник. Постановка оперы прошла триумфально. Народ был в восторге. Это казалось чудом. Во время войны в чувашской деревне--опера. А «артисты» свои – учителя и учащиеся Икковской школы. Воодушевленные таким успехом, Икковские «артисты» решили показать свою оперу в Чебоксарах. Инспектор народных училищ на это разрешения не дал. «А все-таки мы приедем!» заявил инспектору К.Никифоров. После окончания учебного года в Чебоксары прибыл обоз Икковских «артистов».

«Где же для вас я найду место?» - взмолился инспектор народных училищ… Тем не менее, выделили самый большой и лучший зал того времени. Туда пришли представители городских властей, члены дворянского общества, нарядные гимназистки и иные видные городские люди. Они с пренебрежением отзывались и строили догадки о предстоящем спектакле сельских детей. Многие

горожане пришли на оперу лишь от скуки. Однако после начала оперы в зале не было ни одного равнодушного человека, все аплодировали от души. Опера Икковских школьников понравилась всем.

Далее с детьми проводится беседа примерно по следующим вопросам:

                    Как думаете, почему в Икково и потом в Чебоксарах постановка

                    оперы имела такой большой успех? Почему на людей она очень

                    сильно воздействовала эмоционально, хотя раньше они ничего по-

                    добного не видели? Почему учителя и учащиеся Икковской школы

                    с огромным энтузиазмом взялись за это мероприятие?

В ходе беседы учитель приводит детей к выводу, что люди всегда тянутся к

                    прекрасному и музыка имеет большую силу, которая действует на

                    них и помогает им жить.

   Учитель: А теперь перенесемся в настоящее время. Учителя Икковской сей-

                    Час участвуют художественной самодеятельности, связаны ли они

                    Как-то с музыкой?

Возможные ответы детей:

                    Да, наши учителя и сейчас стараются дружить с культурой и искус-

                    ством. Некоторые из них поют в ансамбле «Родник» при Икковс-

                    ком Доме творчества.

    Учитель: Вам нравится, как они поют, участвуют в концертах и различных

                    конкурсах художественной самодеятельности?

В беседе дети приводятся к выводу, что учителя и работники школы делают

                    это потому, что так жить им гораздо интереснее и что не хлебом

                    единым жив человек.

    Учитель: Сейчас перед вами выступит ансамбль «Родник». В этом году он

                    заслужил звание «Народный коллектив самодеятельного художест-

                    венного творчества». Ваша задача, определить характер произведе-

                    ния, народная эта музыка или композиторская.

В класс заходят участницы ансамбля «Родник». Звучит хор девушек из второй

Картины оперы «Шывармань» Ф,Васильева. Проводится беседа, в ходе которой определяется характер музыки прозвучавшего произведения и что это

Была хороводная песня. Далее дети вспоминают, что такое хоровод. Для этого

Используется репродукция картины А.Миттова «Вайа карти».

    Учитель: Перед вами прозвучал хор девушек из оперы «Шывармань» чуваш-

                    ского композитора Ф.Васильева. Ф.Васильев в основном работал

                    в крупных жанрах, писал оперы и балеты. Хотя оперы в Икково

теперь не ставятся, но как видите, фрагменты из опер звучат на концертах. Обратите внимание на костюмы участниц ансамбля

«Родник». Красивые костюмы, так ведь? Когда-то К.Никифоров и

его жена сами делали костюмы для постановки оперы. Участницы

ансамбля «Родник» также сами купили материал для вышивки и

сами вышивали рисунки на костюмах. Как видите, в настоящее время учителя, как и в начале 20 века преданы искусству.

      В 20-е годы прошлого века учителем музыки в Икковской школе работал Герасим Иванович Иванов. Родился он в деревне Типсирма Чебоксарского района. Большой любитель музыки, еще, будучи студентом Чебоксарского педтехникума, сам организовал студенческий хор и руководил им. Хор Икковской школы под руководством Г.И.Иванова 28февраля 1930года выступил на сцене

Русского драматического театра перед делегатами 2 Чувашского

Республиканского съезда колхозников. Хор был прекрасен своей

Формой и мастерским исполнением чувашских и русских народных песен. Концерт показал дух и стиль работы музыканта из народа, дирижера – борца. Строгий, требовательный к себе и другим, участник Гражданской войны, командир взвода РККА, награжденный за свои ратные дела именным оружием, револьвером системы «Наган», противник коленопреклонения перед начальством, о чем он сам говорил, открыто и смело перед людьми.

      В 30-е г.г. учителями музыки в Икковской школе работали П.Ф.Тавинов и В.П.Пикторинский. П.Ф.Тавинов, уроженец села Икково, после окончания Чебоксарского педтехникума с 1930 года

работал в родной школе.

Далее проводится беседа по вопросам: «Какие песни могли петь тогда дети

               на уроках и во время выступлений на концертах?»

Возможные ответы детей: «Народные песни, песни чувашских, русских и

               советских композиторов».

Учитель: Давайте, исполним песню Ф.Павлова «Вайа».                

                    Исполнение песни.

     Учитель: Наш земляк, поэт Н.В.Шубоссинни написал стихи «Малалла утар»

                     Теперь давайте вспомним, благодаря чему стихи получают вторую

                     Жизнь?

           Дети: Если они становятся песнями.

     Учитель: Правильно. Ф.Павлов написал музыку к стихам Н.Шубоссинни и

                     Получилась одна из массовых песен 30-х г.г. прошлого века.

                     Давайте, исполним эту песню.

Далее следует исполнение песни «Малалла утар».

Учитель: Какой характер у прозвучавшей песни?

Возможные ответы детей: Бодрый, жизнерадостный, оптимистичный.

Учитель: Правильно. 30-е г.г. были очень противоречивыми годами. Это

                были годы великих строек, массового трудового энтузиазма. Как

думаете, музыка помогала людям в труде и в других свершениях?

     Дети: Конечно, помогала.

    Учитель: Но это были и годы массовых репрессий, когда погибло очень

                    много невинных людей. В их числе оказались поэт Н.Шубоссинни

                    и учитель музыки Икковской школы В.П.Пикторинский.

    Учитель: Какие тяжелые испытания обрушились на нашу страну в первой

                    половине 40-х г.г. прошлого века?

          Дети: Великая Отечественная война.

    Учитель: Могли ли учителя Икковской школы остаться в стороне от этих

                    событий?

         Дети: Конечно, нет.

   Учитель: А вы знаете кого-нибудь из учителей Икковской школы, участни-

                   Ков Великой Отечественной войны?

   Дети, вероятно, назовут Ю.Е.Маркова.

   Учитель: Многие учителя Икковской школы ушли на фронт. 17 из них не

                   вернулись домой, они погибли на поле боя, защищая Родину.

                   Среди погибших были Ф.Н.Николаев и Г.И.Иванов в разное время

                   работавшие учителями музыки Икковской школы. Ф.Н.Николаеву

                   когда началась война, было уже 60 лет. Он мог бы остаться и в

                   тылу. Но он добровольцем в составе народного ополчения ушел на

                   фронт и погиб, защищая Москву. П.Ф.Тавинов, Ю.Е.Марков

                    воевали до победы над врагом, и после войны еще много лет

                    работали в школах. Ребята, как думаете, а во время войны музыка

                   нужна была?

  Далее проводится беседа, в ходе которой дети приводятся к выводу, что му-

  зыка очень помогала нашим солдатам, и всем кто трудился в тылу. Дети

  вспоминают кинофильмы о Великой Отечественной войне, где звучат песни.

  Вероятно, они назовут такие фильмы, как «В бой идут одни старики»,

  «Небесный тихоход», «Темная ночь».

  Учитель: Давайте споем одну из песен времен Великой Отечественной

                  войны.

  Дети исполняют песню «Шел ленинградский паренек».

  Учитель: Как думаете, какой характер музыки в этой песне?

  Возможные ответы детей: тревожный, грустный, оптимистичный и т.д.

  Учитель: В 50-е и в первой половине 60-х г.г. прошлого века учителем

                  В Икковской школе работал уроженец села Икково Ю.Е.Марков,

                  Участник Великой Отечественной войны, награжденный многими

                  Орденами и медалями. За успехи в педагогическом труде награжден

                  Знаком «Отличник народного просвещения» и удостоен почетного

                  Звания «Заслуженный учитель РСФСР». Во второй половине 60-х

                  И в 70-е г.г. музыку преподавали Власова и М.Л.Леонидов.

                  М.Л.Леонидов был первым учителем музыки Икковской школы,

                  который получил высшее музыкально-педагогическое образование.

                  В конце 70-х и в начале 80-х г.г. детей Икковской школы учили

                  музыке И.П.Кузнецов, И.Д.Евсеев и Л.И.Надеждин. И.Д.Евсеев и

                 Л.И.Надеждин в разное время закончили Чебоксарское музыкальное

                 училище имени Ф.Павлова по классу баяна. И.Д.Евсеев во время

                 учебы на музыкально-педагогическом факультете ЧГПИ имени

                 И.Я.Яковлева участвовал на Всесоюзном конкурсе исполнителей

                 среди студентов музыкально-педагогических факультетов и стал

                 дипломантом. М.Л.Леонидов и Л.И.Надеждин также были яркими

                 баянистами.

Учитель: Ребята, а в настоящее время у нас в школе звучит инструментальная

                музыка? Если звучит, кто у нас исполняет такую музыку?

Возможные ответы детей: Звучит. Дети, которые любят инструментальную музыку, занимаются в кружке баянистов и гармонистов. Они показывают

свое умение на различных мероприятиях, проводимых в школе и на концер-

тах.

Учитель: Давайте, исполним чувашские плясовые мелодии.

Дети на гармошках и ударных шумовых инструментах вместе с учителем исполняют чувашские плясовые мелодии.

Учитель: Какая музыка звучала?

      Дети: Веселая, быстрая, задорная.

Учитель: А как думаете, почему людям нужна такая музыка?

Далее в беседе дети приводятся к выводу, что музыка помогает людям в самых

разных жизненных ситуациях, и в горе и в радости, помогает интереснее жить.

Учитель: В последние 24 года уроки музыки в школе веду я. На этом уроке

                послушаем одну из моих песен. Ваша задача такая, определить

                характер музыки и кто исполняет песню?

В записи звучит песня А.Печникова и М.Гурьевой «Шупашкар». В беседе,

проводимой после слушания песни, дети вероятно скажут, что это была бодрая, оптимистичная и немного торжественная музыка. Скорей всего узнают

и исполнителя, Народного артиста Чувашской Республики Ивана Христофо-

рова.

Учитель: Мелодия этой песни сначала родилась без стихов. Потом я долго

                Искал подходящие стихи, и нашел их в журнале «Ялав».  

Далее в беседе дети, вероятно, скажут, что музыка и стихи нашли друг-друга

и родилась вот эта песня. А если бы они не встретились, то они не получили свою вторую жизнь. Делается вывод, что литература и музыка дополняя друг-

друга взаимно обогащаются, музыка способна очень сильно влиять на людей,

а учителя музыки Икковской школы много сделали для развития культуры и

искусства в Чебоксарском районе и в республике.

Оценка работы учащихся на уроке.

Учитель: А теперь наш сегодняшний урок подошел к концу. Давайте завершим

                Задорной, веселой песней.

Звучит песня А.Печникова и П.Ялгира «Сута еметсем», и под эту же песню

дети выходят из класса.  

 

   

                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТЫ составлены к параграфам по учебнику для 9 класса "Всеобщая история. Новейшее время. XX - начало XXI века" Данилова Д.Д., Кузнецова А.В. и др. ОС "Школа 2100"

Тесты к учебнику Всеобщая история 9 класс, Д.Д. Данилов и др. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА "Школа 2100".Содержат различные типы заданий: тест, работа с текстом, выявление лишнего элемента в логической цепо...

Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Экскурсия в историю создания авторской песни...

Правители России и СССР (начало ХХ века - настоящее время)

В презентации кратко изложены сведения о правителях Российского государства и СССР с момента Февральского этапа Великой Российской революции по настоящее время (2017 г.). Рекомендуется для учителей ис...

конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"

Конспект урока составлен по программе Критской - Сергеевой, 5 класс, 2 полугодие...

конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое в настоящее"

Произведения искусства о подвиге А.Невского...

Конспект урока музыки в 6 классе Тема: «Моцарт и Чайковский. Сквозь время»

Задачи:1. направленные на достижения личностных результатов:формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте;развитие чувств доброжелательности и эмоционал...