Музыка как средство развития восприятия у школьников
учебно-методический материал по музыке (5, 6, 7 класс) на тему

Щеглова Светлана Владимировна

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. «В основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь», как писал Б. Яворский. Основной путь развития музыкального восприятия – это повышение тонкости звуковысотного слуха и его производных, а также расширение круга знаний слушателя о музыкальных стилях, жанрах, формах. Для формирования у школьников эмоционального отношения к музыкальному образу Педагог создает условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку; подводит к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств.

У школьников формируются: •навыки культурного слушания, •умение рассуждать о музыке, •умение давать эстетическую оценку  содержанию музыкального произведения.

В презентации описаны методы и приемы подготовки школьников к эмоциональному восприятию музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка как средство развития восприятия у школьников учитель музыки МБОУ Академического лицея города Томска Томской области Щеглова С.В.

Слайд 2

Развитие восприятия музыки – основа воспитания музыкальной культуры школьников Развитие восприятия музыки – важнейшая задача музыкального воспитания школьников, которое происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности. Восприятие музыки – самостоятельный вид деятельности на уроке. Основа восприятия музыки – активная музыкальная деятельность, направленная на освоение художественно-ценных произведений.

Слайд 3

Особенности музыкального восприятия Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Слайд 4

Музыка воздействует благодаря комплексу выразительных средств: Лад Темп Тембр Динамика Метроритм

Слайд 5

Восприятие музыкальных образов происходит в результате творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт (музыкально-слуховой и жизненный).

Слайд 6

Б.Л. Яворский: «В основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь».

Слайд 7

Б.Ф. Асафьев предложил ряд общепризнанных теперь педагогических приемов: Ознакомление путем «живого исполнения». Понятие о тождестве и контрасте. Понятие о повторяемости или возвращаемости подобного. «внедрение в сознание» основных музыкальных форм.

Слайд 8

Социально-психологические факторы восприятия Основной путь развития музыкального восприятия – это повышение тонкости звуковысотного слуха и его производных, а также расширение круга знаний слушателя о музыкальных стилях, жанрах, формах.

Слайд 9

Влияние на характер музыкальных предпочтений музыкальные способности принадлежность к социально-демографическому слою возраст уровень образования место жительства

Слайд 10

Исследования музыкальных интересов школьников Участвовало 750 старшеклассников отношение: к музыкальной классике к русской народной песне к авторской самодеятельной песне к тяжелому року к диско-музыке

Слайд 11

Формирование у школьников эмоционального отношения к музыкальному образу Педагог создает условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. подводит к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств.

Слайд 12

У школьников формируются: навыки культурного слушания умение рассуждать о музыке умение давать эстетическую оценку содержанию музыкального произведения

Слайд 13

Младшие школьники «Прогулка» и «Сказочка» С.С. Прокофьева «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского «Ласковая просьба» Г. Свиридова «Смелый наездник» Р. Шумана «Вальс-шутка» Д.Д.Шостаковича

Слайд 14

Старшие школьники «Пятая симфония» Л.В. Бетховена «Лунная соната» Л.В. Бетховена «Фантазия» А. Рябова Симфонические произведения П.И. Чайковского

Слайд 15

Объем слухового внимания школьников 1-2 класс – 1-1,5 минуты 3 класс – около 3х минут 4 класс – 4-5 минут подростки – 15-17 минут

Слайд 16

Особенно яркое воздействие на школьников оказывает «живое», выразительное исполнение произведения учителем.

Слайд 17

Методы и приемы подготовки школьников к эмоциональному восприятию музыки вступительное слово учителя использование произведений других видов искусства вокализация тем музыкальных произведений

Слайд 18

Формирование осознанного восприятия музыкального образа на начальном этапе осмысление жанровых особенностей музыки формирование способности следить за развитием музыкального образа расширение словарного запаса учащихся многократное повторение произведения

Слайд 19

Этапы формирование восприятия музыкального произведения знакомство с произведением анализ произведения восприятие произведения на основе полученного опыта сравнивание произведения с другими, ранее не слышанными

Слайд 20

Восприятие серьезной и легкой музыки Серьезная музыка Легкая музыка Высокая сложность Наиболее существенная роль среди выразительных средств принадлежит гармонии Наибольшее значение имеют крупные формы Художественный образ, как правило, гармоничен Восприятие носит сосредоточенный и углубленный характер Направленность переживание – интровертированная Разрядка музыкального переживания осуществляется в образах фантазии и представлений Низкая сложность Наиболее существенную роль среди выразительных средств играет ритм Преобладают мелкие формы Художественный образ преимущественно статичен Восприятие часто бывает рассеянно – поверхностным Направленность переживания – экстравертированная Разрядка переживания может осуществляться в активном движении

Слайд 21

Серьезная музыка Легкая музыка Музыкальное произведение требует, чтобы слушатель «поднялся» до его уровня Музыка отделена от повседневной жизни, не создается для организации ее фона, но является самоцелью для решения эстетических задач Музыка приобщает слушателя к вечным идеалам всего человечества по принципу «везде и всегда»? Выразительные средства стремятся к оригинальности и самобытности Наибольшую ценность в глазах слушателя имеют старые произведения Популярность музыки во многом обусловлена с личностью композитора Самосознание личности концентрируется в индивидуальном переживании слушателя. Музыкальное произведение как бы «нисходит» к потенциальным возможностям слушателей Музыка неотделима от повседневной жизни, которой она нередко служит фоном для решения внеэстетических задач Музыка приобщает индивида к жизни в непосредственном социальном окружении по принципу «здесь и сейчас»? Выразительные средства имеют тенденцию к унификации Наибольшую ценность в глазах слушателей имеют новые произведения Популярность музыки обеспечивается личностью исполнителя Самосознание слушателя растворяется в коллективном переживании

Слайд 22

Восприятие музыки и проекция личности Музыкальное произведение в силу своей многозначности допускает очень много толкований и поэтому является удобным инструментом для исследования личности слушателя.

Слайд 23

Музыкальное произведение Ориентация На собственное благополучие На отношения с другими людьми Общественная Бородин «Ноктюрн» Мысли о собственном невезении либо довольство собой. Приятное созерцание. Мечты о приятной встрече, о любви, желание добра близким людям. Размышления о смысле жизни, о своем месте в обществе. Шостакович «Праздничная увертюра» Картины разного рода увеселений, радость без причин. Радость от встречи с друзьями Народный праздник, радость победы народа над врагом. Радость творчества. Чайковский «Финал Симфонии №6» Мысли о собственном поражении, одиночестве и безысходности, тоска о прошлом. Сострадание горю другого человека, разлука с близкими. Скорбь народа в память о великом человеке. Память о погибших в войне. Чайковский «1-ая часть Шестой симфонии» Мотивы преследования, крушения личных планов, мысли о самоубийстве. Мотивы потери близких людей. Стремление к другу, попавшему в беду Картины общественных бурь, борьба добра со злом. Борьба народа за социальную справедливость.

Слайд 24

Типы эмоциональной направленности личности альтруистическая любовная гедонистическая пуническая романтическая эстетическая

Слайд 25

Развитие музыкального восприятия научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором. включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации.

Слайд 26

Специальные музыкальные способности слух память мышление воображение

Слайд 27

Занятия включают в себя: пение в хоре занятия ритмикой повторное прослушивание музыкальный произведений разучивание мелодических тем изучение биографий композиторов

Слайд 28

Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия : выявление главного настроения; определение средств музыкальной выразительности; рассмотрение особенностей развития художественного образа; выявление главной идеи произведения; понимание позиции автора; нахождение в произведении собственного личностного смысла.

Слайд 29

Выводы: Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия способствуют развитию интересов и вкусов обучающихся, формированию у них музыкальных потребностей. Развитие музыкального восприятия связано с обогащением художественного и жизненного опыта слушателя, а также постановкой перед ним проблемных заданий и вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник упражнений для развития восприятия младших школьников

Сборник содержит упражнения и дидактические игры для развития зрительного восприятия. Для психологов, педагогов, родителей....

« ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ УРОКА МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ».

В практике преподавания музыки в школе арттерапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арттерапевтические методики, широко используемые психотерапевтами...

Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Для преодоления недостатков слухового восприятия, необходимо учить  детей понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности...

Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия у детей с нарушениями речи решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....