"Штрихи"
презентация к уроку по музыке по теме

Харизова Юлия Олеговна

Цель данной работы - ознакомление с основными гитарными штрихами и упражнениями для их отработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_plan_uroka_harizova_yu.o.shtrihi_2.doc73.5 КБ
Office presentation icon gitara.ppt414.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия: «Штрихи».

Тип учебного занятия – комбинированное занятие.

Цель: познакомить учащихся с основными штрихами и упражнениями для их отработки

Задачи:

образовательные

  • формирование теоретических знаний о штрихах;
  • ознакомление детей с жанрами, в которых используются те или иные штрихи;
  • обучение детей чтению и игре по специальной аббревиатуре;
  • обучение игре упражнений для отработки штрихов и координации пальцев правой руки;
  • ознакомление детей с жанром «баллады»

развивающие

  • закрепление навыков аппликатуры, обозначения пальцев правой руки;
  • развитие чувства ансамбля;

 

воспитательные

  • воспитывать любовь к авторской песне

 

Методы обучения – объяснение, демонстрация примеров, обучение игре на инструменте.

Оборудование и материалы: инвентарь, используемые материалы – гитары, медиатор, доска, тексты и аккорды песен, фонограмма песни «Королевна» гр. Мельница.

Тип занятия: сообщение новой темы.

Формы организации занятия: индивидуальная, фронтальная, работа по группам

Методы и приемы:

наглядные:  показ способов действия, схемы, прослушивание аудиозаписи;

словесные: рассказ, беседа, вопросы, напоминания, поощрения, практические приемы;

практические: самостоятельная игра упражнений.

Словарная работа: активизировать в речи детей термины – штрих, баллада, переменный бас.

Предварительная работа: подбор аудиозаписи, текстов песен с аккордами, разработка упражнений.

Используемая литература.

  1. Мед Д. Мастер-класс игры на акустической гитаре. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004. – 102 с.
  2. Павленко Б. М. Поем под гитару. Учебно-методическое пособие по аккомпанементу и пению под шестиструнную гитару. Выпуск I – III. Ростов н/Д : изд-во «Феникс», 2004 г. – 120 с.

Примерное содержание учебного занятия

Этап занятия.

Содержание этапа занятия.

Действия воспитанников.

Время.

1.

Вводная часть.

5 мин.

Сообщение темы и плана занятия (постановка задач).

Подготовка рабочего места.

5 мин.

2.

Основная часть.

30 мин.

Проверка имеющихся знаний, умений и навыков.

Пальцы какой руки обозначаются буквами p, i, m, a? Какую струну обозначает каждая буква?

Ученики отвечают на вопросы.

5 мин.

Знакомство с новым материалом

Штрихи 1 - 6

Учащиеся слушают объяснение учителя по каждому штриху

5 мин.

Прослушивание баллады «Королевна» гр. Мельница

5 минут

Физкультминутка.

5 минут

Упражнения

Разбор и игра упражнений для развития пальцев правой руки

Учащиеся слушают, а затем пробуют сыграть упражнения

10 мин.

3.

Подведение итогов.

5 мин.

Обобщение

материала занятия.

Учащиеся перечисляют то, что запомнили на уроке.

5 мин.

Ход урока:

Приветствие учителя, проверка отсутствующих.

«Тема нашего урока: «Штрихи». Мы с вами разберем основные виды штрихов и переборов. Рассмотрим упражнения для отработки штрихов и координации пальцев правой руки.

Повторим то, что изучали на прошлых занятиях. Пальцы правой руки обозначаются латинскими буквами: «p», «i», «m», «a».

Вы помните, что буква «p» соответствует большому пальцу правой руки и 4, 5 и 6 струнам. Струна, которую будет дергать этот палец, соответствует басу поставленного левой рукой аккорда. Рассмотрим это на примере аккорда Am. Жирная черта на 5 струне на этой схеме означает, что это бас – основная нота аккорда. Также, она означает, что большой палец при игре штрихов стоит именно на этой струне.

Остальные пальцы стоят на строго определенных струнах и не меняются местами. Если, например, вам удобнее играть переборы одним пальцем, быстрого темпа вы таким образом не добьетесь. Если же перебор играть при помощи медиатора, для достижения хорошей скорости необходимо менять направления ударов: вниз, вверх, вниз, вверх и т.д.

Буква «i» соответствует указательному пальцу и 3 струне.

Буква «m» - средний палец и 2 струна.

Буква «a» - безымянный палец и 1 струна.

Теперь непосредственно перейдем к теме сегодняшнего урока. Для удобства записи и понимания, штрихи записываются этими же буквами. Чтобы сыграть штрих, нужно соотнести палец с соответствующей струной. А порядок букв в штрихе подскажет какую струну за какой дергать.

Рассмотрим все 6 штрихов подробнее.

Штрих 1 – (pima). Скобки в штрихе обозначают, что заключенные в них струны дергаются одновременно. Это значит, что мы располагаем пальцы на соответствующих струнах и дергаем все 4 струны разом. При этом три нижних пальца движутся снизу вверх, а большой палец движется вниз.

Данный штрих часто используется в военных песнях, давая им четкий ритм».

Преподаватель играет и поет отрывок из военной песни «Последний бой».

«Штрих 2 – p(ima). В данном штрихе бас вынесен за скобки. Это означает, что сначала отдельно дергается бас, а затем – три нижние струны одновременно.

Этот штрих часто используется в шуточных песнях».

Преподаватель играет и поет отрывок «Песенки разбойников» из мультфильма «Бременские музыканты».

«Штрих 3 – p(ima)(ima). Бас вынесен за скобки и скобка повторяется 2 раза.

Штрих используется для игры вальсов.

На прошлом занятии мы с вами записали песню Олега Митяева «Как здорово!». Открывайте свои тетради, сейчас попробуем спеть ее все вместе. Будьте внимательны, не пойте слишком громко, чтобы не сорвать голос. Шире открывайте рот и четче артикулируйте. Не перенапрягайте голосовые связки».

Преподаватель и дети поют песню О. Митяева «Как здорово!».

«Штрихи 4 и 5 еще называются переборами. Рассмотрим каждый подробнее.

Штрих 4 – pimami. В этом штрихе скобки отсутствуют, а это значит, что струны дергаются поочередно. Мы спускаемся вниз и снова поднимаемся до 3 струны.

Также, существует укороченный вариант этого штриха. Он используется, если в песне аккорды сменяются в два раза быстрее».

Преподаватель играет и поет отрывок из песни «Это всё» группы «ДДТ».

«Штрих 5 – pimiaimi. В этом штрихе все остальные струны чередуются с 3 струной.

Штрих, в основном, используется для игры медленных лирических песен, баллад. Давайте прослушаем одну из них».

Учащиеся слушают балладу «Королевна» группы «Мельница».

«Сейчас мы с вами проведем небольшую физкультминутку.

  1. Поочередные круги руками вперед на каждый шаг;
  2. Ходьба на носках с полуприседаниями, руки вверх;
  3. Отведение назад на каждый шаг поднятых вверх и соединенных в замок рук;
  4. Имитация движений рук боксера;
  5. Из исходного положения руки вверх в «замок», наклоны туловища-в стороны;
  6. Подскоки на правой ноге, то же на левой;
  7. Поднимать правую согнутую ногу коленом к груди, то же левой;

Теперь разделитесь на пары.

  1. И.п. — стойка ноги врозь, лицом друг к другу, руки на плечи («качели»). Наклоны туловища вперед;
  2. И.п. — стоя лицом друг к другу, ноги врозь, правая (левая) впереди, упереться ладонями. Поочередно с силой сгибать и разгибать руки, преодолевая сопротивление партнера;
  3. И.п, — стоя лицом друг к другу, взяться за руки. Повернуться, не отпуская рук партнера, вправо, влево;
  4. И.п. — стоя спиной друг к другу на расстоянии шага, взявшись под руки, приседания. Спины плотно прижаты, ноги на всей ступне;
  5. И.п. — стоя лицом друг к другу, взявшись за руки. Выбрасывать вперед и в сторону одноименную ногу».

Учащиеся повторяют за педагогом движения.

«До перерыва мы с вами прослушали балладу «Королевна». Давайте теперь ее немного обсудим. Кто знает что такое «баллада»?»

Дети делятся своими знаниями из уроков литературы.

«Правильно. Баллада – это лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. В нашем случае это – рок-баллада. Рок-баллада (англ. rock ballad; в английском языке также используется название power ballad) — тип песни в рок-музыке, представляющий собой медленную, мелодичную лирическую композицию.

Баллады часто записываются с использованием акустических гитар и/или фортепиано (вследствие чего велико количество кавер-версий именно на баллады), иногда электрические гитары вступают в завершающей части песни. Партии ударных инструментов в балладах могут отсутствовать, либо играть незначительную роль. Имеются примеры использования в балладах самых различных акустических инструментов, не имеющих отношения к рок-музыке: скрипка, виолончель, флейта, мандолина, а также использования клавишных при отсутствии в составе группы клавишника; при этом на записи клавишные партии исполняет кто-либо из участников группы, а при живых выступлениях — проигрываются Портативной студией. Часто баллады записываются в акустических (с акустическими гитарами), симфонических (с симфоническим оркестром), оркестровых (с некоторыми инструментами оркестра) аранжировках. Баллады не считаются отдельным жанром в роке, так как их записывают группы почти из любого жанра (кроме самых экстремальных, таких как дэт-метал или хардкор).

Термин «баллада» восходит к одноимённому поэтическому жанру, но сохраняет с ним мало связи. Баллада в классическом значении близка к эпосу: это короткая история, рассказанная в стихах. Рок-баллады ближе к лирике, их тексты могут быть бессюжетны и выражать эмоции автора и исполнителя. Тексты рок-баллад иногда отличаются от стандартных рок-текстов, являясь более лирическими и меланхоличными, менее агрессивными. Часто тексты рок-баллад посвящены любви, печали или иным возвышенным чувствам.

Баллады относятся к более «радио-дружественным» разновидностям рок-песен. Их часто выпускают отдельными синглами, снимают на них видеоклипы. Считается, что баллады легче воспринимаются аудиторией и могут быть популярны даже далеко за пределами «целевой аудитории» рокеров. Они также легче проходят в «формат» радиостанций и телеканалов.

Среди фанатов существует традиция зажигать свечи или зажигалки при исполнении баллад, и покачивать ими в такт песне.

Чем на ваш взгляд прослушанная нами баллада отличается от обычной песни? Да, песня, как правило, состоит из куплета и припева. В данном же случае нет ни четко определенного куплета, ни припева. Идет непрерывное изложение текста. Какие инструменты использованы в этой балладе?»

Учащиеся перечисляют оркестровые инструменты.

«Штрих 6 – pi(ma)i. В штрихе вновь присутствуют скобки. Значит, две нижние струны дергаются вместе.

Этот штрих тоже, как правило, используется в военных песнях».

Преподаватель играет и поет отрывок военной песни «Долина смерти».

«Теперь откройте свои тетради. На прошлом уроке мы с вами записали упражнения. Давайте разберем их вместе».

Упражнения:

  1. pamiamia;
  2. pimaimai;
  3. pimiaimi;
  4. pimipimi;
  5. pmiaim;
  6. paimpi;
  7. ppimamii;
  8. pipmiaim;
  9. p/aip/mi или (pa)i(pm)i.

Упражнения играются по тем же законам, что и штрихи. Особого внимания заслуживают 4, 6, 7, 8 и 9 упражнения. 4, 6 и 8 упражнения играются по одному принципу – во всех трех бас повторяется дважды. За первым разом дергается 6 струна, за вторым – 4 струна. Это называется переменный бас.

В песнях, особенно если один и тот же аккорд повторяется несколько раз подряд, используют перемену баса, чтобы разнообразить аккомпанемент.

В 7 упражнении первая и последняя буквы повторяются 2 раза. Это так называемый американский 5 штрих. Играются 2 баса подряд, в зависимости от баса аккорда, или 6 – 4, или 5 – 4. А в конце штриха указательный палец дергает сначала 3, а затем 4 струну.

В 9 упражнении пальцы, обозначенные через черту или в скобках, дергаются одновременно. Будьте внимательны – каждому пальцу соответствует своя струна. А теперь берем в руки гитары и пробуем сыграть эти упражнения. Не забудьте о том, как необходимо держать инструмент, в каком положении должны быть корпус и руки. Сядьте на край стула, спину держите прямо, локоть левой руки отведите назад, локоть правой руки положите сгибом на ребро барабана гитары. При игре правой рукой двигаться должны только пальцы. Не отводите от струн всю руку. Если что-то не понятно или не получается, я подойду и помогу».

Берем правильно инструменты и пробуем сыграть упражнения.

«Молодцы! Если что-то не получается с первого раза, не расстраивайтесь.

Наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня для себя узнали?».

Учащиеся перечисляют то, что узнали на уроке.

«Всем спасибо! На этом наш урок окончен».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШТРИХИ педагог дополнительного образования I квалификационной категории Харизова Юлия Олеговна Lia59@rambler.ru

Слайд 2

Содержание Цели и задачи Штрихи Штрих 1 Штрих 2 Штрих 3 Штрих 4 Штрих 5 Штрих 6 Упражнения Использованная литература

Слайд 3

Цель: ознакомление с основными штрихами и упражнениями для их отработки Задачи: образовательные формирование теоретических знаний о штрихах; ознакомление с жанрами, в которых используются те или иные штрихи; обучение чтению и игре по специальной аббревиатуре; обучение игре упражнений для отработки штрихов и координации пальцев правой руки; развивающие закрепление навыков аппликатуры, обозначения пальцев правой руки;

Слайд 4

Штрихи В исполнении штрихов используется правая рука. Мизинец правой руки, как правило, в игре не участвует. Только в авторских техниках. Пальцы правой руки обозначаются латинскими буквами: « p », « i », « m », « a ».

Слайд 5

Буква « p » соответствует большому пальцу правой руки и 4, 5 и 6 струнам. Струна, которую будет дергать этот палец, соответствует басу поставленного левой рукой аккорда. Рассмотрим это на примере аккорда Am . На рисунке у 6 струны стоит «х». Он означает, что эта струна не используется. Значит, большой палец при игре штрихов с этим аккордом стоит на 5 струне.

Слайд 6

Остальные пальцы стоят на строго определенных струнах и не меняются местами. Если, например, некоторым удобнее играть переборы одним пальцем, быстрого темпа таким образом не добиться. Если перебор играть при помощи медиатора, для достижения хорошей скорости необходимо менять направления ударов: вниз, вверх, вниз, вверх и т.д. Буква « i » соответствует указательному пальцу и 3 струне. Буква « m » - средний палец и 2 струна. Буква « a » - безымянный палец и 1 струна.

Слайд 7

Для удобства записи и понимания, штрихи записываются этими же буквами. Чтобы сыграть штрих, нужно соотнести палец с соответствующей струной. А порядок букв в штрихе подскажет какую струну за какой дергать.

Слайд 8

Штрих 1 – ( pima ) Скобки в штрихе обозначают, что заключенные в них струны дергаются одновременно. Это значит, что мы располагаем пальцы на соответствующих струнах и дергаем все 4 струны разом. При этом три нижних пальца движутся снизу вверх, а большой палец движется вниз. Данный штрих часто используется в военных песнях, давая им четкий ритм.

Слайд 9

Штрих 2 – p ( ima ) В данном штрихе бас вынесен за скобки. Это означает, что сначала отдельно дергается бас, а затем – три нижние струны одновременно. Этот штрих часто используется в шуточных песнях. Например, частушки и «Песенка разбойников» из м/ф «Бременские музыканты».

Слайд 10

Штрих 3 – p ( ima )( ima ) Бас вынесен за скобки. Это значит, что он играется отдельно. А скобка в данном штрихе проигрывается 2 раза. Штрих используется для игры вальсов.

Слайд 11

Штрих 4 – pimami Следующие три штриха еще называют переборами. В простонародье данный штрих называется «шестерка», т. к. играется на 6 счетов. В этом штрихе скобки отсутствуют, а это значит, что струны дергаются поочередно. Мы спускаемся вниз и снова поднимаемся до 3 струны. Также, существует укороченный вариант этого штриха - pimipimi . Он используется, если в песне аккорды сменяются в два раза быстрее

Слайд 12

Штрих 5 – pimiaimi Второе название этого штриха – «восьмерка». В этом штрихе снова нет скобок. Как можно увидеть на схеме, все остальные струны чередуются с 3 струной. Штрих, в основном, используется для игры медленных лирических песен, баллад.

Слайд 13

Штрих 6 – pi ( ma ) i В штрихе вновь присутствуют скобки. Значит, две нижние струны дергаются вместе. Этот штрих тоже, как правило, используется в военных песнях. Еще этот штрих называется «штрихом третьего вида».

Слайд 14

Упражнения Данные упражнения очень полезны для отработки координации пальцев правой руки pamiamia ; pimaimai ; pimipimi ; pmiaim ; paimpi ; ppimamii ; pipmiaim ; (pa)i(pm)i.

Слайд 15

Использованная литература Мед Д. Мастер-класс игры на акустической гитаре. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004. – 102 с. Павленко Б. М. Поем под гитару. Учебно-методическое пособие по аккомпанементу и пению под шестиструнную гитару. Выпуск I – III . Ростов н/Д : изд-во «Феникс», 2004 г. – 120 с.

Слайд 16

Спасибо за внимание ! Харизова Юлия Олеговна Lia59@rambler.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais   22.03.2011 г. Открытый урок Л.А. Сопиной, преподавателя вокально-хорового отде...

«МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАЯНА И АККОРДЕОНА, ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ И ШТРИХИ»

Чтобы в полной мере овладеть исполнительскими приемами игры на баяне и аккордеоне, каждому обучающемуся необходимо знать и использовать на практике выразительные возможности своего инструмента, ...

Рисование штрихом

Учить изображать признаки рисуемых объектов - "колючесть", передавать штрихами фактуру веток ели....

Штрихи истории ложатся на страницы

Проведение внеклассного мероприятия,посвященного Отечественной войне 1812 года....

Тест по МХК "Штрихи к портрету"

Учебный атериал для промежуточного контроля знаний по теме "Боги и герои Древней Греции"...

Рисование животных с помощью штриха

освоение приемов рисования животных  с помощью штриха...

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке.

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке....