Изучение и развитие индивидуальных музыкальных особенностей детей в Дошкольном возрасте
методическая разработка по музыке на тему

Зырянова Татьяна Владимировна

Определение структуры музыкальности в психолого-педагогической литературе.

Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависят и направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т.д.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Изучение и развитие индивидуальных музыкальных особенностей детей в

Дошкольном возрасте»

Выполнил:

Зырянова ТатьянаВладимировна

(ФИО)

преподаватель  по классускрипки

(должность)

НР БОУ ДОД «ДМШ№1» пгт.Пойковский

(местоработы)

«Держа в руках скрипку, человек неспособен совершить плохое».

(гласит старинная мудрость)

Пояснительная записка

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственного-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка. Изучение и развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач стоящих перед педагогами, потому что именно ранний детский возраст является сенситивным по отношению к развитию всех основных психических процессов ,способностей ,в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание музыкального вкуса, интересов детей. Изучение проблемы развития музыкальных способностей  дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении помочь педагогам музыкальных школ выбрать и выявить детей с особым музыкальным даром для дальнейшего обучения в музыкальной школе. Эта проблема привлекает внимание своей актуальностью и стала основной темой данной работы "Изучение развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста".

Гипотеза: можно предположить, что использование в работе с детьми разнообразных видов музыкальной деятельности способствует музыкальному развитию дошкольного возраста как одного из средств развития музыкальных способностей.

Цель  данной  работы  состоит  в  разработке  диагностических средств


выявления музыкальных способностей детей.

Задачи:

1 Изучить        музыкально-педагогическую        литературу        по        проблемам развития музыкальных способностей.

2 Дать общую характеристику музыкальным способностям ивидам деятельности.

3 Опираясь        на        научные        труды        разработать        инструментарий        для выявления музыкальных способностей детей  .

Основная часть

Раздел1 .

  1. Определение структуры музыкальности в психолого-педагогической литературе.

Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависят и направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т.д.

Б.М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И.П. Павлова, он признавал врожденными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения).Врожденные свойства нервной системы Б.М.Теплов отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей.

Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных способностей ,Б.М.Теплов указывает на наличие у человека общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (ноне только в ней). Это творческое воображение, внимание ,вдохновение, творческая воля, чувство природы и.т.д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие «музыкальная одаренность» .Б.М.Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей — общих и специальных. Особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими. Поэтому музыкальность не сводится к одной способности: «Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей».


У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей, определяющее успех протекания той или иной деятельности. «Проблема музыкальности,— подчеркивает Б.М. Теплов,— это проблема, прежде всего качественная, а неколичественная». У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик ,а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы ,следовательно, должны быть пути ее развития.

Музыкальность определяется как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления, выделяют три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

  1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что-то же, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
  2. Музыкально-слуховые представления. Эту способность можно иначе назвать слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.
  3. Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить движения. Наряду с ладовым чувством, оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Этот комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности и образует основное ядро музыкальности.

  1. Виды музыкальной деятельности дошкольников.

Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. Музыкальная деятельность дошкольников –это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства(а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально- образовательную деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Деятельность эстетического восприятия - это сложное социальное явление, характеризующееся единством эмоционального и интеллектуального. Она предполагает целостное и целенаправленное видение прекрасного, его оценку, включающую в себя индивидуальность проявлений и эмоциональность переживаний. Одним из основных видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие музыки. Основной о. Исполнительская деятельность - это воспроизведение усвоенной системы действий   в   определенных   условиях.   Основные   виды   исполнительской


деятельности в дошкольном возрасте – это пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах.

Пение имеет в жизни ребенка огромное значение. Голос – это первый универсальный музыкальный инструмент, которым овладевает ребёнок. Пение – наиболее доступный исполнительский вид деятельности и вместе с тем, пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. Музыкально-ритмические движения как вид деятельности также играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Игра на детских музыкальных инструментах– один из видов коллективной исполнительской деятельности дошкольников. Ее назначение — способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт детей, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, восприятие звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры.

Включение в занятие игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач:

  1. Стимулировать исполнительскую деятельность детей;
  2. способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов;
  3. воспитать интерес к игре в оркестре; различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания;
  4. активизировать развитие музыкальных способностей;
  5. способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.

Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Овладение перечисленными видами музыкальной деятельности позволяет ребенку встать наследующую ступень - ступень к овладению творческой деятельностью.

Раздел2.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКАМУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

Аспектдиагностики

Методыдиагностики

Диагностикаэмоциональной отзывчивости намузыку

Игровыезадания:

— «Выбери музыку» (Л. В.Школяр);

— «Музыкальнаяпоиграй-ка»;

— «Хочудослушать»

Диагностикатемпо- метрическогослуха

Игры-тесты:

— тест-игра«Ладошки»;

— воспроизводящийтест;— воспринимающийтест


Диагностиказвуковысотного (ладово-регистрового мелодического и гармонического)слуха

Игровыезадания:

— «Кот икотенок»;

  • «Кудаидетмелодия?»;
  • гармоническаязагадка

Диагностикатембровогослуха

Игровоезадание «Тембровыепрятки»

Диагностикадинамическогослуха

Игровоезадание «Громко —тихо»

Диагностикачувствамузыкальнойформы

Игровоезадание «Незавершеннаямелодия»

Диагностическая ситуация «Музыкальная поиграй-ка»

Цель — выявить степень выраженности потребности ребенка в музыкальных видах деятельности.

Стимульный материал: различные игровые предметы, в числе которых находятся и музыкальные. В разных секторах комнаты представлены три класса предметов:

  • музыкальные: металлофон, ксилофон, треугольник, флейта, синтезатор, гитара, балалайка, аккордеон, баян, пианино, магнитофон (с записями музыки);
  • изобразительные: карандаши, краски, бумага (разная по формату и цвету), пластилин, ножницы, клей, нитки, журналы с красочными картинками ит.п.;
  • спортивные: скакалка, различные по размеру мячи, игрушечный футбол или хоккей и т.п.

Ход диагностики.

Диагностика проводится в 4 этапа.

  1. этап. Педагог-исследователь предлагает ребенку поиграть и при получении согласия вводит в комнату с игровыми предметами. Затем испытуемому сообщается, что педагогу нужно ненадолго отлучиться и что ребенок сам может поиграть в любые находящиеся в комнате игры. Оставив ребенка одного, исследователь наблюдает за тем, какой группе игр ребенок отдал предпочтение. Если его привлекла группа музыкальных инструментов ,в протокол заносится 1 балл. Если ребенка  первоначально заинтересовали другие (немузыкальные) группы предметов — 0 баллов.
  2. этап. Ведется наблюдение за тем, как ребенок использует музыкальные инструменты. Признаки мотивационной направленности на музыкальную деятельность: продолжительная увлеченность одним инструментом (+1 балл); пробное музицирование на нескольких инструментах (+ 2 балла); увлеченное и продолжительное музицирование на одном-двух инструментах (+ 3 балла).
  3. этап. Процедура исследования усложняется введением «сбивающего фактора». Исследователь появляется в комнате и, похвалив ребенка за его самостоятельность в использовании музыкальных игр (и проявив интерес к его игровым результатам), предлагает ему заняться чем-нибудь другим, например порисовать, пораскрашивать или поиграть в мяч. Такое предложение выступает в качестве фактора помехи тому виду деятельности,


который ребенок самостоятельно избрал. В случае, если ребенок отказывается от предложения взрослого и продолжает самостоятельно заниматься музыкальными играми-предметами, в протокол заносятся еще 4 балла.

  1. этап. Исследователь начинает заниматься рисованием (или другой, незвуковой игрой). Если и в этой ситуации отвлечения в течение 30—60 секунд ребенок не подходит с заинтересованным видом к педагогу, в протокол заносятся еще 5 баллов.

Уровень мотивационной готовности. Низкий уровень — 0—4 балла. Средний уровень — 5—9 баллов. Высокий уровень — 10—16 баллов.

Диагностическая ситуация «Хочу дослушать»

Данный метод предполагает естественную ситуацию слушания музыки на занятии. Музыкальный руководитель намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте звучания. Ситуация незавершенности музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию- просьбу завершения прослушиваемой (исполняемой) музыки. Поэтому после остановки музыки на кульминации исследователь обращается к детям с вопросом: «Будем ли дослушивать (доигрывать) музыку до конца ,или достаточно того, что уже прозвучало?»

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности.

  • проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность и развитие у ребенка интереса к музыкальной деятельности;
  • индифферентное или отрицательное отношение (отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация и отсутствие интереса к музыкальной деятельности.

Тест-игра «Ладошки»

Цель — выявление уровня сформированное метроритмической способности. Стимульный материал: русская народная песня «Во поле березка стояла»;М. Карасев «Елочка»; Детская песня «Петушок».

Задание для детей: «Сейчас мы споем песенку и прохлопаем ее в ладоши. А затем „спрячем» голос и „споем» одними ладошками».

Интерпретация данных:

  • точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов — высокий уровень (3 балла);
  • воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) — средний уровень (2 балла);
  • адекватное метрическое исполнение с пением 4—5 тактов—слабый уровень (1 балл);
  • неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса—   низкий уровень (0 баллов).

Воспроизводящий тест


Цель — выявить уровень развития чувства ритма. Стимульный материал: музыкальные фрагменты, отражающие различную степень ритмической сложности.

Задание для ребенка: «Прохлопай, пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте (фортепиано) мелодий». (Вначале ребёнку показывается образец исполнения ритма, чтобы убедиться в правильности понимания им смысла задания.)

Интерпретация данных: Sнизкий уровень ритмической регуляции —ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей, чередование половинных и четвертных длительностей; Sсредний уровень ритмической регуляции — умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, то есть элементы пунктирного ритма; sвысокий уровень ритмической регуляции — использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

Воспринимающий тест

Цель — выявить способность адекватного восприятия ритмической последовательности музыкального фрагмента.

Стимульный материал: музыкальные фрагменты, скомпонованные в три блока.

  1. блок:

Т. Попатенко «Вальс» (№7) — 1 балл; И. Арсеев «Наша игра» (№8) —2 балла; Ф. Шуберт «Серенада» (№9) — 3 балла.

  1. блок:

А. Филлипенко «Чудо, чудеса» (№10) — 1 балл; В.Дементьев«Ква-ква» (№11) — 2 балла; Ф. Шопен «Мазурка №4» (№ 12) — 3 балла.

  1. блок:

Русская народная песня «Ворон» (или «Я на горку шла») — 1 балл; Украинской танец «Приглашение» или Ф. Мендельсон «Концерт для скрипки» — 2 балла;

И. Пономарева «Песенка про Карлсона» — 3 балла.

Задание для ребенка: «Прослушай три разных мелодии, а затем попробуй отгадать, ритм которой из них я прохлопаю в ладоши».

В первую очередь ребенку исполняют наиболее сложный ритм изданного блока (1.3). Если ребенок не может его определить, то переходят к более простому ритмическому фрагменту(1.2).Если же и это оказывается сложным, тогда самый простой (1.1). И так по каждому блоку.

После успешного определения ребенком воспринимаемого им ритмического фрагмента необходимо перейти к следующему по сложности блоку заданий, минуя оставшиеся задания этого блока.

Критерии оценки.

Низкий уровень — способность адекватного восприятия лишь самых простых музыкально-ритмических фрагментов. Сумма — от 1 до 3 баллов. Средний уровень — способность адекватно определить ритм примеров 2 или 1 уровня сложности. Сумма — от 4 до 6 баллов.


Высокий уровень — способность правильно определить ритм примера 2 или 3 степени сложности. Сумма — от 7 до 9 баллов.

Диагностическое игровое задание «Кот и котенок»

Цель — выявить уровень сформированности звуковысотного чувства— адекватного ощущения соотношений высоты звуков.

Задание для ребенка: «Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется звук до1), а так — котенок (исполняется более высокий звук соль 1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда  котенок?»

Последовательно исполняются звуки:

  1. ми 1 — соль 2 (кот — котенок) — 1 балл;
  2. соль 2 — фа 1 (котенок — кот) — 2 балла;
  3. фа' — фа 2 (кот — котенок) — 3 балла;
  1. фа 2 — соль 1 (котенок — кот) — 1 балл;
  2. ми 2 — соль' (котенок — кот) — 2 балла;
  3. ля 1 — ми 2 (кот — котенок) — 3 балла;
  1. ля 1 — ре 2 (кот — котенок) — 1 балл;
  2. ре 2 — си 1 (котенок — кот) — 2 балла;
  3. до 2 — си 1 (котенок — кот) — 3 балла.

Вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа, — задание 2.3, затем 3.3. Если ответ ребенка оказывается не верным, задание упрощается — 1.2, если же и это задание выполняется неверно, даётся задание 1.1. И так по каждому блоку.

Результаты.

Низкий уровень — 1—3 балла. Средний уровень — 4—6 баллов. Высокий уровень — 7—9 баллов.

Диагностическое игровое задание «Незавершенная мелодия» Цель — выявить уровень развития чувства завершенности(целостности) музыкальной мысли.

Стимульный материал: Кабалевский «Бег»; В. Шаинский «Все мы делим пополам»; И. Кальман «Вальс»; белорусская народная песня «Савка и Гришка»; Т. Попатенко «Подарок маме».

Задание для ребенка: «Сейчас мелодии будут „прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие — нет. Послушай и постарайся определить, какая музыка звучит до конца, а какая спряталась» раньше времени».

Вначале дается пробный вариант, на котором проверяется, правильно ли

ребенок понял инструкцию. После настройки в тональности используется любая известная ребенку мелодия, например «В лесу родилась елочка»,в которой последний звук не доигрывается, прервавшись на словах «зеленая бы...»

  • Методика        использования        стимульного        материала        строится        в следующем порядке:
  • Д. Кабалевский «Бег» — в мелодии не доигрывается последний такт.
  • В. Шаинский «Все мы делим пополам» — мелодия доигрывается до конца.


  • И. Кальман «Вальс» — не доигрывается последняя фраза.
  • белорусская        народная        песня        «Савка        и        Гришка»        исполняется        до середины второй фразы.
  • Т. Попатенко «Подарок маме» — мелодия звучит полностью. Правильное определение оценивается в 1 балл.

Критерии оценки.

Низкий уровень — правильно определены 1—2 пункта (1—2 балла).Средний уровень — правильно определены 3—4 пункта (3—4 балла).Высокий уровень — правильно определены все 5 пунктов (5 баллов).

Диагностическое игровое задание «Тембровые прятки»

Цель — выявление уровня развития тембрового слуха показателю адекватно дифференцированного определения инструментального звучания одной и той же мелодии.

Стимульный материал: аудиозаписи, магнитофон, фортепиано, баян(или аккордеон), гитара, балалайка, продольная флейта, ксилофон, металлофон, кастаньеты, маракасы, треугольник, бубен, барабан.

Звучит аудиозапись одной и той же мелодии например, В. Витлин

«Серенькая кошечка», исполняемой разными инструментами следующей в последовательности: 1) фортепиано, 2) гитара, 3) флейта, 4) баян(аккордеон),

5) металлофон, 6) дуэт: гитара + треугольник, 7) дуэт: аккордеон (или баян)+ бубен, 8) ксилофон, 9) трио: балалайка + баян + барабан, 10),рио: фортепиано + баян +маракас.

Задание для ребенка: «Давай мы с тобой поиграем в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные музыкальные инструменты. Послушай и отгадай (назови или покажи инструмент),чей голос исполнял ее в первый, чей во второй, третий раз и так далее».

Критерии оценки.

Низкий уровень — адекватное определение тембров первых трех фрагментов, всего 1—3 балла.

Средний уровень — адекватное определение тембра первых семи исполненных фрагментов, всего 4—7 баллов.

Высокий уровень — адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8—10 предъявленных фрагментов, всего 8— 10 баллов.

Диагностическое игровое задание «Громко —тихо»

Цель — определение способности адекватной аудиально-моторнойреакции на динамические изменения (силу выражения) инструментальногои вокально-инструментальногостимула.

Стимульный материал: барабан (или бубен), фрагменты музыкальныхпьес: А.Александров «Барабан», Э. Парлов«Марш».

Задание для ребенка: «Поиграем с тобой в „громко — тихо». Я играюна пианино, а ты на барабане. Играй как я: я — громко, и ты — громко, я тихо,и ты — тихо» (исполняется пьеса А. Александрова «Барабан»,адекватное исполнение контрастной динамики которой «форте — пиано» оцениваетсяв

1балл.


D:\Рисунок (28).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Особенности развития сюжетно ролевой игры детей младшего дошкольного возраста"

Родительское собрание"Особенности развития сюжетно ролевой игры детей младшего дошкольного возраста"...

Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».

Программа дополнительного образования по  развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки»....

Семинар-практикум "Музыкальные русские народные инструменты в развитии слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: изучение педагогами вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, использование народных инструментов ...

Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"

Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...