"Украшения"
материал по музыке на тему

Харизова Юлия Олеговна

Украшения в татарской музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ukrasheniya_2.doc39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

МБОУ ДОД «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ и МОЛОДЕЖИ»

им. И.Х.САДЫКОВА

УКРАШЕНИЯ

 В ТАТАРСКОЙ МУЗЫКЕ

Педагог дополнительного образования

отдела « Национальная культура»

Харизова Ю. О.

Нижнекамск, 2010

Среди основных особенностей татарской музыки в первую очередь нужно назвать ее ладовую основу и обилие украшений. Татарская музыка имеет особую природу. Лад татарской музыки называется - пентатоника. Это лад из пяти ступеней. Если между звуками нет полутонов, пентатоника называется ангемитонной (бесполутоновой). Так вот татарская музыка связана именно с ангемитонной пентатоникой.

Мелодический «орнамент» в народных напевах возникает в результате распева слогов. Он придает мелодии особый неповторимый колорит.

Рассмотрим как возникает мелодический «орнамент» (можно употреблять выражение – орнаментика): в напевах есть «ударные» звуки – те, на которые «опирается» слоги, гласный звук слога распевается; мелодический узор, заполняющий расстояние между «опорными» звуками, возникает на основе пентатонического звукоряда, использованного в данном напеве. Каждый исполнитель может придумать ритмический и интонационный рисунок орнаментики так, как ему подскажет его фантазия.

Характер народных мелодий всегда тесно связан с особенностями языка народа, который и создает звучание национальной речи, оказывает влияние и на ритмический, и на интонационный строй мелодии. Если в языке много звонких и ярких согласных звуков, гласные проговариваются быстро, как, например, в испанском. То и народная музыка будет такая же ритмичная и четкая. Если, наоборот, в звучании языка преобладают длинные «певучие» гласные, то и мелодии этого народа будут распевными, задерживающимися на долгих звуках, как в итальянской мелодии «Санта-Лючия». В венгерском языке есть особенность – почти все слова имеют ударение на первом слоге. Эта ритмическая особенность, конечно же, проявляется в венгерской музыке.

Татарский язык очень мелодичен. Особую музыкальность языку придают гласные. Гласные звуки татарского языка богаты оттенками звучания: твердо звучащие (а, у, ы, о, ый), мягко звучащие (э, у, е, о, и), долгие и короткие. Из-за качества гласных звуков в татарском языке чередуются слова твердо и звонко звучащие и слова мягкие, как бы напевные. Такое чередование делает звучание языка очень музыкальным.

Мелодии всегда естественно передают «музыку» языка. Даже если в строении мелодий разных народов есть что-то общее, можно легко отличить их национальную принадлежность. Так японская традиционная инструментальная музыка гагаку тоже может быть основана на пентатонике, но строение мелодии ничуть не похоже на татарскую. В этой музыке мы не слышим знакомой мелодичности татарской речи, в японской мелодии используются «чужие» для татарского музыкального языка интонации.

А вот еще пример на важность естественного сочетания звучания речи и интонаций мелодии: сравните. (Музыкальный пример).

Основа мелодии – ангемитонная пентатоника, текст на татарском языке, но песня «по-татарски» все равно не звучит: чего то ей явно не хватает. А теперь сыграем так: (музыкальный пример)

Добавились самые простые распевы слогов и сразу же изменился интонационный строй напева – мелодия стала не только более интересной, но и более соответствующей «мелодичности» татарского языка.

Если развернутые, продолжительные распевы слогов называются орнаментика, то короткие украшения одного звука обычно называются мелизмами. Понятие «мелизмы» используется в европейской музыке и объединяет различные приемы обыгрывания звука. Сходные приемы украшения звука используются и в татарской музыке, но в украшении «участвуют» только звуки, входящие в пентатонный звукоряд данного напева.

Пентатоника – такой лад, который, в основном, связан с одноголосной музыкой. Музыка строится по законам развития мелодии. Аккордов, сопровождающих мелодию и помогающих музыкальному развитию, нет. Поэтому мелодия является главным выразительным средством, к ней приковано все внимание. Чтобы мелодия была выразительной, нужно разнообразие в ее развертывании. Вот как, к примеру, это могут делать в народе (рассмотрим строение мелодии протяжной песни «Карлыгач кара» - «Ласточка»): (музыкальный пример).

Самый первый мотив – это как бы «зерно», из которого вырастает затем вся мелодия. Подобно ростку, постепенно покрывающему новыми листьями и цветами, мелодия, развиваясь, становится все более красивой, «цветущей», разнообразной. Первый мотив сразу же повторяется, но уже украшенный орнаментом. Будто первый бутон появляется на зеленом ростке. И вот уже распускается первый цветок – нам становится ясен облик мелодии и настроение этой музыки. Но напев продолжается, его настроение все глубже проникает в сердце. И вновь первый мотив, но в ином облике: по-новому он звучит опять-таки благодаря украшению фигурой «орнамента». Вторая фраза сходна с первой. Третья (если посмотреть внимательно) строится на различных вариантах того же мотива. Он звучит каждый раз по-новому из-за ритмических изменений и из-за того, что его интонации приобретают различное значение. Певец обращает ваше внимание то на одну, то на другую интонации – будто цветок приобретает разные оттенки своей окраски при меняющемся освещении. В четвертой фразе вы легко найдете знакомые интонации, но мелодия стремится вниз – напев подходит к концу, подобно тому, как на закате солнца цветки складываются в бутоны. Пятая, последняя, фраза начинается с первоначального мотива – «зерна», но на другой высоте, и заканчивается, спускаясь вниз к основному устойчивому звуку. Видите, как искусно складывается ясная музыкальная форма.

Автор напева мыслит очень стройно, даже профессионально – так естественно и аккуратно развивает он мелодию, хотя, конечно же, он не учился музыке. Его научила традиция – богатый музыкальный опыт нарда. А в народе очень много музыкально одаренных, по-настоящему талантливых людей. Но мы никогда не узнаем имена авторов прекрасных мелодий – тех мелодий, что мы называем народными.

Особенности национальной музыкальной традиции долгие столетия сохраняются в фольклоре, а из фольклора они переходят в музыку, сочиняемую композиторами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем людям украшения

Зачем людям украшения. Алмазный фонд...

Человек и его украшения. Кокошник

Человек и его украшения. Кокошник...

Урок ИЗО во 2 классе "Выражение характера человека через украшения""

Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского 2 класс, 3 четверть.На уроке дети знакомятся с женскими головными уборами и украшениями. Во время практичекой работы украшают кокошники....

Мастер- класс "Берлинго". Украшение для интерьера.

Мастер-класс берлинго учит, как сделать оригинальные пирамидки, которые могут служить и украшением интерьера, и ёлочной игрушкой и многими  другими полезными в быту вещицами....

Презентация"Украшение блюд из овощей"

Этот материал хорошо пригодится для работы в школе показывать детям такую красоту. Автор этих работ Лена Цинковская. Я просто их обработала....

Презентация "Украшение праздничного стола"

Материал поможет на уроках кулинарии 7-9класс....

Украшения древних обществ. Хакасское национальное украшение – пого.

Оценивая основные личностные качества учителя-мастера, хочется особо отметить её широкую эрудицию и глубокое знание предмета. Предлагая, перед проведением данного занятия, посетить музей и познакомить...