Интегрированный урок "Музыка в физике".
план-конспект урока по музыке (7, 8 класс) на тему

Иноземцева Татьяна Владимировна

Интегрированный урок.Цели и задачи урока:

Образовательные – продолжить изучение процесса распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений, познакомить с источниками и приёмниками звука,

Развивающие – формировать представление о процессе научного познания, развивать познавательный интерес;

Воспитательные – прививать культуру умственного труда, научить видеть красивое в сочетании музыки и науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_i_muzyka.docx23.06 КБ
Файл интегрированный урок2.68 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок - физика в музыке

по теме «Звуковые волны»

Урок подготовили:

Мартынова Ольга Михайловна– учитель физики высшей категории  ГБОУ  СО «Санаторная школа-интернат г.Петровска»

Иноземцева Татьяна Владимировнаучитель музыки первой категории ГБОУ  СО «Санаторная школа-интернат г.Петровска»

Цели и задачи урока:

Образовательные – продолжить изучение процесса распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений, познакомить с источниками и приёмниками звука,

Развивающие – формировать представление о процессе научного познания, развивать познавательный интерес;

Воспитательные – прививать культуру умственного труда, научить видеть красивое в сочетании музыки и науки.

1.Этап мотивации учебной деятельности.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

2.Актуализация.

Учитель физики (УФ): как вы думаете, о чем это стихотворение?.Идет беседа учителя с учащимися о мире звуков в природе, которая подводит учащихся к теме и цели урока – продолжить изучение звуковых явлений,  расширить знания о звуковых волнах.

В тетрадях записывается тема урока, УФ заостряет внимание на том, что в процессе урока учащиеся должны будут составить фрейм по теме и содержанию урока.

3.Экспериментируем и поем        

Для начала проведем эксперимент «Музыка стекла» с хрустальными бокалами.Учащимся предлагается:  используя хрустальный бокал, получить звук, повторить опыт несколько раз, подливая в стакан воду и каждый раз отмечать, какой звук слышен. Вывод: от чего зависит высота извлекаемого звука, где и как это используется.

Учитель музыки(УМ)Сейчас вы сами сможете извлечь звуки на простейших  ударно-шумовых музыкальных инструментах и извлечь звук голосом. На примере народной песни: «Во поле  береза стояла». Давайте вначале ознакомимся с инструментами. Идет исполнение песни учащимися с использованием музыкальных инструментов.

4.Звук, звуковые волны.

УФ. Итак, давайте еще раз с вами проговорим, что такое звук  и звуковая волна. ..

В мире звуков существуют такие, которые человеческое ухо не способно воспринимать, это ультразвуки и инфразвуки. Далее учащиеся представляют презентации об УЗ  и  ИЗ, подготовленные к этому уроку.

УМ.  А я предлагаю сейчас вспомнить, какие существуют характеристики звука.Звуки бывают очень разные: не организованные в стройную систему, не связанные между собой, и те, что обладают особыми свойствами: чистые, звонкие, определенной высоты, обладающие смысловой выразительностью, - звуки музыкальные.музыкальные звуки, издаваемые колеблющимися телами с определенной, периодически изменяющейся частотой. Такие колебания называются гармоническими

Громкость звука- зависит от амплитуды колебания звучащего тела, от чувствительности уха. Допустимая громкость 30 – 40 дб

Высота звука - зависит от частоты колеблющегося предмета.

Тембр – это  характерная окраска звука голоса или музыкального инструмента

Зависит от источника, позволяет различить два звука одинаковой высоты и громкости.(Пример на балалайке)

УФ. Анализирует характеристики звука с помощью графиков, привлекая к разговору учащихся.

УМ. Источники звука.Общим для всех звуков является то, что порождающие звуки тела, или источники звука колеблются. Скажите, какое из ниже приведенных выражений правильное -

Всякое звучащее тело колеблется…

           Всякое колеблющееся тело звучит…

УМ.Давайте рассмотрим характеристики тембра голоса мужского и женского. Какие тембры голосов вы знаете?Звучание одной и той же ноты в исполнении различных музыкальных инструментов или голоса отличает тембр.Именно по тембру мы узнаем голос человека или различаем музыкальные инструменты, которые исполняют одну и ту же мелодию в одной тональности и с одинаковой громкостью. 

  • Те́нор — это высокий певческий мужской голос.
  • Барито́н — мужской  голос, по высоте средний между басом и тенором.
  • Бас — наиболее низкий мужской певческий голос.
  • Сопрано — высокий женский певческий голос
  • Контра́льто — самый низкий женский певческий голос

Хоровое пение. 

УМ.Существует очень много инструментов и каждый имеет свое звучание. Сейчас ознакомимся с видами инструментов, духовые музыкальные инструменты, струнно-смычковые инструменты (скрипка), ударно – шумовые инструменты у вас на  столе  присутствуют музыкальные инструменты, к какому виду их отнесем. Давайте все  вместе попробуем извлечь из них звуки.

1-2 мин на доработку фрейма.  Демонстрируем, что получилось у учащихся.

5.УФ.Комментирует домашнее задание учащимся.

6. Этап рефлексии. На столе ноты из бумаги, на доске 3 файла с картинками чемодан – знания, полученные на уроке пригодятся мне, мясорубка – знания получил, но нужно еще доработать,  урна – не понял и знания, полученные на уроке мне не пригодятся. Бросить ноты в соответствующий  файл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физика в музыке

Слайд 2

Урок подготовили Мартынова Ольга Михайловна– учитель физики высшей категории ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска » Иноземцева Татьяна Владимировна – учитель музыки первой категории ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска »

Слайд 3

Цели и задачи урока Дидактические – создать условия для усвоения нового учебного материала, используя проблемное обучение и составление опорного конспекта урока, принципы развивающего обучения ; Образовательные – продолжить изучение процесса распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений, познакомить с источниками и приёмниками звука, Развивающие – формировать представление о процессе научного познания, развивать познавательный интерес; Воспитательные – прививать культуру умственного труда.

Слайд 4

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на луг у.

Слайд 5

Звуковые волны

Слайд 6

ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ И ПОЕМ

Слайд 7

что такое звук Звуковыми волнами или просто звуком принято называть волны, воспринимаемые человеческим ухом. Диапазон звуковых частот лежит в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц .

Слайд 8

Инфразвук Инфразвуки возникают при сильном ветре и морском волнении, во время грозы и землетрясения, они сопровождают работу различных промышленных установок и средств транспорта. Колебания частотой 7 Гц опасны воздействуют на мозг человека, возможно, потому, что эта частота соизмерима с периодом альфа-ритмов, одной из составляющих биотоков мозга. Человеческое сердце сокращается с частотой ~1Гц

Слайд 9

Ультразвук Ультразвуковые исследования (УЗИ) применяются в медицине. Успешно применяется ультразвук в металлургии: для обнаружения трещин и других дефектов в толще металла, для определения глубины моря, для обнаружения косяков рыбы в океане. Длительное воздействие ультразвуков на живой организм опасно : нити водорослей разрываются, живые клеточки лопаются, кровяные тельца разрушаются; мелкие рыбы и лягушки умерщвляются за 1–2 мин; температура тела испытуемых животных повышается (у мыши, например, до 45 °С).

Слайд 10

Громкость звука Зависит от амплитуды колебания звучащего тела, от чувствительности уха. Допустимая громкость 30 – 40 дб Высота звука Зависит от частоты колеблющегося предмета . Тембр Тембр – это характерная окраска звука голоса или музыкального инструмента Зависит от источника , позволяет различить два звука одинаковой высоты и громкости. Характеристики звука.

Слайд 11

Графики колебаний различной амплитуды и частоты Амплитуды разные, частоты одинаковые Амплитуды одинаковые, частоты разные Амплитуды одинаковые, частоты одинаковые

Слайд 12

Допускается звук в 80 дБ

Слайд 13

Источники звука Общим для всех звуков является то, что порождающие звуки тела, или источники звука колеблются . Всякое звучащее тело колеблется… Всякое колеблющееся тело звучит…

Слайд 14

Те́нор — это высокий певческий мужской голос. Барито́н — мужской голос, по высоте средний между басом и тенором. Бас — наиболее низкий мужской певческий голос. Сопрано — высокий женский певческий голос Контра́льто — самый низкий женский певческий голос Тембр звука

Слайд 17

Ударно - шумовые музыкальные инструменты

Слайд 18

П.38, 39 учебник «Физика 9класс» под ред. Перышкина А.В. И Гутника Е.М. Подготовить материал (на электронном носителе) по темам: (на выбор) Инфразвуки . Происхождение, примеры в природе и применение в быту и технике. Ультразвуки, их применение в медицине и технике. Вместе с дельфинами . (О том, как человек научился изучать жизнь дельфинов и общаться с ними.) Домашнее задание.

Слайд 19

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»            Щукина Е.Ф., учите...

Интегрированный урок по физике и биологии "Действие законов физики в жизнедеятельности клетки"

Интегрированный урок  проводится в 10 классе как заключительный по теме "Цитология"...

Интегрированный урок по физике и литературе Тема Физика в лирике. Тепловые явления

Цели урока: 1. Проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Тепловые явления»;2. Развивать у учащихся интерес к познанию, выявить умение учащихся распознавать физические явления в пр...

Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...

Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.

Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...

Интегрированный урок по физике и химии. "Вклад ученых физиков и химиков в ВОВ"

Урок  патриотической направленности, проводили  совместно учителем химии и физики перед 9 маем, подготовили выступления учащиеся 10-11 классов, были приглашены и учащиеся 7-9 классов....