Рабочая программа по музыке 5-7 ФГОС
рабочая программа по музыке на тему

Акинина Марина Николаевна

Рабочая программа по музыке 5-7 ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke_5-7_klass_fgos.docx72.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Раздел 1

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

- Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Музыка 5 – 7 классы;

- На основе авторской программы «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2010.

Программа по предмету «Музыка» для 5 – 7 классов образовательных учреждений составлена в соответствии с основными идеями музыкально – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

      В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

       Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».

Раздел 2

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в  программе выдвигаются следующие задачи и направления:

   -приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

   -воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

   -развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

   -освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

   -овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознание ребенка.

Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся проявляется в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование  методов художественной педагогики:

Метод художественного, нравственно- эстетического познания музыки

Метод интонационно-стилевого постижения музыки

Метод эмоциональной драматургии урока

Метод концентричности изучения музыкального материала

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении)

Метод создания композиций

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки)

Раздел 3

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане школы. Предмет «Музыка» изучается в 5-7 классах в объеме 105 часов (по 35 часов в каждом классе).

Раздел 4

Планируемые результаты изучения учебного предмета

По окончании 5 класса учащиеся научатся:

-понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

-участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

-передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

-развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

По окончании 6 класса школьники научатся:

-понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

-иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

-знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

-уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;

-владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

-анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

-раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

-совершенствовать умения и навыки самообразования.

По окончании 7 класса школьники научатся:

- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель);

- знать основные жанры народной, профессионально, религиозной и современной музыки;

- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров;

- эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально – ритмического движения, импровизации;

- осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

- выявлять особенности построения музыкально – драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

- использовать различные формы индивидуального,  группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- совершенствовать умения и навыки самообразования;

-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества р и анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,

авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история  возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно- симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки.

Раздел 5

Содержание учебного предмета

Основное содержание образования в  программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации.

Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор,  аккомпанемент, а сареllа.  Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.

5 класс

Тема года:   “Музыка и другие виды искусства”

Тема 1 полугодия:  “Музыка и литература” (17 часов)

   Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.  Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема  2 полугодия:  “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

   Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Урок 1.  Что  роднит  музыку   с  литературой (1ч)

Урок 2. Вокальная  музыка  (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ  Отчизны,  отношение  к  родной  земле,  значение  культуры  своего  народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов   в вокальной  музыке. Песня – верный спутник человека.

Урок 3. Вокальная  музыка.   н.р.к. Песни   народов  Крайнего  Севера.( 1ч)

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.  Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство  с  различными  жанрами  русской  народной   песни:  формирование необходимых  вокально-хоровых  навыков. Особенности песенных  жанров.  Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные,  шуточные, сатирические,  игро-вые,  хороводные, лирические  песни.  Песни -  заклички.  Взаимосвязь  музыкальных,  литературных  и художественных  образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев - это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы  содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие  тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, «богатырские» песни и др.

Урок 4. Вокальная  музыка.

 Развитие  жанров  камерной  вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Урок 5. Фольклор  в  музыке  русских  композиторов  (1ч)      

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство  с  произведениями  программной инструментальной  музыки: симфонической  сюитой  и  симфонической  миниатюрой. Вокальные  сочинения,  созданные  на  основе  различных   литературных источников  (русских  народных сказаний,  сказок  разных  народов  и  др.) Сущность и особенности   устного народного музыкального творчества   как   части   общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная   самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Урок 6. Фольклор  в  музыке  русских  композиторов.  Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.  н.р.к.(1 ч)

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их   ярко выраженная национальная самобытность.

 Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной  музыки  народов  Крайнего  Севера.

Урок 7. Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки  (1ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной  музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление  о  существовании  вокальной  и  инструментальной   музыки,  не связанной  с  какой-либо  литературной  основой  (вокализ, песня  без  слов,  баркарола как  жанр  фортепианной  музыки);  знакомство  с  вокальной  баркаролой. Выяснение своеобразия   и  выразительности  песни  без  слов  и  романса – инструментальной  и вокальной  баркаролы.   Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений.  Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 8. Вторая  жизнь  песни  (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление   о  музыке,  основанной  на  использовании  народной  песни;  о  народных истоках  профессиональной   музыки: симфония,  концерт,  опера,  кантата. Современные интерпретации  классической  музыки. Смысл  высказывания  М.И.  Глинки: “Создает  музыку  народ,  а  мы,  художники  только  ее  аранжируем”. Раскрытие терминов  и  осмысление  понятий: интерпретация,  обработка,  трактовка.

Урок 9. Вторая  жизнь  песни   (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке:  создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Урок 10. Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе…(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление  образного  содержания  музыки, выявление  контраста  как  основной прием  развития  произведения  в  целом. Определение средств  музыкальной выразительности.  Перезвоны.  Звучащие  картины.  Значимость  музыки  в  жизни человека,  ее  роль  в  творчестве  писателей  и  поэтов,  а  также  ее  национальному своеобразию.  Музыка.  Природа  родной  страны,  судьба  человека… Вдохновение композиторов,  поэтов,  писателей,  их  размышления  о  смысле  жизни,  о  красоте родной  земли,  о  душевной  красоте  человека  и  талантливых  людях,  которыми  может по  праву  гордиться  Отечество.

Урок 11. Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах.  (1ч)

Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для  творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западно - европейских композиторов  – Ф.Шопен. Музыка  не  только  раскрывает  мир  человеческих  чувств, настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе  драматургическую    роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя   характеры,  ситуации, события. Творчество Ф. Шопена  как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Урок 12. Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах.  (1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для  творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен.  Реквием. Музыка  не  только  раскрывает  мир человеческих  чувств,  настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе драматургическую    роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя, характеры,  ситуации, события. Произведения  В.Моцарта открывают  бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Урок 13.  Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)

 Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как  источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм   внутри оперы -  (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок  14.  Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

 Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство  синтетическое.  В  нем  воедино  переплетены  различные  виды искусства:  литература, инструментально-симфоническая  музыка,  хореография, (танцоры-солисты,  кордебалет- массовые  сцены),  драматическое  и  изобразительное искусство  (театральное  действие,  костюмы,  декорации).

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.  Музыка  неотъемлемая  часть  произведений киноискусства,  которое  существует  на  основе  синтеза  литературы,  театра, изобразительного  искусства  и  музыки.  Киномузыка – одно  из  важнейших  средств создания  экранного  образа  реального  события,  которое  специально  инсценируется или  воссоздается  средствами  мультипликации.  Динамика  развития  кинообраза, быстрая  смена  действия  в  кино,  короткое  дыхание  кинематографических  фраз, свободное  владение  пространством  и  временем  получили  отражение  и  в  музыке к фильмам.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.  

Особенности мюзикла, его истоки.  Знакомство  с мюзиклом  “Кошки”  Э.-Л. Уэббера,  в  основе  либретто  которого  лежат  стихи Т. Элиота.  Жанры  внутри  самого  мюзикла  близки  оперным  номерам.  Как  и  в  опере, здесь  сочетаются  пение  и  танец,  но  в  отличие  от  оперы  все  действующие  лица, исполняя  вокальные  номера,  постоянно  находятся  в  движении.

Урок 17. Мир  композитора.   н.р.к. Музыка  профессиональных  композиторов  Севера.  (1ч) Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы.  "Музыкальный шаман Ямала".   Семен  Николаевич  Няруй - первый ненецкий композитор, заслуженный работник  культуры  России.  Творчество  современных    композиторов  Ямала.

Музыка и изобразительное искусство

 Урок 18. Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством. (1ч)

 Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

 Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 19. Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках. (1ч)

 Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

 Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 20. Звать через  прошлое  к  настоящему. (1ч)

 Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические)и особенности их  драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 21. Звать через  прошлое  к  настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

 Урок 24. Колокольность  в  музыке  и   изобразительном  искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 25. Портрет   в  музыке  и  изобразительном  искусстве. (1ч)

 Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 26. Волшебная  палочка  дирижера.  (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 27. Волшебная  палочка  дирижера.  Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй  в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 28. Застывшая  музыка. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 29. Полифония  в  музыке  и  живописи.  (1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 30. Музыка   на  мольберте. (1ч)

 Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Урок 31. Импрессионизм   в  музыке  и  живописи. (1ч)

 Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями   К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 32. О  подвигах,  о  доблести  и  славе...  (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

Урок 33. В  каждой  мимолетности   вижу  я  миры… (1ч)

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического  развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 34. Мир   композитора.  С  веком  наравне.  (1ч)

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

 Урок 35. Заключительный  урок – обобщение.  (1ч)

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

6 класс

тема   I полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Тема  II  полугодия:

«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Урок 2.  Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Урок 3.- Урок 4. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

 Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

 Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

 Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

Урок 11. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Урок 12. «Фрески Софии Киевской».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 13. «Перезвоны» Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

 Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок  14.- Урок 15.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Образы духовной музыки Западной Европы.Небесное и земное в музы-ке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Урок 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее. нрк. Барды Ямала.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

 «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Урок 18. Джаз – искусство 20 века.    

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз - спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

Урок 19. Вечные темы искусства и жизни.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Урок 20. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития  в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.

Урок 21. Инструментальная баллада.     Ночной пейзаж.

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладеРасширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа

Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж

 Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке.  Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента

 Урок 24. - Урок 25.  Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 26.- Урок 27. Симфоническое развитие музкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.  Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Урок 28. -  Урок 29.Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Урок 30.- Урок 31.  Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Урок 32. - Урок 33. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства:  мюзикл, рок-опера.

 Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Урок 34 Образы киномузыки. Проверочная работа. -  Урок 35. Образы киномузыки. Обобщающий урок.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.

7 класс

тема   I полугодия:

Особенности драматургии сценической музыки. - 18 часов.

Музыка как искусство процессуальное – интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой  чистой музыке (камерной, симфонической( они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и  др.) намечаются последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).

 Первое  полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве»  в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.

Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Учащиеся должны понять ,что эта музыка, к которой надо идти ,в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.

Тема  II  полугодия:

Мир образов камерной и симфонической музыки -  17 часов

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

        

Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической  музыки »17 часов.

Урок  1.  Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни.

           Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок  2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)

          Расширение и углубление знаний учащихся  об оперном спектакле, понимание  его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

Урок  4-5. «Опера «Князь  Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)  

         Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

Урок  6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)    

          Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.

          Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Урок  8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)

           Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.  

Урок 9- 10.  В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)

        Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок  11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)

           Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок  13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)

          Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности,  затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление  фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.            

 Урок  14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)

            Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

Урок 15 - 16. «Рок - опера  Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (2ч)

            Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.

Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты.  Музыканты – извечные маги…». (1ч)

           Изучение  особенностей  музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии

музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных  героев спектакля или его сюжетных линий.

Мир образов камерной и симфонической музыки

Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)

           Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

                Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Урок 20-21. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (2ч)

           Особенности развития  музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и  Ф. Бузони;

Понятие «транскрипция»,  «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

Урок  22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)

           Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

Урок 24. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)

           Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

Урок  24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(2ч)

 Знакомство  с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на  основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.              

 Урок  26 - 30. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».- (5ч)

   Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых  судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа  и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

Урок   31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)

            Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.

Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)

          Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки  и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)

          Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере  сочинения Дж.Гершвина.

Урок 34 - 35. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!».   (2ч).

           Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся.  Обобщение  фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.

Раздел 6

Тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Кол-во уроков

Наименование разделов и тем

1

17

«Музыка  и  литература»

Что  роднит  музыку   с  литературой.(1 час)

Вокальная  музыка (3часа)

Фольклор  в  музыке  русских  композиторов.(1час)

Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа  и  других   народов  мира. н.р.к. (1час)

Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки.  (1час)

Вторая  жизнь  песни.(2часа)

Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе…(1час)

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах. (2часа)

Первое  путешествие  в музыкальный театр. Опера. (1час)

Второе  путешествие  в  музыкальный  театр. Балет. (1час)

Музыка  в   театре,  кино,  на  телевидении. (1час)

Третье  путешествие  в   музыкальный  театр.  Мюзикл. (1час)

Мир композитора. н.р.к. Музыка  профессиональных  композиторов  Севера. (1час)

2

18

«Музыка  и  изобразительное  искусство»

Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством. (1час)

Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках.(1час)

Звать через  прошлое  к  настоящему.(2часа)

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка. (2часа)

Колокольность  в  музыке  и   изобразительном  искусстве. (1час)

Портрет   в  музыке  и  изобразительном  искусстве. (1час)

Волшебная   палочка   дирижера. (1час)

Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве. (1час)

Застывшая  музыка.(1час)

Полифония  в  музыке  и  живописи. (1час)

Музыка   на  мольберте.(1час)

Импрессионизм   в  музыке  и  живописи. (1час)

О  подвигах,  о  доблести  и  славе...(1час)

В  каждой  мимолетности   вижу  я  миры…(1час)

Мир   композитора.  С  веком  наравне. (1час)

Заключительный  урок – обобщение.(1час)

6  класс

№ п/п

Кол-во уроков

Наименование разделов и тем

1

17

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Удивительный мир музыкальных образов. (1час)

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. (1час)

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. (2часа)

«Уноси моё сердце в звенящую даль…» (1час)

Музыкальный образ и мастерство исполнителя. (1час)

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. (1час)

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. (1час)

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» (1час)

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. (1час)

Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. (1час)

«Фрески Софии Киевской» (1час)

«Перезвоны». Молитва. (1час)

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. (1час)

Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал. (1час)

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.(1час)

Авторская песня: прошлое и настоящее. (1час)

2

18

Мир образов камерной и симфонической музыки

Джаз – искусство 20 века.(1час)

Вечные темы искусства и жизни.(1час)

Образы камерной музыки.(1час)

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. (1час)

Инструментальный концерт.

« Итальянский концерт».(1час)

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея. (1час)

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина (2часа)

Симфоническое  развитие музыкальных образов. «В печали  весел, а в веселье печален». Связь времен. (2часа)

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».(2 часа)

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». (2часа)

Мир музыкального театра. (2часа)

Образы киномузыки. Проверочная работа. (1час)

Обобщающий урок. (1час).

 7  класс

№ п/п

Кол-во уроков

Наименование разделов и тем

1

18

Особенности драматургии сценической музыки

Классика и современность.(1час)

В музыкальном театре. Опера. (1 час)

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (1час)

Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» (2часа)

В музыкальном театре. Балет.(1 час)

Балет Б. И. Тищенко «Ярославна» (2часа)

Героическая тема в русской музыке (1час)

В музыкальном театре. Опера Дж. Гершвина «Порги и  Бесс» (2часа)

Опера Ж. Бизе «Кармен» (2 часа)

Балет Р. К. Щедрина «Кармен – сюита»(1 час)

Сюжеты и образы духовной музыки. (1 час)

Рок – опера Э. Л. Уэббера «Иисус Христос – супер – звезда» (1 час)

Музыка к драматическому спектаклю Д. Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта» (1час)

«Гоголь –сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» (1час)

2

17

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

Музыкальная драматургия – развитие музыки.(1час)

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.(1час)

Камерная инструментальная музыка: этюд (1час)

Транскрипция (1час)

Циклические формы инструментальной музыки. (1час)

Соната (2часа)

Симфоническая музыка (5 часов)

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси (1час)

Инструментальный концерт (1час)

Дж. Гершвин  «рапсодия в стиле блюз» (1час)

«Пусть музыка звучит!» (2 час)

                               

Раздел 7

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Обеспечения образовательного процесса

1.Учебник «Музыка» 5 класс  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2009.

2.Учебник «Музыка» 6 класс  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение     2009.

3.Учебник «Музыка» 7 класс  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2009.

4.Портреты композиторов.

Экранно-звуковые пособия

5. Аудиозаписи и фонохрестоматии  по музыке.        

6.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

 7. Видеофильмы с записью фрагментов из опер и балетов, мюзиклов.

 8. Видеофильмы с записью фрагментов хоровых и оркестровых коллективов.

 9. Учебно-практическое оборудование.

Музыкальные инструменты

10. Синтезатор, шумовые инструменты.

Материально-техническое обеспечение

11. Магнитофон с CD проигрыванием.

12. Ноутбук.

13. Принтер.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

14. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий».

15. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

16. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена.

17.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

18.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

19.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 5 класс (ФГОС ООО)

Пояснительная запискаВведениеРабочая программа по предмету «Музыка»  для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов.Программа включает четыре раздела:• «Пояснительная записка»,...

Рабочая программа по музыке 1 класс ФГОС

Настоящая рабочая программа данного курса «Музыка» для 1 класса  первой ступени обучения составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального  общего образования по ис...

рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС

Программа , календарно-тематическое плпнирование по программе В. В. Алеева с требованиями ФГОС...

рабочая программа по музыке 4 класс ФГОС

программа и календарно- тематическое планирование по учебнику В. В. Алеев...

рабочая программа по музыке 6 класс ФГОС

программа и календарно- тематическое планирование к учебнику В. В. Алеева с требованиями ФГОС...

рабочая программа по музыке 7 класс ФГОС

программа и планирование по учебнику В.В. Алеева с требованиями ФГОС...

рабочая программа по музыке 3 кл ФГОС

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 3-го класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,...