программа по музыке 7 класс
учебно-методический материал по музыке (7 класс) на тему

Цыкоза Лариса Геннадьевна

Программа по музыке 7 класс, ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_7_b_fgos.docx28.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8             

 Рассмотрено                                                  Принято                                      Утверждаю

на  МО учителей                                           на педагогическом                     директор МБОУ СОШ №8

естественно-мате-                                         совете школы.                             Приказ от 30.08.2017 г. №99

матического цикла,                                       Протокол от                                 ________ Криницына Е.А

физвоспитания, ОБЖ                                   29.08. 2017 г №1.                                                                

 и технологии.                                              Секретарь педагогического                      

Протокол от 29.08.2017 г №1                     совета школы

Руководитель МО                                         __________Ефремова Н.Е.

 _______Казеева С.В.                                                  

Рабочая  учебная программа по

музыке

7 «б »  класс

на 2017-2018 учебный год

   

                     Программу составил учитель  музыки Цыкоза Л.Г.

г. Красный Сулин

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая учебная программа  составлена в соответствии со школьным «Положением о порядке разработки, рассмотрения и утверждения учебных рабочих программ, реализуемых школой».

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год).

      Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, программы по музыкальному искусству Критской Е.Д. и требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса с учётом регионального компонента и особенностей школы. Базисный учебный план в количестве 1 часа в неделю и 34 часов в год.

    Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

 - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. 

    В соответствии с годовым календарным учебным графиком, расписанием учебных занятий  и государственными праздниками на 2017 – 2018  уч. год  рабочая программа рассчитана на 34  часа.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

     Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое - разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.

     Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

     Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

      Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.                                                          

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Раздел, темы

Количество часов

Виды   деятельности

По плану

По факту

1.

4.09

Классика и современность

1

 Знать нити связывающие музыку прошлого с современностью.

- уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке.

- самостоятельно определять стиль музыки.

-ориентироваться в муз. терминах.

- знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений.

2.

11.09

В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

1

Четко определять тесную связь различных жанров искусств в опере.

3.

18.09

В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»

1

Знать, как драматургия оперы помогает раскрыть патриотические чувства народа.

4.

25.09

В музыкальном театре. Опера А. Бородина  «Князь Игорь». Плач Ярославны.

1

Знать, как при помощи музыки можно передать восточный колорит и национальную культуру других народов.

5.

2.10

В музыкальном театре. Балет.

1

Знать и понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы.

6.

9.10

В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна»

1

Знать роль  хора в балета «Ярославна».

( драматическая роль   -поясняющий текст от автора)

7.

16.10

Героическая тема в русской музыке.

1

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

8.

23.10

В музыкальном театре. «Мой народ – американцы».  Первая американская национальная опера «Порги и Бесс».

1

Знать главные принципы музыкальной сценической драматургии. ( контраст)

9.

13.11

Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля.

1

Знать либретто оперы, её построение, драматизм и сюжет ( литер. произведение)

10.

20.11

Опера «Кармен» Ж. Бизе.

1

Знать, что  слияние средств выразительности помогает взглянуть на классическое произведение по новому.

11.

27.11

Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита»

1

. Знать основные мелодические линии.

12.

4.12

Сюжеты и образы духовной музыки.

1

Знать, что духовная музыка объединяет прошлое, настоящее и будущее

13.

11.12

Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов.

1

Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном  произведении.

14.

18.12

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер.

1

Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном  произведении

15.

25.12

«Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке. Образы «Гоголь-сюиты», Музыканты – извечные маги.

1

Знать новое прочтение произведения Гоголя «Страшная сказка о правде жизни»

16

15.01

Музыкальная драматургия – развитие музыки

1

Знать многообразие стилей и направлений современной музыки и певческой культуры прошлого

17

22.01

Способы развития музыки

1

Знать способы музыкальной разработки драматическо-симфонического жанра.

18

29.01

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.

1

Знать камерные жанры и вокально- инструментальные миниатюры.

19

5.02

Светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд.

1

Знать жанры камерной инструментальной музыки.

20

12.02

Транскрипция. Ф. Лист.

1

Знать, какие музыкальные произведения относятся к духовной  музыке

21

19.02

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке.

1

Знать, какие музыкальные произведения относятся к циклическим формам музыки.

22

26.02

«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.

1

Знать признаки построения сонатной формы.

23

5.03

Соната.

1

Знать признаки построения сонатной формы

24

12.03

Соната № 11 В. Моцарта

Симфония.

1

Хорошо разбираться в особенностях симфонии.

25

19.03

Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта.

1

Знать сюжетные линии всех частей симфонии.

26

2.04

Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена.

1

Знать главные линии, динамические оттенки, акценты симфоний.

27

9.04

Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова

1

Знать почему музыка Бетховена актуальна в наши дни.

28

16.04

Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича.

1

Знать, почему Чайковский назвал «Симфонию № 5» - «Раздумья о смысле жизни»

Знать, почему «Симфония № 7» называется «Ленинградской»

29

23.04

Симфоническая картина «Празднества»  К. Дебюсси.

1

Знать о происхождении понятий роман- в литературе, романс- в музыке.

30

28.04

Инструментальный концерт. 

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

1

Уметь сравнивать музыкальные произведения разных жанров

31

7.05

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин

1

Знать понятие симфоническая картина.

32

14.05

Музыка народов мира.

1

На основе музыки «Концерта» уметь различать принципы развития музыки

33

21.05

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

1

Знать  народные муз. инструменты, и хиты мюзиклов и рок – опер.  Викторина

34

28.05

Исследовательский проект. «Пусть музыка звучит!»

1

Знать звучание народных муз. инструментов. Знать правила составления и разработки исследовательского  проекта.

                                        ИТОГО:                            34 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате изучения предмета учащиеся должны

Знать:

-жанры музыки: марш, танец, песня;

- понимать музыкальное содержание, воспринимать её выразительность;

- различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, характерные интонации, тембры, темповые динамические оттенки, регистровые измерения;

-  формы произведения;

- виды оркестров;

-названия музыкальных инструментов;

- 7-10 имён композиторов и их произведения.

Уметь:

-играть подпевки на детских музыкальных инструментах;

- выразительно передавать в движении характер музыки, придумывать новые варианты образных движений в музыкальных играх;

- петь естественным звонким голосом, лёгким, подвижным, плавным звуком;

- брать правильно дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами;

- исполнять сольно и хором изученные песни;

- правильно петь мелодию, точно выполнять ритмичный рисунок;

- сохранять указанный темп: петь ускоряя, замедляя, усиливая или ослабляя звук;

- отчетливо произносить слова песни.

- освоить  основные закономерности  музыкального искусства – интонационную  природу музыки, жанров стилей, языка в произведениях народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;

- развитие ассоциативно-образного мышления на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путём привлечения образов литературы, изобразительного искусства для расширения их музыкально-слуховых представлений;

- формирование способов, умений и навыков творческой деятельности на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства;

- расширение личностного культурологического пространства.

Обучающимся предоставляется  возможность достигнуть следующего:

 •  совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);

•  знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;

•  понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);

•  эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;

•  творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

•  осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;                

•  выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

•  использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;

•  совершенствовать умения и навыки самообразования