Творческий доклад "Вокальный ансамбль "Колибри"- территория развития творческих способностей и приобретение предпрофессиональных навыков"
учебно-методический материал по музыке на тему

Каргапольцева Ирина Алексеевна

Опыт создания вокального ансамбля. Итоги работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_doklad.docx27.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Усть-Кутского муниципального образования

                                                     Творческий доклад

 

                               «Вокальный ансамбль «Колибри»-

                    территория развития творческих способностей

                    и приобретение предпрофессиональных навыков»

                                                                    Преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО ДШИ УКМО

Каргапольцева Ирина Алексеевна

                                            Усть-Кут-2017

                                       

                                          Содержание:

  1. Введение. Цели и задачи создания вокального ансамбля.
  2. Ожидаемые результаты
  3. Первый состав ансамбля «Колибри», итоги работы.
  4. Второй «Звездный» состав.
  5. Третий состав.
  6. Сольные концерты коллектива.
  7. Заключение.

1. Мой творческий доклад посвящён работе с замечательным, легендарным вокальным ансамблем «Колибри», созданным мною 20 лет назад.

Основной целью  - было создание профессионального детского коллектива из наиболее одарённых и трудоспособных учащихся музыкальных отделений, которые могли  бы решать многие проблемы, стоящие на тот момент перед вокально-хоровыми коллективами нашего города. А именно выступления на различных городских и районных мероприятиях, представление (визитная карточка) нашего города на фестивалях и конкурсах различных уровней. Так первый состав ансамбля «Колибри»  два раза представлял наш город на Всероссийском фестивале детского и молодёжного творчества «Сияние Севера, организованного Союзом городов Заполярья и Крайнего севера в Москве и Якутске.

  Отбор среди детских творческих коллективов был жёстким и потому очень ответственным. Ансамбль оправдал доверие администрации, в Москве, например, «Колибри» открывал Гала-концерт в Концертном  зале им П. И. Чайковского. В Якутске ансамбль выступал как «Визитная карточка» Иркутской области.

2. 20 лет назад, в 1997 году мною была разработана адоптированная образовательная программа по предмету «Вокальный ансамбль», целью которой являлось практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в хоровых классах, развитие музыкально вкуса на лучших образцах вокально-хоровых произведений, подготовка учащихся к поступлению  в СУЗы, ВУЗы на музыкальные, хоровые отделения.

 Каким же должен был быть  результат освоения моей программы:

  1. Пение на «опоре», владение певческим абдоминальным (брюшным, диафрагматическим)  дыханием,  которое является основой интонационной чистоты звучания, продолжительности и динамики звука. Голосообразованию предшествует вдох. Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличии от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию.  
  2. Единая манера формирования гласных, четкое и определенное звучание согласных играющие важную роль в активном формировании звука. Участники ансамбля одинаково произносят все гласные звуки.
  3. Чистое интонирование мелодии или своей партии основа для успешного выступления коллектива. Развитие мелодического слуха начинается с первых занятий с учащимися и длится до их выпуска.
  4. Чёткая дикция помогает точно и цело донести до слушателя художественный замысел авторов произведения.
  5. Владение гармоническим слухом-это пение многоголосия. Высший пилотаж, когда участницы ансамбля легко справляются с пением многоголосия без сопровождения, т. е. А- капелла.
  6. Умение каждого участника подчинить свою индивидуальность задачам коллектива, уметь слышать свой голос и голоса других участников, не выделяться из общего звучания в процессе исполнения, т. е. слуховой контроль собственного исполнения.
  7. Владение разнообразием и тонкостью нюансировки, принципом динамического контраста, единым эмоциональным настроем.
  8. Артистизм на сцене, умение петь под микрофон, рационально расходовать дыхание при одновременном пении и выполнении  движений.
  9. Выразительное исполнение  в соответствии с содержанием музыкального произведения;
  10. Дисциплинированность, ответственность, уважительное отношение к руководителю и участникам коллектива.
  11. Владение элементарными навыками аранжировки.
  12. Умение солировать в произведениях.

Понятно, что достижение таких результатов требует огромной работы самого педагога. Сознаюсь, что некоторые результаты превосходили самые смелые мои ожидания, что то не получалось. И я понимала, что необходимо самой развиваться, обучаться дальше. Я посещала мастер классы, изучала соответствующую литературу, посещала курсы повышения квалификации, что-то придумывала сама. Большим опытом для достижения

высоких результатов,  по моему мнению, является участие в живых конкурсах, сравнение выступлений своего коллектива с другими, живое общение с руководителями этих коллективов, а также вера в тебя учащихся, родителей, коллег. Когда я приехала с победой в конкурсе «Роза ветров» (2005 год, город Байкальск, Чупрова Ольга), который московские организаторы впервые проводили по регионам, многие преподаватели сказали, что мне просто повезло.

Мои ученики верили мне, что тоже очень важно в совместной работе.

3. Первый состав «Колибри» был очень ярким. Четыре участницы: две сестры Чупровы-Ирина и Ольга, Головинова Оксана и Зезюля Оксана. Трое из этого квартета продолжили своё музыкальное  образование  дальше. (Смотрите альбом Колибри на моей странице).

 Сёстры Чупровы закончили Иркутский музыкальный колледж им. Шопена с красными дипломами.  Сейчас они живут в Москве. Ирина окончила Московскую Государственную Академию славянской культуры, по специальности фортепианное исполнительство, продолжает учиться в аспирантуре и работает в той же Академии, где училась и в институте международных отношений МГИМО. А Ольга продолжила вокальную карьеру после окончания Московского Международного славянского института им. Державина, где она училась на факультете эстрадного вокала. Сейчас  она сама преподает вокал, а так же работает в оркестре "Фонограф-Симфо-Джаз" под управлением Заслуженного артиста России Сергея Жилина. Этот оркестр мы регулярно видим в таких телепроектах как «Две звезды», «Достояние республики» и «Голос». Недавно по первому каналу показывали концерт, посвященный 50-летию Сергея Жилина. Мне позвонили коллеги, родители, мои друзья и знакомые. Все увидели Ольгу Чупрову и поздравляли меня с такой знаменитой ученицей.

Оксана Головинова закончила Братское музкальное училище-хоровое отделение. Ей предлагали продолжить образование в консерватории, Оксана брала уроки у известного педагога. Но она выбрала другой путь, пошла по моим стопам и сейчас трудится со мной рядом, в ДШИ.

4.  После выпуска первого состава было сложно найти девчонок, потому что я понимала, или лучше чем первые или не стоит и начинать.

Когда открылось хоровое отделение, я прослушивала многих учащихся. И вот во 2 классе выбор мой пал на Сироту Алину и Киселёву Яну.  Год я работала с дуэтом, но мне не хватало звука, не хватало привычного мне 2-х и

3-х голосия. Поэтому я добавила ещё двух девочек: Фирсоову Екатерину и Половко Софью.  И, как говориться, всё сложилось. Катя  с её низким бархатным голосом крепко держала основу аккордов, Половко Софья и Сирота Алина пели высокие партии, а Киселёва Яна пела середину.

И всё бы хорошо, но пришло новое время и девочки оказались с характерами,

все бились за лидерство. (Смотрите альбом Колибри-1).

На первом же конкурсе второй состав «Колибри» занял первое место. И с этого момента Победа всегда шла рядом с девчонками.  Я называю этот состав «Звёздным», по количеству побед и достижений. Я коротко назову основные:    

 Международный уровень - Международный детский и юношеский конкурс «Сибирь зажигает звёзды» Фонда поддержки и развития детского       творчества «Планета талантов», 03 марта 2013 г., г. Красноярск:

             - GRAND-PRIX в номинации «Вокал эстрадный. Ансамбли-малые формы» - Вокальный ансамбль «Колибри»;

Российский уровень - II Всероссийский конкурс детского и молодёжного творчества «Славься, Отечество!»,21- 24 ноября 2013 г., г. Новосибирск:

             - Диплом Лауреата I степени в номинации «Эстрадный вокал.  Ансамбли.  Старшая  группа» - Вокальный ансамбль «Колибри»;  

-Свидетельство о назначении стипендии Губернатора Иркутской области с 1 января 2014 года учащейся МБОУ ДОД ДШИ УКМО -                                                      Киселёвой Яне Анатольевне;

-Свидетельство о назначении стипендии Губернатора Иркутской области с 1 января 2014 года учащейся МБОУ ДОД ДШИ УКМО -                                                      Фирсовой Екатерине Владимировне;

 -Свидетельство о назначении стипендии Губернатора Иркутской области с 1 января 2014 года учащейся МБОУ ДОД ДШИ УКМО -                                                      Сирота Алине Алексеевне;

- Диплом о присвоении звания «Образцовый» Министерства культуры и архивов Иркутской области; май 2014 года;

Областной уровень - Областной фестиваль- конкурс исполнителей эстрадной песни  «Золотой микрофон 2015» г.Нижнеудинск:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

- Диплом Лауреата I степени-Вокальный ансамбль «Колибри»;

Областной уровень-Областной молодежный фестиваль национальных культур «Мой народ - моя гордость», г. Иркутск, 10 июня 2016г.:

        - Диплом лауреата вокальной группе «Колибри» в номинации «Музыкальное творчество».                                              

С 2013 года все Детские школы искусств, Музыкальные, Художественные перешли на работу  по Федеральным государственным требованиям-ФГТ, где программа по «Вокальному ансамблю»  составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: 

         -  выявление одаренных детей в области музыкального искусства в детском возрасте;

         -  создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно- нравственного развития детей;

        - приобретение учащимися знаний, умений и навыков пения в ансамбле, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

       -  приобретение детьми опыта творческой деятельности;

       - подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Познакомившись с целями, задачами, результатами освоения программы по ФГТ, я убедилась, что в 1997 году я создала программу не хуже. Результаты же освоения у меня намного профессиональнее, сложнее.

Со второго состава по моим стопам пошла только Фирсова Екатерина. Она поступила в Иркутское музыкально-педагогическое училище № 3.

Остальные девчонки не оставляют творчество, продолжают петь, выступают за свои факультеты и получают призовые места.

На многих конкурсах мы завоевывали по 4-6 наград, потому что кроме ансамбля, я выставляла сольные номера участниц. Но один конкурс мне запомнился особенно. (Гран-при «Шутка»)

5. В 2013 год я набираю третий состав с хорового отделения, причём взяла почти наугад. Решила проверить своё мастерство. Начало работы было очень сложным.  Перед «Колибри» ставились сверхзадачи. Два года мне не нравились выступления девчонок. Не получалось. У меня ещё занимался  второй состав, и в сравнении, малыши проигрывали. Но груз славы предшественников, их многочисленные победы не сломали третий состав.

(Смотрите альбом Колибри-2).

В этом году, в феврале нужно было подтвердить звание «Образцовый», и мы с третьим составом с честью это выполни. В Железногорске, кроме подтверждения звания, мы участвовали в конкурсе «Поющее Приангарье».

Третий состав «Колибри» получил высокую оценку. В номинации «Эстрадный вокал» среди всех возрастных групп, мы были первыми.

Новый рубеж был мною снова преодолён, снова я убедилась, что мой профессионализм, мой характер, моя целеустремлённость привели к победе!

 6.  Коллектив часто приглашают на различные концерты. Но это единичные номера. По ним можно, конечно, судить о мастерстве ансамбля и преподавателя, но это всё равно, однобоко. Поэтому для разностороннего показа возможностей «Колибри», я организовывала сольные концерты ансамбля. Было их всего три:

- 2004 год ДК «Речники»-первый состав. Концерт получил высокую оценку зрителей, средств массовой информации, администрации.

Перед концертом выходит на «Диалоге» фильм Веры Рассказовой о «Коибри» и о  его руководителе - «Песня-моя жизнь». (фрагмент фильма).

-2012 год ДК «Речники» - концерт второго состава «Мы вместе». Состав не выпускался, но у ансамбля накопилось столько репертуара, что мы решили познакомить  общественность и зрителей  с творчеством  талантливых  учащихся. Концерт прошёл  на одном дыхании. Сколько было восторженных отзывов, сколько было цветов и подарков, сколько было сказано тёплых слов.

(Фрагмент концерта).

-2016 год  ДК «Речники» - концерт «Колибри-полёт продолжается», где встретились три состава.

Концерт прошёл на одном дыхании.  

(Сюжет Телерадиокомпании «Диалог» -  https://youtu.be/AogdXArRcxc 

7. Стать вокалистом - мечта многих детей. И для таких ребят вопрос о том, как стать хорошим вокалистом, является буквально вопросом, от которого зависит их счастливое будущее. Для одних - это довольно не сложно, если

они имеют  и талант, и огромное желание добиться результата в пении. Для других – это долгий тернистый путь, и большинство, столкнувшись с труднопреодолимыми препятствиями, сдаются и прячут свою мечту в дальний ящик. А добиваются в вокале результатов те, кто готов к действительно большой работе, кто понимает, что умение петь не придёт сиюминутно и нужно приложить немало усилий и потратить не один год своей жизни, чтобы осуществить свою мечту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

Развитие творческих начал и интереса к творческой деятельности у учеников коррекционных школ

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том,что искусство, в том числе и декоративно - прикладное, обладает огромными  возможностями по развитию творческого потенциала детей. В ...

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей...