Программа по работе с одаренными детьми "Вокальная группа "Лирика"
рабочая программа по музыке на тему

Плоскова Елена Анатольевна

Представлена программа художественно-эстетической направленности по созданию и деятельности творческого коллектива (пояснительная записка, актуальность, цели, задачи, планируемые результаты, учебный план, материально-техническое обеспечение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rabote_s_odarennymi_detmi_lirika.docx86.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации муниципального района «Прилузский»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Летка

Прилузского района Республики Коми

 Согласовано                                                                                  Утверждено

зам. директора по УВР                                                 приказом          от

                                                                                       по МАОУ «СОШ» с. Летка

    Программа по работе с одаренными детьми

                        «Лирика»

                                                                

                                                          Возраст учащихся: 14-18 лет

                                                           Срок реализации: 3 года

 Направленность: художественно-эстетическая

                                                      Составитель программы – Плоскова Е.А.

                                                      учитель музыки, педагог

                                дополнительного образования

                                             

                                             

                                                с. Летка, 2016 г.

                                 

                                         Пояснительная записка.

         Данная программа является программой художественной-эстетической  направленности  по созданию и деятельности творческого объединения – вокального коллектива «Лирика» по исполнительству  в различных жанрах (народное пение, эстрадное пение, а также в видах – хоровое пение, соло, ансамбль).

Актуальность. В системе комплексного художественно-эстетического воспитания вокально-хоровое пение занимает важное место и является одним из самых доступных, распространенных, активных и полезных видов исполнительской деятельности. Оно имеет ряд особенностей, способствующих эстетическому развитию обучающихся, благодаря своей коллективной природе и качеству музыкального «инструмента» - голоса. Коллективность выступает как главный фактор воспитательного аспекта. Кроме этого, правильное обучение пению с детства – наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата, а значит, здоровья ребенка. Данная программа направлена на формирование целостного отношения к музыке как виду искусства, на комплексное развитие личности и творческое самовыражение музыкально-одаренных детей.

Отличительной особенностью данной программы является непрерывность и преемственность обучения и воспитания между ступенями, сочетания разнообразных форм деятельности, воспитательных и образовательных мероприятий, логическое использование традиционного и современного музыкального материала, инновационных и здоровьесберегающих технологий. Программа отличается демократичностью, а также дифференцированностью музыкального образования (углубленная работа с музыкально одаренными детьми).

Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной –

дополнительной общеразвивающей программы «Лирика»:

Типовая программа для вокально-хоровых коллективов

Программа

«Лирика»

Изменения в программах не предусмотрены

Возможность изменений в процессе реализации программы на практике

Упор делается лишь на обучение

Единство воспитания и обучения

Не предусматривается работа с родителями

Разработан план работы с родителями

Стандартные  методы, приемы

Применение инновационных технологий

Не предусмотрено творчество детей, творческий поиск

Неотъемлемой частью программы является собственное творчество детей

   Данная программа очень тесно связана, а также является логическим продолжением школьного курса предмета «Музыка» на всех его этапах обучения, а также прослеживаются связи в образовательных областях предметов литературы, истории, коми языка и литературы (что находит отклик в репертуаре коллективов), физкультуры (т.к. решается задача физического развития обучающихся). После завершения обучения по данной программе выпускники могут продолжить обучение в учебных заведениях музыкального профессионального образования.

Национально – региональный компонент программы реализуется через беседы о развитии данного направления творческой деятельности в Республике Коми, встречи с известными музыкантами Республики Коми, исполнение современной обработки коми народных песен или песен коми композиторов.

     Данная дополнительная образовательная программа вокального коллектива  является модифицированным и усовершенствованным вариантом типовой программы для детских хоровых и вокальных коллективов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования (сб. «Музыка» под ред. Т.Н. Овчинниковой, Москва, «Просвещение», 2010 г.) Также в основу данной программы положены многие аспекты (принципы и методы вокально-хоровой работы) ведущих музыкантов-хоровиков в области детского хорового исполнительства: В. Попова, Г. Струве, Д. Огороднова, П. Емельянова, Вл. Соколова и др.

Адресат программы: музыкально-одаренные учащиеся 14-18 лет, набор в группу осуществляется на основе письменного заявления детей или их родителей при предъявлении медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для занятий музыкой, а также путем отбора по музыкально-ритмическим данным (чувство ритма, лада, интонирование, пластичность).

                                             Цели и задачи

Целью данной программы является создание условий для развития музыкально-творческих способностей одаренных детей, реализация их интересов в художественно-эстетическом творчестве, познании, а также достижение общей цели массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры учащихся.  

Задачи специального развития:

  • формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально-хоровых представлений;
  • развитие музыкальной памяти, координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкость, полетность, мягкость;
  • формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности, певческого дыхания, вокальной артикуляции, расширение диапазона голоса;
  • приобретение навыка пения а-капелла, многоголосного пения;
  • владение техникой современного исполнительства, сольного и ансамблевого вокального музицирования;
  • укрепление здоровья обучающихся путем применения здоровье сберегающих технологий.

Задачи формирования личностных качеств:

  • воспитание чувств коллективизма, ответственности, дисциплинированности, потребность и готовность к эстетической деятельности;
  • развитие творческой инициативы, коммуникативных способностей, элементов самоуправления;
  • воспитание интереса и любви к национальной музыке, привитие художественного вкуса;
  • реализация творческих возможностей музыкально одаренных детей на основе коллективного и сольного вокального музицирования;
  • расширение музыкального кругозора обучающихся;
  • профилактическая работа асоциального поведения обучающихся.

                     Ценностные ориентиры содержания программы.

         Данная программа   организуется по следующим принципам:

-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;

-системность, доступность содержания занятий;

-предоставление возможности самовыражения, самореализации.

-сочетание учебной, исполнительской и воспитательной работы с вокалистами.

          Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков.

          Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать  психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.               

Вокальный коллектив организуется при средней общеобразовательной школе. Комплектование проходит по возрастному признаку и уровню подготовленности учащихся.

Обучение предполагает 3-х ступенчатую систему:

Ступень, год обучения

Группа

Возраст обучающихся

Количество обучающихся

Продолжительность обучения на данной ступени

I ступень

Подготовит.гр. (из числа участников    хора)

14 лет

13-15

1 год

II ступень

Средняя группа

15-16 лет

13-15

1 год

III ступень

Старшая (основная)

17-18 лет

10-15

1 год

                   Объем программы и режим занятий:

 

- подготов. группа

- 3 часа в неделю (по 40 мин.) всего 102 часа в год

- средняя группа

- 3 часа в неделю (по 40 мин ) всего 102 часа в год

- старшая группа

- 3 часа в неделю (2 раза в неделю: 1 час по 45 мин. и

                           2 часа по 45 мин ) всего 102 часа в год.

 Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями СанПиНа и с учетом возраста обучающихся. В период между занятиями проводится 10-ти минутный перерыв. Помещение для занятий регулярно проветривается, проводится влажная уборка, соблюдается температурный режим (согласно «СанПин 2.4.4.1251-03» от 1.04.03). Обучающиеся ознакомлены с памятками о санитарно-гигиенических правилах во время занятий.

                             Содержание и учебно-тематический план.

        В содержание программы входит работа над учебно-тренировочным материалом, над вокально-хоровыми навыками, музыкальными произведениями, сольная, ансамблевая работа, воспитательные и развивающие мероприятия.

Учебный план  

Раздел (тема)

кол-во часов

1 год

кол-во

часов

2 год

кол-во

часов

3 год

всего

1

Вводное занятие

1

1

1

3

2

Работа над вокально-хоровыми навыками, постановка голоса

8

5

4

15

3

Работа с учебно-тренировочным материалом

9

8

3

20

4

Работа над музыкальными произведениями

47

44

62

153

5

Сольное пение, работа в ансамблях

15

11

5

31

6

Сценическое оформление программы

4

7

8

19

7

Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки, проектно-исследовательская деятельность

3

3

2

8

8

Музицирование

2

2

1

5

9

Концертная деятельность

3

12

15

30

10

Мероприятия воспитательного характера, участие в конференциях, форумах

3

2

3

8

11

Итоговое занятие

1

1

1

3

Итого в год:

102

102

102

306

Концертная деятельность, занятия  в театральной и хореографической студиях

Дополнительное время

Учебно-тематический план

(I ступень обучения – подготовительная группа)

Раздел (тема)

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа над вокально-хоровыми навыками, постановка голоса

8

1

7

3

Работа с учебно-тренировочным материалом

9

-

9

4

Работа над музыкальными произведениями

47

4

51

5

Сольное пение, работа в ансамблях

15

1

14

6

Сценическое оформление программы

4

-

4

7

Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки, проектно-исследовательская деятельность

3

1

2

8

Музицирование

2

-

2

9

Концертная деятельность

3

-

3

10

Мероприятия воспитательного характера

участие в конференциях, форумах

3

1

2

11

Итоговое занятие

1

-

1

Итого в год:

102

9

95

Концертная деятельность, занятия  в театральной и хореографической студиях

Дополнительное время


                                                     Содержание.

  1. Вводное занятие. Организационные вопросы. Установка на положительную мотивацию, на интересные вокальные занятия. Первоначальный мониторинг, входная диагностика музыкальных данных поступающих , ознакомление с правилами гигиены и охраны голоса. (1 час)
  2. Работа над вокально-хоровыми навыками. Теория. Знакомство с дирижерскими жестами (внимание, вступление, окончание). Правила пения, певческой посадки, звукообразование, положения корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения (1 час).

Практика. Воспитание умения следить за дирижерскими жестами. Начало формирования всех вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (Ми1-Си1), овладение навыком мягкой атаки. Выравнивание хорового звучания от звуков Соль1-Ля1 вверх и вниз, выработка чистого унисона. Обучение пению с сопровождением а-капелла, умению слушать себя и соседей при пении, подстраиваясь и сливаясь с общим звучанием. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся, чистоты интонирования, правильного воспроизведения ритмического рисунка, выполнение динамических оттенков. Работа над артикуляцией и артикуляционным аппаратом (рот, губы, зубы, язык, челюсти, небо), вокализация и округление гласных. (7 часов).

3. Работа с учебно-тренировочным материалом. Практика. Показ упражнений; разучивание и впевание их. Введение новых упражнений в зависимости от учебного материала. Элементарные импровизации на четверостишия (пение на одном звуке в ритме стихотворения; пение на двух звуках - Д-Т, III-Т; пение в поступенном движении вниз и вверх – Д-Т и т.д., пение звукорядов, и интервалов).  Пение попевок в разных тональностях. Упражнения на освоение музыкально-выразительных средств: мелодии, ритма, темпа, лада, динамики, гармонии. Упражнения на дыхание, на выравнивание гласных в сочетании с различными согласными. Применение различных занимательных упражнений (скороговорок, игр и т.д.). (9 часов)

4. Работа над музыкальными произведениями. Теория. Рассказ о песне как об одном из видов музыкального искусства в интересной для малышей форме. Беседа о содержании, знакомство с текстом. Рассказ о композиторе с указанием других его произведений для детей, краткое сообщение об авторе слов. Раскрытие художественного образа песни. (4 часа)

Практика. Показ-исполнение песни. Работа над текстом, мелодией, ритмом, по слуху, с сопровождением. Отдельная работа над сложными в интонационном и ритмическом плане фрагментами произведения. (51 час).

5. Сольное пение, работа в ансамблях. Теория. Понятие терминов «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль». Основные правила сольного пения и пения в ансамбле (1 час).

Практика. Ознакомление с основными элементами эстрадного пения (звукообразование, дикция), соотношение художественного замысла песни со сценическим движением. Воспитание слухового контроля. Элементы унисонного и двухголосого пения в ансамбле. Работа с микрофонами, аккомпанементом, фонограммами. Работа над музыкальными произведениями (14 часов).

6. Сценическое оформление программы. Практика. Элементарные музыкально-ритмические движения, упражнения, выработка правильной красивой осанки, умение легко двигаться, подскоки, шаги, хлопки, щелчки, освоение сценического рисунка. Формирование элементарных актерских навыков (мимика, жесты). Работа над произведениями на сцене. Работа с микрофонами, фонограммами. (4 часа)

7. Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки. Теория. Ознакомление с творчеством композиторов, работающих в сфере детской музыки, с творчеством детских коллективов (1 час).

Практика. Слушание музыки по теме с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку, просмотр видеозаписей. (2 часа).

8. Музицирование. Практика. Элементарный навык игры на детских музыкальных инструментах (металлофон, детский барабан, треугольник, бубен), приемы игры на них. Посещение по желанию инструментальных занятий в детской музыкальной школе (фортепиано, баян, гитара). Коллективное вокально-инструментальное музицирование. (2 часа)

9. Концертная деятельность. Практика. Постепенное включение некоторых произведений в программы массовых концертов. Участие в школьных мероприятиях, праздниках в ДДТ, в ДК, на селе. Анализ выступлений. (3 часа)

10. Мероприятия воспитательного характера. Коллективное посещение концертов, театров, участие в мероприятиях внеклассной работы, в кружковой работе, совместные вечера, творческие встречи, экскурсии, походы. Сбор фото и видеоматериала о деятельности коллектива. Работа с родителями. (3 часа)

11. Итоговое занятие. Концертное выступление для родителей, подведение итогов работы. Поощрение наиболее активных участников. (1 час)

Планируемые результаты учащихся подготовительной группы

(I ступень).

Петь легким, светлым, небольшим по силе звучания голосом. Петь в диапазоне до1-до2. Соблюдать певческую установку, навык правильного дыхания. Петь чисто и слаженно в унисон в данной тональности с сопровождением и без него. Правильно формировать гласные, напевно произносить согласные.

Понимать элементарные дирижерские жесты (внимание, начало пения, окончания). Выразительно, артистично исполнять одноголосные произведения репертуара и с элементами 2-голосия.

Уметь бережно относиться к своему голосу.

Примерный репертуар подготовительной группы (I ступень):

«Как у наших у ворот» (р.н.п.), обр. А. Луканина. (а капелла)

Г. Струве. Весёлая песенка.

«А мы просо сеяли» (р.н.п.) (а капелла)

Б. Савельев. Большой хоровод.

Б. Савельев. Разноцветная игра.

     А. Морозов. Мурлыка.

Е. поплянова. Шла весёлая собака (канон)

А. Варламов «Цветные горошинки»

«Когда это бывает»

     Ю. Верижников. Пусть смеются дети.

Е. Зарицкая. Белоснежка.

     Е. Хортман.  К нам приходит Новый год.

О. Юдахина «Гномик»

В. Цветков. Чико-нико.

Учебно-тематический план

(II ступень обучения – средняя группа)

Раздел (тема)

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Постановка голоса, работа над вокально-хоровыми навыками

5

1

4

3

Работа с учебно-тренировочным материалом

8

1

7

4

Работа над музыкальными произведениями

44

4

48

5

Сольное пение, работа в ансамблях

11

1

10

6

Сценическое оформление программы

7

-

7

7

Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки, проектно-исследовательская деятельность

3

1

2

8

Музицирование

2

-

2

9

Концертная деятельность

12

-

12

10

Мероприятия воспитательного характера

участие в конференциях, форумах

2

1

1

11

Итоговое занятие

1

-

1

Итого в год:

102 ч.

10

94

Концертная деятельность, занятия  в театральной и хореографической студиях

Дополнительное время

Содержание.

1. Вводное занятие. Организационные вопросы, постановка задач на учебный год. Входная диагностика музыкальных данных. Закрепление учебного материала прошлого года. (1 час)

2. Работа над вокально-хоровыми навыками. Теория. Правила пения и охраны голоса. Певческая посадка, теоретические сведения о голосовом аппарате и звукообразовании. (1 час)

Практика. Формирование всех вокально-хоровых навыков (дыхание, звуковедение, звукообразование, артикуляция, дикция, строй). Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку, мягкую атаку звука, спокойный вдох, экономный выдох. Формирование основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, ровности по тембру, гибкости). Выравнивание регистров. Выработка единообразных приемов пения (одновременное дыхание, атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка). Соблюдение правил логики речи (акцентирование, подчеркивание мысли). Правильное формирование гласных и обучение четкому, быстрому произнесению согласных. Выработка унисона, обучение двухголосию (на выдержанном звуке; с подголосками, в каноне, в терцию, в октаву). Обучение умению слушать себя и товарищей, сливаясь с общим звучанием, петь в ансамблях. Работа над дикционным, ритмическим, интонационным, темповым, динамическим ансамблем. Постепенное расширение диапазона (4 часа).

3. Работа с учебно-тренировочным материалом. Теория. Объяснения целей и задач каждого упражнения. Живое, интересное, эмоциональное его использование для развития дыхания, гибкости голоса, ровности тембрального звучания. (1 час)

Практика. Показ упражнений, разучивание и впевание их. Пение элементарных импровизаций (игра в вопросы и ответы, сюжетные, стихотворные, ритмические). В качестве упражнений используются фрагменты разучиваемых произведений. Пение элементарных двухголосных упражнений, канонов. Упражнения и попевки на выработку чистого унисона (выравнивание, подстраивание всех голосов по силе и высоте звука). Пение интервалов, гамм, гаммообразных упражнений в различной ритмической фигурации. Элементы двух-, трехголосия. Упражнения с использованием вокального приема «скэт». (7 часов)

4. Работа над произведениями. Теория. Беседы о разучиваемых произведениях в яркой, лаконичной, доступной форме. Раскрытие значения, актуальность содержания его. Краткое знакомство с творчеством композитора, поэта, особенности стиля, эпохи. Музыкально-выразительные средства произведения. (4 часа)

Практика. Показ (исполнение песни, слушания), анализирование, раскрытие сущности художественного образа (музыкального и поэтического) в доступной и занимательной форме. Разучивание мелодии по слуху, с сопровождением. Проговаривание, пропевание наиболее сложных в интонационном, ритмическом, вокальном отношении фрагментов произведений. Работа над технической и художественно-образной стороной произведения. Доведение произведения до концертного исполнения. Использование видео и магнитной записи для анализа. (48 час)

5. Сольное пение, работа в ансамблях. Теория. Ознакомление с певческими голосами, формирование ансамблей, солистов. Теоретические сведения о процессе голосообразования. Определение режима занятий, плана работы. (1 час)

Практика. Выбор репертуара. Работа над произведениями с солистами, ансамблями, используя основные навыки эстрадного пения. Работа с микрофонами, аккомпанементом, фонограммами («минус»). Доведение программного репертуара до концертного варианта. Репетиции на сцене. (10 часов)

6. Сценическое оформление программы.

Практика. Совершенствование элементарных навыков хореографии, освоение танцевальных ритмов. Упражнения на воспитание ритмичности. Сценический рисунок (полукруг, шеренга, «стайка» и др.). Ходьба ровными четвертями, с хлопками (различные ритмические сочетания шага и хлопков, щелчков), агогика в хореографии. Совершенствование элементарных актерских навыков. Работа над соотношением художественного замысла произведения (программы) и хореографии. Сводные репетиции. (7 часов)

7. Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки. Теория. Сведения о музыкантах, музыкальных произведениях, направлениях современной музыки. (1 час)

Практика. Практикум-обзор о музыкально-просветительских учреждениях (театры, филармонии), жанровых направлениях музыки. Слушание музыки, обмен впечатлениям («круглый стол»). (2 часа)

8. Музицирование.

Практика. Использование детских музыкальных и шумовых инструментов в качестве элементарного сопровождения собственного пения. Тренинг. (2 часа)

9.Концертная деятельность.

Практика. Активное включение в концертную деятельность. Участие в основных концертах, проводимых в школе, Доме детского творчества, Доме культуры, на селе, благотворительных мероприятиях. Выездные концерты. Просмотр и самоанализ выступлений. (12 часов)

10. Мероприятие воспитательного характера. Теория. Воспитательная беседа о роли музыки в жизни человека. (1 час)

Практика. Коллективное посещение концертов, театральных спектаклей, участие в мероприятиях внеклассной работы, кружковой работе. Совместные вечера, творческие встречи, экскурсии, походы. Сбор фото и видеоматериала о деятельности коллектива. Работа с родителями. (1 час)

11. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за учебный год, участие в публичном заключительном концерте, поощрение активных хористов (1 час).

Планируемые результаты учащихся средней группы

Вокальные навыки. Соблюдать при пении правильную певческую посадку и установку, петь с мягкой атакой, естественно, легко, мягко, сохраняя индивидуальность тембра. Правильно формировать гласные и четко, точно произносить согласные, не утрируя их произношение. Уметь петь на одном дыхании длинные фразы, применяя навык «цепного дыхания». Уметь звуковысотно чисто и ритмически четко самостоятельно спеть несложную песню, уметь петь различными штрихами (легато, стаккато). Элементарно импровизировать. Петь в диапазоне: первые голоса – сим-ми2, вторые голоса – лям-ре2.

Хоровые навыки. Петь чисто и слажено в унисон с сопровождением. Петь двухголосные произведения, каноны. Умение выразительно, образно, эмоционально исполнять репертуар в сочетание с хореографическим и сценическим замыслом. Знать средства музыкальной выразительности, эмоционально откликаться на музыку. Знать правила пения, санитарно-гигиенические нормы во время занятий, соблюдать режим охраны своего голоса.

Примерный репертуар средней группы (II ступень).

«Ах вы, сени» (р.н.п.) обр. Г. Попатенко. (а капелла)

Ю. Чичков. Утро школьное, здравствуй!

Д. Тухманов. Родина моя.

 итал. нар. песня . Четыре таракана и сверчок.

А. Ермолов. Осенний джаз.

В. Зубков «Бабушка и внучек»

А. Ермолов. Праздник

                           Новый день

     О. Полякова. Журавли (соло)

     К. Певзнер. Оранжевая песенка (соло)

Э. Ханок. Моя Армия.

А. Горчаков. Ошкамошка.

В. Варламов. Весёлая мышка (соло)

амер. н.п. «Бубенцы», и др.

                                  Учебно-тематический план

(IIIступень обучения – старшая группа)

Раздел (тема)

Общее кол-во часов

  • В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Постановка голоса, работа над вокально-хоровыми навыками

4

1

3

3

Работа с учебно-тренировочным материалом

3

-

3

4

Работа над музыкальными произведениями

62

5

57

5

Сольное пение, работа в ансамблях

5

-

5

6

Сценическое оформление программы

8

-

8

7

Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки, проектно-исследовательская деятельность

2

1

1

8

Музицирование

1

-

1

9

Концертная деятельность

15

-

15

10

Мероприятия воспитательного характера

участие в конференциях, форумах

3

1

2

11

Итоговое занятие

1

-

1

Итого в год:

105 ч

9 ч

96 ч

Концертная деятельность, занятия  в театральной и хореографической студиях

Дополнительное время

                                            Содержание

1. Вводное занятие. Постановка задач на данном этапе обучения. Повторение и закрепление приобретенных ранее навыков. Диагностика вокальных данных. (1 час)

2. Работа над вокально-хоровыми навыками. Теория. Повторение и закрепление навыков певческой посадки, правил пения, теоретических сведений о голосовом аппарате и звукообразовании. Формирование певческой культуры. (1 час)

Практика. Продолжение работы по всем поставленным с начала обучения задачам. Навык певческой установки, дыхание ровное, спокойно-активное, экономное, длительное (формирование навыка «цепного дыхания»). Расширение диапазона голоса (примерно  1.5 октавы). Работа над качеством (тембром) звука. Проявление «строгого округлого» звучания голоса. Звучание певческого голоса мягкое, приятное, полетное, в меру прикрытое, выразительное. Сформировано чувство строя, ансамбля, чистое интонирование унисона и многоголосия, четкая дикция. Умение оценивать собственное пение и пение товарищей. Выравнивание регистров. Понимание и исполнение требований руководителя. (3 час)

3. Работа с учебно-тренировочным материалом. Теория. Раскрытие учебной цели, назначение каждого нового упражнения для развития различных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения.

Практика. Показ упражнений, распеваний, их разучивание и впевание. Использование музыкально-дидактических пособий. Мелодические и ритмические импровизации, исполнение канонов. Контроль и самоконтроль за выполнением учебно-тренировочного материала. Тренинг. Выработка единообразных приемов пения (одновременное дыхание и атака звука), правильная вокализация гласных, единая подтекстовка). Упражнения и попевки на совершенствование динамического, ритмического, дикционного и тембрового ансамбля. Пение гамм, гармонических упражнений, аккордов. Работа над элементами эстрадного пения (3 час).

4. Работа над музыкальными произведениями. Теория. Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально-выразительных средствах. Анализ поэтического и музыкального текста ( 5 часа).

Практика. Показ – исполнение или показ произведения в записи. Разучивание мелодического текста с сопровождением и без него, по партиям и на слух (по графической записи). Работа над технической стороной и художественным образом. Использование магнитофонной записи для анализа. Навык исполнения выученного произведения в сопровождении фортепиано или фонограммы (-). Отработка неудавшихся нюансов. Определение и реализация исполнительского плана. Доведение музыкального произведения до концертного уровня. (57 часов)

5. Сольное пение, работа в ансамблях.

Практика. Дальнейшая работа над качеством сольного исполнения, ансамблей. Работа в партиях. Выбор репертуара. Работа над программным репертуаром, совершенствуя манеру эстрадного пения. Совершенствование навыка работы с микрофонами, фонограммами («минус»). Аудиозапись. Доведение программного репертуара до концертного уровня. Репетиции на сцене. (5 час.)

6. Сценическое оформление программы.

Практика. Закрепление навыков сценического поведения, движений. Воспитание осанки, походки. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Подчинения движения характеру музыки и текста. Особенности сценического воображения (упражнения, этюды, импровизации). Работа над структурой программы, доведение до концертного варианта. Сводные репетиции. (8 часов)

7. Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки. Теория. Знакомство с различными направлениями современной молодежной музыки, творчеством ведущих мастеров отечественной и зарубежной эстрады. (1 час)

Практика. Обозрение музыкальной жизни страны, республики, района, села (Практикум). Расширение кругозора в области национальной музыки. Слушание музыки с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку, формирования общей культуры. (1 часа)

8. Музицирование.

Практика. Элементарное музицирование на любительском уровне, применение навыков в ходе вокальных занятий и в повседневной жизни. Аккомпанирование собственному пению. (1 часа)

9. Концертная деятельность. Ведется планомерная концертная деятельность внутри школы, ДДТ, на сцене Дома культуры. Выездные выступления на районное мероприятие, фестивали, конкурсы, а по возможности – на республиканские. После выступлений – тщательный анализ и самоанализ, замечания, поощрения на основе просмотра видеозаписей и впечатлений. (15 час).

10. Мероприятия воспитательного характера. Теория. Беседа о значимости музыкального искусства в жизни человека. (1 час)

Практика. Совместное проведение вечеров отдыха, походов, экскурсионных поездок, посещение концертов, спектаклей. Накопление фото и видеоматериала, творческих работ хористов, оформление стендов и альбомов о деятельности коллектива. Развитие элементов самоуправления в коллективе (назначение старосты хора, ответственных, выполнение определенных поручений). Работа с родителями. (2 часа)

11. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за учебный год. Презентация программы, награждение лучших участников. (1 час)

Планируемые результаты учащихся старшей группы:

Вокальные навыки. Петь в диапазоне: сопрано – до1-фа2; альты – лям-ре2. Соблюдать певческую установку, пользоваться мягкой и твердой атакой. Соблюдение певческого режима в мутационный период. Петь естественно, мягко, прикрытым звуком, с хорошей дикцией, сохраняя индивидуальность тембра, петь округленным нефорсированным звуком. Дыхание свободное, экономное, владение «цепным дыханием», фразировкой, выразительностью.

Хоровые навыки. Уметь петь слаженно, чисто двухголосные произведения, с элементами трехголосия. Уметь петь в ансамбле, сольно.

Грамотно, выразительно, эмоционально исполнять репертуарные произведения в сопровождении фортепиано, гитары, синтезатора, под фонограммы (-).

Примерный репертуар старшей группы

(III ступень)

Д. Каччини «Аве Мария».

В. Моцарт. Послушай, как звуки хрустально чисты.

В. Соснин. Всюду с песней веселее (канон)

коми нар. песня в обр. П. Чисталёва «Козьё-козьё»

Я. Френкель. Журавли.

К. Молчанов. Журавлиная песня.

Я. Дубравин    «Песня о земной красоте»

                        «Вальс»

В. Малых. Гимн учителю.

В. Раинчик «Музыка для всех»

Д. Тухманов «Как прекрасен этот мир»

                        Аист на крыше.

М. Монастырский «Девятый класс»

А. Морозов «Вечер школьных друзей»

А. Зацепин «Куда уходит детство»

А. Варламов  «Вальс Победы»

«Подари улыбку миру»

«Мой учитель»

Надо верить молодым.

Учебный репертуар.

При формировании репертуара учитывается единство воспитания и обучения, единство процесса овладения ЗУН и систематического, целенаправленного воздействия на художественно-эстетическое развитие личности ребенка.

Основные принципы подбора репертуара:

  • принцип художественной ценности музыкального материала;
  • принцип педагогической целесообразности;
  • принцип разнообразия стилей, жанров и форм изучаемой музыки;
  • принцип новизны;
  • принцип постепенности обучения;
  • принцип последовательности обучения;
  • включение в репертуар произведений, соответствующих музыкально-исполнительским возможностям обучающегося;
  • включение в репертуар произведений, соответствующих возрастным особенностям обучающегося.

     Для расширения музыкального кругозора ребенка, помимо музыкального материала, представленного в учебном и концертном репертуаре, детально изучаемых на занятиях, возможно знакомство обучающегося с иными произведениями, не вошедшими в их перечень. При этом допускается различная степень завершенности работы с такими произведениями, не требуя обязательного выучивания наизусть.

    Результаты освоения программы вокального объединения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона и др.

     В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности

  Планируемые результаты:  

  • Владеть необходимым запасом специфических вокально-хоровых навыков согласно содержанию программы.
  • Вовлечение значительного числа учащихся желающих заниматься данным видом музыкальной деятельности, приобщение их к духовным ценностям, получение практических навыков для самостоятельного музицирования;
  • Укрепление вокально-хорового коллектива как творческой единицы для участия в последующей концертной деятельности на местном, районном и республиканском уровнях;
  • Просветительская деятельность коллективов в сельском социуме (пропаганда музыкального искусства, освещение творческой деятельности в СМИ, благотворительная концертная деятельность);
  • Участие в профильных лагерях и тематических сменах с целью развития творческого потенциала и оздоровления обучающихся;
  • Создание условий для получения дальнейшего музыкального образования выпускников, желающих поступить в соответствующие учебные заведения;
  • Предполагаемая модель выпускника: проявление высокой эстетической и музыкально-певческой культуры, умение применять полученные знания, умения и навыки на практике, расширенный музыкальный кругозор.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Курс обучения вокальному пению опирается на следующие принципы:

  • систематичность;
  • преемственность между вокальными группами;
  • демократичность (занятия со всеми желающими музицировать независимо от условия развития музыкальных способностей) и дифференцированность (занятия с музыкально-одаренными детьми);
  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
  • принцип комплексного способа воздействия на личность ребенка (применение различных видов и форм музыкальной деятельности на вокальных занятиях);
  • принцип связи исполнительской деятельности детей с окружающей жизнью с учетом применения новейших технологий и разработок в области музыкального воспитания.

В работе предполагается использование разнообразных методов и приемов как традиционных (словесные, наглядные, практические …),  так и новаторских (разнообразные «модели» занятий, применение здоровьесберегающих технологий, мониторинг и диагностика способностей, цифровых компьютерных технологий, система нетрадиционных творческих заданий, тренинги, практикумы и т.д.).

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

        Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

В соответствии с программой предусмотрены:

  • общие занятия (ведется теоретическая работа, закрепление пройденного материала, воспитательные беседы);
  • групповые (ведется практическая работа над хоровыми партиями);
  • по подгруппам (ведется практическая работа над упражнениями, репертуаром);
  • индивидуальные (ведется работа с солистами);
  • сводные занятия (ведется репетиционная работа в концертном варианте над репертуаром, программой, обсуждаются организационные моменты).

       Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

-  практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические игры

       В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа, Г.Огороднова.

       Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

     Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;

Примерная структура вокального занятия:

  1. организационное начало – установка на занятие, постановка задач (5 минут);
  2. распевания (5-10 мин);
  3. работа над формированием вокально-хоровых навыков, пение учебно-тренировочного материала для постановки голоса;
  4. работа над песенным материалом, репертуаром;
  5. заключение, итог.

Особенностью работы с данными вокальными коллективами является обучение пению без знания детьми нотной грамоты, опираясь на слуховое восприятие. По этому для эффективности работы широко используются следующие приемы:

  • графическое изображение мелодии и ритма;
  • многофункциональность дирижерского жеста;
  • опора на интонационную природу звука;
  • художественно-синкретический метод практики и другие.

Подбор репертуара происходит с учетом следующих аспектов:

  1. художественная ценность произведения;
  2. воспитательное значение;
  3. возрастные и певческие возможности коллектива;
  4. разнообразие жанровой и музыкальной стилистики, связь с современными эстрадными направлениями;
  5. логика компановки концертных выступлений.

Концертные репетиционные занятия проводятся на сцене. С участниками студии предусмотрены занятия по сценическому движению с хореографом. Ведется планомерная работа с солистами и ансамблем. В начале года планируется концертная деятельность коллектива, участие в мероприятиях, в конце года – отчетный показ работы перед публикой. На различных ступенях обучения проводятся «срезы» музыкальных навыков, диагностика способностей. Каждое музыкальное произведение режиссируется, продумывается исполнительский план. Каждая программа также режиссируется с учетом восприятия ее слушателями, имеет тему и должна быть динамичной, яркой, разнообразной, со своей кульминацией, продуманным финалом. Занятия проходят живо, интересно, эмоционально, сменяя различные виды деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музицирование, творческие задания).

Предусматривается моделирование и пошив концертных костюмов для участников.

Наряду с образовательной программой в вокальных группах реализуется и воспитательная программа: экскурсионные поездки, тематические вечера, беседы, творческие встречи, коллективное посещение театральных спектаклей, туристические походы, оформляются фотоальбомы и накапливается видеоматериал о деятельности коллектива.

По желанию участники вокальной студии посещают дополнительные занятия по хореографии, театральный кружок, осваивают игру на музыкальных инструментах (фортепиано, баян, гитара).

Деятельность вокальной студии тесно связано с работой детского хорового коллектива «Синяя птица», а также с различными учреждениями культуры и образования. В процессе многих лет работы сложилась эффективная структура взаимодеятельности.  

Здровьесбережение

Главное условие реализации дополнительной образовательной программы – обучение без нанесения вреда здоровью детей.

Для сохранения здоровья обучающихся в творческом объединении правильно организован учебно-воспитательный процесс: соблюдается расписание занятий, составленное в соответствии с требованиями СанПиНа, через каждые 40 минут – перерыв; между занятиями проводится проветривание кабинетов, влажная уборка.

На занятии виды деятельности, требующие большого напряжения, чередуются с более легкими. Также организуются кратковременные перерывы.

Большое внимание уделяется правилам безопасности. Систематически, два раза в год, проводятся инструктажи по технике безопасности, текущие инструктажи – на каждом занятии и внеплановые при выездах с территории школы. В залах и аудиториях оборудована вентиляция.

В течение всего учебного года проводятся:

- выезды на природу,

- дни здоровья,

- конкурсы с элементами спортивных соревнований на свежем воздухе.

Здровьесберегающие методы:

  • метод формирования сознания по здоровьесбережению, который включает такие формы работы, как беседа, объяснение, демонстрация, внушение, приведение положительных примеров здорового образа жизни;
  • метод разумной организации деятельности с предвидением результатов;
  • метод формирования опыта поведения (практика);
  • методы стимулирования должного поведения (поощрение, одобрение, осуждение, наказание).

                          Воспитательная работа и досуговая деятельность.

         Одним из важнейших направлений в деятельности руководителя коллектива является системная воспитательная работа с обучающимися. Руководитель организует  отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников.

Под воспитательной работой следует понимать способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности. Воспитание – двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность педагога и деятельность учащегося. Чтобы вызвать активную готовность к воспитательному воздействию, следует поставить ребенка в определенные условия, организовать его активную деятельность. Но нельзя забывать, что воспитание должно быть неразрывно связано с обучением.

В организационно-воспитательную работу входят:

  • условием нравственного воспитания детей и молодежи в ансамбле является общение на доверительных началах;
  • создание дружеской атмосферы в коллективе;
  • участие в концертной деятельности воспитывает ответственность перед коллективом, самостоятельность и веру в свои силы;
  • досуговые мероприятия (вечера отдыха, выезды на природу и т.д.) прививают навыки общения друг с другом, сплачивают  коллектив, раскрывают  творческие  возможности ребят;
  • посещение концертов, выставок, музеев и т.д. воспитывает художественно-эстетические качества личности.

                     Способы отслеживания результатов освоения    

                                  образовательной программы.

Проверкой знаний, оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков являются публичные выступления. Сначала в виде показов для родителей, затем в виде творческих отчетов и концертов, тематических выступлений на различных сценических площадках.

    Отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей проводится с помощью диагностического инструментария.    Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

    Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Итоги обучения предполагается подвести в разнообразных формах:

  • творческий отчет (сольный концерт коллективов) – публичный показ достигнутых результатов  в вокально-хоровой деятельности;
  • выставка-демонстрация творческих работ обучающихся (художественных, литературных…), фотолетописи коллектива.

                                           Формы контроля.

           Контроль над качеством обучения осуществляется в соответствии с учебным планом.

План контроля составляется педагогом в соответствии с возрастающей сложностью изученного материала. Музыкальный материал должен соответствовать учебным задачам программы и возрасту детей.

Руководитель определяет не только конечную цель, но и отслеживает промежуточные результаты, благодаря которым он своевременно выявляет и предупреждает  возможные  отклонения от прогнозируемого результата.

Вводный контроль: проводится на вводном занятии, который позволяет определить уровень развития каждого ребенка, выявить его возможности и способности.

Промежуточный контроль: проводится по окончании первого полугодия каждого из годов обучения на контрольных занятиях. Все показатели заносятся в карту промежуточного контроля.

Итоговый контроль: в конце учебного года проводится в форме творческого отчета (концерта) с последующим анализом и самоанализом.

Так же проводятся тематические контроли (теоретические и практические) по изучаемым дисциплинам в течение всего года.


Этапы педагогического контроля

(1 год обучения, младшая группа)

I ступень обучения

Вид контроля (срок)

Цели и задачи

Содержание

Формы

Критерии

входящий

(сентябрь)

определение уровня музыкальных способностей, качество голосовых данных поступающих

диагностика вокальных данных, заполнение индивидуальных карт развития

беседа

игра

творческие задания

см. ниже «Диагностика музыкальных способностей»

текущий

(январь)

определение уровня адаптации участников для хоровой деятельности, их заинтересованность, проверка первоначальных навыков

«адаптационный срез» (комплекс проверочных заданий), составление динамики общей эмоционально-познавательной активности обучающихся

музыкально-дидактическая игра

заинтересованность обучающихся в образовательном процессе, желание заниматься данным видом исполнительства

итоговый

(май)

определение уровня развития вокальных данных

комплекс вокально-хоровых упражнений, исполнение репертуарных пений

контрольные задания

концертное выступление

эмоционально-выразительное исполнение репертуарных произведений, хорошее качество звука


Этапы педагогического контроля

(2 год обучения, средняя группа)

II ступень обучения

Вид контроля (срок)

Цели и задачи

Содержание

Формы

Критерии

входящий

(сентябрь)

определение подготовленности перехода обучающихся во II ступень, закрепление практических вокально-хоровых навыков

входящий «срез» вокально-хоровых навыков, комплекс упражнений и заданий

практикум

соблюдение певческой установки, понимание дирижерских жестов; соответствующее качество звука, диапазон

текущий

(январь)

выявление эмоционального отклика на музыку

мониторинг в процессе слушания музыки, импровизации (вокальных и инструментальных) пластического интонирования

творческие задания

мастер-класс

эмоционально-осознанное отношение к музыке;

творческие работы обучающихся

итоговый

(май)

закрепление приобретенных вокально-хоровых навыков

проверка теоретических знаний, необходимых для занятий

репетиционная работа

практическая деятельность, восприятие музыкальных произведений

концертное выступление

викторина

выразительное, музыкально-грамотное исполнение репертуарных произведений

знание основного теоретического материала о музыкально-выразительных средствах


Этапы педагогического контроля

(3 год обучения, старшая группа)

III ступень обучения

Вид контроля (срок)

Цели и задачи

Содержание

Формы

Критерии

входящий

(октябрь)

определение подготовленности перехода обучающихся от II ступени к III ступени

Входящий «срез» вокально-хоровых навыков, заполнение карт индивидуального развития

тренинг

знание основных навыков певческой посадки, установки певческого дыхания, звукообразования, звуковедения, артикуляции, дикции

текущий

(январь)

выявление креативности обучающихся

выявление мутационных изменений голоса

Совместная практическая деятельность, работа в «творческой мастерской»

Диагностика, консультация фониатра

тестирование «мозговой штурм», «хоровая прививка»

индивидуальное прослушивание, беседа

проявление музыкальной грамотности, музыкально-творческих возможностей обучающихся

умелое пользование голосом в данный период

итоговый

(май)

выявление конечного «продукта» музыкально-педагогической деятельности, подведение итогов образовательного процесса

Представление творческого проекта, демонстрация результатов работы, поощрение, награждение обучающихся

отчетный концерт, оформление выставки достижений, фотолетописи

проявление певческой культуры, артистичности, владение техникой исполнительства, желания заниматься данным видом искусства.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

                                      (условия реализации программы)

Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение:

конспекты занятий;

методические разработки по вокально-хоровой работе с детьми;

видеоматериалы по вокальному исполнительству;

специальная литература (книги, пособия, журналы).

учебный класс со специальным оборудованием (пианино, синтезатор, детский музыкальный инструментарий);

специальная аппаратура (аудиомагнитофон, СD-магнитофон, усилитель звука, колонки, музыкальные записи оркестровых фонограмм, видеокамера для записи репетиций и концертов, видеомагнитофон для работы с видеоматериалом);

компьютер, оргтехника для копирования раздаточного материала;

концертные костюмы, обувь;

реквизит.

   Вокально-хоровые занятия проводятся на базе оборудованного кабинета музыки средней общеобразовательной школы. Для занятий в кабинете имеется музыкальная аудио и видео аппаратура (музыкальный центр, проигрыватель, телевизор, видеомагнитофон, микрофоны, компьютер, оргтехника), музыкальный инструментарий (фортепиано, детские музыкальные инструменты, синтезатор). Концертные и репетиционные занятия по необходимости проводятся на сцене.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

2. Печатные пособия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности.

 Портреты композиторов.

 Портреты исполнителей.

Таблицы признаков характера звучания

Таблица длительностей

Таблица средств музыкальной выразительности

Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

Транспорант: поэтический текст гимна Российской Федерации, символика.

Транспорант «Симфонический оркестр»

Карточки с признаками характера звучания.

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

К

Д

3. Технические средства обучения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8

9.

10.

11.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Персональный компьютер с принтером.

Ксерокс.

Телевизор.

DVD- плейер.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Сканер.

Микрофоны.

Акустическая система.

Аудиопроигрыватель.

4. Экранно-звуковые пособия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Электронные учебные пособия

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

Видеофильмы, с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов.

Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.

Видеофильмы с записью известных коми исполнителей.

Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.

Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

5. Музыкальный инструментарий.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Пианино.

Синтезатор Yamaha РSR-630.

Детские музыкальные инструменты: треугольники, барабан, металлофоны.

Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещётки и др.)

Образцы коми инструментов.

Гитара.

Д

Д

К

Д

Д

6. Оборудование класса

1.

2.

3.

4.

 Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.

Стол для оргтехники.

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).

Электронно-образовательные ресурсы.

  1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий».
  2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
  3. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
  4. Мультимедийная программа «Энциклопедия популярной музыки».
  5. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
  6. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
  7. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
  8. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  9.  Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
  10. Классическая музыка. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
  11. Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru
  12. Музыкальный словарь. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music

   


Репертуарные сборники
  1. «Антология советской детской песни» (вып. 3,4 «Москва», 1989 г.)
  2. Бандина А., Попов В. «Школа хорового пения». «Москва», 1981 г.
  3. Гомонова Е. «Веселые картинки». «Москва», 2000 г.
  4. Дубравин Я. «Страна детства». «Советский композитор», 1987 г.
  5. Крылатов Е. «Прекрасное далеко». «Советский композитор», 1988 г.
  6. «Музыка моего народа», Сыктывкар, 1981 г.
  7. Поплянова Е. «Игровые каноны». М. «Владос», 2002 г.
  8. Поплянова Е. «А мы на уроке играем». М.: «Новая школа», 1994 г.
  9. «Произведения для детского хора. Хрестоматия». «Москва», 1983 г.
  10. Песенные сборники  «Розовый слон»

«Рисунки на асфальте»

«Наша школьная страна»

М. «Современная музыка», 2002 г.

  1. Песенные сборники «Буратино» (вып. 4,5) сост. В. Модель. Л. «Советский композитор», 1989 г.
  2. «Ошка мошка – радуга», Сыктывкар, 1993 г.
  3. Струве Г. «Ступеньки музыкальной грамотности». Санкт-Петербург, 1999
  4. «Хрестоматия русской народной песни», «Москва», 1985 г.
  5. «Хрестоматия. Музыка в школе. 5-8 класс», «Мирос», 1993 г.
  6. «Хрестоматия к урокам музыки», М: «Просвещение», 2001 г.
  7. Чичков Ю. «Избранные песни для детей», «Советский композитор», 1988.
  8. Шаинский В. «Избранные песни», «Советский композитор», 1987 г.
  9. «Танцуют дети», Сыктывкар, «Коми книжное издательство», 1999 г.

20)  Е.А. Гомонова. «Музыкальный фейерверк». 2010 г.

    21)  В.Коровицын.  «Радуйся солнцу», «Академия  развития», 2012.

                                                 Список литературы для учителя.

Алиев Ю.Б., Белобородова В.К., Ригина Г.С. Музыкальное восприятие школьников.М., 1975.

Багадуров В., Орлова Н., Сергеев А. Начальные приемы развития детского голоса. М., 1954

 Глушакова Т. Некоторые особенности вокального воспитания в детском хоре. — В сб.: Поет «Пионерия». М., 1979.

Детский голос. Экспериментальные исследования/Под ред. В.Н. Шацкой., 1970

Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М., 1972.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1977

Работа с детским хором/Под ред. В.Г. Соколова. М., 1981

Струве Г.А. Школьный хор. М., 1981

                        

                           Литература для учащихся.

          Энциклопедический словарь юного музыканта. Сост. Медушевский В.В., Очаковская О.О., М.: Педагогика, 1985.

          Детская энциклопедия. «Искусство». Том 12, изд.2. Издательство «Просвещение», Москва, 1968.

          Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся, изд.10. Ленинград «Музыка», 1990.

          Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах, изд.2. Москва «Советский композитор», 1986.

          Пожидаев Г. Встречи с музыкой. – М.: «Искусство в школе», 1995.

          Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта. – СПб.: «Композитор», 1994.

           Тэтчел Д. Детская музыкальная энциклопедия. Научно-популярное издание. Издательство «Астрель», 2003.

           Музыка. Научно-популярное издание. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

           Вернон Р. Жизни великих музыкантов. Изд. «Поматур», 1996.

           Комарова И.И. Музыканты и композиторы. Краткий биографический словарь. – М.: «Рипол Классик», 2000.

           Коллинз С. Классическая музыка от и до. М.: «Фаир-Пресс», 2000.

           Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. Москва.: «Советский композитор», 1986.

           Клёнов А. Там, где музыка живёт. Москва «Педагогика Пресс», 1994.

           Рассказы о музыке. Вып 2. М.: Музыка, 1972.

          Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. М.: «Советский композитор», 1987.

           Волков С.Ю. Первые уроки для малышей. Музыка. «Омега», 2001.

           Домрина Е.Н. Беседы о музыке. Пособие для учащихся. Ленинград «Просвещение», 1982.

           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для работы с одаренными детьми.

Курс ставит своей целью комплексное решение задач, стоящих перед иностранным языком как одним из предметов общеобразовательной школы, а именно формирование коммуникативной компетенции учащихся....

Программа по работе с одаренными детьми

Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Цель программы·         Создание системы деятельности у...

Авторская программа по работе с одаренными обучающимися по дисциплине "Менеджмент"

В работе представлены: пояснительная записка,  цель и задачи программы. Кроме того раскрыты основные принципы работы с одаренными студентами, их выявление,  основные формы работы на уроке...

Программа по работе с одаренными детьми

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей является одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Однако, прежде  чем говорить о работе с одаренными де...

программа по работе с одаренными детьми

Цели программы по информатике:·                     выявление и поддержка одаренных учеников;·...

Программа по работе с одаренными детьми

программа по работе с одаренными детьми...