Урок "Колокольные звоны"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Тележенко Ольга Ивановна

Цель урока: сформировать практические умения инструментального и вокального музицирования разных видов колокольных звонов посредством музыки и  литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokolnye_zvony_v_muzyke_i_literature.rar1.76 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Методические рекомендации 
по преподаванию учебного предмета «Музыка» 
в 5-х классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в 2012 - 2013 учебном году

Цели общего музыкального образования. Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
  • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
  • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему задач личностного, познавательного, коммуникативного развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьника, обеспечение их интенсивного интеллектуально – творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально – творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного опыта становится основой для успешного усвоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

Организация учебного процесса по музыке. Предмет «Музыка» рекомендуется изучать в 5-х классах в объеме 35 часов (1 час в неделю)[1].

Преподавание предмета в 5-классах, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, ведется по учебникам, содержание которых соответствует требованиям ФГОС ООО. Список данных учебников представлен в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год[2]. Характеристика учебников по музыке, соответствующих требованиям ФГОС ООО представлена в Приложении № 1.

Основными методическими принципами организации и реализации современного урока музыки являются:

  • принцип деятельности, который заключается в том, что ученик в процессе обучения является активным субъектом учебно-познавательной, учебно-практической, творческой деятельности деятельности;
  • принцип увлеченности, согласно которому в основе уроков музыки лежит эмоциональное восприятие музыки, что предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно – образного музицирования;
  • принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, который ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой;
  • принцип тождества, контраста, сходства и различия, который реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка;
  • принцип интонационности, который регулирует процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным;
  • принцип диалога культур, который предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других народностей, на ее основе сопоставление и выявление общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.

Особенности современного урока музыки.

Современный урок музыки интегрирует традиционный подход к преподаванию музыки (когда школьники осваивают музыкальные произведения как уже сложившиеся явления, которые надо пережить, изучить и запомнить) – с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества композитора-исполнителя-слушателя.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает, что на уроке музыки первый план выходит опыт творческой деятельности, который возможно реализовать через следующие виды деятельности учащихся на уроке:

  • слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; сравнение исполнительских трактовок, выявление связей музыки с другими видами искусства, историей, жизнью;
  • пение: хоровое, ансамблевое и сольное пение: одноголосное и двухголосное исполнение образцов классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения; вокализация основных тем инструментальных произведений, поиски вариантов их исполнительских трактовок;
  • инструментальное музицирование: расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах; инструментальная импровизация, создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений;
  • музыкально-пластическое движение: обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными;
  • драматизация музыкальных произведений: создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения (разыгрывание песен, музыкальные импровизации-инсценировки сказок, драматизация произведений программной музыки).

Особенностью современного урока музыки является возможность организация разных форм музыкально-творческой деятельности школьников. Ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы

Новые подходы к проведению урока музыки ориентируют учителя на использование современных педагогических технологий и нетрадиционных форм проведения урока: ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии, театральные технологии, диспуты, дискуссии, дебаты, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-экскурсии и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей, обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). В данном случае возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

Следует обратить внимание, что наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино-концертных залов.

Реализация регионального содержания.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации[3]. При этом следует отметить, что объем реализации регионального содержания по ФГОС ООО нормативно-правовыми документами не регламентируется и определяется учебным заведением самостоятельно.

В Приметной программе по музыке не предусмотрен резерв времени для изучения регионального содержания по предмету. В сборнике «Региональный компонент государственного стандарта общего образования»[4] предмет «Музыка» также не представлен. Следовательно, реализация данного содержания по предмету не является обязательной. Учитель может включать региональное содержание на уроке по своему выбору, увязывая его с темами уроков.

Контроль и оценивание по предмету. Изучение музыки в современной школе направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Все виды результатов конкретизируются в образовательной программе образовательного учреждения.

Достижение личностных и метапредметных результатов идет через формирование у учащихся универсальных учебных действий в ходе изучения предмета «Музыка».

Суть контроля по предмету – диагностика успешности музыкального развития школьников. Контроль по музыке должен опираться на дифференциацию и индивидуализацию обучения музыке, учет психологических особенностей развития учащихся данной возрастной группы, особенностей социокультурного окружения ребенка.

Контрольно-оценочная деятельность по музыке в 5 классе может быть различна по форме: устная, письменная, в виде тестового контроля, а также предполагать выполнение школьниками проектов и исследовательских работ по предмету. Критерием контрольно-оценочной деятельности по музыке является определение результативности музыкальной деятельности школьников: степень развития эмоционального восприятия учащимися музыкальных произведений различных стилей и жанров; степень сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства (основные категории и понятия, специфика языка, понимание терминологии); степень развития индивидуально-оценочных суждений о содержании музыкальных сочинений, об их нравственных ценностях, о современности звучания шедевров музыкальной классики; степень развития у школьников музыкальности, творческих способов деятельности, навыков коммуникативной культуры, потребности общения с музыкой.

В данном письме ограничимся рекомендациями по видам и количеству итоговых контрольных работ по предмету.

Вид контроля

Терминологический диктант

Тест

Проектная работа (индивидуальная, парная, коллективная)

Количество

1

2

2

Диагностику рекомендуется проводить не реже, чем один раз в полугодие, не реализуя при этом задачу выявления уровня развития музыкально – практических навыков и умений, связанных с такими видами музицирования, как хоровое пение, импровизация, игра на простейших музыкальных инструментах. Диагностика ориентируется на выявление успешности достижения учащимся предметных планируемых результатов и выявление динамики формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Учителю необходимо предусматривать также домашние задания по музыке, которые должны быть не репродуктивного, а творческого характера и ориентировать школьников на работу с различными источниками информации (создание рисунков; подбор литературного и зрительного рядов к музыкальным произведениям; составление эскизов костюмов персонажей опер, балетов, мюзиклов; оформление афиш программ концертов, коллажей; сочинение стихов, выпуск газет и журналов; драматизация, инсценирование, создание презентаций, попурри и т.д.).

Материально-техническое оснащение кабинета. Специфика урока музыки предъявляет особые требования к подбору специализированного оборудования и оформлению интерьера кабинета. Кабинет музыки должен быть полифункциональным и обеспечивать условия как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества учащихся.

Рекомендации по оснащению кабинета музыки содержатся в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с.).

Подчередниченко Н.А., старший методист кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО

Приложение № 1

Название учебника

Характеристика УМК

«Искусство.Музыка. 5 класс» Т.И. Науменко,

В.В. Алеева

изд . «Дрофа»

Учебники «Искусство. Музыка. 5 класс» являются частью целостной завершенной системы, охватывающей методологический, содержательный и методический уровни и входят в состав системы учебников для основного общего образования «Вертикаль».

Один из главных методов программы – метод междисциплинарных взаимодействий – позволяет включить в рамки междисциплинарного поля значительный круг учебных дисциплин – таких, как литература, изобразительное искусство, история, обществознание, русский язык, естественно-научные предметы. Содержательные аспекты данных курсов, представленные в соответствующих рабочих программах, обнаруживают плодотворное взаимодействие с содержанием курса «Музыка».

Методический аппарат учебников строится с ориентацией на принципы системно-деятельностного подхода. Вопросы и задания к параграфам отличаются разноуровневостью, наличием, с одной стороны, личностной ориентированности, с другой, – направленностью на организацию коллективной групповой работы.

Задания с применением ИКТ вводятся постепенно, начиная с 5 класса.

Учебники «Искусство. Музыка. 5 класс» являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекса, включающего:

  • рабочую программу
  • дневник музыкальных наблюдений (размышлений)
  • нотную хрестоматию
  • методические рекомендации
  • фонохрестоматию

Наличие этих компонентов УМК позволяет распределить учебное содержание, определить методику проведения занятий по музыке, организовать деятельность учащихся на уроке.

« Музыка. 5 класс»

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская изд. «Просвещение»

Этот учебник продолжает серию учебных изданий, выпущенных по предмету "Музыка" для начальной школы. Учебник на основе музыкального, литературного и изобразительного материала раскрывает темы "Музыка и литература" и "Музыка и изобразительное искусство". Учебник написан в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по искусству и программой Г. П. Сергеевой и др. "Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы.

В учебно-методический комплект входят:

  • сборник рабочих программ
  • пособие для учителей
  • творческая тетрадь
  • фонохрестоматия музыкального материала

«Музыка. 5 кл.»

В.О. Усачёва, Л.В. Школяр изд. «Баласс»

Учебник предназначен для учащихся 5-го класса общеобразовательных учреждений. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и является продолжением непрерывного курса по предмету «Музыка» для начальной школы и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». В учебнике реализован основной принцип концепции Д.Б. Кабалевского: преподавание музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью. драматургический приём, использующийся в учебике, — это «уроки», которые проходят в общении ребят с учителем (прообразом которого в учебниках 2-4 классов является автор самой программы и замечательных книг для детей о музыке Д.Б. Кабалевский) и рисованными персонажами: Песней, Танцем и Маршем. Учебник даёт возможность детям «поговорить с учителем- композитором», в монологах и объяснениях которого звучат тексты самого Д.Б. Кабалевского, что неудивительно, так как учебник «Музыка» данной линии написан специально к программе Д.Б. Кабалевского. В учебнике использованы фотографии архива семьи Кабалевских.

В комплект входят:

  • учебник
  • рабочая тетрадь: записная книжка музыканта

«Музыка. 5 кл.»

В.О. Усачёва, Л.В. Школяр изд. «Вентана-Граф»

Научить детей видеть и слышать прекрасное - такова цель, которую поставили перед собой авторы настоящего учебника. Ребята учатся исследовать музыку во взаимосвязи с другими видами искусства и самой жизнью. Художественно-информационное пространство учебника организовано в соответствии с главной идеей учебно-методического комплекта - развития художественного мышления, постигающего музыкальные и жизненные явления в их диалектическом взаимодействии. Учебник развивает 
творческие способности подростков, воспитывает в них уважение к традициям своего народа, к отечественной и мировой культуре.

В комплект входят:

  • учебник
  • блокнот «Музыкальное искусство» для учащихся
  • хрестоматия музыкального материала
  • фонохрестоматии
  • методическое пособие для учителя



[1] Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 22.

[2] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» http://mon.gov.ru/dok/akt/9335/

[3] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – С. 5.

[4] Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области / Под ред. О.В. Дитятьевой, Т.А. Спиричевой, Л.И. Уваровой – Архангельск: Изд. АО ИППК РО, 2005. – 96 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.

Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...

Заметка "По ком звонят колокола сегодня?"

Заметка, написанная в районную газету "За новую жизнь". В ней рассказывается о  проведённом мероприятии в школе, посвящённом экологическим проблемам планеты Земля....

По ком звонят колокола Хатыни

          Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Вели...

По ком звонят колокола Хатыни

Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Великой Отечественной войны. Необходимо заранее выбрать 4х шко...

Слушаю колокольный звон. Урок, при внесении изменений можно провести классный час.

Урок по теме: Слушаю колокольный звон. Для учащихся 5-9 классов.Духовно-нравственное воспитание молодёжи. Как воспитывать??? Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чт...

Презентация к стихотворению Маргариты Алигер «По ком звонит колокол»

Данная презентация может быть использована на уроках литературы по изучению произведений М. Алигер, на внеклассных занятиях, посвящённых памяти героев войны, на классных часах....

классный час "Хатыни звон"

классный час "Хатыни звон" для 8- 9 классов...