Музыкальное воспитание в коррекционной школе
статья по музыке (5 класс) на тему

Дергунова Татьяна Сергеевна

Некоторые мои приёмы работы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

“Музыкальное воспитание в коррекционной школе как один из основных путей эстетического развития и социализации детей с ограниченными возможностями”

Дергунова Татьяна Сергеевна, учитель музыки

МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №7 VIII вида г.Олекминск, Олекминского района, РС(Якутия)

С появлением человека в этом мире его окружает большое количество звуков. Всю жизнь мы живем, слыша эти звуки. Это повседневная часть нашей жизни. Музыка- это упорядоченная последовательность зыуков, исходя из этого музыка с древнейших времен была выразителем важнейших граней человека. В связи с этим, появляется потребность человечества в музыкальном воспитании с раннего детского возраста.

Музыкальное воспитание является универсальной составной частью учебно - воспитательного процесса, но для детей с интеллектуальные недостатки имеет ряд проблем, связанных с возможностями детей, таких как нарушение памяти, речи, внимания, усидчивости, нарушения чувства ритма, музыкального слуха делает практически невозможным посещение имеющихся в городе Олекминске студий.

Музыкальное воспитание в нашей школе заключается в форме уроков музыки согласно учебному плану школы и внеклассной работы в рамках республиканского проекта “Музыка для всех”(вокальные студии, хор)

Цель музыкального воспитания в школе:

Создание обстановки для успешной социализации учеников коррекционной школы в обществе посредствам обучения пению и развитии их певческих способностей и приобщению учащихся к вокальному искусству.

Задачи:

  • Формирование эстетического вкуса учащихся
  • Развитие и коррекция памяти, речи, внимания и мышления
  • Обучение певческим навыкам
  • Развитие слуха и голоса детей
  • Формирование голосового аппарата
  • Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально- слуховых представлений, чувства ритма.
  • Коррекция психического и эмоционального здоровья учеников
  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского песенного творчества)
  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

 

В рамках республиканского проекта “Музыка для всех” в 2013году  нами была  разработана и с успехом внедряется  программа музыкального воспитания “Музыка добра- музыка сердца”. Данная программа реализуется в вокальных студиях “Ладошки”, “Сияние” и  хор “Лучики” в которых занимаются учащиеся 1-6 классов в возрасте от 6 до 13 лет.

Особенность программы заключается в том, что в ансамблях занимаются дети, имеющие разные стартовые способности и возможности, а так же дети с ограниченными возможностями здоровья. Контингент наших учащихся- дети имеющие интеллектуальную недостаточность, кроме этого в основном дети из неблагополучных , асоциальных семей.

Программа включает в себя как практическую, так и теоретическую работу студий. Расширение теоретических знаний в области вокального искусства крайне необходимая и систематическая работа.

В последнее время большое внимание уделяется внедрению инновационных технологий в образовательный и воспитательный процесс с целью улучшения качества образования, создания комфортных условий обучения при активном взаимодействии всех обучающихся. В результате ученик осваивает умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность.

Современная педагогика использует интерактивные методы и ИКТ технологии для оптимизации процесса обучения. Актуальность применения интерактивных методов и ИКТ технологий в музыкальном воспитании обусловлена недостаточной разработанностью.

В своей работе я активно использую интерактивные приемы и хочу рассказать о применении некоторых из них.

“Открытый микрофон” – суть этого приема в том, что в кабинете музыки во время работы вокальных студий, всегда в рабочем состоянии присутствует микрофон. По желанию, любой ученик может петь используя его. Что нам это дает?

Для учеников:

  • Повышается интерес к музыкальной деятельности
  • Ребята перестают боятся микрофона
  • Повышается мотивация разучивания песни
  • Развивается умение слышать себя и слушать других участников ансамбля

Для учителя:

  • Контроль разучивания песни каждым участником ансамбля (текст, мелодия и т.д)
  • Возможность планирования индивидуальной работы с конкретным учеником.

Кабинет музыки в нашей школе оснащен всем необходимым оборудованием, в том числе профессиональными микрофонами. Использование данного  приема помогает является одной из форм работы над песней и приносит видимые положительные результаты.

,,SingPlay,, 

Современная жизнь, стремительное развитие информационных технологий  обязует каждого учителя идти в ногу со временем. Сейчас для этого есть много возможностей, это и уже зарекомендовавшее себя применение мультимедийных презентаций,   видеоуроков.

Еще одним приемом, который я использую в своей работе уже второй год, это работа со звукозаписывающими приложениями для смартфона. Смартфоны , мобильная связь и интернет присутствуют в нашей жизни и жизни наших детей постоянно. Я решила сделать смартфоны своих учеников своим инструментом обучения. Мы часто слышим и говорим об опасности интернета и различных гаджетов для детей и подростков и если мы не можем полностью их оградить от их воздействия, то мы должны максимально направить ребенка на использование этих гаджетов в пользу для их гармоничного  развития. Сейчас существует много приложений, в том числе очень полезных.  

Я остановила свой выбор на приложении  SingPlay . По сути, это приложение является твоей мини звукозаписывающей студией с сохранением записи песни в формате MP3  . На наших занятиях мы часто его  используем.

Суть этого приема , в том, что учащийся производит запись песни, сохраняет ее, прослушиваем ее все вместе, записанный ученик производит самоанализ своей записи, так же анализируем все вместе.

Что нам это дает?

Для учеников:

  • Развитие умения слушать себя, анализировать свое исполнение
  • Развитие адекватной самокритики
  • Развитие умения слушать других участников ансамбля
  • Умение анализировать исполнение песни
  • Повышается интерес к музыкальной деятельности
  • Использование гаджетов для развития музыкальных способностей

Для учителя:

  • Повышение качества исполнения песенного репертуара ансамбля
  • Контроль разучивания песни каждым участником ансамбля (текст, мелодия и т.д)
  • Возможность планирования индивидуальной работы с конкретным учеником.

Благодаря использованию приложения у учеников  повысилась мотивация к занятиям и в связи с этим качественно улучшилось исполнение разучиваемых песен.    

Наши учащиеся участвуют в различных городских и районных песенных конкурсах, фестивалях, концертах ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального искусства в коррекционной школе.

Музыка, книги, телевидение играют приоритетную роль в сфере интересов детей.Особое место в иерархии художественных ценностей занимает музыка.Искусство вообще обладает специфическими средствами воз¬дей...

Программа гендерного воспитания старшеклассниц коррекционной школы

Проблема воспитания школьников в процессе гендерной социализации очень сложна и многогранна и имеет различные аспекты - физиологические, социологические, психологические, педагогические.Можно вы...

внеклассное занятие по экологическому воспитанию в коррекционной школе 8 вида

занятие проходит в иде игры, участники учащиеся 5-6 классов...

Презентация музыкального руководителя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска Белянкиной Любови Петровны

Презентация музыкального руководителя специальной /коррекционной/ школы-интерната  для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченнымивозможностями здоровья г.Саян...

Сообщение "Трудовое воспитание в коррекционной школе"

Формирование трудовых навыков, привычки к длительным трудовым усилиям, коррекция самостоятельности...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи музыкального искусства в коррекционной школе-интернате VIII вида

Статья опубликована в сборнике "Опыт решения проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в Воронежской области" (материалы Пятых и Шестых областных педагогических чтений. Ворон...