по теме "Колокольность в музыке и живописи"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Давыдова Елена Петровна

План -конспект урока музыки в 5 классе по теме "Колокольность в музыке и живописи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokolnost_v_muzyke_i_zhivopisi.docx21.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Колокольность в музыке и живописи (урок музыки 6 класс)

Здравствуйте, ребята

У него большая челюсть,

У него вставной язык,

По его бокам примеряясь,

Поколачивать привык.

Но не просто так колотит,

а он музыку выводит.

Перезвон моих друзей

Созывает всех людей.(колокол)

-Действительно, это колокол. Колокола являются неотъемлимой частью жизни россиян.

Церковные, ямщицкие, пастушьи, пожарные, корабельные, школьные и даже сувенирные.

 Какую же роль играют колокола в русской культуре? Давайте поразмышляем об этом на сегодняшнем уроке.

--Я предлагаю вам заполнить таблицу верных и неверных утверждений, заполняем Приложение № 1. Если вы считаете, что утверждение верно- вы ставите ответ « Да», если утверждение неверно- ответ «Нет»

(выполняют индивидуально- сравнивают работу в парах- делятся , что совпало, что не совпало в их предположениях.) Поднимите руки у кого ответы не совпали

- Ваши мнения по некоторым вопросам расходятся. О чём это говорит?( О том, что мы мало знаем о колоколах).

Хотели бы вы узнать больше?- Да.

- Ребята, вы обратили внимание, что я в начале урока не обозначила тему урока?

-Как она звучит?( Колокола)

Но так как тема четверти «Связь музыки и живописи»

Тема урока: Колокольность в музыке и живописи

Я предлагаю исполнить хорошо знакомую вам песню «Колокола»

Наш сегодняшний урок будет посвящен замечательному явлению – колокольному звону и его значению в жизни русского человека

-Немного из истории появления колоколов. Когда же появились первые колокола?

Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.
А на Руси вместо колоколов использовали БИЛО или КЛЕПАЛО. С их помощью сбирали народные собрания, звоном отсчитывали время, предупреждали о надвигающейся опасности (пожар, нападение врага) Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в  X веке.

 Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма.. О них создано много легенд и сказаний.

Послушайте одну из них.

Легенда (сообщение №1)

По преданию, в IV веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. Это был колокольчик. 

И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла. С тех пор колокольный звон собирает людей на молитву в храм и сообщает об окончании службы.

- Вы когда -нибудь слышали колокольный звон? ( ответы детей) 

В Древней Руси часто звонили колокола:

- Звали на службу в храм.

- Колокола оповещали о наступлении большого праздника.

- Под звуки колокола сходились народные собрания.

- Колокольным звоном отсчитывали время.

- Встречали царей, патриархов.

- Провожали воинов на битву и встречали их с победой.

- Предупреждали о надвигающейся опасности (пожар, нападение врага).

- Указывали дорогу заблудившемуся путнику.

- Большие и маленькие, круглые и удлинённые. Массивные и коротышки. И у каждого своя роль и свой неповторимый звук - голос.(сообщение мини-проект готовит сам ребенок поэтому текст может быть немного другим)

Это интересно (сообщение№2)

Во многих странах мира были и есть свои колокола. В Турине напоминал хозяйкам, что пора месить тесто, « Колокол чистоты» в Бонне звал горожан подметать улицы.     Но только в одной стране мира – России живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством, а колокола как – будто и сами были живыми. Названия разных частей колокола перекликаются с названиями частей человеческого тела- язык, губа, уши, плечо, корона.

Все колокола в той или иной мере декорированы узорами, текстом, изображениями. В декоративном убранстве заметную роль играли надписи, или, как их называли прежде «летописи». Выполненные красивыми рельефными буквами, они включились обычно в орнамент, находящийся в верхней части колокола, располагались и внизу.

 Как людей, колокола крестили, давали имена: «Сысой»- большой колокол, который раскачивали 2 звонаря; « Лебедь»- обладал красивым полётным звуком, за что и получил такое имя. Есть колокола с удивительными именами- « Гавриил», « Медведь», « Баран», « Голодарь».

Но самый известный у нас в стране – « Царь колокол», что стоит в Московском Кремле. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 202 т.

- Ребята, если нам нужно предупредить всех жителей об опасности, беде, как будет звучать колокол ,какой звук у него должен быть?

- Какого размера будет колокол? ( колокол будет большого размера)

-Какой характер мелодии будет звучать?(громкий, пронзительный),

- Сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием, называется - Набат . 

Слушание набата.

- Как он звучит ? ( тревожно, призывно, настороженно, громко – слова на доску)

- А если нам нужно оповестить всех о празднике, как тогда будет звучать колокол?( звучит величественно, празднично- слова на доску)

- Называется этот звон -Благовест 

- Как выдумаете, почему его так называют? ( так как несёт благую весть о начале Богослужения).

- Важный, торжественный, праздничный- размеренные удары в один большой колокол.

Слушание Благовеста

- Благовест часто переходит в трезвон

Слушание Трезвона

- Дайте характеристику этому звону. ( звучит быстро, радостно, светло)

Трезвон- это одновременное звучание всех колоколов. Трезвон выражает особую радость, торжество.

- Послушайте и дайте характеристику этому звону.

-Какой звон по характеру?( слова на доску)

Слушание Перезвона

-Как он звучит? Какое настроение создаёт?(радость, торжественность)

 – А называется он Перезвоном, где каждый колокол звучит по очереди.

Колокольный звон постепенно стал неотъемлимой частью русской души, русской культуры. Его можно встретить не только в народном творчестве и в произведениях известных русских  писателей, художников,композиторов.

И колокольцем каждым в душу любого русского спроси! звонит, как в колокол, не глуше, звон Левитановской Руси!

Известный русский художник Левитан писал только пейзажи,  в которых часто мож6но встретить среди потрясающей природы  изображение колокольни или храма.Наиболее ярким примером будут картины :

Тихая обитель, Вечерний звон.

-Как вы думаете почему автор так назвал свою картину?

Вечерний звон

Художник не ставил своей задачей изобразить определенное место- картина является состоянием души, медитацией в которую погружается человек когда видит старинный монастырь в золотых лучах заката , и слышит головокружительный перезвон колоколов, зовущих то ли на службу, то ли в небо за журавлями…

Каждый в этой картине должен услышать свой величественный звон.

Послушайте созвучное данной картине музыкальное произведение под одноименным названием «Вечерний звон» сл. И. Козлова, муз. народная.

-Слышен ли здесь колокольный звон?

-С помощью чего изображён колокольный звон

 Великий колокольный звон из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов»

 Многие русские композиторы (М. И Глинка, С. С. Прокофьев, М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов и д. р.) использовали звучание колоколов в музыкальных произведениях, чтобы придать своим музыкальным произведениям могущество, силу, смелость, веру в победу, величественность, задушевность.

Давайте послушаем произведение известного нам композитора Модеста Петровича Мусоргского «Великий колокольный звон». Слушая произведение подумайте над вопросом Каким вы услышали звон в произведении. О чем он мог рассказать. О горе, несчастье, празднике…

Слушание музыки. Великий колокольный звон из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент). 

Каким вы услышали звон в произведении?. О чем он мог рассказать?

 В опере Мусоргского «Борис Годунов» вторая картина оперы начинается торжественным великолепным перезвоном больших и малых колоколов. Гулко разносится звон на Красной площади и заглушает шум многотысячной толпы - это Бориса венчают на престол. Поэтому музыку мы слышим серьезную, призывающую людей на это событие.

Но ребята скажите Неужели настоящие колокола звучат в оркестре? (нет)Верно мы слышали оркестр который имитировал нам звучание колокола.(имитация это подражание).То есть инструменты звучали подобию колокола. Многие композиторы изображали в своих произведениях звучание колокола с помощью оркестра или роль колоколов в оркестре выполняют свободно подвешенные металлические трубки – музыкальный инструмент, который тоже называется «колокола», а также звучание ударных инструментов.

Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним произведением , с современной оранжировкой. Это песня написанная специально для вокального ансамбля Непоседы называется она «Моя Россия»,. Послушайте ее.

Какие инструменты исполнили музыку (музыка к ней исполнена и записана на музыкальном инструменте синтезатор)

- Я предлагаю вам исполнить песню « Моя Россия»

( вокально- хоровая работа над песней)

Работа с таблицей верных и неверных утверждений Приложение № 1. Детям предлагается ответить на пропущенные вопросы и исправить ошибки допущенные в начале урока»

Рефлексия.

-Что значит для вас колокольный звон?

-Какой колокольный звон вам больше всего понравился?

-Если бы вы писали музыку, какие музыкальные инструменты использовали для колокольного звона?

-Если бы вы были художником, что бы вы изобразили, слушая колокольный звон?


«…Жива святая Русь, жива Россия…

Горят её, сияют купола,

От моря и до моря

С новой силой

Звонят,  звонят её колокола».

Приложение №1

Верные и неверные утверждения

Попытка №1

Попытка №2

Колокола были и есть только в России

Колокол может весить 200 тонн

Звонить в колокол позволено только звонарям

У колокола есть уши

Отливают колокол только из меди

Только в России существует колокольная музыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"

Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...

Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»

Конспект  урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

Урок по музыке для 5 класса "Диалог музыки и живописи"

Данный урок проводился в 5 классе по программе по музыке Г. Сергеевой и Е.Критской и учебнику « Музыка» 5 класс вышеназванных авторов. Программа рассчитана на 35 учебных часов в год с одним уроком в н...

Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской

Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...