Программа дополнительного образования детей « Фортепиано. Музыкальная литература»
учебно-методический материал по музыке на тему

В процессе обучения учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуя свой художественный вкус, учатся слушать музыку. «Музыкальная литература» способствует успешному овладению исполнительскими и слуховыми умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_muzliteratura.docx43.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Школа «Содружество»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ФОРТЕПИАНО.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Студии музыкального творчества

«Торжество муз»

Возраст детей – 7 -18 лет

Автор – Волдина В.М.

педагог дополнительного образования

Москва

2016

Пояснительная записка

 

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей         « Фортепиано. Музыкальная литература» имеет художественную направленность и базовый уровень освоения.

 Новизна и актуальность программы.

Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов. В процессе обучения учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуя свой художественный вкус, учатся слушать музыку. «Музыкальная литература» способствует успешному овладению исполнительскими и слуховыми умениями.

        В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Преподавание «музыкальной литературы» обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни.

        Для решения задач музыкально-эстетического воспитания курс «музыкальной литературы» ставит своей практической целью развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков и, прежде всего, умение разбирать музыкальные произведения:

-слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи

-ориентироваться в нотном тексте сочинений

-запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки

-грамотно излагать впечатления и мысли о музыке

-рассказывать о пройденных произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией.

        Формирование слухового внимания осуществляется непроизвольно.

На занятиях обучающиеся овладевают большими знаниями об истории страны, знакомятся с творчеством не только композиторов, но и поэтов, писателей.

  Цель программы:

-способствовать музыкально эстетическому воспитанию учащихся,

 расширению их общего музыкального кругозора,

формированию музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.

      Задачи:

-Целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;

-Воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организаций музыкального языка;

-Формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;

-Выработка у обучающихся слуховых представлений.

       

    

Основная форма контроля на занятиях музыкальной литературы может быть в виде:

-устного индивидуального или фронтального опроса

-письменного опроса

-тестирования.

   

Организация образовательного процесса

        Изучение музыкальной литературы – составная часть процесса музыкального воспитания и обучения.

В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческая деятельность композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний в области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами рядя инструментальных ансамблей.

        Очень важно соответствие количества учебного материала возможности его качественного усвоения, обеспечить его доступность по своему содержанию методам преподнесения возрастным особенностям детей, уровню их общего и музыкального развития. Программа содержит максимум учебного материала, который может быть качественно усвоен в отведённое для этого время.

Участие детей в таких занятиях помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки; способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Возраст обучающихся 8-18 лет, занятия проводятся 2-3 раза в неделю.

Примерные формы проведения занятий:

- Занятие;

- Беседа;

-Открытые занятия с присутствием родителей учащихся;

-Конкурсы, викторины, познавательные игры.

Требования к уровню освоения программы

Основные задачи: пробудить в учащихся интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных знаний. Учебный материал располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания сложности.

        Основными формами работы являются:

-прослушивание музыки и работа с нотным текстом хрестоматии

-характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств

-объяснение и усвоение новых понятий и терминов

-рассказ о создании и исполнении музыкальных произведений и их авторах

-самостоятельная работа над текстом учебника и повторение пройденных произведений по хрестоматии

-запоминание и узнавание музыкальных произведений.

Методы работы:

-Метод развивающего обучения;

-Словесный;

-Наглядный (иллюстрации, пособия, хрестоматии);

-Проблемно-поисковый;

-Метод игровой мотивации;

-Научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса);

-Концентрический метод изучения теоретических сведений.

        В работе с детьми необходимо использовать их наблюдения и знания, помогать им осмысливать предшествующий опыт общения с музыкой. Прослушивание и разбор несложных сочинений вокальной и инструментальной музыки помогут обучающимся приобрести знания и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей учебной работы.

   

Учебно-тематический план программы «Музыкальная литература»

№п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

Техника безопасности

1

2

3

2

Музыкальные мифы, легенды, истории.

3

9

12

3

Композиторы детям.

3

20

23

4

Музыкальные эпохи, стили, жанры.

4

10

14

5

Жизнь и творчество композиторов разных времен и народов.

4

36

40

6

Шедевры фортепианной музыки.

4

26

30

7

Романсиада.

10

30

40

8

Симфонические полотна. Духовная музыка.

3

6

9

9

Итоговое занятие.

Посещение филармонических концертов.

3

6

9

10

Общее количество часов

35

145

180

Содержание программы

Теория

Практика

.

Вводное занятие. Техника безопасности

Знакомство с обучающимися, правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности классного пространства, поведение на концертах, культура внешнего вида, правила восприятия музыкального произведения.

Тренинг концертной ситуации. Определение музыкально-слушательской грамотности. Викторина  «Введение в мир музыки».

Музыкальные мифы, легенды, истории

Знакомство с зарождением музыкальной культуры.

  1. Культура древнего Египта.
  2. Легенды Древней Индии.
  3. 3арождение музыкальных инструментов

1. Музыка средневековья: полифония, мотет, месса.

2. Музыка Ренессанса:

Искусство менестрелей, рыцарей, трубадуров.

  1. Дж. Паслестрина «Месса», Ж. Депре «Месса», Орландо Лассо «Мадригалы».
  2. Анонимные авторы городской песни и придворные мадригалы.

-

-

Композиторы детям

Исторические предпосылки возникновения музыки для детей. Музыкальное воспитание в семье И.С.Баха.

  1. Музыка для пения

  1. Музыка для инструментального исполнения

   3. Музыка для слушания

  1. И.С. Бах «За рекою дом стоит», «Ария» из «Нотной тетради Анны Бах», П.И. Чайковский «Мой Лизочек». Песни для детей В.Шаинского, Г.Гладкого, Ю.Чичкова, А.Пахмутовой, Д.Кабалевского, И.Дунаевского.
  2. П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Старинная французская песенка», «Болезнь куклы»; И.Гайдн «Менуэты»
  3.  М. Равель «Моя матушка Гусыня»

1.Музыка для инструментального исполнения

2. Музыка для слушания

1. В. Моцарт «Менуэт» d-moll, Л.Моцарт «Фантазия» в-moll, «Менуэты». И.Гайдн «Менуэт» F-dur, Л.Бетховен «Немецкий танец», М.Мусоргский «Акварели», Р.Шуман «Альбом для юношества».

2. Р.Шуман «Детские сцены»

1. Музыка для пения,

2. Музыка для инструментального исполнения,

3. Музыка для слушания

1. И.С.Бах «Песни», В.Моцарт «Песни», П.И.Чайковский «Романсы»;

2. С.Прокофьев «Детская музыка», Д.Шостакович «Музыка для детей», В.Ходаш «Царевна-лебедь»;

3. Р.Шуман «Листки из альбома», «Лесные сцены».

1.Музыка для пения;

2.Музыка для инструментального исполнения;

3. Музыка для слушания.

  1. Д.Кабалевский Кантата «Песня весны, утра и мира» (фрагмент), Ю.Чичков, В.Шаинский -Песни для юношества. В.Моцарт – Песни
  2. Д.Шостакович – музыка к кинофильмам, переложения для фортепиано, «Танцы кукол», И.Рехин «Фортепианный альбом»;
  3. Г.Свиридов «Юношеская тетрадь», Р.Щедрин «Юмореска», К.Дебюсси «Детский уголок», М.Шмитц «Джазовые пьесы», Э.Градески «По дороге домой из школы».

Музыкальные эпохи, стили, жанры

1. Рождение оперы в Италии, Франции, Англии.

2. Барокко: черты стиля и ярчайшие представители.

3. Рококо. Танцевальные, вокальные, инструментальные жанры. Танцевальная сюита.

1. Клаудио Монтеверди «Орфей», Я. Перилл «Эвридика», Ж. Люли «Армида», Генри Пёрселл «Дидона и Эней».

2. А. Вивальди «Времена года», А. Корелли, Тартини, А. Марчелло.

3. Ж.Б.Рамо – пьесы для клавесина, Ф.Куперен – сюита «Маски».

Венский классицизм – основные черты стиля. Танцевальные, вокальные, инструментальные жанры.

И.Гайдн «Дивертисмент» D-dur, «Прощальная симфония», В.Моцарт «Маленькая ночная серенада», Л.Бетховен «Соната» №1 для фортепиано.

Музыка эпохи Романтизма. Черты стиля. Инструментальная миниатюра. Национальные музыкальные школы.

Ф. Шуберт «Немецкий танец» e-moll, Лендлеры и вальсы, «Музыкальный момент» f-moll, «Неоконченная симфония». Р. Шуман «Лесные сцены», «Бабочки», «Карнавал». Ф. Шопен «Полонез»As-dur, «Революционный этюд», Э. Григ «Лирические пьесы», Ф.Лист «Годы странствий», «Венгерская рапсодия», И.Брамс «Венгерские танцы», А.Дворжак «Славянские танцы», И.Альбенис «Иберия», «Испанские напевы». М.Глинка «Камаринская эпоха.

1. Импрессионизм в музыке.

2. Музыка ХХ века. Современное музыкальное искусств. Французская шестёрка. Додекафония. Серийная техника. Пуантивизм. Экспрессионизм. Джаз. Рок. Диско.

3. Неоклассицизм. Стилизация.

1. К.Дебюсси – Ноктюрны, Симфоническая поэма. «Девушка с волосами цвета льна», «Терасса, освященная лунным светом», «Облака».

2. К.Орф «Carmina burana», Веберн – 4 пьесы для фагота, Ф.Пуленк «Призрачный бал», А.Берг «Воццек», К.Вайль «Трёхграшевая опера», Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз», «Порги и бес».

3. С.Прокофьев «Классическая симфония», М.Равель «Павана на смерть Инфанты».

Жизнь и творчество композиторов разных времен и народов

Г.Ф.Гендель. Жизнь и творчество.

 И.С.Бах – жизненный путь, основные сочинения.

Кончерто гроссо. «Музыка на воде».

Клавирное творчество Баха: «Нотная тетрадь А.М.Бах», «Маленькие прелюдии и фуги», «Инвенции», Органная токката и фуга d-moll.

Жизнь и творчество композиторов – венских классиков. Характерные черты стиля, общие и отличительные качества. И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен.

И.Гайдн – симфония с тремоло литавр №104, В.Моцарт  - симфония № 40, g-moll, Л.Бетховен – симфония № 3 «Героическая».

Жизнь и творчество композиторов – романтиков. Ф.Шуберт, Р.Шуман, Ф.Шопен, Ф.Лист, Э.Григ.

Ф.Шуберт – соната для фортепиано A-dur, Р.Шуман – концерт для фортепиано с оркестром, соната для фортепиано g-moll, фантазия «Скиталец» F-dur. Ф.Шопен – концерт для фортепиано с оркестром e-moll, Ф.Лист «Мефисто-вальс», «Венгерская рапсодия», Э.Григ – концерт для фортепиано с оркестром a-moll, «Пер Гюнт».

Жизнь и творчество композиторов на рубеже XIX-XX в.в. - К.Дебюсси, М.Равель, композиторов ХХ века – Д.Шостакович, С.Прокофьев, Г.Свиридов, А.Шнитке.

К.Дебюсси «Облака», «Сады под дождём», К.Сен-Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных», М.Равель «Благородный вальс», Д.Шостакович - Симфония №7. С.Прокофьев – опера «Война и мир», кантата «Александр Невский», Г.Свиридов – музыкальные иллюстрации к драме А.Пушкина «Метель», музыка к кинофильму «Время вперёд», А.Шнитке «Кончерто гроссо»

Шедевры фортепианной музыки

1. Зарождение музыки для клавишных инструментов.

2. Фортепианные рондо.

3. Вариации для фортепиано: классические, романтические.

1. Дакен «Кукушка», К.Ф.Э.Бах «Сольфеджио», Чимароза, А.Скарлатти.

2.Л.Бетховен «К Элизе», «Рондо по поводу утерянного гроша», В.Моцарт «Турецкое рондо».

3. В.Моцарт  - Вариации C-dur, П.И.Чайковский – Вариации F-dur.

Фортепианные сонаты. Формирование сонатной формы. Фантазии для фортепиано.

Сонаты и сонатины М.Клементи, Ф. Кулау, Л.Бетховен «Патетическая», «Лунная» сонаты, «Аппассионата». В.Моцарт Фантазия d-moll.

Фортепианные миниатюры композиторов-романтиков. Концертные этюды.

Ф.Шопен, Ф.Лист – великие композиторы-пианисты.

Русская фортепианная школа.

Ф.Шопен Вальс cis-moll, Ноктюрн Des-dur, Баллада g-moll, мазурки, прелюдии. Ф.Лист «Мазепа», «Охота», тарантелла. Р.Шуман «Фантастические пьесы». П.И.Чайковский «Времена года», Концерт №1 для фортепиано с оркестром. М.Мусоргский «Картинки с выставки».

Новое в фортепианном исполнительстве и выразительных средствах музыки ХХ века.

С.Прокофьев – Концерт №1 для фортепиано с оркестром, «Наваждение». Д.Шостакович – Концерт для фортепиано с оркестром. С.Рахманинов – Концерты для фортепиано с оркестром, прелюдия cis-moll, музыкальный момент e-moll, этюди-картины. Н.Метнер – «Канцона-серенада», «Сказки»

Романсиада

Русский романс XVIII-XIX в.в. Ярчайшие представители этого

Жанра.

Гурилев «Домик-крошечка», Алябьев «Соловей», Варламов «Красный сарафан», Глинка «Жаворонок», «Венецианская ночь». «Юноша и дева».

Западно-европейская вокальная музыка эпохи классицизма. Самые яркие представители этого жанра.

Векерлен – Пасторали. В.Моцарт «К Хлое», «Маленькая пряхя», песни. Л.Бетховен «Сурок», «Застольная».

Вокальная музыка эпохи Романтизма.

Ф.Шуберт «Форель», «Серенада», вокальный циклы «Прекрасная мельничиха», «Любовь и жизнь женщины». Р.Шуман «Я не сержусь», «Лесной царь». Ф.Шопен «Грусть девушки», «Желание». Ф.Мендельсон «Песни без слов.

Вокальная музыка в творчестве композиторов ХХ века. Современный вокальный язык.

Г.Свиридов «Поэма памяти Сергея Есенина», Д.Шостакович – вокальный цикл на стихи Марины Цветаевой. Г.Вольф – песни.

Симфонические полотна

Зарождение сонатной формы. Формирование сонатно-симфонического цикла. Жанр симфонической увертюры. Инструменты симфонического оркестра.

Сонатины М.Клементи, А.Скарлатти, Ф.Кулау. И.Гайдн – Симфония №48, Дивертисмент. Л.Бетховен – Симфония №№1,6, увертюры «Элеонора». «Эгмонт». С.Прокофьев – симфоническая сказка «Петя и волк».

Характерные черты сонатно-симфонического стиля венских классиков. Сонатно-симфонический цикл у Л.Бетховена.

В.Моцарт – симфонии №№ 24, 41 «Юпитер». Л.Бетховен – Симфония №№ 3, 5, 9 «Ода к радости»

Симфонические полотна русских композиторов

М.Глинка «Арагонская хота», «Вальс-фантазия». П.Чайковский «Испанское каприччио», «Франческа да Римини», симфонии №1 «Зимние грёзы», №6 «Патетическая. Н.Римский-Корсаков «Шехерезада».

Новое в музыкальном языке симфонической музыки ХХ века. Формы и жанры.

С.Прокофьев – Симфония № 7, Д.Шостакович – Симфонии№ 5, 7 «Ленинградская». М.Равель «Болеро».

Оперные сокровища

Сказка в опере. Особенности музыкального языка.

М.Глинка «Руслан и Людмила». Н.Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко»

Оперная народная драма.

М. Глинка «Иван Сусанин», А. Бородин «Князь Игорь».

Лирико-драматическая опера – её характерные черты и особенности музыкального языка.

П Чайковский «Евгений Онегин», Н. Римский-Корсаков «Царская невеста».

Народная драма. Оперы ХХ века. Эволюция жанра: Мюзикл, рок-опера.

М. Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина». Д. Шостакович – вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина». Л. Уэберн «Иисус Христос – суперзвезда».

Балетные творения

Балеты на сказочные сюжеты. Строение классического номерного балета. Черты стиля.

П. Чайковский «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Современные композиторы. Их балетное творчество.

К.Хачатурян «Чипполино», Р.Щедрин «Конёк-горбунок».

Номерное балет. Его строение и характерные особенности.

А.Адан «Жизель», «Корсар». Л.Делиб «Коппелия». П.Чайковский «Лебединое озеро». Л.Минкус «Дон Кихот», «Баядера».

Драматический балет. Новое в современной хореографии.

А.Хачатурян «Спартак». С.Прокофьев «Ромео и Джульетта», И.Стравинский «Петрушка», «Жар птица», «Весна священная». Б.Эйфман – балет на музыку симфонии №6 П.Чайковского «Чайковский»

Страницы духовной музыки

Рождественские песни. Ave Maria в творчестве композиторов разных эпох.

И.С.Бах «Магнификат», «Рождественская кантата». Ave Maria Д.Каччини, И.Бах-Ш.Гуно, ф.Шуберт, И.Брамс. Б.Бриттен «Рождественские песни».

Западно-европейская духовная музыка. Грегорианские хоралы. Органное творчество И.С.Баха, Ораториальное творчество Г.Ф.Генделя.

А.Вивальди «Gloria», И.С.Бах «Рождественская кантата», Г.Гендель – оратория «Мессия».

Ярчайшие представители русской духовной музыки. От знаменного распева до хоровых концертов.

Д.Бортнянский, М.Березовский, А.Архангельский, П.Чайковский. С.Рахманинов «Всенощная». А.Чесноков «Хоровой концерт»

Пасхальные богослужения. Музыка страстной недели.

И.С. Бах «Страсти по Матфею», В. Моцарт «Реквием».

Посещение филармонических концертов

Посещение концертов музыкального абонемента, концертного зала-музея им. М.Глинки, библиотеки А.П.Боголюбова, БЗК, МЗК. Концертного зала имени Чайковского и Политехнического музея.

Итоговое занятие

Подведение итогов учебного года. Задание на лето. Эссе на тему «Мои летние музыкальные впечатления». Рекомендуемый список литературы: Д. Кабалевский «Про трёх китов и про многое другое», М.Г. Рыцарева «Музыка и я». «В мире музыки», - М., «Музыка», 1996, Е. Гульянц «Детям о музыке», - М., «Аквариум». 1996.

Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Для детской музыкальной школы. – М., 2001.

Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Для детской музыкальной школы. – М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей. Обучение игре на фортепиано

Образовательная программа дополнительного образования  детей. "Обучение детей на фортепиано" предлагает обучение детей  с семилетнего возраста. Педагогу-музыканту нельзя забывать об отв...

Программа дополнительного образования детей по предметам"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература"

Программа дополнительного образования детей по предметам:"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература" предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ.  Программа рассчитана на образовательный цикл продолжит...

Программа дополнительного образования детей «Кубань музыкальная»

Программа  рассчитана на два года обучения: первый год обучения 144 часа (2 часа по 2 раза в неделю во внеурочное время); второй год обучения 216 часов (3 часа по 2 раза в неделю во внеуроч...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение игре на фортепиано»

Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Развитие творческой личности, индивидуальности человека - это одна из задач Хоровой  школы  мальчиков  и...