Начальное музыкальное образование и исполнительство
статья по музыке на тему
Не секрет, что музыкальное образование является самым консервативным из всех образовательных систем, как в искусствах, так и в науках. Если общеобразовательные школы стонут от непрерывных реформ, то музыкальные, несмотря на декларировании новых подходов, остаются на позициях середины прошлого века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Начальное музыкальное образование и
исполнительство
Не секрет, что музыкальное образование является самым консервативным из всех образовательных систем, как в искусствах, так и в науках. Если общеобразовательные школы стонут от непрерывных реформ, то музыкальные, несмотря на декларировании новых подходов, остаются на позициях середины прошлого века.
Разделение направлений обучения детей в классах фортепиано на предпрофессиональное и любительское само по себе своевременно и оправдано, но на деле эти варианты отличаются только трудностью произведений, которые изучаются в классе фортепиано. Но, самое главное, контролем за выполнением программных требований как было, так и остается сольное выступление на академических концертах, зачетах и экзаменах.
Таким образом, исполнительство является основным делом в работе ученика пианиста любого возраста и любой одаренности.
А, между тем, еще в начале прошлого века выдающийся пианист и педагог Генрих Густавович Нейгауз говорил: « Для меня идеал педагога – не обязательно ученику сдавать экзамен, но пусть у него будут хотя бы зачатки импровизации. А ведь это осуществимо». Далее он приводит пример работы чехословацкой музыкальной школы, где импровизации учат всех.
В некоторых более или менее современных программах по классу фортепиано прописываются иные виды музыкальной деятельности кроме исполнительства. Возьмем для примера замечательную программу Т. И. Смирновой «Фортепиано – интенсивный курс». В пояснительной записке содержаться пожелания родителей о целях и задачах обучения. Они хотели бы видеть формирование следующих способностей и интересов детей:
- свободно читать с листа произведения различной стилистической ориентации (классические, джазовые, эстрадные), иметь достаточно большой репертуар для досуговых мероприятий и постоянно самостоятельно его расширять;
- подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;
- аккомпанировать «сходу» поющему и петь под собственный аккомпанемент;
- музицировать (импровизировать и сочинять) в различных жанрах;
- любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;
- уметь рассказать своим друзьям о музыке и композиторе, поддержать беседу на музыкальную тему;
- расширить эмоционально – чувственное восприятие и развить образное мышление;
- общаться с инструментом как со своим вторым «я», получать от этого общения эмоциональную разрядку, положительные эмоции;
Наиболее часто повторяющиеся пожелания определили значимый порядок в этом списке.
Обычно такие цели и преследуют родители, отдавая ребенка в музыкальную школу. На деле же все обучение сводится к разучиванию, (читай – зубрежке) и исполнению программных произведений на академических концертах и экзаменах. Хотя как- то скрашивают картину классные концерты для родителей. Наиболее способные ученики играют на торжественных мероприятиях, различных конкурсах, но их, как правило, не более двух – трех в классе.
Вернемся к программе Т.И Смирновой. Она явно не работает с учениками со средними музыкальными данными, а зачастую мы обучаем откровенно слабых детей, т.к. конкурсов в обычные музыкальные школы давно нет. (Хотя с ограничением бюджетных мест могут и появиться).
В программе Смирновой отводится дополнительный индивидуальный час на предмет по выбору, на котором наряду с освоением, скажем, синтезатора можно заняться чтением с листа, аккомпанементом, музицированием и т.д. В обычных же музыкальных школах на все про все отводится традиционные два часа. Вместить в эти два часа (точнее два урока по 40 минут) обучение всем желаемым навыкам физически невозможно. Одно время была мода на поминутное планирование урока для разнообразия форм работы и учебного материала. Может с некоторыми детьми это и получается, но большинство не выдерживают такой темп работы и просто отключаются. И что же делать? Как научить любого, даже не обладающего талантом ребенка любить музыку, заниматься ею в условиях ограниченного времени урока?
Давайте обратимся за советом к уже упомянутому Г.Г. Нейгаузу. Он на эту тему сказал следующее: «С малоодаренными учениками надо заниматься музицированием, а не исполнительством. Нужно по-настоящему музицировать».
Мы же тратим все время на уроке на (чего греха таить) натаскивание ученика к академическому концерту или экзамену. А главной ценностью объявляется хорошая отметка. Многократно проверено, что при такой работе, даже исполненное на пять произведение забывается за несколько дней, а через месяц многие не могут сыграть и по нотам.
А. Б. Гольденвейзера спросили: «Как накапливается репертуар?»
- Часто мы замечем, что любители музыки больше любят музыку, чем профессионалы. Человек, который много учился, играет неохотно. А тот, кто не учился, играет охотно, у него есть свой репертуар, он играет и доставляет друзьям и знакомым некоторое удовольствие. Стоит начать учиться – и получается, что у такого человека есть в репертуаре произведения двух типов: одни он еще не выучил, а другие забыл… Поэтому, когда его просишь сыграть, - ему нечего играть.
Точнее про наших учеников и не скажешь! Чтобы музыка вошла в жизнь человека, он должен иметь репертуар, который более или менее сохраняется на протяжении продолжительного времени, пока не замещается более трудным или интересным. А навыки чтения нот с листа должны позволять самостоятельно восстановить предыдущий репертуар, если он понадобится в какой- либо жизненной ситуации. Идеальным было бы не просто вспомнить, но и изменить исполнение на новом качественном уровне. Скажем, облегченный вариант произведения выучить в оригинале, аккомпанемент к песне сделать более интересным и насыщенным.
То, что нужно учить детей разным формам музицирования, не вызывает сомнений. Но каким образом совместить эту работу с подготовкой к обязательным сольным выступлениям на академических концертах и экзаменах – большой вопрос…
В программе у Смирновой есть вариант учета успеваемости участием в детей в различных школьных и семейных мероприятиях (праздниках, конкурсах, концертах). Проводить или не проводить переводной экзамен, на мой взгляд, нужно решать индивидуально. Участие в нескольких мероприятиях считаю достаточным для многих. Причем это не обязательно должно быть сольное исполнение наизусть. Это может быть ансамбль, выступление в качестве аккомпаниатора, исполнение песни под собственный аккомпанемент и т.д.
Если исходить из приоритета репертуара как основной цели, нужно разделить его на разные уровни, подходящие для различной степени способностей, вкусов и возможностей учеников.
Первый и основной, я считаю, должен быть репертуар семейный, который бы использовался и в будни, и в праздники,
- второй – для классных концертов,
- третий – для тематических вечеров,
-четвертый - для праздничных концертов,
-пятый – для конкурсов различного уровня.
В торжественных концертах и серьезных профессиональных конкурсах участвуют наиболее одаренные ученики, но и остальные имеют свою нишу. И у тех и у других музыка становится частью жизни.
Многие люди испытывают большие затруднения в подборе на слух. Сейчас эта проблема легко решается при помощи интернета, где можно найти любую музыку. Нужно только научить выбирать и делать подходящие для каждого ученика аранжировки.
Любого ученика можно научить аккомпанировать, используя различные фактуры, двигаясь от простого к сложному. Все дело только в расстановке приоритетов и разумном распределении времени. Не обязательно учить всех и всему. Начать стоит с того, что наиболее интересно и лучше получается, а потом двигаться дальше.
В заключении хочу отметить, что обучение любым искусствам, не только музыке, невозможно полностью регламентировать и спланировать, даже если занятия групповые. Индивидуальные же занятия предназначены для того, чтобы развивать потенциал каждого ребенка, вести его по особому пути, выявить сильные стороны ученика и делать акцент на них, создать ситуацию успеха (не хорошей отметки, а радости творчества), возможно только опираясь на индивидуальность каждого ребенка. Раскрывать творческий потенциал и развивать его, доводя до максимально возможного качества – это и есть главная задача учителя.
Литвинова Г.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/06/picture-765025-1457274402.jpg)
Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"
"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/20/picture-257308-1369065852.jpg)
Программа по предмету «Музыкальный инструмент (аккордеон)» (исполнительство)
Общеразвивающая программа по предмету «Музыкальный инструмент (аккордеон)» ОП «Музыкальное исполнительство» (7 лет)....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-914070-1491543075.jpg)
Программа по специальности 44.02.02. ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.08. Методика музыкального воспитания с практикумом
Программа по специальности 44.02.02. ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.08. Методика музыкального воспитания с практикумом...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999364-1516544806.jpg)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/21/picture-1060535-1537534033.jpg)
Ансамблевое исполнительство, как одна из важных форм развития музыкального образования в классе скрипки
Методическое пособие для работы с ансамблем скрипачей в ДШИ....
«Хореография» Программа внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования (1–4 классы) Направление: спортивно-оздоровительное Составитель: Вутман Виктория Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №2» им. Героя Социалис
Программа внеурочной деятельности. Хореография 1-4 классы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/02/picture-990996-1514908212.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» (фортепиано)» Возраст: 9-12 лет Срок реализации – 3 года
Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овл...