Начальное музыкальное образование и исполнительство
статья по музыке на тему

Литвинова Галина Михайловна

     Не секрет, что музыкальное образование является самым  консервативным из всех образовательных систем, как в искусствах,  так и в науках. Если общеобразовательные школы стонут от непрерывных реформ, то музыкальные, несмотря на декларировании новых подходов, остаются на позициях середины прошлого века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnoe_muzykalnoe_obrazovanie_i_ispolnitelstvo.docx27.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Начальное музыкальное образование и

исполнительство

                                       

     Не секрет, что музыкальное образование является самым  консервативным из всех образовательных систем, как в искусствах,  так и в науках. Если общеобразовательные школы стонут от непрерывных реформ, то музыкальные, несмотря на декларировании новых подходов, остаются на позициях середины прошлого века.

     Разделение направлений обучения детей в классах фортепиано на предпрофессиональное и любительское само по себе своевременно и оправдано, но на деле эти варианты отличаются только трудностью произведений, которые изучаются в классе фортепиано. Но, самое главное, контролем за выполнением программных требований как было, так и остается сольное выступление на академических концертах, зачетах и экзаменах.

     Таким образом,  исполнительство является основным делом в работе ученика пианиста любого возраста и любой одаренности.

      А, между тем, еще в начале прошлого века выдающийся пианист и педагог Генрих Густавович Нейгауз говорил: « Для меня идеал педагога – не обязательно ученику сдавать экзамен, но пусть у него будут хотя бы зачатки импровизации. А ведь это осуществимо».  Далее он приводит пример работы чехословацкой музыкальной школы, где импровизации учат всех.

      В некоторых более или менее современных программах по классу фортепиано прописываются иные виды музыкальной деятельности кроме исполнительства. Возьмем для примера замечательную программу Т. И. Смирновой «Фортепиано – интенсивный курс». В пояснительной записке содержаться пожелания родителей о целях и задачах обучения. Они хотели бы видеть формирование следующих способностей и интересов детей:

- свободно читать с листа произведения различной стилистической ориентации (классические, джазовые, эстрадные), иметь достаточно большой репертуар для досуговых мероприятий и постоянно самостоятельно его расширять;

- подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;

- аккомпанировать «сходу» поющему и петь под собственный аккомпанемент;

- музицировать (импровизировать и сочинять) в различных жанрах;

- любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;

- уметь рассказать своим друзьям о музыке и композиторе, поддержать беседу на музыкальную тему;

- расширить эмоционально – чувственное восприятие и развить образное мышление;

- общаться с инструментом как со своим вторым «я», получать от этого общения эмоциональную разрядку, положительные эмоции;

   Наиболее часто повторяющиеся пожелания определили значимый порядок в этом списке.

    Обычно такие цели и преследуют родители, отдавая ребенка в музыкальную школу. На деле же все обучение сводится к разучиванию, (читай – зубрежке) и исполнению программных произведений на академических концертах и экзаменах. Хотя как- то скрашивают картину классные концерты для родителей. Наиболее способные ученики играют на торжественных мероприятиях, различных конкурсах, но их, как правило, не более двух – трех в классе.

  Вернемся к программе Т.И Смирновой. Она явно не работает с учениками со средними музыкальными данными, а зачастую мы обучаем откровенно слабых детей, т.к. конкурсов в обычные музыкальные школы давно нет. (Хотя с ограничением бюджетных мест могут и появиться).

В программе Смирновой отводится дополнительный индивидуальный час на предмет по выбору, на котором наряду с освоением, скажем, синтезатора можно заняться чтением с листа, аккомпанементом, музицированием и т.д.  В обычных же музыкальных школах на все про все отводится традиционные два часа. Вместить в эти два часа (точнее два урока по 40 минут) обучение всем желаемым навыкам физически невозможно. Одно время была мода на поминутное планирование урока для разнообразия форм работы и учебного материала.  Может с некоторыми детьми это и получается, но большинство не выдерживают такой темп работы и просто отключаются. И что же делать? Как научить любого, даже не обладающего талантом ребенка любить музыку, заниматься ею в условиях ограниченного времени урока?

     Давайте обратимся за советом к уже упомянутому Г.Г. Нейгаузу. Он на эту тему сказал следующее: «С малоодаренными учениками надо заниматься музицированием, а не исполнительством. Нужно по-настоящему музицировать».

      Мы же тратим все время на уроке на (чего греха таить) натаскивание ученика к академическому концерту или экзамену. А главной ценностью объявляется хорошая отметка. Многократно проверено, что при такой работе, даже исполненное на пять произведение забывается за несколько дней, а через месяц многие не могут сыграть и по нотам.

     А. Б. Гольденвейзера спросили: «Как накапливается репертуар?»

       -  Часто мы замечем, что любители музыки больше любят музыку, чем профессионалы. Человек, который много учился,  играет неохотно. А тот, кто не учился, играет охотно, у него есть свой репертуар, он играет и доставляет друзьям и знакомым некоторое удовольствие. Стоит начать учиться – и получается, что у такого человека есть в репертуаре произведения двух типов: одни он еще не выучил, а другие забыл…  Поэтому, когда его просишь сыграть, - ему нечего играть.

 Точнее про наших учеников и не скажешь!   Чтобы музыка вошла в жизнь человека, он должен иметь репертуар, который более или менее сохраняется на протяжении продолжительного времени, пока не замещается более трудным или интересным. А навыки чтения нот с листа должны позволять самостоятельно восстановить предыдущий репертуар, если он понадобится в какой- либо жизненной ситуации. Идеальным было бы не просто вспомнить, но и изменить исполнение на новом качественном уровне. Скажем, облегченный вариант произведения выучить в оригинале, аккомпанемент к песне сделать более интересным и насыщенным.

      То, что нужно учить детей разным формам музицирования, не вызывает сомнений. Но каким образом совместить эту работу с подготовкой к обязательным сольным выступлениям на академических концертах и экзаменах – большой вопрос…

     В программе у Смирновой есть вариант учета успеваемости участием в детей в различных школьных и семейных мероприятиях (праздниках, конкурсах, концертах). Проводить или не проводить переводной экзамен, на мой взгляд, нужно решать индивидуально. Участие в нескольких мероприятиях считаю достаточным для многих.  Причем это не обязательно должно быть сольное исполнение наизусть. Это может быть ансамбль, выступление в качестве аккомпаниатора, исполнение песни под собственный аккомпанемент и т.д.

       Если исходить из приоритета репертуара как основной цели, нужно разделить его на разные уровни, подходящие для различной степени способностей, вкусов и возможностей учеников.

  Первый и основной, я считаю, должен быть репертуар семейный, который бы использовался и в будни, и в праздники,

- второй – для классных концертов,

- третий – для тематических вечеров,

-четвертый -  для праздничных концертов,

-пятый – для конкурсов различного уровня.

 В торжественных концертах и серьезных профессиональных конкурсах участвуют наиболее одаренные ученики, но и остальные имеют свою нишу. И у тех и у других музыка становится частью жизни.

   Многие люди испытывают большие затруднения в подборе на слух. Сейчас эта проблема легко решается при помощи интернета, где можно найти любую музыку. Нужно только научить выбирать и делать подходящие для каждого ученика аранжировки.

     Любого ученика можно научить аккомпанировать, используя различные фактуры, двигаясь от простого к сложному. Все дело только в расстановке приоритетов и разумном распределении времени. Не обязательно учить всех и всему. Начать стоит с того, что наиболее интересно и лучше получается, а потом двигаться дальше.

   В заключении хочу отметить, что обучение любым искусствам, не только музыке, невозможно полностью регламентировать и спланировать, даже если занятия групповые. Индивидуальные же занятия предназначены для того, чтобы развивать потенциал каждого ребенка, вести его по особому пути, выявить сильные стороны ученика и делать акцент на них, создать ситуацию успеха (не хорошей отметки, а радости творчества), возможно только опираясь на индивидуальность каждого ребенка. Раскрывать творческий потенциал и развивать его, доводя до максимально возможного качества – это и есть главная задача учителя.

 

   Литвинова Г.М.    

     

     

   

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"

"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...

Программа по предмету «Музыкальный инструмент (аккордеон)» (исполнительство)

Общеразвивающая программа по предмету «Музыкальный инструмент (аккордеон)» ОП «Музыкальное исполнительство» (7 лет)....

Программа по специальности 44.02.02. ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.08. Методика музыкального воспитания с практикумом

Программа по специальности 44.02.02. ПМ 01. Преподавание по программам  начального общего образования МДК 01.08. Методика музыкального воспитания с практикумом...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» (фортепиано)» Возраст: 9-12 лет Срок реализации – 3 года

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овл...