Методическая разработка по музыке на тему: "Композиторы эпохи романтизма во Франции"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Романова Ксения Сергеевна

В презентации представлена краткая характеристика эпохи романтизма. Даны биографии передовых композиторов Франции указанной эпохи. Приведен разбор оперы Ж.Бизе "Кармен" с музыкальными аудио файлами, а также главные темы основных сочинений других композиторов. После каждой части дан тест с целью проверки полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plehanova_k.s._kompozitory_romantizma_frantsii.pptx2.33 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка по музыке на тему: Композиторы эпохи романтизма во Франции Выполнила: музыкальный руководитель ГБОУ РОЦ №105 г.Москвы Плеханова Ксения Сергеевна

Слайд 2

Романтизм во Франции Период в истории европейской музыки, который охватывает условно 1800—1910 годы. В эпоху романтизма музыка заняла первостепенное место в системе искусств. Специфика позволяет наиболее полно отражать душевные переживания с помощью всего арсенала выразительных средств.

Слайд 3

Романтизм во Франции Романтизм позволил слушателю проникнуть в волшебный мир легенд, песен и сказаний. Ведущий принцип данного направления – противопоставление (мечты и обыденность, идеальный мир и повседневность), создаваемое творческим воображением композитора. Романтизм в музыке отражает проблемы современного человека, его конфликт с внешним миром и его одиночество.

Слайд 4

Жорж Бизе опера « Кармен » Выполнила: музыкальный руководитель ГБОУ РОЦ №105 г.Москвы Плеханова Ксения Сергеевна

Слайд 6

Детство Родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения Адольфа Армана Бизе. При крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Первоначально занимался музыкой с матерью Анной Леопольдиной Эмэ , которая работала пианисткой. Бизе поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось 10 лет.

Слайд 7

Юность Во время учёбы в консерватории (1848—1857) Бизе пробовал себя в качестве композитора . на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Доктор Миракль» и получил Римскую премию. В том же году Бизе представил на конкурс кантату « Кловис и Клотильда », за которую также получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием.

Слайд 8

Юность После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1867 году журнал « Revue Nationale et Etrangère » предложил Бизе постоянное сотрудничество в качестве музыкального обозревателя, статьи Бизе выходят под псевдонимом Гастона де Бетси .

Слайд 9

Зрелость В 1874—1875 годах композитор работал над «Кармен». Летом 1874 года, в Буживале , композитор заканчивает оперу, оркестровка партитуры заняла всего два месяца. Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась провалом .

Слайд 10

Зрелость Он умер от сердечного приступа спустя всего три месяца, не зная, что «Кармен» окажется вершиной его успеха и навсегда войдёт в число наиболее узнаваемых и популярных классических произведений мира . Вскоре после постановки «Кармен» Бизе серьезно заболел, а в начале июня 1875 года произошло внезапное ухудшение, в результате чего он умер 3 июня в Буживале .

Слайд 11

Эпилог После смерти Бизе его работы, за исключением «Кармен», в целом не получили широкого признания О публикованные версии произведений зачастую пересматривались и изменялись другими авторами. C пустя многие годы забвения его произведения начали исполняться всё чаще C XX века имя Жоржа Бизе по достоинству встало в один ряд с именами других выдающихся композиторов.

Слайд 12

Опера « Кармен ». История создания Опера в четырех действиях Жоржа Бизе на либретто А.Мильяка и Л.Галеви , основанное на новелле Проспера Мериме. Бизе начал работать над оперой « Кармен » в 1874 году. Либреттисты насытили сюжет драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, обогатили образы действующих лиц, во многом отличные от их литературных прототипов. Авторы расширили рамки повествования, авторы оперы ввели в действие колоритные народные сцены.

Слайд 13

Опера « Кармен ». Действующие лица. КАРМЕН, цыганка (сопрано, меццо-сопрано или контральто) ДОН ХОЗЕ, капрал (тенор) ЭСКАМИЛЬО, тореадор (баритон)

Слайд 14

Опера « Кармен ». Действующие лица. МИКАЭЛА, крестьянка (сопрано) ЭЛЬ ДАНКАЙРО, контрабандист (баритон) ЭЛЬ РЕМЕНДАДО, контрабандист (тенор)

Слайд 15

Опера « Кармен ». Действующие лица. ЦУНИГА, капитан Хозе (бас) МОРАЛЕС, офицер (бас или баритон) ФРАСКИТА, цыганка (сопрано) МЕРСЕДЕС, цыганка (сопрано)

Слайд 16

Опера « Кармен ». Время действия: около 1820 года. Место действия: Севилья и ее окрестности. Первое исполнение: Париж, Опера комик, 3 марта 1875 года.

Слайд 17

Опера « Кармен ». Увертюра. Опера открывается увертюрой, в которой сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагическая судьба Кармен . Увертюра. Тема роковой страсти Кармен

Слайд 18

Предыстория Дон Хозе , северянин родом из хорошей семьи, учился на священника. Убив за игрой в карты человека, он бежал на юг и поступил служить в армию. Его мать и Микаэла — девушка-сирота, на которой мать хочет его женить, — последовали за ним на юг и поселились в деревне вблизи города, где стоит полк Хозе .

Слайд 19

I действие Солдаты несут службу по охране города. На табачной фабрике меняется охрана, там трудятся работницы фабрики — местные красотки, особенно выделяется красавица Кармен . Микаэла разыскивает своего жениха Хозе и передает ему письмо от матери. На фабрике поднимается шум, и Цунига посылает Хозе разобраться, что происходит. Выясняется, что Кармен напала на одну из работниц и ранила ее ножом. Цунига приказывает Хозе конвоировать ее в тюрьму, а сам отправляется за ордером на арест. Но Кармен времени даром не теряет и обольщает Хозе , тот соглашается отпустить ее. Они договариваются о встрече в баре Лильяса Пастьи . Дуэт Хозе и Микаэлы,тема D dur Елена Образцова Хабанера

Слайд 20

II действие Хозе был понижен в звании и посажен под арест, однако его уже собираются выпустить. Цунига в баре Лильяса Пастьи тщетно пытается завоевать Кармен . Предстоящий бой быков рекламирует тореадор Эскамильо . Его тоже привлекает Кармен , но она отвергает и его. Два контрабандиста, Ремендадо и Данкайро , пытаются склонить ее к участию в очередном грабеже, но Кармен отказывается. Она держит свое слово и ждет Хозе . Приходит Хозе — Кармен танцует только с ним. Наступает время переклички. Хозе должен вернуться в казармы, но своевольная Кармен не понимает подобной верности долгу. Хозе все же решается уйти, но тут снова появляется Цунига . Хозе бросается на него, и это ставит точку в его армейской карьере. Теперь ему не остается ничего другого, как стать на преступный путь. Дуэт Хозе и Кармен , танец с кастаньетами

Слайд 21

III действие Отношения между Кармен и Хозе напряжены. Он по-прежнему разрывается между долгом и страстью. Кармен тем временем уходит с Данкайро — ему нужна девушка, которая могла бы отвлечь пограничную охрану. Хозе остается на страже. Микаэла — в поисках Хозе и Эскамильо — в поисках Кармен одновременно оказываются у контрабандистов. Микаэла прячется. Хозе , поссорившись с Эскамильо , бросается в драку. Появление Кармен спасает тореадора от верной смерти. Он приглашает ее на бой быков. Микаэла появляется из укрытия и умоляет Хозе вернуться к умирающей матери. Он скрепя сердце соглашается. Ария Кармен

Слайд 22

IV действие Веселая атмосфера карнавала, начинается бой быков. Кармен узнает, что в городе находится Хозе . Но прятаться от его мести она не может. Хозе требует, чтобы она к нему вернулась, но Кармен настаивает на своей свободе. И Хозе в приступе ревности убивает ее. Куплеты Тореодора Марш Тореодора

Слайд 23

Годы жизни Ж.Бизе 1838-1875 1830-1887 1828-1877

Слайд 24

В каком учебном заведении обучался? в испанской консерватории в парижской консерватории в московской консерватории

Слайд 25

За какое сочинение получил Римскую премию? за кантату « Кловис и Клотильда » за оперу « Кармен » Бизе не получал Римскую премию

Слайд 26

Год и место премьеры оперы « Кармен » в парижском театре «Опера-Комик» в 1875 году в испанском оперном театре в 1874 году в мадридском театре в 1876 году

Слайд 27

Что не понравилось публике на премьере оперы? скучный сюжет финал и развязка оперы свободные нравы героев и открытое проявление чувств

Слайд 28

Какой номер из оперы звучит? Хабанера ария Микаэлы ария Кармен из 4 действия

Слайд 29

Какой номер из оперы звучит? Марш Тореодора Куплеты Тореодора Увертюра

Слайд 30

Даниэль-Франсуа́-Эспри Обе́р (1782-1871)

Слайд 31

Детство Французский композитор, мастер французской комической оперы, основоположник жанра французской «большой» оперы; автор бывшего французского гимна La Parisienne . Отец композитора был художником-любителем, увлекался музыкой, играл на скрипке. Семья Обера долгое время занималась торговлей предметами искусства и владела антикварным магазином. Уже в раннем возрасте Обер играет на нескольких музыкальных инструментах.

Слайд 32

Детство. Юность. Отец мальчика, увидев успехи сына и будучи умным и рассудительным человеком, отправляясь по служебным делам в Англию, взял сына с собой, что бы он получил хорошее образование. Юный Обер прожил здесь до 1802 года, и успешно занимаясь, к этому времени стал уже сложившимся музыкантом, автором сонаты и двух квартетов. Обер начал серьезно заниматься теорией музыки под руководством Керубини и Буальдьё .

Слайд 33

Юность К этому же времени относится знакомство Обера с артистической семьей Шимаи . Теперь музыка для театра становится главной в его творчестве. Около семидесяти написанных им партитур отмечены мелодичностью, свежестью и разнообразием, острой пикантной ритмикой, тонкой и яркой оркестровкой.

Слайд 34

Зрелость В 1813 году в театре « Фейдо » в Париже состоялась премьера оперы « Le Sejour militaire » (Военные на привале). Встречена премьера была довольно холодно. После нескольких неудач, приходит, наконец, большой успех. 7 июня 1821 года на сцене театра «Опера комик» в Париже блистательно осуществилась постановка новой оперы Обера « Emma ou La Promesse imprudente » (Эмма, или неосторожное обещание). Именно тогда Обер познакомился с драматургом Э. Скрибом , а последний представил его Россини. С этого времени либретто большинства опер Обера было написано Скрибом .

Слайд 35

Зрелость. Успех. Но поистине ошеломляющий успех выпал на долю оперы Обера « La Muette de Portici » (Немая из Портичи ), поставленной в 1828 году на сцене «Королевской академии музыки и танца» в Париже. Эта опера оказывала настолько сильное впечатление на зрителей, что на спектакле в 1830 году в Брюсселе произошла патриотическая манифестация, которая послужила началом восстания, приведшего к освобождению Бельгии от голландского господства.

Слайд 36

Зрелость С 1829 года Обер становится членом академии. После отставки Керубини , Обер назначается директором Парижской консерватории и служит здесь до конца своей жизни. Вместе с тем, с 1857 года он исполняет должность капельмейстера придворного оркестра. Он умер 12 мая 1871 года в Париже.

Слайд 37

Основные произведения Опера о восстании неаполитанских рыбаков в 1647 году против испанских завоевателей « La Muette de Portici » (Немая из Портичи ), поставленная в 1828 году Увертюра к опере «Немая из Портичи » Увертюра к опере «Бронзовый конь»

Слайд 38

У истоков какого жанра стоял Даниэль Обер ? Французской «большой» оперы Комической оперы Симфонии

Слайд 39

Первая успешная опера, проникнутая революционными настроениями? «Минутное заблуждение» (« L’erreur d’un moment») «Немая из Портичи » (« La muette de Portici») «Жан де Кувен» («Jean de Couvin»)

Слайд 40

Кто изображен на портрете? Композитор Даниэль Обер Драматург Скриб Композитор Россини

Слайд 41

Гектор Берлиоз (1803-1869)

Слайд 42

Детство Французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель периода романтизма. Член Института Франции. Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года на востоке Франции в городке Ла Кот – Сент-Андре . Он был первым ребенком в семье местного доктора, который всесторонне развивал сына, прививая ему интерес, в том числе и к музыке. В детстве Гектор овладел флейтой и гитарой, именно тогда были сочинены его первые романсы.

Слайд 43

Годы учебы. В 1821 году он отправляется в Париж учиться в Медицинской школе, поскольку отец видел его продолжателем врачебной династии. Отдушину он находил в Парижской опере, где его вдохновляли таланты Глюка и Спонтини . Он стал изучать партитуры полюбившихся опер, написал статью в журнал и вновь взялся за сочинительство. С 1823 года юноша берет частные уроки композиции, занимается самообразованием.

Слайд 44

Юность В 1824 году Гектор покидает Медицинскую школу, чтобы полноценно заняться музыкой. В 1826 году Берлиоз поступает в Парижскую консерваторию, которую заканчивает в год своего абсолютного триумфа с «Фантастической симфонией». Тогда же была получена и престижная Римская премия, на средства которой он отправился учиться в Италию. Возвращение в Париж в 1833 году было ознаменовано свадьбой с актрисой Гарриетт Смитсон . Несмотря на активность в сочинении и дирижировании , основной доход Берлиозу приносила журналистика и музыкальная критика. Ради заработка он занял должность заместителя, а затем и библиотекаря Парижской консерватории. Настоящим спасением от банкротства стали два гастрольных тура по России – в 1847 и 1867-68 годах. Первый из них состоялся не без участия М.И. Глинки, с которым Берлиоз познакомился еще в Риме.

Слайд 45

Зрелость В 1854 Гарриетт скончалась. В этот же год Берлиоз вступает в новый брак с певицей Мари-Женевьев Мартин. На закате жизни Берлиоза преследовали одни потери – в 1860 умерла младшая сестра Адель, в 1862 году - супруга, в 1864 – в возрасте 26 лет скончалась последняя возлюбленная, Амели , а в 1867 Берлиоз лишился и единственного сына. После этой утраты пожилой маэстро так и не смог восстановиться. Он на три месяца едет на гастроли в Россию, где с ним случаются первые приступы. 8 марта 1869 года он уходит из жизни в своей парижской квартире.

Слайд 46

Интересные факты Берлиоз – первый композитор французской национальной школы. Все его предшественники, писавшие оперы по-французски, были либо немцами, либо итальянцами. « Malvenuto Cellini » - так, в дословном переводе «Нежеланный Челлини », острословы окрестили первую оперу Берлиоза, потерпевшую оглушительное фиаско на премьере, но увертюра была тепло принята публикой. Современников Берлиоза испугал не только колоссальный масштаб «Троянцев», их задевала сама суть произведения, которое не соблюдало условия французской оперы. Им была представлена грандиозная античная история в классическом стиле, не имеющая ничего общего с привычными поверхностными развлечениями.

Слайд 47

Увертюры к операм Увертюра к опере « Malvenuto Cellini » ( «Нежеланный Челлини ») Марш из оперы « Les Troyens » («Троянцы»)

Слайд 48

Кем был Берлиоз? Драматургом и музыкальным критиком Композитором, дирижёром, музыкальным писателем Немецким композитором, музыкальным критиком

Слайд 49

Куда поступил в 1826 г. Берлиоз? В Мадридскую консерваторию В медицинскую школу В Парижскую консерваторию

Слайд 50

С каким российским композитором Берлиоз познакомился в Риме и который помог организовать гастроли по России? М.А.Балакирев М.П.Мусоргский М.И.Глинка

Слайд 51

Какая опера испугала современников Берлиоза своим глубинным содержанием, отражающая исторические события? «Троянцы» «Нежеланный Челлини » «Наполеон Бонапарт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"

ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...

Методическая разработка урока по теме: "Культура петровской эпохи"

Методическая разработка включает в себя: конспект урока (с технологической картой), страницу для заполнения обучающимися и празентацию....

Презентация к уроку музыки по теме "Композиторы об Италии"

Презентация к уроку музыки по теме "Композиторы об Италии"...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Методическая разработка: Презентация к уроку французского языка по теме "Регионы Франции.Бретань".

Представленная методическая разработка является вариантом урока-экскурсии по теме "Регионы Франции.Бретань" УМК "Французский в перспективе" для 8 класса школ с углубленным изучение...