Забота о здоровье учащихся в учебном процессе (статья).
статья по музыке (6, 7 класс) по теме

Осиноватикова Марина Александровна
Необходимость говорить о заботе здоровья учащихся на уроках музыки как в вокальной деятельности, так и в процессе пластического движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osinovatikova_statya_m.a.docx28.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Забота о здоровье учащихся в учебном процессе.

 Осиноватикова Марина Александровна

Учитель музыки

ГБОУ СОШ 121 г. Санкт-Петербурга, Россия

В условиях современной школы, главное условие, в организации образовательного процесса на всех уровнях образовательной среды - качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Учащиеся проводят достаточно долгое время в школе, порядка 6-7 часов. Каждый предмет является значимым не только для самого учителя-предметника, но и для получения знаний, умений и навыков самими учащимися. Перерывы-переменки не всегда период отдыха и восстановления – шум, разговоры, самоанализ и подготовка к следующему предмету, объявления и сборы. В таком плотном графике событийности, дети не могут переключиться с одного предмета на другой и вовлекаются в дополнительную активную переработку информации. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер. И основной задачей становится снятие нервно-психических нагрузок и восстановление положительного эмоционального энергетического тонуса учеников.

Составленные по определенным стадиям значимости, с учетом активности и физиогномики с 1 по 11 класс предметы не могут снять стресс учащихся в течение учебного дня. Уже давно работают в школах педагоги-психологи, социальные педагоги. Представлены комнаты психологической разгрузки и релаксационные кабинеты для всех возрастов учащихся. Работают службы медиации, комитеты родительской поддержки, советы отцов и т.д. Результаты такой помощи ощутимы детьми, родителями и самими педагогами. По исследованиям Института возрастной физиологии Российской Академии Образования (ИВФ РАО) – «…стрессовая педагогическая практика - является фактором риска влияния на здоровье учащегося». Почему же в подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом? С точки зрения образовательной среды, необходимыми становятся действия всех субъектов образовательной среды, направленные на обучение и применяемость знаний и умений в школе, а также на фактор получения информации на уроке.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, который зависит от учителя. Все поставленные вопросы учителем и учениками на уроке в ходе ежедневной практической работы, т.е. тесно связанные с профессиональной деятельностью самого учителя, должны быть услышаны, увидены, прочитаны и отражены в практической и самостоятельной деятельности. И здесь выступают на передний план учащиеся 6-7 классов - дети «трудного возрастного периода». Работоспособность в средней школе 20-25 минут. В основе эмоциональной восприимчивости – радость, страх, гнев и печаль. Ребенок испытывает тревожность и  выражает в «страхе самовыражения» и  «проблеме с учителями». И даже внешне «благополучные» ребята тоже скрывают свои эмоции. Доктор биологических наук, член Российской Академии Естествознания (РАЕ) И.А. Криволапчук, в исследовательских работах по деятельности подростков при напряженной интеллектуальной деятельности отметил: «…данные указывают на необходимость четкого нормирования напряженной интеллектуальной деятельности у школьников – подростков для предотвращения умственных и эмоциональных перегрузок, профилактики неблагоприятных изменений функционального состояния и укрепления здоровья» [Криволапчук И.А.,2008]. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями его жизни и, особо, условиями жизни в школе.

Технологии обучения в образовательных учреждениях имеют историю и не только положительные результаты, но и перспективное развитие новых усовершенствованных форм: игровые технологии, проблемное, интерактивное, проектное, коммуникативное и программированное обучение, дифференцированное, альтернативное и свободное образование. Все Здоровьесберегающие технологии нацелены на повышение мотивации к обучению, раскрытие творческих способностей и индивидуальных особенностей ребенка. Есть два типа этих технологий - организационные и педагогические. Последние связаны с работой учителя на уроке и используются как психолого-педагогические технологии (ППТ). Говоря о подростках в учебные часы, доктор педагогических наук, профессор, музыкант В. И. Петрушин отмечал, что прочитанное занимает - 10%, услышанное – 20%, увиденное – 30%, практическая деятельность и самостоятельное творчество – 90%. Деятельность на уроке, ее подвижность и творческость необходимы для понимания и осознания информации. «Образ – Я» у подростка не стабилен, поэтому на первый план выходят предметы: физическая культура, музыка, технология и внеурочная деятельность.

Именно урок музыки стал сам по себе здоровьесберегающим, т.к. включает в себя организацию разных форм музыкальной деятельности школьников.  Музыка может спасать от плохого самочувствия так же, как это делают лекарства - антидепрессанты. Целый комплекс видов музыкальной деятельности способствует фактору здоровьесбережения: речевые, дыхательные, двигательные, вокализация, лого ритмика, музыкотерапия и др. Особое место занимают нетрадиционные игровые формы: мелодизация природных явлений, графическая звукозапись, пластическое интонирование, цветовое моделирование. Неслучайным считается тесное сходство искусства и игры. Только в предлагаемых необременительных условиях подросток может раскрыться, не боясь уязвленности или быть непонятым. А играть любят все!

Часто в самом начале урока я предлагаю детям «новую» игру. Это могут быть как двигательные упражнения, так и связанные с вокализацией. Не все упражнения подходят для возраста подростка. Учащиеся хотят быть воспринятыми  как взрослые с пониманием «их» проблем. Поскольку музыка действует избирательно, то в зависимости от характера произведения, от инструмента, от голосового вибрато, можно направить эмоциональную нагрузку в положительно-релаксационное и психотерапевтическое состояние. Я остановлюсь на значимых направлениях здоровьесберегающих возможностей музыки в подростковый период в моей практике.

  1. Стихи нараспев: «Ноктюрн» (В. В. Маяковский); «Зимнее утро» (А. С. Пушкин);  «Парус» (М. Ю. Лермонтов).
  2. Использование междометий: гласные/согласные («Ух!, Фу!»); удвоенность («ба-ба, Ой-ой!»); раздражение («Тьфу!, Брр!»); фонетическое сокращение («Тш!, Пли!»); иноязычные («Алло!, Вау!»); звукоподражание («Дзынь!, Бац!»).

Почти в каждом кабинете есть обеспечение элементарным набором музыкальных инструментов. Вариант совмещения двигательно-речевых направлений с музицированием на инструментах дает успешный результат для снятия напряжения, эмоциональный отклик и активизацию психического и физического состояния ребенка. И работа в малых группах способствует защищенности подростка.

  1. «Вдох-выдох» [Линклейтер К.,1976]: учащенное, с тревогой, волнением, страхом, с зевком, до «самой капли».
  2. «С головой»: запрокинув, опустив, наклонив в сторону, через плечо.
  3. В звуках вокальной импровизации «Ритм-эхо»: «Мне хорошо!», «Никогда мне не звони!», «Я свободен!»

Активное участие кистей рук помогает превратить «…сухую педагогику, охлаждающую юные порывы…» в увлекательный процесс пластического движения [Станиславский К.С., 1953]. Исследования лаборатории Высшей нервной деятельности (ВНД) детей и подростков Академии Педагогических Наук (АПН) СССР под руководством профессора,  доктора медицинских наук М. М. Кольцовой, рассмотрели вопрос о взаимозависимости развития «моторной» речи от движения кистей рук.

Целенаправленная системная работа по восприятию и пониманию музыки, использование технологий театрального искусства, формирование навыков межличностного взаимодействия в период  психофизических особенностей и становления личности в  подростковом периоде являются важными для успешной реализации здоровьесберегающих технологий в условиях образовательной организации. Только «Здоровый ученик – успешный ученик»!

Список литературы

  1. Адаптация организмов подростков к учебной нагрузке/под ред. Д.В, Колесова. - М.:Педагогика,1987.-152с.
  2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/В.В.Емельянов.-3-е изд., испр.- СПб: Лань, 2010-192с.
  3. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка/Сост. Л. Ф. Блинова.- Казань, 2003.
  4. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004.-256с.
  5. Мелетичев В.В., Судакова – Галлербах Т. Н. Формирование конструктивного поведения в конфликтах как значимая  составляющая социализации учащихся/СПб

АППО Журнал Непрерывное образование/Вып.3, 2017.

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.
  2. Смолина Е. А. «Современный урок музыки». Ярославль. Академия развития, 2006.
  3. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие/Под общ. ред. Н. В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Формирование здорового образа жизни. 5-11 кл.: кл. часы/авт.-сост. Т. И. Магомедова, Л. Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Шоган В. В. Искусство – фактор эмоционально-нравственного развития. - М., 1986, 98с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе.

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.Как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала...

Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе

Данная публикация представляет собой творческую работу учителя. В работе разобраны основные приемы активизации учебной деятельности школьников на уроках математики, показано, как можно повысить познав...

«Метод проектов как возможность проявления компетентности и компетенции учащихся в учебном процессе»

Выступление на семинаре ГЭП «Психологическая поддержка индивидуальных образовательных траекторий с учётом гендерных различий»....

Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе

     Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача прежде всего воспитать активно мыслящ...

Статья "Проектная деятельность учащихся в учебном процессе."

Организация проектной деятельности показала, что учащимся на уроках интересно, они проявляют активность, самостоятельность, используют полученные знания, свой опыт в нестандартных ситуациях. Ценность ...

Виды и характеристика универсальных учебных действий учащихся в учебном процессе

Метапредметный подход - новая образовательная форма, выстраивающаяся "поверх" традиционных предметов, является основой ФГОС второго поколения и ядром современного национального образования. ...

Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе

Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе – одно из направлений стимуляции. Эта одна из определяющих линий деятельности учителя, а сформированность а...