Конспект урока: "Звучащие картины. Прощание с Масленицей"
методическая разработка по музыке по теме

Надежда Анатольевна Лис

Конспект урока:

"Звучащие картины. Прощание с Масленицей"

 

Цели и задачи урока:

Образовательные:

– знакомство с народными традициями России;

– закрепление понятий общности выразительных средств и взаимосвязи музыки и живописи;

– воспитание представлений о связи музыки и жизни.

Воспитательные:

– возрождение народных традиций и обрядов России:

– воспитание уважения к традициям русского народа.

Развивающие:

– развитие творческого мышления и воображения;

– работа над вокально-хоровыми навыками;

– знакомство с интонационной мелодикой народных песен;

– пение по нотам.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка конспекта урока  "Звучащие картины. Прощание с Масленицей"


Класс: 3

Предмет: музыка

УМК:

  1. Учебно-методический комплект Музыка 1-4 классы /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С./ на основе «Программы общеобразовательного учреждения. Музыка 1-7 классы» - М., Просвещение, 2012
  2. Уроки музыки 1-4 классы: поурочные разработки/Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Щмагина Т.С./- М., Просвещение,2012

Тип урока: урок-путешествие с использованием технологии театрализации.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

– знакомство с народными традициями России;
– закрепление понятий общности выразительных средств и взаимосвязи музыки и живописи;
– воспитание представлений о связи музыки и жизни.

Воспитательные:

– возрождение народных традиций и обрядов России:
– воспитание уважения к традициям русского народа.

Развивающие:

– развитие творческого мышления и воображения;
– работа над вокально-хоровыми навыками;
– знакомство с интонационной мелодикой народных песен;
– пение по нотам.

Оборудование: компьютер, Интернет-ресурсы, цифровое  пианино.

Зрительный ряд: Б. Кустодиев «Масленица», В.Суриков «Взятие Снежного  города»

Музыкальный ряд: русские народные песни, Н.А.Римский-Корсаков – отрывок из оперы “Снегурочка”.

ЦОР:

  1. Музыкальное собрание сочинений/ООО «Дрофа»,2002г./
  2. Диск: Комплекс уроков по музыке 3 класс.

Литература:

  1. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. – М., Просвещение, 2000
  2. Необычные уроки музыки 1-4 классы/составитель Л.В.Масленникова-Золина. – Изд. 2-е./ - Волгоград: Учитель, 2014
  3. Агапова И.А., Давыдова М.А.  Мир музыкальных праздников:  Методические разработки и сценарии. В 2-х книгах. Кн.1: начальная школа. «5 за знания», 2006

Описание элементов образовательной технологии:  научить работать  над  различными заданиями в зависимости от своей подготовленности: поиск созвучных музыке художественных  ассоциаций, пластическое выражение характера  музыки, применение элементов  театрализации, создание собственных исполнительских интерпритаций.

Описание универсальных учебных действий: умение демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Этапы урока:

  1.   Организационный момент.
  2. Сообщение нового материала.
  3. Физкультминутка с элементами театрализации.
  4. «Озвучивание»  картины  Б. Кустодиева «Масленица».
  5. Исполнение песни «Мы давно блинов не ели».
  6. Пение по нотам.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.

Краткое описание: Урок проводится в 3 классе, во 2-ом полугодии и вводит в мир красоты звучания народных песен, знакомит учащихся с народными традициями России, нацеливает учащихся на умение соотносить основные эмоционально-образные сферы народной музыки, особенности их сопоставления и развития; демонстрация умения применять приемы интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа произведений; способность выявлять характерные особенности музыкальной формы народных песен; развитие ассоциативно-образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи.

Ход урока

Вход в класс под русскую народную песню “Занялася заря расписная”.

У: “Вьюги да метели в феврале налетели”, “В феврале зима с весной встречается впервой” – так говорил русский народ, ощущая, как сквозь февральские бураны нет-нет, да и проглянет солнышко и пригреет не по-зимнему. После долгой зимы так ждали прихода весны, что праздновали аж целую неделю.

О каком празднике я говорю, какой праздник у славян был последним зимним и первым весенним?

Д: МАСЛЕНИЦА (хором)

У: Почему этот праздник получил такое название?

Д: Пекли блины с маслом. Блин, как солнышко, круглое и теплое.

У: Есть такое выражение: замаслить, как вы это понимаете?

Д: Задобрить кого-то или что-то.

У: Кого ж надо было задобрить?

Д: И зимушку, и весну.

У: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.

Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.

Давайте мы представим себе, что попали в далекую Русь на этот праздник и проживем целую неделю.

И так… (учитель набрасывает на плечи посадский платок).

У: первый день Масленицы-встреча.

“А мы Масленицу дожидаем,
Весну-красавицу увидаем…”

Учитель поет масляную песню, дети подпевают припев: “Ой, Ладо, ладо…”

Встречали масленицу песнями. Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее.

Ох и вкусный первый блинок!

В первый день наряжали Масленицу. А из чего ее делали?

Д: Из соломы делали чучело, которое одевали в яркое женское платье, платок. И превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали всю неделю.

У: Второй день Масленицы – заигрыши.

Парни и девушки играли в игры, водили хороводы.

Мы сейчас сыграем в старинную русскую игру. Мальчики и девочки встают в хоровод и сразу, по словам разыгрывают ситуацию, но сначала выбираем царя…

1. “Ходит царь, ходит царь
круг нова города, круг нова города.

(Дети идут по кругу, а царевич против круга)

2. Ищет царь, ищет царь
Все царевну свою, королевну свою.

(Встает около выбранной девочки)

3. Ты возьми ее, ты возьми ее
За правую руку, за правую руку.

(Берет девочку за руку)

4 .Ты веди ее, ты веди ее
Круг нова города, круг нова города

(Держась за руки ведущие идут внутри хоровода)

5. Потанцуй царевна, потанцуй млада
Царевич велел, молодой приказал.

(Девочка танцует, все хлопают)

Игру проигрывают 2-3 раза по желанию. (Дети быстро запоминают слова и с удовольствием водят хоровод).

У: Вот и середина недели – лакомка. В среду ходили в гости на блины. А вы с чем любите блины?

Д: Со сгущенкой, сметаной, икрой, медом…

У: Хозяюшки вставали рано, делали опару для блинов, а рецепт приготовления держали в строжайшей тайне от соседей. (Исполнение песни учителем).

1.Как вставала я ранешенько,
Убиралася быстрешенько.

Припев:

Пришла к нам Масленица,
Принесла блины да маслица.

2.Как стояла я у жаркой печи
Выпекала кренделя да калачи

Припев:

3.Эй, подружки, собирайтеся,
В сарафаны наряжайтеся.

Припев:

4.Будем вместе хороводы водить,
Надо нам еще и зиму проводить.

Припев:

(Учитель поет куплеты, а дети подпевают припев).

У: Как здорово вы поете. Какая песня по настроению?

Д: Веселая, радостная, так и хочется танцевать.

У: Четверг – Широкая Масленица, Разгул.

Как встречали на Руси на Масленицу, запечатлел русский художник Борис Кустодиев. Всмотритесь в его картину “Масленица” и ответьте на вопрос: Как веселились в этот праздник?

Д: Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.

У: Внимательно приглядитесь, какие звуки можно представить, смотря на эту картину?

Д:

– Можно услышать шум праздничной толпы, гармонист играет веселую песню,

– Перезвон бубенцов на тройках лошадей, шарманщик играет.

– Я слышу колокольный звон;

– Дети кричат и смеются на горке;

У: Здорово! Оказывается и картина может звучать как музыка. А кто это там кричит около театра?

Д: Наверно, артисты зовут в театр зрителей.

У: Это зазывалы приглашают народ развлечься в балаган.

Чтобы лучше почувствовать праздник, давайте попробуем озвучить эту картину. Распределим роли и звуки: бубенчики, гармонь, детские голоса и смех, лоточники с криками: “Кому пирожки румяные с пылу, с жару”, зазывалы: “Подходи честной народ, заходи на огонек, веселися и пляши, развлекайся от души, колокольный звон, шум веселой толпы”.

– По моей руке, попробуем оживить эту картину и ощутить праздничное настроение Масленицы:

“ Картина – оживи!”

Несколько секунд звучит картина: дети легко перевоплотились.

У: Здорово, я на мгновенье попала на настоящую Масленицу, а вы?

Д: И мы…

У: Погуляли? Проголодались? Пора и в гости на блины. В пятницу и субботу ходили к родственникам.

А давайте споем нашу песню про блины.

“Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой блины, блины, блины
Вы блиночки мои”

                                       (Исполнение песни).

Вот и последний день масленицы – прощеное воскресенье.

С утра – веселье, песни, игры, взятие снежного городка, катание на лошадях. Завершается недельный праздник – сожжением Масленицы как символ победы весны над зимой.

Масленица -обируха,
Масленица-обмануха,
Обманула обвела до поста довела.

Многие русские композиторы использовали в своем творчестве народные темы. Очень ярко запечатлел народные гулянья на Масленицу русский композитор Н.А.Римский-Корсаков в опере “Снегурочка”.

Перед вами ноты – “Прощай, Масленица”.

Внимательно послушаем и споем:

“Раным-рано петухи у нас запели
Про весну красну возвестили
Прощай, прощай, прощай Масленица!”

(Исполняет учитель, дети по нотам смотрят, запоминают и исполняют).

У: Праздник закончился, пора и нам заканчивать урок. Что же мы сегодня узнали, где побывали?

Д: На Масленице, на празднике. Мы много пели, играли, оживляли картину, узнали, как называются дни Масленицы, узнали много нового о русском обычае провожать зиму и встречать весну.

У: В наше время снова возрождаются народные традиции и обряды. И заканчиваем урок русской народной песней, созданной в нашем  крае – “Занялася заря расписная”.

Домашнее задание: придумать Масленичную историю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 3 классе по теме "Звучащие картины.Прощание с масленицей"

Вниманию представлен конспект урока музыки, проведенного в 3 классе по теме "Звучащие картины. Масленица"....

Урок "Звучащие картины"

Урок  в 5 классе по теме "Муз-ыка и живопись". Сравнительный анализ музыки о море композиторов  и художников разных стилей ( Римский-Корсакоав и Дебюсси, Айвазовский и Моне)...

Урок музыки ФГОС 3 класс "Прощание с Масленицей"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Прилагается технологическая картаи самоанализ....

Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")

Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Р.р. № 2. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица»."

Тема. Р.р. № 2. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица».Цель урока: научиться правильно высказывать свои мысли: находить и использовать опорные слова; уметь составлять устный р...

«Снегурочка». Прощание с масленицей»

Методическая разработка урока музыки на тему «Снегурочка». Прощание с масленицей» (3 класс) с презентацией к уроку....