«Снегурочка». Прощание с масленицей»
методическая разработка по музыке

Методическая разработка урока музыки на тему «Снегурочка». Прощание с масленицей» (3 класс) с презентацией к уроку.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 им. К.К. Рокоссовского»

Методическая разработка

урока музыки

«Снегурочка». Прощание с масленицей»

(3 класс)

Анциферова Т.В.,

учитель музыки

г. Курск

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема урока: «Снегурочка». Прощание с масленицей»

Цель: продолжить знакомство с народными традициями, обрядами.

Задачи:

Образовательная:

Формировать понятие о календарной обрядовой песне. На примере музыки Н. А.Римского-Корсакова показать связь народной и композиторской музыки.

Развивающая:

Развитие эмоционального отношения к музыке.

Воспитательная:

-Воспитывать любовь к родной стране, русской традиции.

Тип урока:  Повторение пройденного материала и изучение нового.

Вид урока: комбинированный урок с элементами концерта.

Дидактический материал: 

- презентация по теме урока;

- картины Б. М. Кустодиева «Зима. Масленичное гулянье», «Масленица»;

- картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»;

- фрагменты из кинофильма «Снегурочка»;

- фрагмент выступления фольклорного ансамбля «Тимоня».

Музыкальный материал:

  1. Танец «Встреча Масленицы»
  2. Песня «А мы Масленицу устречали»
  3. Песни-дразнилки
  4. Песня «Как вставала я ранешенько»
  5. Н.А. Римский-Корсаков хор «Прощай Масленица» из оперы «Снегурочка»

Ход урока

Организационный этап. Попевка-приветствие.

Просмотр фрагмента выступления фольклорного ансамбля «Тимоня»

Повторение пройденного материала.

- О чем рассказывается в видео фрагменте? (Ответ: обряд – действие).

- Почему песни древних славян сопровождались действием?

(Песни древних славян были частью их жизни. Все значительные события человеческой жизни сопровождались обрядами. Песни, звучавшие во время обрядов, исполнялись для того, чтобы умилостивить природу).

- Как назывались такие песни?

(Календарные обрядовые песни. Они показывали трудовую жизнь древних славян).

- О чем рассказывали календарные песни?

(Главная тема календарных песен – земледельческий труд и те явления природы, от которых зависел урожай. Силой музыки и слова древние славяне хотели покорить природу. Каждая из таких песен исполнялась в определенное время года).

Актуализация знаний.

Обратите внимание, перед вами репродукции картин Б. М. Кустодиева «Зима. Масленичное гулянье», «Масленица». 

- Что изобразил художник на картинах? (Ответ: праздник).

- Как вы считаете, о каком празднике пойдет речь на уроке? (Ответ: о Масленице)

Да, вы правы, сегодня на уроке мы познакомимся с большим, веселым праздником «Масленица». Это праздник проводов зимы, который так называется в честь древнего обрядового блюда – масленого блина.

Обрядовая сценка:

Дети подготовили небольшую обрядовую сценку, которая расскажет нам об особенностях этого праздника.

Ведущий:

Здравствуйте, гости дорогие! Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить, порадоваться, позабавиться, как наши деды забавлялись на масленицу.

Масленица – сырная неделя – справляется за семь недель до пасхи. Ждали ее всегда с нетерпением. За неделю уже были готовы запасы сыра, масла, сметаны. Всех, кто возвращался в деревню из поездки, спрашивали: «Не везешь ли Масленицу?»

Каждый день масленой недели имеет свое название:

Понедельник – «встреча»

Вторник – «заигрыш»

Среда – «лакомка»

Четверг -  «разгул широкий»

Пятница – «тещины вечерки»

Суббота – «заловкины посиделки»

Воскресенье – «прощеный день»

Исполняется танец «Встреча масленицы»

1 – ученик:

Ой, да Масленица, на двор въезжает.

Широкая на двор въезжает.

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красные, ее состречаем.

2 – ученик:

Ой, да Масленица, погостюй недельку,

Ой, да Масленица, погостюй другую.

3 – ученик:

Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько,

С блинцами, с каравайцами, с вареничками

Песня «А мы Масленицу устречали» – исполнение.

Ведущий:

Собираясь в круг, люди постепенно включались в игру, выкрикивали дразнилки, пели по кругу частушки, на ком останавливались – тому блин.

Исполняются дразнилки:

Масленица загорела,

Всему миру надоела,

Обманула, провела,

Годика не дожила,

До поста довела.

Дала редьки хвост

На великий пост.

Редьки поели,

Брюха заболели!

Шла сторонкой к нам

По заулочкам, закоулочкам.

Несла блинов чугуны

Надорвала животы.

Масленица – обируха!

Масленица – обмануха!

Обманула, провела,

До поста довела!

Масленица – ерзовка,

Обманула нас, плутовка!

Оставила нас

На кислый квас, на постные щи,

На голодные харчи.

Ведущий:

После общего хоровода начинались игры, катания с гор, на конях, балаганные представления. Взятие снежного городка.

1 –ученик:

Веселая кутерьма заканчивалась разрушением снежного городка и сбором в общий хоровод около костра.

Исполняется песня «Как вставала я ранёшенько»

Слушание музыки:

Тема масленичного гулянья очень ярко и красочно отражена в музыке Н. А. Римского-Корсакова.

Рассказ о творчестве композитора (сообщение детей о жизни композитора и просмотр слайдов по теме).

1 ученик:

Н. А. Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии. Уже в детстве мальчик горячо полюбил родную природу и впоследствии с большим мастерством изобразил её в своей музыке. В Тихвине он слушал народные песни, наблюдал старинные народные обряды, которые оставили неизгладимый след в душе будущего композитора.

Музыкальные способности обнаружились у Николая рано. У него был прекрасный слух. С 6 лет будущий композитор сам научился читать и писать ноты, пробовал сочинять, начал учиться играть на фортепиано и делал отличные успехи. Однако никто не думал, что он станет профессиональным музыкантом.

Римский-Корсаков мечтал стать моряком, как дядя и старший брат. Мальчика отвезли в Петербург учиться в Морской корпус, когда ему исполнилось 12 лет. Здесь он продолжал занятия музыкой, посещал концерты, оперные спектакли.

По окончании морского корпуса весной 1862 года Н. А. Римский-Корсаков получил назначение в дальнее плавание на клипере «Алмаз».

Во время морского путешествия Николай Андреевич побывал во многих странах, слышал песни разных народов, наблюдал чудесные картины моря. В плавании Николай Андреевич находил время для самообразования, много читал, изучал иностранный язык.

2 ученик:

Презентация: опера «Снегурочка» декорации к опере

Опера «Снегурочка» написана на фантастический сюжет, созданный Островским  по мотивам русских народных сказок.

Композитор написал её летом 1880 года среди живописной природы русского севера. Дремучий лес «Волчинец» казался ему заповедным Снегурочкиным лесом. Корявый сук или пень, поросший мхом, - лешим или его жилищем.

«Не было для меня лучшего сюжета, – вспоминает композитор, – не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше религии, чем поклонение Яриле-Солнцу.»

Римский-Корсаков был буквально влюблен в «весеннюю сказку» Островского.

«…15 лет жили Снегурочка, дочь Мороза и Весны, в непроходимых чащах берендеевской земли, пока не услыхала чудесных песен Леля, не потянулась к людям.

И все 15 лет Ярило-Солнце гневался на Берендеев за то, что в их стране нашла приют дочь его заклятого враг – Мороза и изменницы Весны. Лето стало холоднее и короче, земля лишилась плодородия.

Но когда растаяло сердце Снегурочки от «огня любви», Солнце излило на Берендеев потоки живительного тепла.

Сегодня мы послушаем фрагменты из оперы «Снегурочка»:

Хор «Прощай Масленица»

Н. А. Римский-Корсаков использовал в опере подлинные народные мелодии. Сделал аранжировку, обработку народных напевов. Это придает музыке подлинный народный характер и подчеркивает связь с традиционной русской культурой.

- Как музыка передает празднично настроение? (Ответ: песня исполняется хором, люди танцуют в хороводе, звучит веселая музыка).

Фрагмент из кинофильма «Снегурочка»

Проводы Масленицы очень ярко показаны в фильме «Снегурочка»

- Какую роль играет обрядовая песня в этом фильме? (Ответ: помогает передать атмосферу праздника, почувствовать связь времен, традиций).

Итог урока:

- Назовите особенности календарной обрядовой песни

(Ответ: календарная песня связана с временем года, рассказывает о жизни древних славян).

- В музыке какого композитора звучат подлинные напевы масленичных песен? (Ответ: в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»).

Подведение итогов работы детей (выставление оценок)

Домашнее задание:

Творческая работа. Нарисовать декорации к опере или костюмы для главных героев.

Выход из класса под музыку.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 3 классе по теме "Звучащие картины.Прощание с масленицей"

Вниманию представлен конспект урока музыки, проведенного в 3 классе по теме "Звучащие картины. Масленица"....

Празник прощания с зимой "Масленица"

Празник для 7 класса "Масленница"...

Презентация - Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиев «Масленица».

Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души....

Урок музыки ФГОС 3 класс "Прощание с Масленицей"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Прилагается технологическая картаи самоанализ....

Проект урока музыки для 6 класса «Образ Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

ЦЕЛЬ УРОКА: Ощутить красоту и силу музыки, рисующей картину природы и рассказывающей об отношении человека к природе....

Конспект урока: "Звучащие картины. Прощание с Масленицей"

Конспект урока:"Звучащие картины. Прощание с Масленицей" Цели и задачи урока:Образовательные: – знакомство с народными традициями России;– закрепление понятий общности выраз...