Конспекты уроков в среднем звене
план-конспект урока по музыке по теме

Бусыгина Полина Сергеевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бусыгина Полина, 40 группа

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Образы борьбы и победы в искусстве. Творчество Людвига ван Бетховена ».

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний – Симфонии №5 Людвига ван Бетховена. Проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

Планируемые результаты:

Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню Чичкова «Россия- Россия»

Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства;  понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.

Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент

(2 минуты)

2.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

3.  Изучение нового материала. (8 минут)

4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (12 минут)

5.Организация исполнительской деятельности(10 мин)

Рефлексия     деятельности.       (Итог урока 5 минуты)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки.

  1. Музыкальное приветствие

Добрый день вам, добрый день

В мире музыки, фантазии и песен,

Добрым будь, смелым будь,

И с искусством в волшебный путь.

У: - Правильно! На протяжении нескольких уроков мы говорим о родстве изобразительного искусства с музыкой, и убеждаемся в том, что музыка действительно способна отображать не только то, что мы слышим, но и то, что мы видим и чувствуем.

У.: Какие выразительные средства объединяют эти искусства?
Д.: Темп, ритм, динамика, жанр, строение…


Ребята, много лет назад, во время Второй мировой войны чешский писатель Юлиус Футчик, будучи фашистским заключенным, тайно от своих истязателей писал книгу, в которой несколько раз упоминал музыку Л. В Бетховена. Как вы думаете, почему это происходило?
Д.: Может быть потому что музыка Бетховена ему нравилась?
У.: Мы пока оставим этот вопрос без обсуждения…..

 - Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: так, его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе и выстаивает. Новое испытание к нему приходит тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота и безответная любовь, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле. Умер великий композитор в 1827 году в совершенном одиночестве, и последними его словами были: «Я слышал грозу… Утро».
Учитель: --Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.
Ребята, я прошу обратиться к вопросам-заданиям на нашей доске.
Нашей целью сегодня будет «расшифровать» музыку Бетховена: попытаться понять, о чем он нам рассказывал музыкой и описать всё это.
Итак, письменно ответьте на вопросы:

  • Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его представляете?
  • Что с ним происходит в этой части симфонии?

Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.

Слушание (выборочно) детских мини-сочинений.

У.: Ребята, давайте определим главную идею первой части симфонии (ведь это только начало рассказа), запишем ее графически и постараемся придумать к ней свои слова.

В ходе работы у нас сочинялось следующее:
– Кто это здесь, что за герой?
– Кто это здесь, кто ты такой?
Дети пришли к утверждению, что главный персонаж – несомненный Герой, который многое перенес и продолжается сопротивляться действительности как сам Бетховен.

У.: Бетховен пишет эту симфонию в 1902 году, всё чаще испытывая глухоту, его предаёт любимая девушка – Джульетта Гвиччарди, которая предпочитает не только более богатого человека, но и, как она считает, более талантливого музыканта! Глухота! Бедность! «Я схвачу судьбу за глотку!» – кричит Бетховен. Идеи революции в Европе становятся для него родственными «Свобода, равенство, братство!». И в отличие от Наполеона, Бетховен этим идеалам не изменял!
А музыкальную тему, к которой мы только что сочиняли свои слова, Бетховен называл «Так судьба стучится в дверь».

Учитель :- Героические образы музыки Бетховена часто сравнивают со скульптурой итальянского художника Микеланджело «Восставший раб» и греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Как вы думаете, почему это происходит, что связывает изобразительное искусство и музыку Бетховена?

Дети отвечают на вопросы устно, а после – заполняют самостоятельно таблицу, служащую сравнительным анализом выразительных средств музыки и ИЗО.

Устный анализ работы в таблице не проводится, так как это проверочное задание.

Учитель:- Ребята! Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода “Титаник”. В открытом море “Титаник” наскочил на плавающую ледяную гору-айсберг и затонул. (Слайд №12).

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находящихся на пароходе…

И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…

Как вы думаете, что? - Музыку Бетховена

Они играли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. Они обрушивались на него с первых и до последних дней его жизни.

Смертельно раненный “Титаник” погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество.

Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.

Слушание 1 части Симфонии №3 Людвига ван Бетховена (фрагменты).

У.: Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…

А теперь давайте  мы свами вспомним песню с который вы уже были знакомы «Россия-Россия»

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Удержание интонации на одном звуке

Сравнения, показ звуковыстоности

Скачки на ч5, ч8

Показ звуковысотности

Legato, stacatto

Дирижёрский жест, сравнения


У.: Ну что ж, мы сегодня неплохо потрудились, давайте подведем итог и ответим устно на вопросы-задания в карточках.

  • Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?
  • Смогли ли мы определить, «что на сердце» у Бетховена?
  • Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?
  • Что может связывать искусства разных временных исторических периодов?
  • Что вам понравилось сегодня на уроке?
  • Что из выполненного получилось хорошо?
  • Что нужно было бы доделать?
  • Какое отношение имен работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?

– И последний мой вопрос на сегодня! Мы наш урок начали с книги чешского писателя-антифашиста Юлиуса Футчика, который был арестован гестапо, но чудом выжил. Какое значение для него имела музыка Бетховена?

Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее»

…Майское интермеццо 1943 года. Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком моно писать. Счастье! Какое счастье быть в этот день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира! 
Не жди рассказа о развевающихся знаменах. Ничего подобного не было. Сегодня было все намного проще. Здесь всего лишь несколько коммунистов – мужчин и женщин. Да, не меньше, ибо это смотр сим, которые сейчас проходят под ураганным огнем и превращаются не в пепел, а в сталь. Это смотр в окопах во время битвы. А в окопах нет парадности, там носят полевую форму. Все это ты чувствуешь по таким мелочам… Не знаю, поймешь ли ты меня, товарищ, когда прочтешь мои слова, если ты даже не пережил всего сам. Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.
Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.
Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.
К завтраку мы уже в полном параде…

VIII. Вывод урока.

У:- Сегодня на уроке мы сравнили произведения визуального и музыкального искусства.

У:- Какие средства выразительности помогли нам почувствовать героические образы в музыке?

Д:- Темп, динамика, вид, лад, мелодия, ритм.

У: - Помогла ли нам музыка визуально увидеть образы героев?

Д:- (Да, помогла)

У:- Вдохновляя друг друга мы вместе можем создавать настоящие грандиозные произведения!

Выход детей под музыку из класса.

Спасибо за урок! До свидания!


Дети, заходят в класс и садятся за парты.

Дети  играют в игру, отвечают на вопросы.

Дети слушают музыку.

Дети поют песню.

Дети отвечают на вопросы делают выводы по уроку.

Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

Научиться выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра

Проявление эмоциональной отзывчивости

Проявление эмоциональной отзывчивости



Предварительный просмотр:

Бусыгина Полина, 40 группа

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина » 

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель:  создать условия формирования представлений учащихся о музыкальной иллюстрации через осмысление музыкального образа на основе сюиты русского композитора Г. Свиридова « Метель»

Планируемые результаты:

Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки с помощью « Романса»   Верижникова .

Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства;  понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.

Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент

(2 минуты)

2.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

3.  Изучение нового материала. (8 минут)

4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (12 минут)

5.Организация исполнительской деятельности(10 мин)

Рефлексия     деятельности.       (Итог урока 5 минуты)

- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас  хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами  поставим и достигнем цели нашего урока.   Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки.

- Ребята, перед вами портреты советского композитора Г. Свиридова и русского поэта и писателя А. С. Пушкина. Как вы думаете, что объединяет этих людей?

                (рассуждения детей)

- Понятно, что они создали что то совместно. Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение.  А вот, что за  музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А.С Пушкина было положено в основу , об этом я вам  кратко расскажу.

- В 1094 году к Г.В. Свиридову обратился известный в то время артист и кинорежиссёр В. Басов, приступивший к съёмкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.  Г. Свиридов сочинял только музыку текстовую. Как вы думаете, что это за музыка?

- Правильно: песня, романсы, арии, кантаты.  А он писал романсы и песни. Но очень любил работать для театра и кино. Эта работа давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций в музыкальных произведениях.

Краткое содержание.

А сейчас отправимся в 1830г.

                (дети – «К   А.С. Пушкину?»)

- Да, в золотую пору его творчества, названной позднее «Болдинской осенью». Как вы помните, эта пора дала невиданную россыпь гениальных произведений разных жанров, в том числе – прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина».

- Образец великолепной лаконичной и ясной прозы «Метель»,  написанная в один день, представляет собой, в сущности, о провинциальной девице Марье Гавриловне, которая решила бежать из дома, что бы тайно обвенчаться со своим бедным и , потому, неприемлемым для своих родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюблённых и в результате полностью изменила судьбы 3-х человек. Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году за один день.

А.С. Пушкин не случайно так  назвал повесть. Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

В начале повести мы видим обычную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.

 Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше .

 Историю третьего героя в повести «Метель» - Бурмина – мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. «Буря не утихала», «между тем метель не унималась» и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу его судьбе.

 Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.

В 1964 году Г. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову , настроением. Музыка зазвучала, как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство, жизни.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести.

-Давайте вспомним, что такое «сюита»?

                (ответы детей)

-А  что такое иллюстрации?

                ( ответы детей)

-  Правильно, это изображение того, что  было написано словами.  Художественная иллюстрация, это  картина, которую можно увидеть глазами. И, ответьте мне сами, что такое музыкальные иллюстрации.?

                (дети рассуждают и приходят к единому мнению)

- Да, это картина, которую можно «увидеть» (услышать-представить) и прочувствовать сердцем.

       Работа с произведением.

        -Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина  «Метель».

 

Слушаем, какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты;  с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы.?  

- Если мы говорим об образах и о том, как музыка симфонического оркестра помогает их раскрыть, значит, тема нашего урока?

                (рассуждения детей)

- Немного подкорректирую ваши  высказывания. Тема нашего урока -  «Образы симфонической музыки» . Запишите в тетради.

-А теперь, слушаем музыку .

А теперь вместе попробуем дать название первой иллюстрации.

(Учитель выбирает интересные рисунки и по желанию детей показывает их классу, а автор рисунка объясняет, что он «увидел» в звучащей музыке.)

Учитель: Вот вы и пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её – «Тройка».

-Ребята, с помощью каких средств выразительности композитор создал образ этой пьесы под название «Тройка».

                (дети отвечают)

-  Как вы думаете , ребята, в этой пьесе рассказывается только о капризах природы?

                (учащиеся рассуждают)

- Да, не только… Вы говорите о чувствах тревоги, печали, раздолья…  А разве это не русская душа? У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком. И виновница всех произошедших событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Ещё раз прослушаем эту пьесу и попытаемся определить,  как с помощью инструментов симфонического оркестра композитор раскрыл образ русской души и характер русского человека.  Вы чувствуете,  что мы приблизились вплотную к достижению нашей цели? Итак, слушаем пьесу «Тройка», комментируем вместе со мной ,  какие инструменты звучат, как и для чего.

                (звучит музыка, учитель комментирует, привлекая детей к выполнению поставленной цели)

-  Мощно, фортиссимо, как бы с полуслова, аккордами медной группы инструментов, сопровождаемой непрерывной дробью малого барабана, чёткими ударами бубна, тремоло литавр началась эта пьеса. Вступили струнные активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот музыка внезапно стихает до пианиссимо, остаётся только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных инструментов. Тройка мчится издалека!!! Сквозь метель!!! Сквозь пургу!!! И на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русские широкие распевы. Вот она -  русская душа! Эта песня длится, переходит к кларнету , и ,затем, её подхватывает фагот , наконец, скрипки. Обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихает – удаляется тройка, напев растворяется в восходящей мелодии арфы.

 (музыка закончилась)

   В начале позапрошлого века становится очень популярным жанр романса. Какие композиторы создали лучшие образцы русского романcа?

Ученики: Глинка, Алябьев, Варламов, Гурилев. Романсы писали на стихи лучших русских поэтов – Пушкина, Лермонтова и других.

Учитель: А что отличает музыку романсов?

Ученики: Лирический характер.

Учитель: Вы правы. Чаще всего романсы звучат в миноре. В романсах нет припева, форма, как правило, трехчастная.

Сегодня я предлагаю вам тоже познакомиться с одном романсом композитора Верижникова послушайте его пожалуйста.

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Удержание интонации на одном звуке

Сравнения, показ звуковыстоности

Скачки на ч5, ч8

Показ звуковысотности

Legato, stacatto

Дирижёрский жест, сравнения

Итог.

Мы вместе  разобрали музыку  пьесы и выполнили цель нашего урока:  На примере музыкальной иллюстрации Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.

Ребята, скажите, на фортепиано или каком либо другом сольном инструменте возможно было бы так глубоко  раскрыть образ, как это представил нам симфонический оркестр?

                (ответы детей)

-  Правильно. В оркестре около 80-ти музыкальных инструментов, бывает и больше. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание  более мощнее. И, соответственно,  исполнение пьесы симфоническим оркестром более выразительное.

        Ну, что, ребята, справились мы  с вами с поставленной задачей? Конечно,  справились.

РЕФЛЕКСИЯ:

Что нового вы для себя узнали на этом уроке?

Какие открытия сделали для себя?

Вам было интересно?

А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?

Сколько пьес нам осталось разобрать?

Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем  вальсировать, маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке.

За  активную работу на уроке получают оценки…

А теперь всего доброго. До новых встреч!

Дети, заходят в класс и садятся за парты.

Дети  играют в игру, отвечают на вопросы.

Дети слушают музыку.

Дети поют песню.

Дети отвечают на вопросы делают выводы по уроку.

 « Тройка».

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

Научиться выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра

Проявление эмоциональной отзывчивости

Проявление эмоциональной отзывчивости



Предварительный просмотр:

Бусыгина Полина, 40 группа

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда».

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: познакомить с инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказки «Петя и волк».

Планируемые результаты:

Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню Ермолова «Апрель»

Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства;  понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.

Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент

(2 минуты)

2.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

3.  Изучение нового материала. (8 минут)

4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (12 минут)

5.Организация исполнительской деятельности(10 мин)

Рефлексия     деятельности.       (Итог урока 5 минуты)

Здравствуйте ребята меня зовут Полина Сергеевна, и я проведу у вас урок музыки. Давайте с вами поздороваемся по музыкальному. Здравствуйте ребята! Сегодняшний урок мы начинаем со слушания музыки. Предлагаю вам послушать музыку и определить – к какому жанру относится эта музыка.

Звучит начало песни «Суперстар». К какому жанру относится прозвучавшая музыка?

Эту музыку можно отнести к одному из жанров современной музыки.

К какому направлению современной музыки можно отнести песню, которая сейчас прозвучала? Сейчас звучала рок-музыка.

Мы слушали музыку из рок-оперы.

Тема нашего урока: «Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда».

С появлением рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» мы обязаны англичанам – композитору Эндрю Ллойд Уэбберу и либреттисту Тиму Райсу.

Эндрю Ллойд Уэббер – современный английский композитор, сегодня на уроке будет звучать его музыка.

Ребята, а кто знает, что такое либретто? Либретто – это литературная основа оперы. В переводе с итальянского языка слово либретто означает книжечка. Без либретто композитор не может написать оперы, т. к. в либретто записывается литературное изложение сюжета оперы или балета. В основу либретто может быть положен какой-нибудь исторический факт или литературное произведение.)

В основу сюжета рок-оперы положены события Евангелие, повествующие о последних семи днях земной жизни Иисуса Христа.

- Что такое Евангелие? Это книга, входящая в состав Библии, в которой рассказывается о жизни и смерти Иисуса Христа.

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» - это произведение, которое своим появлением обозначило рождение нового жанра в музыке.

Первая постановка рок-оперы состоялась на Бродвее в 1971 году и стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона. Постановка рок-оперы сопровождалась большим скандалом. Представители церкви буквально прокляли её, потому что библейские события в либретто были представлены от имени Иуды, который впоследствии предал Иисуса Христа за «тридцать сребреников». Официальная церковь была возмущена тем, что рок-опера заканчивается сценой распятия Христа, а не Его чудесным воскресением (как повествует Евангелие). Высказывалось мнение, что раскрытие религиозных сюжетов языком рок-музыки может оскорбить чувства верующих людей.

Однако, темы, к которым обратились создатели этого произведения, вечные: это добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство… Каждое поколение людей пытается осмыслить эти темы по-своему. В рок-опере органично переплелись различные направления классической оперы и популярной музыки (такой как соул, хард-рок, джаз, рок-н-ролл, балладный рок и др.), что сделало доступными образы и музыкальный язык рок-оперы широкому кругу молодежи, слушателям, которые желали приблизиться к пониманию библейской легенды об Иисусе Христе, как о Спасителе мира.

Впоследствии опера была экранизирована (т.е. по сюжету оперы был снят кинофильм режиссером Н. Джуисоном).

Публика (зрители, особенно молодежь) приняли рок-оперу с восторгом, некоторые песни из рок-оперы стали хитами 20-го века.

Пластинки с записью оперы разошлись невиданно большим тиражом.

Постановке рок-оперы предшествовало появление песни «Суперстар»(что обозначает «Суперзвезда»), эту песню стали транслировать множество радиостанций Англии.

Сейчас мы посмотрим фрагмент из кинофильма «Иисус Христос – суперзвезда» снятого по сюжету рок-оперы. Послушайте известный хит 20-го века – песню «Суперстар» из рок-оперы Уэббера.

Показ первого видеофрагмента из рок-оперы.

-Каков характер этой песни?

-Какие черты современной музыки слышны в этой песне?

-Какие чувства показываются в песне?

Вывод. Песня «Суперзвезда» имеет запоминающуюся мелодию. Музыка несет заряд энергии, радостного возбуждения благодаря упругим ритмам, яркой мажорной окраске, чередованию голоса солиста с хоровыми репликами.

Знакомство с увертюрой из рок- оперы.

Чтобы написать рок-оперу надо знать правила, по которым пишется классическая опера. Любая опера начинается со звучания увертюры (это одно из правил создания оперы). Увертюра призвана настроить слушателей оперы на определенный лад, ввести их в мир образов произведения. Слушая увертюру, мы как бы узнаем краткое музыкальное содержание всей оперы. Композитор заостряет наше внимание на тех событиях, которые произойдут в дальнейшем, подготавливает слушателей оперы к действию, которое развернется перед ними на сцене. 

Об увертюре можно сказать и так: это оркестровое вступление к опере, балету, драме, кинофильму, в котором композитор передает идейный замысел всего произведения в целом, а так же отдельными штрихами рисует музыкальную характеристику главных героев предстоящего спектакля.

Сегодня мы познакомимся с увертюрой к рок - опере «Иисус Христос – суперзвезда».

Послушайте начало увертюры, определите общий эмоциональный строй событий, которые будут происходить далее в рок - опере.

Слушание 1-го раздела увертюры.

-Каким было начало увертюры? Как звучала музыка?

(Тревожно, мрачно, напряженно)

Открывается (начинается) увертюра мрачным гудением низких струнных инструментов, на фоне которых звучит однообразно повторяющаяся тема с интонациями вопроса, интонациями неопределенности.

В увертюре к рок - опере можно условно выделить четыре раздела. С музыкой первого раздела мы познакомились. После первого раздела (без паузы) сразу начинает звучать второй раздел увертюры. Мы с вами сейчас так и послушаем: сначала первый, а затем сразу второй. Постарайтесь определить по слуху, какие черты приобретает музыка во втором разделе увертюры.

Слушание 1-го и 2-го разделов увертюры.

-Какие черты приобретает музыка во втором разделе увертюры?

(Музыка приобретает черты активно-грозного звучания, при поддержке агрессивного ритма, напоминающего скачку.)

-Какие музыкальные инструменты солируют во втором разделе увертюры?

(Медные и ударные)

В следующем, третьем разделе увертюры на фоне «вдалбливаемых» ритмических формул начинают звучать нисходящие «крутящиеся» попевки. Напряжение звучания усиливается. Мелодия практически отсутствует, а короткие мелодические формулы обрываются, не успев оформиться в завершенные музыкальные мысли.

Слушание 3-го раздела увертюры.

На фоне тревоги и взволнованности начинается последний, четвертый раздел увертюры (кода).

Послушайте этот раздел.

1-е слушание 4-го раздела увертюры.

-Какую знакомую мелодию вы услышали в четвертом разделе увертюры?

(Здесь звучит знакомая нам тема песни «Суперстар»)

Эта инструментальная тема не достигает своего завершения, а обрывается как будто бы на полуслове.

-Как вы думаете, почему тема песни «Суперстар» неожиданно обрывается?

(Это песня об Иисусе Христе, это Он назван в рок - опере вождем, лидером, «суперзвездой». Его жизнь трагически обрывается в конце оперы.)

Увертюра показывает нам краткое содержание оперы, поэтому композитор еще в увертюре обрывает на полуслове песню «Суперзвезда».

Тема песни «Суперзвезда» обрывается (как жизнь Иисуса Христа) и дальше звучит короткий, скорбный, трагический вокализ, напоминающий хорал. В увертюре словно нет точки, композитор предлагает слушателям поразмышлять над этой темой.

2-е слушание 4-го раздела увертюры.

Мы познакомились с увертюрой рок- оперы «Иисус Христос – суперзвезда», условно выделив четыре раздела для того, чтобы лучше понять музыку увертюры.

Послушайте всеми известную песню и может быть кто-то вспомнит, как она называется. О чём эта песня?

Сейчас мы с вами ее разучим.

ВХТ

Методы и приемы.

1. Интонационные:

-повтор одного звука

-хроматизм.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

2. Ритмические:

-распевы.

-собственный показ.

-показ звуковысотности.

3. Дикционные:

-окончание фраз словами с согласной в конце.

-распевы.

-собственный показ.

-использование минусовки.

Молодцы ребята!

И так ребята с каким произведением мы сегодня познакомились? О чем оно? Что такое Евангелие? Что такое увертюра? Спасибо за урок!

Дети, заходят в класс и садятся за парты.

Дети  отвечают на вопросы.

Дети слушают новую тему.

Дети слушают музыку.

Дети поют песню.

Дети подводят итог урока,отвечают на вопросы.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

Научиться выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра

Проявление эмоциональной отзывчивости.

Проявление эмоциональной отзывчивости.



Предварительный просмотр:

Бусыгина Полина, 40 группа

КОНСПЕКТ  УРОКА МУЗЫКИ

                                     

                                                                                                                                                     

Тема урока: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Образовательная цель: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

Метапредментные: развитие умения слушать и слышать других; готовность к логическим действиям : анализ, сравнение, обобщение,  формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов .

Предметные: Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи; исполнять песню: «Маленький принц»

 с  настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, Сделать анализ прослушанных произведений.

Личностные: Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: Компьютер, проектор, учебник за 5 класс, музыкальный центр, доска, фо-но, экран.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (3 минуты)

 

 - Здравствуйте ребята!

- Рада вас видеть!

- Напоминаю Вам, что меня зовут Полина Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки. Но для начала давайте поприветствуем друг друга по музыкальному.

Дети входят в класс.

 

Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Организация исполнительской деятельности(10 мин)

3. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

 

 

 

3.  Изучение нового материала. (7 минут)

4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (14 минут)

5.Рефлексия     деятельности.       (Итог урока 4 минуты)

 Звучит музыкальный фрагмент П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

- Какое настроение у вас вызвала эта музыка? (веселое, радостное)

- Почему ваше настроение было такое? (потому что звучала радостная мелодия знакомой музыки, веселый характер имела музыка)

- Мы встречаемся с вами в преддверии замечательного праздника – Нового года. Мне очень хочется, чтобы такое радостное, светлое настроение сохранилось на протяжении всего урока. А для этого предлагаю  Вам вспомнить песню с которой вы уже знакомы– «Маленький принц».

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных  звуков

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных звуков

Чёткое снятие рукой.

Скачки мелодии

Звуковысотный показ,

собственный показ

- Ребята, скажите, к какому жанру относится исполненное нами произведение? (песня)

Назовите другие жанры, которые вам известны? (танец, марш, опера)

-Сегодня мы в очередной раз отправляемся путешествовать в мир музыки, её многочисленных жанров и будем знакомиться еще с одним сложным жанром.

 А каким вы узнаете отгадав слово, которое рассыпалось у меня на экране, соберите его.

  1. - Верно, балет. Тема нашего урока  будет звучать так «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет». Запишите к себе в тетради коротко - Балет.

- Кто когда-нибудь видел балет в театре или по телевизору?

- Какие представления о балете вы уже имеете? (балет – это сложный жанр)

Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте значение слова балет и выделите самые главные слова из этого определения как вы считате.

Бале́т  - это вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Хорошо, запишите себе это определение в тетрадь.

Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to -- танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда  он назывался  опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.

Во  Франции  при  Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.
          Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Запишите эти балеты – «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

- А название 3-его балета мы сможем вспомнить, посмотрев видеофрагмент.

Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из б. «Щелкунчика» - 2 мин.

- Да верно, это балет «Щелкунчик».

- Какие музыкально-выразительные средства подсказали, что это балет «Щелкунчик»? (динамика, темп, мелодия)

- Какое литературное произведение лежит в основе этого балета? (сказка Гофмана)

Кто может рассказать сюжет этой сказки? (Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем. …)

- Именно этот фрагмент мы и посмотрели. Запишите себе в тетрадь.

Сейчас мы прослушаем этот музыкальный фрагмент и вы мне скажете какие чувства у вас вызывает  эта музыка.

Хорошо, молодцы!

  Ребята, а знаком ли вам был музыкальный фрагмент в начале урока?

Это произведение П.И Чайковского «Вальс Цветов» давайте ещё раз с ним познакомимся, а ваша задача будет определить настроение, характер  этой музыки и показать её движением руки.

Отлично!

-А сейчас, ребята мы послушаем с вами еще  один вальс   из  балета

« Щелкунчик»-« Вальс снежных хлопьев». Этот фрагмент звучит в конце балета.

Давайте, мы с вами прослушаем и проследим за развитием музыки, какие средства выразительности использовал композитор.

Хорошо, ребята посмотрите пожалуйста на презентацию и выберете из предложенных вам слов, те которые подходят к нашему вальсу больше по настроению.

Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам сравнить эти два вальса из балета «Щелкунчик» и узнать, что же их всё-таки роднит между собой.

- Наше путешествие в мир Балета подходит к концу и я надеюсь, вы приобрели новые знания.

 Что узнали сегодня на уроке?

  • Что удивило вас на уроке?
  • Что понравилось на уроке?
  • Что запомнилось?

Отлично, молодцы!
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно понравилось, как работали (имя ребенка) спасибо за урок. До свидания!

Дети поют песню. 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают, отвечают, анализируют, делают выводы.

 

 

 

 

Дети слушают, анализируют и отвечают на поставленные вопросы.

Дети слушают произведения, анализируют, отвечают на вопросы.

Дети подводят итоги, отвечают на вопросы.

 Н.Добронравов.

 «Маленький принц»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Щелкунчик»- «Битва с мышами»

«Вальс цветов»

Вальс снежных хлопьев»

 

   

Личностное отношение при восприятии музыки

 

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональнойолько голосовотзывчивости, личностное отношение при восприятии музыки

Проявление эмоциональной отзывчивости.



Предварительный просмотр:

Бусыгина Полина, 40 группа

КОНСПЕКТ  УРОКА МУЗЫКИ

                                     

Тема урока: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»

Образовательная цель: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.

Метапредментные:

 1. развитие умения слушать и слышать других;

 2 .готовность к логическим действиям : анализ, сравнение, обобщение,  формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов .

Предметные:

1. Понимание особенностей музыкального воплощения стихотворных текстов в исполняемых песнях.

2.развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

Личностные:

1.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

2. формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств.

Оборудование: Компьютер, проектор, учебник за 5 класс, музыкальный центр, доска, фо-но, экран.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент (2 минуты)

 

 - Здравствуйте ребята!

- Рада вас видеть!

- Меня зовут Полина Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки. Но для начала давайте поприветствуем друг друга по музыкальному. Молодцы!

Дети входят в класс.

 

Проявление эмоциональной отзывчивости

2.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

 

 

 

 3.  Изучение нового материала. (8 минут)

4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (12 минут)

5.Организация исполнительской деятельности(10 мин)

Рефлексия     деятельности.       (Итог урока 4 минуты)

Повторяем  основные моменты предыдущего урока
+ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, КОТОРОЕ ПЕРЕДАДУТ НАМ ДЕВОЧКИ

Молодцы, ребята!

  Сегодня на уроке мы поговорим на тему:  «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…». Запишите число сегодняшнего урока и тему в тетрадь.

Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Например, лирические стихотворения часто становились основой песен, романсов.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с прекрасным стихотворением немецкого поэта Иоганна  Вольфганга фон Гёте «Горные вершины», которое перевел   Михаил Юрьевич  Лермонтов. Прочитайте выразительно  это замечательное стихотворение, и скажите можно ли назвать это стихотворение лирическим пейзажем?

Чтение  стихотворения.

- А если бы вы были композиторами, то какую музыку по характеру написали бы на эти слова?

Ответы: спокойную, мелодичную, задушевную, неторопливую, задумчивую.

- Чтобы передать эмоциональные переживания композитору помогают средства музыкальной выразительности. А какие средства музыкальной выразительности вы знаете?

Ответы : Лад, ритм, звуковедение, темп, форма, интонация и т.д.

- Правильно, ведь средства музыкальной выразительности  помогают композитору создавать неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

Скажите, а какой смысл заложен поэтом в этих строках?

Ответы: покой, согласие с природой.

- Известны обстоятельства, при которых стихотворение было написано: утомленный заботами, раздраженный Гёте отправился в горы и здесь проникся духом величавой соразмерности бытия. Ночь, тишина, грусть… Но смысловой поворот: «Подожди немного – отдохнешь и ты!» - раскрывает главный пафос стихотворения: человек – часть природы, только с  ней и в ней он обретает гармонию, становится частью бесконечного мира.

- Посмотрите, пожалуйста, следующий слайд и скажите, созвучна ли картина со стихотворением?

- На это стихотворение написали свои романсы «Горные вершины» два русских композитора XIX в. Александр Варламов и Антон Рубинштейн. Но прежде чем мы их послушаем, давайте выясним, что такое романс. У кого какие будут предположения?

Ответы:

    РОМАНС—это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение. Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание. В романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания и чувства   человека,   его  отношение    к  жизни, к природе. Романс – от испанского слова (romance) -  романский. В средневековой Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.

- Ну а теперь давайте послушаем романсы Варламова (портрет)    и Рубинштейна (портрет)    и сравним их по характеру, вступлению, сопровождению, исполнению и т.д.

Слушание и сравнивание музыкальных произведений.

Ребята, послушайте пожалуйста романс Варламова и подумайте какой он по характеру и исполнению.

Хорошо! А теперь давайте послушаем романс Рубинштейна задание остается прежним, подумать какой он по характеру и исполнению .

Молодцы! А теперь я предлагаю вам посмотреть и послушать видеофрагменты с исполнением этого романса, послушайте внимательно и подумайте чем же они отличаются друг от друга!

(В романсе Варламова в исполнении Б. Гмыри (бас) повторяются каждые четыре строки стихотворения, но мелодия постоянно варьируется. В романсе Рубинштейна строки стихотворения повторяются дважды: сначала поет один голос, потом они звучат в исполнении двух голосов – дуэта (Женя Таланов - дискант, И. Козловский – тенор). Это диалог разных действующих лиц или внутренний диалог автора, лирического героя, с самим с собой. Целесообразно сравнить вступления романсов:   В романсе Варламова начальная интонация мелодии звучит уже во вступлении и несет в себе яркий изобразительный образ. В романсе Рубинштейна короткое вступление – шестикратное повторение одного звука, которое переходя из низкого регистра в высокий, создает ощущение простора, дали).

Хорошо, теперь давайте вспомним  песню, которую вы пели на прошлом уроке. Кто помнит как она называлась и автора? Совершенно верно это «Песня о России»,  автором которой является В.Локтёв.

Дети поют песню.

- Хорошо, молодцы, ребята! Повторим основные моменты прошлых уроков  и ответим на мои вопросы.

Что такое вокальная музыка?

Вокальная музыка – это синтез (взаимопроникновение) музыки и литературы.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений  тоже не было бы. 

 Какие вокальные жанры не могут существовать без литературы?  

Песня, романс, кантата, опера.

Дайте определение песне.

Песня – это исток и вершина музыки. Она неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации.

Что такое романс и какие романсы мы сегодня прослушали на уроке?

Романс - музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением, важнейший  жанр  камерной вокальной музыки.  В романсах     раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания и чувства   человека,   его  отношение    к жизни, к природе.

Отлично, молодцы!
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно понравилось, как работали (имя ребенка) спасибо за урок. До свидания!

Дети слушают, отвечают, анализируют, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают, отвечают, анализируют, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Романсы А.Варламова и А.Рубинштейна «Горные вершины»

В.Локтёв «Песня о Родине»

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

Научиться выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра

 

Проявление эмоциональной отзывчивости



Предварительный просмотр:

Бусыгина Полина, 40 группа

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Рапсодия в стиле блюз»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: на основе знакомства с произведением Дж. Гершвина «Рапсодия в стиле блюз» получить представление об  истоках американской культуры.

Планируемые результаты:

Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню «Солдаты идут» К. Молчанова.

Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства;  понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.

Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент

(2 минуты)

Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок музыки.

Распевание на 1, 3 и 5 звуков.

О чём вы говорили на прошлом уроке?

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы проверим ваши знания с прошлого урока.

Дети, заходят в класс и садятся за парты.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

2. Актуализация знаний

(5 минут)

У нас сегодня необычная тема урока. Для начала мы вспомним, с какими американскими композиторами мы познакомились на наших уроках музыки?

Давайте вспомним, какой русский композитор уехал за границу после революции 1917 года?

Да, это Сергей Рахманинов. Он эмигрировал сначала во Францию, затем  в  Америку и также  оказал большое влияние на  культуру Америки.

И сегодня  мы  с вами познакомимся с новым произведением Джорджа Гершвина и узнаем  о его встрече в 1924 году  с  Сергеем  Рахманиновым. Для начала, вспомним о Джордже Гершвине. Он являлся американским композитором и пианистом.

(Сейчас мы проверим ваши знания: сейчас вы услышите фрагмент знакомого вам произведения, а вашей задачей будет сказать его название.

Совершенно верно, это фрагмент из оперы «Порги и Бесс»

К какому стилю относится это произведение?

Что такое симфоджаз?)

Дети отвечают на вопросы.

Дж. Гершвин, Л. Бернстайн

С. Рахманинов

Опера «Порги  и Бесс»

Симфоджаз

Симфоджаз – это  джазовый стиль, сочетающий черты симфонической  музыки   с  элементами джаза

Фрагмент из оперы «Порги  и Бесс» Дж. Гершвин

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека

3.  Изучение нового материала

(8 минут)

На этом уроке мы познакомимся с музыкальным  произведением Джорджа  Гершвина  в  другом жанре. Это инструментальное произведение, выстроенное на  основе  народных мелодий. Также это блюзовая песня  с грустным  печальным  оттенком. Это произведение для оркестра.

Как называется это музыкальное произведение? Что сподвигло композитора  написать именно такое произведение? Подумайте пока. Это и будет  тема  нашего урока.

Давайте  вспомним , как композитор проявил свои  способности  и стал  по настоящему  знаменит, не имея  музыкального  образования. Но его произведения  всегда узнавались с  первых тактов.

Семья  Гершвина – еврейские  эмигранты из России. Его скрытый талант проявился, когда  старшему брату  купили  пианино. Джордж стал сам учиться  игре  на фортепиано, подбирал разнообразные  мелодии, играл классические произведения, освоив нотную  грамоту. В 15 лет Джордж стал работать  в  книжном  магазине, играя для публики любимые фуги  Баха. Многих это  вводило  в недоумение – почему именно Бах? Но ответ прост – чтобы понять, как  писать  музыку. Вскоре композитор получает  работу в нотном издательстве, где сочиняет  музыку под заказ. Постоянным  соавтором  является  его брат. В 1922 году композитором  была написана первая опера «Грустный понедельник». Это был путь к соединению классической   и популярной музыки. Известный  музыкант и дирижёр джазового оркестра Пол Уайтмен пожелал, чтобы Джордж написал музыку для его коллектива. Через месяц  произошёл эксперимент в  современной  музыке. Итак, 12 февраля 1924 года была исполнена в Нью-Йорке в  сопровождении оркестра Пола Уайтмена «Рапсодия  в  блюзовых тонах». Многие композиторы делали попытки соединения джазовой  и классической  музыки, но не у  всех это удавалось. Поэтому Гершвин очень  нервничал перед концертом и конечно не ожидал очень большого успеха и признания его таланта от  самого  Сергея  Рахманинова, Сергея Прокофьева, Мориса Равеля. После  концерта Гершвин встретился  с  Рахманиновым и тот одобрил  музыкальный эксперимент Гершвина. Композиторы долго беседовали между собой, общались на разные темы.

Внимательно слушают учителя и смотрят на презентацию.

П - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

4. Организация слушательской деятельности

(4 минут)

Сейчас мы с вами представим, что мы находимся в концертном зале и послушаем произведение Гершвина «Рапсодия  в стиле блюз». Название произведения и будет темой нашего урока. Подумаем, почему это произведение так называется, и какие инструменты здесь особенно выделяются. Какой образ создан в этом произведении?

Что такое рапсодия?

Какая музыка по характеру?

О чём эта музыка?

Какие инструменты вы услышали?

Правильно. Слияние каких двух оркестров можно услышать? Мы услышали и инструменты, входящие в состав симфонического  оркестра и инструменты, входящие в состав джазового оркестра.

Дети слушают, отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Музыка имеет лирический характер.

О чувствах людей, их радостях, горестях, о их любви, об их  жизни.

Кларнет, труба, валторна, скрипки, соло рояля, контрабасы.

Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»

П - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

5. Пение

(8 минут)

Помимо инструментальной музыки Дж.Гершвин писал и произведения для голоса: вокальную музыку. Ребята, что относится к вокальной музыке? (Песни и романсы)

Сегодня мы с вами продолжим разучивать песню с прошлого урока. Кто мне скажет название и композитора этой песни? Сейчас мы вспомним мелодию и слова этой песни и разучим новый текст.

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Удержание интонации на одном звуке

Сравнения, показ звуковыстоности

Скачки на ч5, ч8

Показ звуковысотности

Legato, stacatto

Дирижёрский жест, сравнения

К. Молчанов «Солдаты идут»

К. Молчанов «Солдаты идут»

Р - Корректировать собственное исполнение; Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6.  Организация слушательской деятельности

(8 минут)

А теперь мы вернёмся  творчеству Гершвина. Ранее вы сказали, что в «Рапсодии…» композитор объединил два оркестра: симфонический и джазовый, чтобы получилось произведение в стиле симфоджаз. Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент, чтобы получить представление о том, как получилось соединить два этих оркестра, и проверим ваши суждения. А какой жанр классической музыки положен в основу «Рапсодии»? (соната, сюита, инструментальный концерт)

Джордж Гершвин писал музыку для Голливуда. Он стал обладателем Пулитцеровской премии, был признан маститыми композиторами того  времени, хотя не имел никакого музыкального образования, но благодаря своему труду и любви к музыке, он добился большого признания. Его полюбила вся Америка.

А теперь запишите домашнее задание: записать в тетрадь эмоциональные характеристики «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина.

Дети слушают, отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Видеофрагмент «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин

П - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

7. Рефлексия

(5 минут)

Что такое симфоджаз?

Какой жанр классической музыки лёг в основу «Рапсодии в стиле блюза»?

Что такое рапсодия?

С каким русским композитором Гершвин познакомился после премьеры «Рапсодии»?

Откуда эмигрировала семья Гершвина?

Спасибо за урок, вы хорошо поработали.

Л: Личностное отношение при восприятии музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по теме "Звенит звонок"

Уроки по УМК "Синяя птица" 5 класс  по теме "Звенит звонок" с использованием ИКТ.  Эти уроки помогут сделать образовательный процесс интереснее....

Конспект урока истории средних веков "В рыцарском замке"

Материал содержит цели, задачи, планируемые результаты урока и содержание урока с указанием методов и форм работы....

Конспекты уроков в начальном звене

конспекты уроков музыки...

Конспекты уроков в начальном звене

Здесь Вы можете познакомиться с моими разработанными конспектами и использовать их в своей работе...

Конспекты уроков в среднем звене

Здесь Вы можете познакомиться с моими разработаннымии конспектами и исследовать их в своей работе...

Охрана здоровья учащихся на уроках в среднем звене

Охрана здоровья учащихся на уроках в среднем звене....

Конспекты уроков музыки начальное звено

Конспекты  уроков музыки в 3 классе...