Конспекты уроков музыки начальное звено
план-конспект урока по музыке

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока музыки «Музыкальное состязание»

Цель: Ознакомление с термином «концерт», через прослушивание концерта №1  П.И.Чайковского.

Планируемые результаты:

Метапредметные: Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки.

Предметные: Формирование умения воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Разучивание с детьми песни «Ничего на свете лучше нету».

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности на основе изучения лучших шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Тип занятия: урок «открытия» новых знаний.

Методы и приемы: метод размышления о музыке, наблюдения за музыкой, метод музыкального собеседования, наглядный метод практический метод, собственный показ.

Материалы и оборудование:  ноутбук, флешка, музыкальный центр, экран, проектор, фортепиано, учебник.

Музыкальный репертуар: П.И.Чайковский фрагменты концерта №1,  песня «Ничего на свете лучше нету» муз. Г.Гладков, сл. Ю.Энтин.

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Организация слушательской деятельности.
  3. Организация исполнительской деятельности.
  4. Итог урока.
  5. Рефлексия.

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин.)

1

Организационный момент

Личностные УУД- проявление эмоциональной отзывчивости.

Познавательные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Здравствуйте!

Ребята, посмотрите на экран, что вы видите?

Верно, а почему он называется концертным?

А что такое концерт?

Хорошо, вы  назвали одно из определений этого слова, но  в музыке тоже есть определение концерт, посмотрите..

Концерт – это музыкальное произведение для солирующего инструмента сопровождением  оркестра.

Слово «концерт» в переводе на латинский означает «состязание», а на итальянском «согласие». Как вам кажется, почему такие разные переводы обозначают одно слово? Что происходит между оркестром и солистом?

Верно, между ними действительно состязание, и солист должен выделяться на фоне огромного оркестра. Но, при этом вся их игра должна быть согласованной, а почему?

Да, они действительно исполняют его и прислушиваются, но при этом их задача донести музыку до слушателя. Передать эмоции, характер произведения.

И сегодня мы с вами будем слушать концерт №1 П.И.Чайковского, но перед этим, давайте сформулируем тему нашего урока. Мы узнали перевод слова «концерт», назовите его..

Верно, но оно будет не простое, а?

Отлично.

- Здравствуйте!

- Концертный зал.

- В нём проходят концерты.

- публичное исполнение муз.произведений.

- состязание, кого будет из них больше слышно.

- Потому что они исполняют одно произведение, и должны прислушиваться к друг другу.

- состязание.

- музыкальное!

Музыкальное состязание.

3 минуты

2

Организация слушательской деятельности

Личностные УУД выполнять творческие задания (пение и театрализация).

Регулятивная УУД – адекватно воспринимать предложения учителя.

Коммуникативные  УУД – рассуждать о музыке, её характере, средствах выразительности, контрастах.

Познавательные УУД -  исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

 Давайте с вами вспомним, кто был П.И.Чайковский?

Абсолютно верно, П.И.Чайковский - один из самых известных русских композиторов. Он написал более 80 музыкальных произведений. В честь него открыто очень много учебных заведений, а также есть целый конкурс имени П.И.Чайковского.

И сегодняшний концерт № 1 для фортепиано с оркестром, играют именно на этом конкурсе уже много лет в Москве.

Давайте познакомимся с концертом поближе.

Концерт состоит из 3-х частей.

Давайте послушаем 1 часть концерта № 1 для фортепиано с оркестром. Есть ли состязание солиста и оркестра в музыке?

Постарайтесь услышать, какие инструменты играют?  

Первичное прослушивание

Есть ли состязание солиста и оркестра в музыке?

А как оно выражается?

Так, верно. У пианиста и оркестра идёт диалог, они что-то доказывают друг другу, или они мило беседуют?

Хорошо, какие инструменты вы услышали?

Какие молодцы, практический всё назвали.

А какие инструменты  оркестра больше всего слышны в музыке?

Отлично.

Вы правильно назвали инструменты этого оркестра, но не все, на экране можете увидеть полный список этих инструментов.

Первая часть является самой узнаваемой в мире музыки, она довольно смелая, яркая, и уж точно запоминающаяся.

Следующая часть, которую мы послушаем, является заключительной 3 частью. Здесь композитор использовал украинскую хороводную песню «Выйди, выйди, Иваньку».

После прослушивания ответите на вопросы, какое настроение у музыки?  Какая она по темпу? И опишите свои чувства, которые вызвала музыка.

Первичное прослушивание.

Какая она по настроению?

А везде она такая радостная и праздничная?

Хорошо, а какая же она по темпу?

А везде она быстрая?

Верно, а какие чувства у вас вызвала эта музыка?

Хорошо, раз вы хотите танцевать, то давайте сделаем с вами физическую разминку. Вставайте!

Молодцы, присаживайтесь.

Сегодня мы с вами познакомились с концертом № 1 П.И.Чайковского, давайте ещё раз послушаем 1 часть.

А вы после уже 1 прослушивание скажете, какое оно по характеру?  Нравится  ли вам это произведение?

Вторичное прослушивание.

Какая музыка по характеру? 

Много вы назвали, как это одним словом назовём, когда в музыке сочетаются разноплановые характеристики?

Вот, верно, она контрастная.

А она вам понравилась?

Ну, раз вам нравится эта музыка, давайте с вами попробуем сыграть в эту музыку, мне нужен один человек, кто хочет быть пианистом солистом? (выбрали ребёнка для индивид.задания)

А все остальные, давайте разделимся, кто-то будет играть на струнных, кто-то на духовых. (Задание по подгруппам)

Отлично, вы замечательно все справились заданием, получите в конце урока по оценке.

А теперь давайте вспомним последнюю часть этого концерта и постараемся её спеть все вместе.

Вторичное прослушивание.

Попробуем спеть.

Отлично!

- композитор.

- Да, есть!

- у фортепиано и оркестра как будто диалог друг с другом.

- Доказывают.

- фортепиано, скрипки, флейту, трубы, литавры.

- скрипки.

- Она радостная, праздничная.

- Нет, она изменялась. Была спокойная и нежная, а потом снова весёлая.

- Быстрая.

- Нет, не везде. Были части, где она звучала медленнее.

- Позитивные, хотелось петь, танцевать.

- Она была торжественная, смелая, величественная, серьёзная, певучая.

- Контраст.

- Да, очень.

-Разделены по группам, и 1 солист, под музыку исполняют произведение на вымышленных инструментах.

- поют.

17 минут

3

Организация исполнительской деятельности

 Личностные УУД – интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров, стилей, в ансамбле.

Регулятивная УУД – умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Повтор одного звука;

- Нисходящее движение мелодии.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест;

Ребята, мы с вами уже исполнили хороводную песню, но не разогрели наш голос, давайте его разогреем, и будем знакомиться с новой песней. А распевки сегодня будут, про весну.

1.Весна пришла.

2.Солнышко сияет, радостно блестит.

3.Кораблик плывёт по реке.

Отлично, ребята, сейчас я предлагаю вам послушать новую песню, которая называется «Ничего на свете лучше нету».

Вы должны будете сказать, из какого она мультфильма, и про что эта песня? *слушают*

Откуда эта песня?

А про что она?

Верно, давайте с вами проговорим 1 куплет песни.

Разучим мелодию этой песни.

Молодцы!

- Из Бременских музыкантов.

- она про дружбу!

15 минут

4

Итог урока

Личностные УУД - способность усвоения теоретических знаний.

Регулятивная УУД – адекватно воспринимать предложения учителя.

Сегодня мы с вами познакомились с произведением П.И.Чайковского, как оно называлось, скажите полностью.

Молодцы, а как переводится слово концерт?

В концерте Чайковского кто состязался?

Верно,  а какая часть была у нас самая мощная и решительная?

А последняя часть? Что там необычного.

Правильно, а как вам кажется, в этой музыке больше состязания или согласия?

Верно, хоть инструменты и противостояли друг другу, но всё равно, они смогли передать нам самое главное – замысел композитора.

У меня для вас есть домашнее задание. Придумайте афишу для концерта П.И.Чайковского. Нарисуйте её на бумаге, подпишите название, автора, время, место, день, кто выполнил задание. На следующем уроке покажете, и получите оценки. А сейчас посмотрите на экран.

- концерт № 1 для фортепиано с оркестром.

- состязание и согласие.

- солист (фортепиано) и оркестр.

- 1 часть.

- Там была хороводная песня.

- Согласия.

3 минуты

5

Рефлексия

Регулятивная УУД – умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

На слайде вы можете увидеть 3 смайлика. Каждый смайлик, показывает настроение  на уроке. Подумайте, как вы себя ощущали во время урока, и выберите смайлик.

Кто выбрал первый? Поднимите руки.

Кто выбрал второй? Поднимите руки.

А кто выбрал третий? Поднимите руки.

Хорошо, спасибо вам большое, урок окончен.

Подходите, я выставлю вам оценку в дневник.

Рефлексия

2 минуты



Предварительный просмотр:

Тема урока музыки: Опера «Руслан и Людмила».

Цель: Углубление знаний детей о творчестве русского композитора М.И.Глинка через знакомство с фрагментами оперы «Руслан и Людмила».

Планируемые результаты:

Метапредметные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания со держания музыкальных образов. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Предметные: Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации. Разучивание с детьми песни «Дорога к солнцу».

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Тип занятия: урок «открытия» новых знаний.

Методы и приемы: метод наблюдения за музыкой, словесный метод, метод сравнения, собственный показ, метод обобщения.

Материалы и оборудование:  ноутбук, флешка, музыкальный центр, экран, проектор, фортепиано, учебник, ноты.

Музыкальный репертуар: М.И.Глинка опера «Руслан и Людмила» фрагменты – ария Руслана «О, Людмила», каватина Людмилы «О, мой милый Руслан!», марш Черномора.

 «Дорога к солнцу» муз. А.Кавалерян, сл.К.Брейтбург.

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Организация слушательской деятельности.
  3. Организация исполнительской деятельности.
  4. Организация слушательской деятельности.
  5. Итог урока.
  6. Рефлексия.

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин.)

1

Организационный момент

Познавательные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивная УУД -  способность принимать. Сохранять цели исследовать им в учебной дея-ти.

Здравствуйте, ребята!

 Сегодня у нас с вами будет интересная тема урока. Мы познакомимся с новым для вас произведением, но, в этом нам помогут всем уже известные строчки, которые я сейчас прочитаю, а кто знает, скажет их вместе со мной.

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный…

Кто является автором этих строчек?

Верно, эти строчки принадлежат А.С. Пушкину, которые он написал в своей поэме «Руслан и Людмила».

А.С. Пушкин - является одним из самых известных поэтов всего мира. И его произведения всегда вызывали интерес не только у читателей, но и у композиторов, которые хотели взять сюжеты его произведений за основу  опер, балетов и т.д.

И одним из таких композиторов, был известный классик М.И.Глинка. Ему очень понравилась поэма «Руслан и Людмила», он даже хотел совместно с А.С. Пушкиным работать над своим произведения для музыкального театра, но Пушкин, к сожалению, погиб на дуэли, и не поучаствовал в работе с Глинкой.

А как вам кажется, что же хотел поставить Глинка в театре на основе этой поэмы?

Да, он очень хотел сделать оперу вместе с Пушкиным, но ему пришлось её делать самому. Давайте сформулируем тему нашего урока? Вы знаете название произведения Пушкина, и знаете задумку Глинки, совмещаем, и получится?

Молодцы!

- Здравствуйте!

- Всё ходит по цепи кругом!

- А.С. Пушкин.

- Оперу?

- Опера «Руслан и Людмила»

3 минуты

2

Организация слушательской деятельности

Коммуникативные  УУД – рассуждать о музыке, её характере, средствах выразительности, контрастах.

Регулятивная УУД – адекватно воспринимать предложения учителя.

По сюжету оперу, действие происходит на свадебном перу у Руслана и Людмилы. Молодые сидят в окружении гостей, среди гостей есть сказатель Баян. Его просят спеть какую-нибудь песню для молодых. В первой своей песни он предсказывает судьбу Руслана и Людмила, и говорит о скором расставании, но уже позже успокаивает молодых, и поёт о верной и крепкой любви.

Людмиле очень грустно расставаться со своим родным домом, но при этом она очень любит Руслана, и даже поёт ему песню. Сейчас мы послушаем с вами каватину Людмилы.

Кто-нибудь знает, что такое каватина?

Каватина – это небольшая лирическая оперная ария.

Мы будем её слушать, а вы подумайте, какое настроение у музыки? С каким характером исполняет её Людмила? Какой голос у Людмилы высокий или низкий? И кто подпевает Людмиле?

Первичное прослушивание

Какое настроение у музыки?

С каким характером поёт каватину Людмила?

Верно, она исполняет игриво, виртуозно, а скажите, везде ли она с таким характером поёт?

Да, она исполняет с нежностью, с чувствами к своему Руслану.

А какой голос у нас у Людмилы низкий или высокий?

Правильно, высокий. А высокий женский голос в музыке – это сопрано.

Скажите, а Людмила одна поёт эту каватину? Или кто-то ей подпевает?

Верно, ей подпевает хор.

После прощаний с родными. Раздаётся сильный удар грома, всё вокруг темнеет, и неожиданно похищают Людмилу. Отец Людмилы убитый горем, говорит, что дочь станет тому супругой, кто первый найдёт её.

Её возлюбленный Руслан первым делом идёт на её поиски. По пути, он находит пещеру, где встречает доброго волшебника Финна, он рассказывает ему, что Людмилу похитил  злобный волшебник Черномор, но просит Руслана не переживать, ведь Людмила действительно верна ему. И говорит отправляться на «далёкий север».

Руслан всё дальше уходит в поисках Людмилы, и приходит на старое поле битвы, где всё усыпано костями. И он начинает петь свою арию, которая называется «О, Людмила».

Сейчас мы с вами её послушаем. А вы мне скажете, какой характер у музыки?  Каким вы представляете Руслана? Какой у него голос высокий или низкий?

*слушают*

Скажите, какая музыка у нас по характеру?

Хорошо, а можно сказать, что характер меняется?

А в какой момент изменяется?

Верно, когда он обращается к Людмиле, он начинает петь спокойнее, нежнее, с  чувствами.

Какой образ у вас сложился о Руслане, какой он?

Правильно, а какой голос у Руслана высокий или низкий?

Вы верно определили, что он низкий. Но, в музыке самым низким является бас, но у Руслана он не самый низкий. Он у него средний т.е. баритон.

В своей арии Руслан часто упоминает богатырский меч, который он так хочет найти. И он ищет его на поле. Всё было в тумане, но когда туман рассеялся, он увидел огромную голову, которая хотела прогнать Руслана, но он не хотел отступать. Голова решается поднять бурю, чтобы погубить Руслана, но он поражает её копьём, и она падает. А под ней лежит богатырский меч! И тут голова рассказывает историю этого меча. Когда-то их было два брата, великан и карлик (Черномор), вся сила которого заключена была в его бороде. Обоим братьям меч грозил смертью. Каждый из братьев хотел сохранить его у себя. Хитростью коварный карлик отрубил голову великану, и она улетела в эту пустыню и погребла под собой меч. После истории Руслан отправляется дальше..

А Людмила тем временем находится в заточении у Черномора. Она ещё не видела его, но когда он пришёл к ней, она упала без чувств.

А мы сейчас послушаем марш Черномора, который является самым известным в этой опере. Во время прослушивания обратите внимание на характер, на динамику произведения.

Какие чувства у вас возникли во время прослушивания этой музыки? *слушают*

Какая мелодия у музыки?

Верно, мелодия повторяется. А какая динамика у музыки?

Верно, в этой музыки повторяется не только мелодия, но и динамические оттенки. Скажите, какие чувства у вас вызывает эта музыка?

Молодцы, правильно сказали, что она изменяется, а изменения эти происходили благодаря контрасту. В начале сурово играли трубы, а потом зазвенели колокольчики. В этом и волшебство этой музыки.

Во время этого марша приходит Руслан сражаться с Черномором. Черномор погружает Людмилу в сон и идёт сражаться.

В этой битве побеждает Руслан, и вскоре он находит Людмилу и пробуждает её ото сна. И они вместе отправляются в Киев.

И я предлагаю нам с вами тоже немного пробудиться, встать и сделать разминку.

Физическая минутка

- нет..

- радостное..

- Она исполняет бодро, резво.

- Нет, она иногда поёт очень спокойно и нежно.

- Высокий.

- Ей подпевает хор!

- энергичная, решительная.

- Можно.

- Когда он обращается к Людмиле.

- Решительный, мужественный.

- Низкий.

.

- Повторяющаяся.

- Громко, потом снова тихо..

- В начале было тревожно и жутко. Потом стало вроде спокойно. Музыка стала волшебной.

13 минут

3

Организация исполнительской деятельности

Личностные УУД – интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров, стилей, в ансамбле.

Регулятивная УУД – умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД - развитие слуха, интонации в голосе, внимания.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Повтор одного звука;

- Нисходящее движение мелодии.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест;

У нас с вами сегодня не только знакомство с новой оперой, но и с новой для вас песней. Она называется «Дорога к солнцу!»

Давайте с вами её послушаем, а вы мне скажете, о чём эта песня.

Верно, давайте с вами проговорим 1 куплет и припев.

Давайте подготовим наши голоса к пению и распоёмся.

Будем петь словами из нашей новой песни, чтобы лучше их запомнить.

1.Дорога к солнцу.

2.Нет музыки солнца на свете чудесней...

3.Я пою, хорошо пою.

Отлично, послушайте, как звучит мелодия, повторяйте за мной.

Закрепим мелодию 1 куплета и припева.

Кто может спеть мне сольно эту новую песню? Кто готов?

Отлично, садись.

- Она была про крепкую дружбу!

13 минуты

4

Организация слушательской деятельности

Личностные УУД выполнять творческие задания (рисовать).

Регулятивная УУД – умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложностью.

Познавательные УУД -  исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Мы с вами уже распетые, и я предлагаю нам с вами вспомнить каватину Людмилы и арию Руслана из оперы.

Давайте немного послушаем и попытаемся повторить мелодию каватины.

Вторичное прослушивание

Давайте только девочки попробуют спеть эту мелодию.

Отлично, вам было сложно спеть эту мелодию? Почему?

Верно, именно из-за скорости, и такого оживлённого характера она трудна. Зато, она полностью описывает Людмилу как персонажа этой оперы. Мы понимаем, что она молодая, активная, весёлая девушка.

Давайте теперь послушаем арию Руслана, и мальчики попробуют её спеть. *слушают*

Мальчики, попробуем спеть.

Отлично, а вам как кажется, ария и каватина это одно и тоже?

Верно, не одно и тоже, ария это полноценное произведение, а каватина – это дополняющее образ персонажа.

Теперь мы с вами послушаем марш Черномора, и  я хочу, чтобы вы его нарисовали в своих тетрадях.*слушают*

Обсуждение рисунков. Молодцы!

-поют.

- да. Она очень быстро её поёт, и достаточно живо исполняет.

-поют.

- нет.

-показ рисунков.

6 минут

5

Итог урока

Личностные УУД - способность усвоения теоретических знаний.

 Мы познакомились с новой оперой, которая как называлась?

Кто автор оперы?

А кто автор поэмы?

Скажите, какие понятия вы сегодня узнали на уроке?

Правильно, а что такое каватина?

А кто у нас исполнял каватину в опере?

Правильно, а что с ней случилось в этой опере?

Верно, а вы сегодня рисовали под какое-то произведение Черномора, как оно называлось?

Молодцы, всё знаете.

У меня для вас есть творческое  домашнее задание, нарисуйте Руслана в своих тетрадях. Только таким, каким его описывала сегодня музыка. И выучить 2 куплет песни.

- Руслан и Людмила

- М.И.Глинка.

- А.С.Пушкин.

- Каватина, баритон, сопрано.

- небольшая лирическая ария.

-Людмила.

- Её похитил Черномор.

- Марш Черномора.

3 минуты

6

Рефлексия

Регулятивная УУД – адекватно воспринимать предложения учителя.

Посмотрите на экран, вы можете увидеть 3 смайлика.

 Каждый смайлик, показывает настроение  на уроке. Подумайте, как вы себя ощущали во время урока, и выберите смайлик.

Кто выбрал первый? Поднимите руки.

Кто выбрал второй? Поднимите руки.

А кто выбрал третий? Поднимите руки.

Хорошо, спасибо вам большое, урок окончен.

Подходите, я выставлю вам оценку в дневник.

2 минуты



Предварительный просмотр:

Тема урока музыки: Опера «Орфей и Эвридика»

Цель:  Ознакомление школьников с творчеством К.В. Глюка через прослушивание фрагментов оперы «Орфей и Эвридика».

Планируемые результаты:

Метапредметные: Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности.

Предметные: Овладение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, формирование основ музыкальной культуры, умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различного характера.

Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Формирование уважительного отношения к культуре других народов, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Тип занятия: урок «открытия» новых знаний.

Методы и приемы: метод наблюдения за музыкой, словесный метод (беседа), собственный показ, метод сопереживания, практический метод.

Материалы и оборудование:  ноутбук, флешка, музыкальный центр, экран, проектор, фортепиано, учебник, ноты.

Музыкальный репертуар: Хор фурий из оперы «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка,

«Рыба-солнце» - сл. Т.Нестеровой, муз. А.Ольханского.

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Организация слушательской деятельности.
  3. Организация исполнительской деятельности.
  4. Итог урока.
  5. Рефлексия.

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин.)

1

Организационный момент

Личностные УУД- проявление эмоциональной отзывчивости.

Познавательные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Здравствуйте, ребята.

На прошлых уроках вы знакомились с операми разных авторов. Кто мне скажет, что такое опера?

Верно, а как вам кажется, на основе чего ставится опера?
Правильно, сказки часто используют, а знакомо ли вам понятие миф? Кто может дать определение.

Да, миф - это древнее народное сказание о богах, о легендарных героях, о явлениях природы.

 Молодцы, а вы знаете какие-нибудь мифы?

Тогда давайте будем знакомиться с одним из них.

Посмотрите на экран, тут изображена картина, скажите, что вы видите?

Что вы видите у парня в руках?

Этот струнный музыкальный инструмент называется лира.

На нём играл вот этот молодой человек, которого зовут Орфей. А девушку зовут Эвридика. Это древний миф повествует нам о любви двух молодых людей. Легендарного музыканта Орфея и его возлюбленной Эвридике.

Скажите, а на этот миф можно что-нибудь поставить в музыкальном театре? А что?

Правильно, и цель нашего с вами урока какая будет?

Верно, мы будем знакомиться с этой оперой, но вначале, расскажу вам, кто же её написал.

- Здравствуйте.

- Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
- На основе какой-то сказки.

- Да, знакомо. Миф – это сказание народа о богах, легендарных героях.
- Нет.
- Парень и девушка идут за руку.

- Какой-то музыкальный инструмент.

- Можно.

- Оперу.

- Познакомится с оперой «Орфей и Эвридика»

5 минут

2

Организация слушательской деятельности

Личностные УУД выполнять творческие задания (рисовать).

Регулятивная УУД – адекватно воспринимать предложения учителя.

Коммуникативные  УУД – рассуждать о музыке, её характере, средствах выразительности, контрастах.

- Эту оперу написал немецкий композитор – Кристоф Виллибальд Глюк. Он был очень талантливым ребёнок. Он хотел играть на музыкальных инструментах, но его отец был категорический против этого занятия.

Когда Кристоф подрос, его отдали в колледж, где он научился играть на скрипке, органе, виолончели и фортепиано. Также благодаря отличному голосу он пел в церковном хоре. Знания, которые он получал во время учёбы, позволили ему начинать сочинять собственные произведения.

И Кристоф со временем стал одним из самых известных композиторов в жанре – опера.

И одной из известных опер является опера «Орфей и Эвридика»

По сюжету музыкант Орфей стоит возле гробницы своей возлюбленной Эвредики и оплакивает её. В слезах Орфей взывает к богам с просьбой вернуть жену к жизни или умертвить его. Бархатный голос музыканта услышали небеса. По велению Зевса появляется Амур, который призван озвучить волю богов. Небесный посланник оповещает Орфея о том, что ему позволено спуститься в ад и отыскать свою жену.

Если звуки лиры и прекрасный голос безутешного мужа растрогают духов, он сможет вернуть Эвридику. Однако по дороге из царства мертвых Орфей не должен оглядываться, ему также запрещается смотреть в глаза супруги. Последнее условие является наиболее сложным, но обязательным. Оглянувшись, Орфей навсегда потеряет свою Эвридику.

Он спускается в ад, и  слышит хор фурий. Фурии – это богини мести.

Сейчас мы с вами послушаем этот хор фурий. Вы должны будете сказать, какое настроение у музыки, какая она по динамике? Какие чувства мог испытать Орфей в этот момент.

Первичное прослушивание

Какое настроение было у музыки?

Хорошо, а какая она была по динамике? Громко исполняли или тихо? Правильно, громко и точно.

Какие чувства испытывал Орфей?

Хорошо, молодцы.

После сцены с фуриями Орфей попадает в спокойное и загадочное место, где звучит новая композиция, которая называется «Мелодия». Эта композиция является одной из самых популярных, её исполняют уже очень много лет. Мы будем её внимательно слушать, и вы постараетесь услышать какие инструменты исполняют это произведение? Какая музыка по темпу, по динамике?

Какой же был солирующий инструмент? А какие ещё услышали?

Правильно, скажите, а какой темп?

Хорошо, а динамика произведения какая была? Ближе к громкому или к тихому?

Верно, произведения исполняется достаточно тихо.

В сюжете оперы Орфей находит свою Эвридику, старается вывести её обратно на землю, при этом ему нельзя смотреть на неё. Но, Эвридика не знает об этом запрете, поэтому думает, что он разлюбил её, и заставляет посмотреть на неё, чтобы доказать свою любовь. Орфей не выдерживает, и поворачивается, и Эвридика погибает. Орфей просит богов помочь вернуть ему его любовь, ведь оставалось всего пару шагов до земли, и в конце оперы они снова вместе. Их спасла большая любовь.

Мы с вами прослушали основные важные произведения, и я предлагаю вспомнить самое таинственное из них, это хор фурий. У вас будет творческое задание, нарисовать каждому свою фурию, которую он представил.

Вторичное прослушивание.

Теперь давайте обсудим, ваши рисунки. (Обсуждение рисунков)

Замечательные у вас вышли рисунки, а скажите, у вас у самих какие чувства вызвала музыка?

Хорошо, ребята, у нас ещё с вами после этой страшно музыки, была спокойная «Мелодия». Давайте послушаем её, и постарайтесь запомнить, как звучит мелодическая линия. Мы с вами её попробуем вместе спеть, и кто будет в себе уверен, споёт её индивидуально.

Вторичное прослушивание.

Давайте попробуем все вместе повторить эту мелодию.

А теперь кто смелый, спой нам самостоятельно эту мелодию.

Молодец. Ребята, мы с вами сейчас слушали такую спокойную мелодию, и вы уже начинаете засыпать, давайте немного разомнёмся, вставайте со своих стульев.

Физическая разминка.

- Тревожное, жуткое.

- Громко.

- Страх, волнение.

- Флейта. Скрипку и виолончель.

- медленный.

- К тихому.

- Стало тревожно, волнительно, страшно.

-Повторяют мелодию.

- 1 ребёнок исполняет самостоятельно.

15 минут

3

Организация исполнительской деятельности

 Личностные УУД – интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров, стилей, в ансамбле.

Регулятивная УУД – умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД - развитие слуха, интонации в голосе, внимания.

Отлично, садитесь.

На прошлом уроке вы выучили песню «Рыба солнце».

Я предлагаю нам с вами, выучить ещё и движения к этой заводной песне. Посмотрите движения.

Повторим все вместе медленно проговаривая слова.

Хорошо, давайте подготовим голос к исполнению песни, повернитесь к инструменту и послушайте первую распевку. Скоро будет масленица, и мы с вами будем отмечать этот праздник. И наша распевка будет такая.

1.Праздник к нам идёт.

На масленицу все будут печь вкусные блины, и кушать их. И распевка тоже про них.

2. Пришла масленица к нам, это значит быть блинам.

Ну, а по завершению праздника, принято сжигать чучело.

3. Гори, гори ясно, чтобы, не погасло!

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Повтор одного звука;

- Нисходящее движение мелодии.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест;

Отлично, мы разогрели наш голос, теперь давайте вспомним всю песню целиком, и постараемся делать вместе со мной движения.

Замечательно, теперь давайте разделимся на мальчиков и девочек, и исполним по 1 куплету вместе с движениями.

Молодцы, присаживайтесь.

15 минут

4

Итог урока

Личностные УУД - способность усвоения теоретических знаний.

Регулятивная УУД – адекватно воспринимать предложения учителя.

А с какой оперой мы сегодня познакомились?

А кто помнит автора этого произведения?

Кристоф Виллибальд Глюк. Скажите, а на чём основан сюжет этой оперы?

Скажите, а что такое миф?

Скажите, а про что у нас с вами была опера «Орфей и Эвридика»?

Верно, давайте вспомним, какое самое яркое произведение мы послушали, от которого всем стало страшно, кто помнит?

 Какие чувства вызывает у нас музыка?

По динамике она была какой? Мощной, громкой, или тихой?

Отлично, а противоположная ей музыка, какая сегодня была?

Как называлось это произведение?

Молодцы!

У меня есть для вас творческое домашнее задание. Мы с вами нарисовали сегодня хор фурий, и не рисовали совсем главных героев Орфея и Эвридику. Вы можете нарисовать их вместе, можете нарисовать кого-то из них. Можете выбрать отдельные моменты, которые вам запомнились. Как они убегали, как погибла Эвридика, или как они снова воссоединились с Орфеем.

Если все поняли задание, то посмотрите на экран.

- Орфей и Эвридика.

- Глюк?

- На мифе.

- это древнее народное сказание о богах, о легендарных героях, о явлениях природы.

- про любовь.

- Хор фурий.

- Страх, волнение.

- Громкой.

- Спокойная, тихая.

- «Мелодия»

3 минуты

5

Рефлексия

Регулятивная УУД – умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

На слайде вы можете увидеть 3 смайлика. Каждый смайлик, показывает настроение  на уроке. Подумайте, как вы себя ощущали во время урока, и выберите смайлик.

Кто выбрал первый? Поднимите руки.

Кто выбрал второй? Поднимите руки.

А кто выбрал третий? Поднимите руки.

Хорошо, спасибо вам большое, урок окончен.

Подходите, я выставлю вам оценку в дневник.

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки (начальные классы)

Конспекты и презентации к урокам музыки в начальном звене....

Конспекты уроков в начальном звене

конспекты уроков музыки...

Конспекты уроков в начальном звене

Здесь Вы можете познакомиться с моими разработанными конспектами и использовать их в своей работе...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Конспекты уроков музыки в начальном звене:...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в начальном звене, разработанные мною на практике....

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Конспекты уроков музыки в начальном звене...