Конспекты уроков музыки в начальном звене
план-конспект по музыке

Доронина Ирина Сергеевна

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_07.02.docx26.72 КБ
Файл praktika_28.02.docx26.01 КБ
Файл praktika_14.03.docx28.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 07.02.23 г.         

Учитель музыки: Швец Наталья Викторовна

Школа № 95

Руководитель практики: Муталиева Лейла Суймбаевна

Класс: 4

Преподаватель фортепиано: Мизина Лариса Васильевна

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна

Дорониной Ирины

Тема урока музыки: «Оркестр русских народных инструментов»

            Цель: Формирование у обучающихся осознанного представления о составе оркестра русских народных инструментов.

            Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с понятием «русский народный оркестр», его составом, с тембровой окраской русских народных инструментов (балалайка, домра, баян, свирель, гусли, гармошка, трещотки, деревянные ложки).

Развивающая: развивать ритмические способности учащихся, опыт музицирования на русских народных инструментах.

Воспитательная: формировать уважение к русской народной культуре, воспитывать патриотические чувства, умение работать в коллективе, уважение друг к другу.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод музыкального обобщения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: рнп – «Светит месяц»; рнп – «Во кузнице»; Е. Сибиренко-Ставрояни «Волшебный смычок»

Структура урока:  

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Организация слушательской деятельности
  5. Итог урока и рефлексия

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

5 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Т.к. вы пришли на урок музыки, то поздороваться нам нужно музыкально.

(Музыкальное приветствие)

Здравствуйте, ребята!

Чтобы узнать тему урока, мы с вами посмотрим видео.

Просмотр видео.
Ребята, как вы думаете, какая же всё-таки тема урока?

Что такое оркестр?

Оркестр – коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

Открываем тетради, пишем число и тему.

Я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания.

Здравствуйте!

Здравствуйте!

 Смотрят видеофрагмент

 Отвечают на вопрос

2.

Организация слушательской деятельности

10 мин

Своему появлению оркестр во многом обязан музыканту и композитору Василию Васильевичу Андрееву. Он является организатором и руководителем первого русского народного оркестра в России. 

Для начала предлагаю вам познакомиться с русскими народными инструментами и их звучанием (балалайка, домра, баян, свирель, гусли, гармошка, трещотки, деревянные ложки)

Теперь ребята вам задание распределить все эти инструменты по группам. У нас есть небольшой плакат и картинки с изображением этих инструментов. (плакат: струнные инструменты; духовые инструменты; ударные инструменты; клавишно-духовые инструменты).

Сейчас мы с вами послушаем русскую народную песню – Светит месяц

Но перед этим я поделю вас на команды.

  1. Какой характер у данной песни?
  2. Работа с картой
  3. Какие инструменты вы увидели и услышали?
  4. Изобразите русский народный инструмент, который вам нравится больше всего.

Слушание русская народная песня – «Светит месяц»

Опрос заданных вопросов.

Физминутка

Приклеивают инструменты на плакат

Предлагают ответы на вопросы

Работают в группах

Выполняют физминутку

3.

Организация исполнительской деятельности

10 мин

Ребята, сейчас мы с вами повторим песню, разученную на прошлом уроке, и добавим в неё русские народные инструменты. Вспомните как называется русская народная песня, которую вы учили на прошлом уроке? Для начала повторим её.

Пение «Во кузнице»

Сейчас я раздам вам инструменты, мы выучим ритмические рисунки.

Пора попробовать исполнить под минус вместе с музыкальными инструментами.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

 - нисходящая мелодия

 - повторение одной ноты

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

Ритмические:

- Живой темп

- Собственный показ.

Дикционные:

- Проговаривание звуков «с», «ц».

- Четкое проговаривание текста.

Во кузнице

Поют песню

4.

Организация слушательской деятельности

10 мин

О музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, в которой музыка помогает в трудную минуту, и в ходе урока составим картину своей сказочкой страны. Первый герой у нас уже есть — это солнышко. А чтобы появились другие герои, давайте послушаем сказку.

Вы должны слушать очень внимательно, потому что вам предстоит ответить на мои вопросы.

Просмотр сказки «Музыкант – чародей».

Какое название может быть у сказки?

Назовите главного героя сказки.

Так какой же инструмент звучал?

Ребята, какие чувства испытывал музыкант, когда на него напали волки?

Музыка помогла нашему герою?

Действительно музыка спасла жизнь нашему герою.

Итак, ребята, так какую же роль сыграла музыка в сказке?

Да, мы с вами увидели, как музыка помогла герою сказки в трудную минуту.

Ребята, сейчас мы с вами послушаем песню «Волшебный смычок»

Слушание «Волшебный смычок»

Какой характер песни?

«Волшебная скрипка», «Музыкант», «Музыкант чародей»

Музыкант

Скрипка

Страх, волнение

Да

Слушают сказку

Важную, главную

Отвечают на вопрос

5.

Итог и рефлексия урока

5 мин

Итак, ребята, давайте подведем итог сегодняшнего урока. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? Какую песню мы спели? Какую сказку послушали?

Рефлексия:

Кубик Блума

Хотелось бы, чтобы вы были такими же активными и в следующий раз. Всем спасибо!

Отвечают на вопросы



Предварительный просмотр:

Дата: 28.02.23 г.         

Учитель музыки: Швец Наталья Викторовна

Школа № 95

Руководитель практики: Муталиева Лейла Суймбаевна

Класс: 4

Преподаватель фортепиано: Мизина Лариса Васильевна

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна

Дорониной Ирины

Тема урока музыки: «Музыкальные инструменты»

            Цель: Ознакомление детей с инструментами симфонического оркестра, группой струнных смычковых инструментов (виолончель, скрипка). 

            Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся со струнными музыкальными инструментами (скрипка, виолончель).

Развивающая: развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство; развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся духовность, нравственность, интерес к музыке, любовь к искусству.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод музыкального обобщения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: А. Бородина – «Ноктюрн» (2 и 3 часть); И. Космачев, М. Яснов - «Утро начинается» («Чучело-Мяучело») 

Структура урока:  

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог урока и рефлексия

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

5 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Т.к. вы пришли на урок музыки, то поздороваться нам нужно музыкально.

(Музыкальное приветствие)

Здравствуйте, ребята!

На этом уроке нас ждет много интересного, но сначала послушайте загадки и скажите, о чём идет речь.

В симфоническом оркестре её голос самый главный,
Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный .... (скрипка)

Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет по – разному звучать он может:

То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,

Не контрабас и не свирель, зовут его… (виолончель)


Ребята, откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число 28 февраля, классная работа и тему нашего урока.

Здравствуйте!

Здравствуйте!

 

Скрипка

Виолончель

2.

Организация слушательской деятельности

15 мин

Просмотр видео

Давайте послушаем басню «Квартет», о чем она?

Слушание басни «Квартет»

А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – звучит красиво, выразительно, увлекательно. Поэтому мы прослушаем профессиональное исполнение музыкального произведения, вторую часть струнного квартета А. Бородина – «Ноктюрн» (что в переводе с французского – ночной).

Внимательно послушайте и подумайте: Какое состояние души передает «Ноктюрн»? Какие чувства вызывает эта музыка?

Слушание Ноктюрн

(Эта напевная, лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Её мелодия звучит в разных регистрах – сначала у виолончели, а затем у скрипки.) Это исполнение вам понравилось больше, чем в басне?

Вы уже знаете о русском народном оркестре? (Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты). Кто знает о симфоническом оркестре? (Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов, исполняющий музыкальные произведения на классических инструментах). Кто – ни будь слышал о нем?

А кто из вас бывал на концерте симфонического оркестра?

Предлагаю вам поприсутствовать на одном из концертов симфонической музыки и посмотреть, и послушать третью часть струнного квартета А. Бородина «Ноктюрн» (в переводе с французского – ночной)

Эта напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Её мелодия звучит в разных регистрах – сначала у виолончели, а затем у скрипок.

Перед прослушиванием я поделю вас на команды.

1. Голоса, каких музыкальных инструментов вы услышали в этом произведении? – 1 группа

2. Как вы можете охарактеризовать произведение? – 2 группа

3. Какие эмоции вы испытали при прослушивании отрывка произведения? – 3 группа

4. Работа с картой – индивидуальное задание

Слушание Ноктюрн

Физкультминутка.

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

Да/Нет

Отвечают на вопрос

Работают в группах и индивидуально

Выполняют физминутку

3.

Организация исполнительской деятельности

15 мин

Итак, ребята, пора нам переключиться к следующей части урока. Вы любите петь?

Отлично! Сейчас мы с вами разучим новую песню Утро начинается из мультфильма «Чучело-Мяучело». Композитор (музыка) Игорь Космачев, автор слов (текста) М. Яснов.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

 - нисходящая мелодия

- скачки на чистую кварту

 - повторение одной ноты

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

Ритмические:

- Живой темп

- Собственный показ.

Дикционные:

- Проговаривание звуков «р», «тся».

- Четкое проговаривание текста.

Да!

Поют песню

5.

Итог и рефлексия урока

5 мин

Ребята, давайте вспомним с вами, о чём сегодня на уроке шла речь? Что нового вы узнали? Что такое симфонический оркестр?

 Рефлексия: карточки с вопросами.

Хотелось бы, чтобы вы были такими же активными и в следующий раз. Всем спасибо!

Отвечают на вопросы



Предварительный просмотр:

Дата: 14.03.23 г.         

Учитель музыки: Швец Наталья Викторовна

Школа № 95

Руководитель практики: Муталиева Лейла Суймбаевна

Класс: 4

Преподаватель фортепиано: Арсентьева Ирина Николаевна

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Муталиева Лейла Суймбаевна

Дорониной Ирины

Тема урока музыки: «Старый замок»

            Цель: Ознакомление детей с пьесой «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

            Задачи:

Образовательная: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.

Развивающая: развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство; развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод музыкального обобщения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: И. Резник, И. Николаев – Маленькая страна; М. П. Мусоргский – Картинки с выставки (Прогулка; Старый замок)

Структура урока:  

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог урока и рефлексия

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

5 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Т.к. вы пришли на урок музыки, то поздороваться нам нужно музыкально.

(Музыкальное приветствие)

Здравствуйте, ребята!

Тема нашего урока СТАРЫЙ ЗАМОК.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Так называется одна из десяти пьес фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского,


Ребята, откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число 14 марта, классная работа и тему нашего урока.

Здравствуйте!

Здравствуйте!

 

Отвечают на вопрос

Пишут в тетрадях

2.

Организация слушательской деятельности

15 мин

Что такое выставка?

В феврале - марте 1874 г. в Императорской академии художеств была проведена выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, - рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки. Но окончательно замысел сложился летом. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели. В сюиту вошли 10 фортепианных пьес:

Гном

Старый замок

Тюильрийский сад

Быдло

Балет невылупившихся птенцов

Два еврея – богатый и бедный

Лиможский рынок

Катакомбы

Избушка на курьих ножках

Богатырские ворота

При жизни Мусоргского «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение среди его саратников. Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора, в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова. А что же такое – сюита?

В «Картинках с выставки» пьесы - «картины» связываются между собой темой- «Прогулка». Она изображает проход по галерее и переход от картины к картине. Какой характер и настроение у этого произведения?

Звучит «Прогулка»

Тема Прогулки повторяется на протяжении сюиты несколько раз. Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором». В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине.

И мы сегодня остановимся на одной из пьес сюиты «Старый замок».

А что вы себе представляете, когда слышите слова: замок, средневековье?

Средневековье – это время замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров и менестрелей.

А кто такие трубадуры?

Пьеса «Старый замок» основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии (эскиз не сохранился, так как выставленные работы продавались, поэтому сегодня местонахождение большинства из них неизвестно, в том числе и «Старый замок»). В сопроводительной программке к сюите Мусоргского есть примечание: «Старый замок» - средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню».

О чем поёт свою песню бродячий певец – трубадур?

Как звучит мелодия «Старого замка»?

Звучит пьеса «Старый замок»

О чем песня трубадура?

Как звучит мелодия «Старого замка»?

Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне размеренного, однообразного аккомпанемента. Она вызывает созерцательное лирическое настроение.

Старая песня о счастье вновь звучит,

И над рекой слышится голос печальный.

Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

Средняя часть создаёт просвет, который затем снова сменяется грустью, потом первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон.

Как вы думаете, что хотел композитор сказать неожиданным, громким финалом?

Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».

Сейчас мы ещё раз услышим «Старый замок».

Перед прослушиванием я поделю вас на команды.

1. Голоса, каких музыкальных инструментов вы услышали в этом произведении? – 1 группа

2. Как вы можете охарактеризовать произведение? – 2 группа

3. Какие эмоции вы испытали при прослушивании отрывка произведения? – 3 группа

4.  Нарисуйте дома к музыке М. П. Мусоргского рисунок. Каким вы увидели это «Старый замок» – индивидуальное задание

Звучит «Старый замок»

Физкультминутка.

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

Старые города, рыцарей….

Отвечают на вопросы

Работают в группах и индивидуально

Выполняют физминутку

3.

Организация исполнительской деятельности

15 мин

Итак, ребята, пора нам переключиться к следующей части урока. Вы любите петь?

Отлично! Сейчас мы с вами разучим новую песню под названием «Маленькая страна».

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

 - нисходящая мелодия

- скачки на чистую кварту

 - повторение одной ноты

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

Ритмические:

- Живой темп

- Собственный показ.

Дикционные:

- Проговаривание звуков «р», «тся».

- Четкое проговаривание текста.

Да!

Поют песню

5.

Итог и рефлексия урока

5 мин

Ребята, давайте вспомним с вами, о чём сегодня на уроке шла речь? Что нового вы узнали?

 Рефлексия: Кубик Блума

Хотелось бы, чтобы вы были такими же активными и в следующий раз. Всем спасибо!

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Здесь вы можете видеть конспекты уроков в среднем звене...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты составлены в соответствии с программой и КТП...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты составленны в соответствии с программой и КТП...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Конспекты уроков музыки в начальном звене:...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в начальном звене, разработанные мною на практике....