Конспекты уроков музыки в начальном звене
план-конспект урока по музыке

Волкова Валерия Максимовна

На этой странице представлены конспекты уроков музыки в младшем звене в школе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Школа №154

Учитель музыки: Бардин С.Д.

Дата: 23.04.24.  

Руководитель практики ЧПК №1: Шелепова Д.А.

Класс:1 «А»

Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В.

Студентка 30 группы

Волкова Валерия Максимовна

Преподаватель вокала: Муталиева Л.С.

Преподаватель дирижирования: Наконечная А.А.

Тема: «Ничего на свете лучше нету»

Цель: Знакомство с музыкой, написанной Г. Гладковым для мультфильма «Бременские музыканты» («Луч солнца золотого», «Песенка друзей»)

Задачи:

  1. Обучающая: Формировать знания о героях и музыке мультфильма. Обогащать впечатления ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями. Познакомить детей с произведениями «Луч солнца золотого», «Песенка друзей»
  2. Развивающая: Развивать вокально-хоровые навыки (дыхание, дикция, артикуляция), развивать интерес к музыке, развивать внимание с помощью музыкальных произведений. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется, эмоционально реагировать на содержание.
  3. Воспитательная: Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Методы и приемы: наглядный, словесный (беседа, рассказ), дирижерский жест.

Материалы, оборудование: флешка, ноты, распечатка листа с прилагательными.

Музыкальный репертуар: муз. В. Шаинского, сл. М. Танича – «Если с другом вышел в путь», муз. Г. Гладков., сл. Ю. Энтина – «Луч солнца золотого», «Песенка друзей»

Структура урока:    

  1. Орг. момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Рефлексия
  5. Итог

Этап

Задачи

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный момент

Воспитывать музыкальную культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать интерес к музыке.

- Здравствуйте ребята, я рада вас видеть, меня зовут Валерия Максимовна, сегодня я проведу урок музыки.

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами совершили путешествие в музыкальный театр.

- Какие произведения вы помните?

- А с какими героями мы познакомились?

- Музыка звучит повсюду! Звучит она и в наших любимых мультфильмах. Назовите песни из мультфильмов, которые вы знаете.

- Для чего композиторы сочиняют музыку к кинофильмам, телепередачам, мультфильмам?

(Музыка помогает зрителям лучше узнать персонажей фильмов, понять его сюжет, следить за их развитием).

- Отгадайте, какие персонажи у нас будут в гостях, из какого м/ф?

«Давным-давно на белом свете жили глупые короли, прекрасные принцессы, страшные лесные разбойники и веселые трубадуры. Трубадуры пели песни, устраивали представления, которые народ очень любил. Однажды утром по дороге, ведущей в королевский замок, появилась повозка, в которой были трубадур и его верные друзья, которых называли бродячими артистами. Показываю слайды, где изображены: юноша, пес, кот, петух, сова, осел.

- Обратите внимание, кто среди них является лишним, не из этого м/ф?

- Узнали героев мультфильма? («Бременские музыканты»).

- И именно об этом мультфильме мы сегодня будем говорить,

- Какие песни из «Бременских музыкантов» вы знаете?.. Одна из этих песен будет темой нашего урока, как думаете какая?

- Верно, и тема нашего урока «ничего на свете лучше нету»

- «Марш», «Золотые рыбки», «Царь горох»

- с 7 козлятами

- ответы детей

- сова

- ответы детей.

7 минут

Организация слушательской деятельности

Формировать знания о героях и музыке мультфильма. Обогащение впечатлений ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями. Познакомить детей с произведениями «Луч солнца золотого», «Песенка друзей»

-Ребята, что мы сегодня узнаем на уроке, с кем и с чем познакомимся? (С героями, с музыкой, написанной к мультфильму «Бременские музыканты»)

- Сегодня, когда я шла к вам на урок, я увидела необыкновенных птичек на заборе. Они прилетели к нам, чтобы рассказать об этой сказке и о музыке из этого мультфильма. Каждая птичка расскажет то, что ей известно.

- Первую птицу зовут «До».

Послушайте, что она мне рассказала.

- Сказку «Бременские музыканты» написали немецкие писатели – братья Гримм. Именно по этой сказке был нарисован мультфильм.

- Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в юности. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских и семейных сказок» - всего около 200 сказок.

- Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык. Одна из таких сказок «Бременские музыканты».

- За птичкой «До», сидела птичка «Ре», которая рассказала мне о том, что музыку к мультфильму «Бременские музыканты» написал русский композитор Геннадий Гладков. После этого мультфильма композитор стал очень известен. И ему так понравился мультфильм, что он исполнил в нем роль короля.

(показываю портрет на слайде)

- А следующая птичка «Ми», предлагает нам послушать песню из мультфильма «Бременские музыканты».

Послушайте и скажите, о чем была песня?

(смотрим видеофрагмент из мультфильма «Луч солнца золотого»)

- Узнали песню? О чем в ней поется? Как звучала песня?

- Какими вы себе представили бременских музыкантов?

- Какое настроение вызвала у вас эта песня?

- Мы с вами послушали песню Трубадура «Луч солнца золотого».

- Скажите, ребята, а кто такие трубадуры, это те, кто дует в трубы?

- Трубадуры – это поэты-певцы, исполнявшие свои песни под музыкальные инструменты, такие как арфа, виола.

- Трубадуров просили сочинять песни другие люди, которые не умели писать песни. Они пели песни под окнами у любимых девушек. Воспевали радость жизни, воспевали своих матерей. Посмотрите как выглядели настоящие трубадуры. Это изображения со старинных картин. Иногда им подыгрывали их прекрасные дамы.

Об этом мне рассказала птичка «Фа»

-За птичкой «Фа», сидела Птичка «Соль», и она предлагает нам послушать песенку друзей, слушаем внимательно, а после ответьте мне на вопрос, который задает птичка «Ля», какие были любимые слова у героев?

(смотрим видеофрагмент из мультфильма «Песенка друзей», раздаю лист с прилагательными)

- Какие были любимые слова у героев?

- Узнали песню? О чем в ней поется? Как звучала песня?

- Какими вы себе представили бременских музыкантов?

- Какое настроение вызвала у вас эта песня?

- Как вы думаете, почему им нравиться ходить по свету?

- Им интереснее путешествовать вместе или по одному? Почему вместе, а не по одному?

- Что помогает им вместе путешествовать? (Дружба)

- Трубадур, кот, осел, собака, петух, они все разные, а все дружат. Никто из них не сказал, что он главный. Истинная дружба, когда все друг друга уважают.

(слушаем повторно, вызываю к доске прошу нарисовать место куда отправляются по их мнению друзья, после слушания проверяю лист с прилагательными)

- Трубадур, кот, осел, собака, петух не сидят на месте, предлагаю и нам встать и разомнуться.

ФИЗМИНУТКА

- ответы детей

- ответы детей

- ничего на свете лучше нету

- ответы детей

20 минут

Организация исполнительской деятельности

Развивать вокально-хоровые навыки (дыхание, дикция, артикуляция). Воспитывать музыкальную культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Восходящее, нисходящее движение мелодии

- Скачки на терцию, кварту, квинту

- Собственный показ

- Дирижерский жест

-Показ звуковысотности

Ритмические:

- Быстрый темп

- Пунктирный ритм

- Прохлопывание ритма

- Разучивание в медленном темпе

Дикционные:

- Быстрое проговаривание текста

- Четкое проговаривание текста в медленном темпе

-  Птичка «Си» узнала, что у нас с вами тоже есть песенка про дружбу, и предлагает вам ее спеть, но для начала..

- кто мне скажет, как называется музыкальный ансамбль состоящий из большого количества певцов?

- Для начала давайте правильно подышим, закрываем левую ноздрю пальцем, делаем глубокий вдох. Открываем ноздрю и закрываем правую, медленно выдохнуть. (выполняем 2-3 раза)

- А теперь распоемся.

(Распевка на три тона «ми-и-а-а-а»)

   Если с другом вышел в путь,

Если с другом вышел в путь —

Веселей дорога!

Без друзей меня — чуть-чуть,

Без друзей меня — чуть-чуть,

А с друзьями много!

Припев:

Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной,

Когда мои друзья со мной! (2 раза)

- Выполняют дыхательную гимнастику.

- Распеваются.

10 минут

Рефлексия

- И так, у меня для вас задание. Будьте внимательны.

-Ваша задача нарисовать три ступеньки, и нарисовать цветного человечка на какой-либо ступеньке, на самой высокой ступеньке вы рисуете человечка, если вам понравился этот урок, на средней ступеньке, если вы нейтральны к этому уроку, а если вам не понравился урок, то рисуем человечка на последней ступеньке.

- Кто посчитал, что урок был скучным и неинтересным?

- Почему?

- раскрашивают инструменты

2 минуты

Итог

Закрепить полученные знания

- У меня к вам несколько вопросов, сейчас проверим, кто был самым внимательным на уроке.

- Как называлась тема урока?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какие произведения мы сегодня послушали?

- Какой был композитор?

- Спасибо за урок, до свидания!

3 минуты



Предварительный просмотр:

Школа №154

Учитель музыки: Бардин С.Д.

Дата: 16.04.24.  

Руководитель практики ЧПК №1: Шелепова Д.А.

Класс: 1 «А»

Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В.

Студентка 30 группы

Волкова Валерия Максимовна

Преподаватель вокала: Муталиева Л.С.

Преподаватель дирижирования: Наконечная А.А.

Тема: «Дом, который звучит. Опера»

Цель: Формирование представлений о балете и опере на примере произведений «Марш» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»,

«Золотые рыбки» из балета Щедрина «Конек-горбунок», «Царь горох» из балета Щедрина «Конек-горбунок»

Задачи:

  1. Обучающая: Формировать знания о разновидностях музыкальных представлений (балет, опера, спектакль). Познакомить детей с произведениями «Марш» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Золотые рыбки» из балета Щедрина «Конек-горбунок», «Царь горох» из балета Щедрина «Конек-горбунок»
  2. Развивающая: Развивать вокально-хоровые навыки (дыхание, дикция, артикуляция), развивать интерес к музыке, развивать внимание с помощью музыкальных произведений. Развивать умение передавать характер звучания произведения через движения.
  3. Воспитательная: Воспитывать музыкальную культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Методы и приемы: наглядный, словесный (беседа, рассказ), дирижерский жест, пластическое интонирование.

Материалы, оборудование: флешка, ноты, распечатки пазла и листа с прилагательными, раскраски.

Музыкальный репертуар: муз. В. Шаинского, сл. М. Танича – «Если с другом вышел в путь», «Марш» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Золотые рыбки» из балета Щедрина «Конек-горбунок», «Царь горох» из балета Щедрина «Конек-горбунок»

Структура урока:    

  1. Орг. момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Рефлексия
  5. Итог

Этап

Задачи

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный момент

Воспитывать музыкальную культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать интерес к музыке.

- Здравствуйте ребята, я рада вас видеть, меня зовут Валерия Максимовна, сегодня я проведу урок музыки.

- Давайте вспомним, что вы проходили на прошлом уроке.

- Какая тема урока была на прошлой неделе?

- Какие произведения вы помните?

- На прошлом уроке вы побывали в цирке, а сегодня мы побываем также в необычном доме. Послушайте стихотворение Сергея Маршака и догадайтесь, в каком доме мы сегодня побываем.

Народу-то! Народу! Куда ни кинешь взгляд,

По каждому проходу идет волна ребят.

Сажают их на стулья и просят не шуметь,

Но шум стоит, как в улье, куда залез медведь.

Из длинного колодца – невидимо для глаз –

То флейта засмеется, то рявкнет контрабас.

Но вдруг погасли лампы, настала тишина

И впереди за рампой раздвинулась стена.

- Догадались, в каком доме мы сегодня окажемся?

- И не просто в театре, а музыкальном театре.

- Что могут делать в музыкальном театре?

 Тема нашего урока «Дом, который звучит. Опера»

- в театре

-петь, танцевать

3 минуты

Организация слушательской деятельности

Формировать знания о разновидностях музыкальных представлений (балет, опера, спектакль). Познакомить детей с произведениями «Марш» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Золотые рыбки» из балета Щедрина «Конек-горбунок», «Царь горох» из балета Щедрина «Конек-горбунок»

- Первый в мире профессиональный музыкальный театр для детей был открыт в Москве Натальей Ильиничной Сац в 1965 году. Сейчас этот театр известен во всех странах. А эмблема театра – синяя птица на золотой арфе – символ мечты о счастье.

(показываю иллюстрацию)

- В музыкальном театре можно увидеть балет и оперу.

Такой спектакль, где все поют,

В театре ОПЕРОЙ зовут.

Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,

То такое представленье называется БАЛЕТ

Нас с вами ждёт встреча с персонажами опер и балетов.

Представим, что мы пришли в музыкальный театр. Сели на свои места. Гаснет свет. Открывается занавес и…перед нами…

(смотрим видеофрагмент «Марш» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»)

- Что же нам было представлено, опера или балет?

- не услышали ли вы что-нибудь необычное?

- Каким по характеру было произведение?

- Какими словами можно описать произведение?

- Как вы думаете, какие персонажи появились на сцене?

- Кто мне ответит, что такое марш?

(МАРШ - это музыкальная композиция с четким ритмом)

- Ответьте мне, кто знает что такое танец?

(ТАНЕЦ – это пластичные движения передающиеся через движения тела)

- Это произведение называется «Марш» из балета Чайковского «Щелкунчик». В этом произведении встретились вместе маршевая музыка и танцевальная.

Сейчас мы услышим фрагмент музыки, которая называется «Золотые рыбки». После ответьте мне на вопрос, в каком музыкальном спектакле - в опере или в балете - могла бы звучать такая музыка?

(смотрим видеофрагмент «Золотые рыбки» из балета Щедрина «Конек-горбунок»)

(Задаю вопросы после слушания)

- Верно, эта музыка звучит в балете. У неё танцевальный характер, танцевальный ритм.

(слушаем повторно, два ребенка выходят к доске танцевать, одному ребенку даю лист с прилагательными)

- Давайте послушаем и узнаем, какую музыку - песенную, танцевальную или маршевую использует царь Горох из сказки «Конек Горбунок»?

(смотрим видеофрагмент «Царь горох» из балета Щедрина «Конек-горбунок»)

- Музыка царя Гороха пронизана маршевыми интонациями. Как бы высмеивает глупого царя.

- Часто сюжетами опер и балетов становятся известные всем с детства народные сказки («Снегурочка», «Волк и семеро козлят»), былины («Садко»), а также сказки, сочиненные писателями («Конек-Горбунок» П. Ершова, «Муха-Цокотуха» К. Чуковского, «Щелкунчик» Т. Гофмана).

- Давайте познакомимся поближе с героями детской оперы «Волк и 7 козлят» М.В. Коваля. У козлят очень необычные имена: Всезнайка, Бодайка, Топтушка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и Малыш. Когда мама-Коза уходила на базар, они веселились и пели свою песенку.

(слушаем, после задаю вопросы)

18 минут

Организация исполнительской деятельности

Развивать вокально-хоровые навыки (дыхание, дикция, артикуляция). Воспитывать музыкальную культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Восходящее, нисходящее движение мелодии

- Скачки на терцию, кварту, квинту

- Собственный показ

- Дирижерский жест

-Показ звуковысотности

Ритмические:

- Быстрый темп

- Пунктирный ритм

- Прохлопывание ритма

- Разучивание в медленном темпе

Дикционные:

- Быстрое проговаривание текста

- Четкое проговаривание текста в медленном темпе

- кто мне скажет, как называется музыкальный ансамбль состоящий из большого количества певцов?

- Для начала давайте правильно подышим, закрываем левую ноздрю пальцем, делаем глубокий вдох. Открываем ноздрю и закрываем правую, медленно выдохнуть. (выполняем 2-3 раза)

- А теперь распоемся.

(Распевка на три тона «ми-и-а-а-а»)

   Если с другом вышел в путь,

Если с другом вышел в путь —

Веселей дорога!

Без друзей меня — чуть-чуть,

Без друзей меня — чуть-чуть,

А с друзьями много!

Припев:

Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной,

Когда мои друзья со мной! (2 раза)

- ответы детей.

- Выполняют дыхательную гимнастику.

- Распеваются.

14 минут

Рефлексия

- И так, у меня для вас задание. Будьте внимательны.

(раздаю распечатки полых инструментов )

- Я выдала вам полые музыкальные инструменты, ваша задача заполнить их нстолько насколько вам понравился этот урок.

- Кто посчитал, что урок был скучным и неинтересным?

- Почему?

- раскрашивают инструменты

2 минуты

Итог

Закрепить полученные знания

- У меня к вам несколько вопросов, сейчас проверим, кто был самым внимательным на уроке.

- Как называлась тема урока?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какие произведения мы сегодня послушали?

- Какие были композиторы?

- Спасибо за урок, до свидания!

3 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Конспекты уроков музыки в начальном звене:...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Конспекты уроков музыки в начальном звене...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в начальном звене, разработанные мною на практике....

Конспекты уроков музыки в начальном звене

На это странице представлены конспекты уроков музыки в младшем школьном звене.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32966715","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Конскпекты уроков музыки в начальном звене...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

На этой странице представлены конспекты уроков музыки для начальной школы...