Конспекты уроков музыки в начальном звене
план-конспект урока по музыке

Евстефеева Анастасия Денисовна

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в начальном звене, разработанные мною на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_14.02.23.docx26.67 КБ
Файл evstefeeva_konspekt_31.01.23.docx25.52 КБ
Файл 07_03_23_evstefeeva_ispravlenny.docx25.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 14.02.2023 г.                                                                                                 

                                          Учитель музыки: Г. Л. Королёва

Школа № 89

                                          Руководитель практики: Д. А. Шелепова

Класс: 2 (В)

                                          Преподаватель фортепиано: И. Н. Арсентьева

Студентка 30 группы

                                          Преподаватель вокала: А. Л. Булатова

Евстефеева Анастасия Денисовна

Тема урока музыки: «Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

 Цель: Знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила» через прослушивание основных тем в музыкальном произведении, развитие контрастного слуха, с помощью сравнения финала и увертюры из оперы «Руслан и Людмила».

 Задачи: 1. Образовательная: познакомить детей с музыкальным произведением, учить внимательно слушать музыку, находить похожие и разные черты нескольких произведений, познакомить с новыми музыкальными терминами.

                2. Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки, умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, эмоционально реагировать на содержание произведения.

    3. Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру детей, слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать умение понимать выразительные средства музыки. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Методы и приемы: словесный (беседа), практический (пение), наглядный, наглядно-слуховой, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: М. И. Глинка – «Сцена похищения Людмилы», финал, увертюра из оперы «Руслан и Людмила», муз. И Кадомцева, сл. Р. Копф – «Песенка о солнышке, радуге и радости».

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Итог урока, рефлексия

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

2 мин

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас снова видеть на уроке! Давайте с вами сейчас музыкально друг друга поприветствуем.

(Музыкальное приветствие)

- На прошлом уроке вам было задано хорошо выучить 1 куплет с припевом «Песенки о солнышке, радуге и радости», сейчас я проверю, как вы выучили 1 куплет, и заодно мы выучим 2 куплет.

- Здравствуйте.

(Музыкальное приветствие)

2.

Организация исполнительской деятельности

15 мин

- Для начала мы разбудим наши голоса, распоёмся.

(Распевание)

- А теперь начнём разучивать 2 куплет. Представим эхо. Сначала пою я, после вы повторяете за мной.

(Пою первую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

(Пою вторую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

- Давайте ещё раз повторим

(повторяем первые две строчки)

- Хорошо, разучиваем дальше

(Пою третью строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

(Пою четвёртую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

- Отлично, давайте ещё раз повторим весь куплет.

(Поём весь куплет)

- Молодцы, давайте теперь повторим с вами припев.

(Поём припев)

- Хорошо, а теперь давайте попробуем соединить первый куплет со вторым.

(Поём под минус 2 куплета)

-Молодцы, ребята! Все хорошо постарались.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Интонирование мелодии в верхнем регистре;

- Большие скачки на квинту и сексту.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

- Работа над песней.

Ритмические:

- четверть с точкой и восьмая

- прохлопывание ритма

Дикционные:

-Четкое проговаривание «Р»;

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

- Произношение текста.

(Распевание)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют)

(Поют припев)

(Поют под минус 2 куплета)

3.

Организация слушательской деятельности

20 мин

- А теперь давайте отгадаем тему нашего урока, и попробуем определить поставленные цели.

- Послушайте данное произведение и попробуйте отгадать откуда оно.

(слушание)

- Итак, ребята, что же это за произведение?

- Верно, а откуда оно?

- Правильно! На прошлом уроке вы знакомились с данным произведением, и как вы думаете, что мы будем с ним делать дальше?

-Верно. Тема остаётся та же самая, поэтому можете её не записывать, но запишите сегодняшнее число.

- А теперь попробуем отгадать наши цели. На прошлом уроке у вас была такая же тема, и как вы думаете, что мы сегодня будем делать?

- Верно, это первая наша цель, давайте отгадаем вторую. Сегодня на уроке мы послушаем несколько произведений, и двое из них чем-то отличаются или наоборот, походят друг на друга, что мы сможем с ними сделать?

- Верно, это вторая наша цель, сравнить два музыкальных фрагмента из оперы «Руслан и Людмила».

- На прошлом уроке вы начали знакомиться с оперой «Руслан и Людмила», кто сможет рассказать начало истории?

(Отвечают по поднятой руке)

- Хорошо, отлично, сейчас я снова предлагаю вам отправится в волшебный театр и посмотреть на представление, вы готовы?

- Отлично, тогда отправляемся!

Итак, ребята, сейчас мы с вами посмотрим сцену из оперы «Руслан и Людмила», «Похищение Людмилы». Запишите, пожалуйста, этот термин к себе в тетрадь, сцена из оперы — это отдельный эпизод, небольшая смысловая часть оперы.

А теперь давайте посмотрим его и внимательно послушаем.

Расскажите, как меняется музыка, после похищения Людмилы, опишите, какие чувства испытывают герои?

(Слушание)

- Итак, какая музыка была до похищения, что происходит на сцене?

- Верно, ребята, а скажите, как поменялась музыка после похищения, как вы поняли, что пришли злые силы?

- Верно, ребята, это называется контрастом, когда музыка резко становится другой, не похожей на другую часть, изменяется. Запишите, пожалуйста, этот термин себе в тетрадь. А теперь расскажите, что чувствовали герои, что они сделали после похищения Людмилы?

- Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам сравнить два фрагмента из оперы. Это увертюра и финал. Давайте сначала послушаем увертюру. Ребята, а кто знает, что такое увертюра?

- Верно, ребята, молодцы, запишите этот термин к себе в тетрадь. А теперь же давайте послушаем её.

(Слушание)

- Итак, какая же эта музыка? Давайте попробуем выбрать из приведённых слов.

(называют характеристики, приведённые на экране)

-Хорошо, ребята, теперь послушаем финал оперы, и после попробуем сравнить его с увертюрой. Финал оперы, это самый её конец, окончание. Запишите термин к себе в тетрадь. Послушайте и ответьте, какая эта музыка, какой у неё характер, настроение.

(Слушание)

- Итак, какая же эта музыка? Выберем определённые слова.

(называют характеристики, приведённые на экране)

-Молодцы! А теперь давайте попробуем сравнить её с увертюрой. Назовём их похожие черты.

(называем похожие и отличные черты, высвечивающиеся на экране)

- Итак, ребята, какой итог мы можем подвести. Похожи ли эти два фрагмента?

- Верно, ребята, есть ли у них отличия?

- Совершенно верно, ребята, финал является заключением оперы, в финале поют актёры, а в увертюре только инструменты играют. А звучит торжественно, потому что опера закончилась хорошо, добро победило зло, и Людмилу вернули домой.

(слушание)

- Песня Баяна.

- Опера «Руслан и Людмила».

- Дальше знакомиться с произведением.

- Продолжим знакомиться с оперой.

- Сравнить.

(Отвечают по поднятой руке)

- Готовы!

- Готовы!

(Слушание)

- На сцене происходит свадьба, музыка весёлая, торжественная, радостная.

- Музыка резко стала, напряжённой, злой, грустной.

- Они все испугались, были шокированы, загрустили, опустились на пол и замерли.

- Увертюра является открывающем произведением оперы, её вступление.

(Слушание)

- Весёлая, торжественная, бодрая

(называют характеристики, приведённые на экране)

(Слушание)

(называют характеристики, приведённые на экране)

(называем похожие и отличные черты, высвечивающиеся на экране)

- Да, похожи, оба такие же весёлые, торжественные, радостные.

- В финале музыка одинаковая, но здесь поют. А в увертюре никто не поёт, только играют инструменты.

5.

Итог урока; рефлексия

3 мин

- Итак, ребята, вы большие молодцы. Давайте подведём с вами итоги урока.

С каким произведением мы познакомились, и кто композитор этого произведения?

- Верно. Какую сцену из оперы, мы смотрели?

- Правильно, а что же такое увертюра?

- Молодцы, а как называется то, когда музыка становится резко непохожей на другую часть?

- Верно, ребята, все из вас очень хорошо постарались, вы все большие молодцы!

Ребята, похлопайте в ладони те, кому понравился урок, и оставьте их на парте, кому нейтрально.

Спасибо вам за урок, до свидания!

- С оперой «Руслан и Людмила», композитор М. И. Глинка.

- Сцена похищения Людмилы.

- Произведение, открывающее спектакль.

- Контраст.

- До свидания!



Предварительный просмотр:

Дата: 31.01.2023 г.                                                                                                 

                                          Учитель музыки: Г. Л. Королёва

Школа № 89

                                          Руководитель практики: Д. А. Шелепова

Класс: 2 (В)

                                          Преподаватель фортепиано: И. Н. Арсентьева

Студентка 30 группы

                                          Преподаватель вокала: А. Л. Булатова

Евстефеева Анастасия Денисовна

Тема урока музыки: «Волшебная палочка дирижёра»

            Цель: Формирование представления у детей о роли дирижёра симфонической музыки, о симфоническом оркестре, о группах музыкальных инструментов, о партитуре посредством прослушивания трёх маршев из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский; «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьев; «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинка.

            Задачи: 1. Образовательная: учить детей внимательно слушать музыку, распознавать характер произведения, находить похожие и разные черты нескольких произведений, познакомить с новыми музыкальными терминами.

                           2. Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки, умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать, развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений.

               3. Воспитательная: воспитывать музыкально-художественный вкус, культуру слушания музыки.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный (беседа), практический (пение), наглядный, наглядно-слуховой.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: П. И. Чайковский – «Марш» из балета «Щелкунчик»; С. С. Прокофьев – «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам», М. И. Глинка – «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»; муз. Г. Гладков, сл. В. Луговой – «Сказка будет впереди»; М. Коваль – Хор «7 козлят» из оперы «Волк и семеро козлят».

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Организация исполнительской деятельности

5. Итог урока, рефлексия.

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

5 мин

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Денисовна и сегодня я проведу у вас урок музыки. Т.к. вы пришли на урок музыки, то поздороваться нам нужно музыкально. Давайте выучим с вами музыкальное приветствие.

(Музыкальное приветствие)

- Давайте я проверю ваше домашнее задание.

(Проверяю д/з)

- Итак, ребята, на прошлом уроке вы разучивали 2 куплет песни «Сказка будет впереди», сегодня предлагаю вам выучить 3 куплет и повторить всю песню от начала до конца.

- Здравствуйте.

(Музыкальное приветствие)

2.

Организация исполнительской деятельности

12 мин

- Для начала мы разбудим наши голоса, распоёмся.

(Распевание)

- А теперь начнём разучивать 3 куплет. Помните, что песня звучит в виде диалога, сначала поют все мальчики, затем все девочки. Представим эхо. Сначала пою я, после вы повторяете за мной.

(Пою первую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

(Пою вторую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

- Давайте ещё раз повторим

(повторяем первые две строчки)

- Хорошо, разучиваем дальше

(Пою третью строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

(Пою четвёртую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

- Отлично, давайте ещё раз повторим весь куплет.

(Поём весь куплет)

- Молодцы, давайте теперь повторим всю песню от начала до конца

(Поём всю песню под минус)

-Молодцы, ребята! Все хорошо постарались.

(Распевание)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют)

(Поют под минус)

3.

Организация слушательской деятельности

11 мин

- А теперь давайте с вами разгадаем тему нашего урока.

Для этого послушайте загадку:

«Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный народный и всякий другой», что же это?

- Верно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о симфоническом оркестре, а симфоническим он называется, потому что он состоит более 40 человек, исполняющие симфонические произведения. Ребята, а как вы думаете, кто управляет оркестром?

- Верно! Вот мы и разгадали нашу тему: «Волшебная палочка дирижёра», запишите её в свои тетради, также запишите сегодняшнее число. Запишите наши термины: симфонический оркестр, дирижёр.

Давайте проговорим цели нашего урока: рассмотреть, что такое симфонический оркестр, из чего он состоит и кто им управляет, и вторая, посмотреть музыкальные фрагменты.

- Ребята, чтобы узнать всё о симфоническом оркестре предлагаю вам отправится в волшебный театр, где нас ждёт много чего интересного, вы готовы отправится?

- Тогда отправляемся.

- Вот, мы оказались в театре, посмотрите, как здесь красиво! Ребята смотрите, перед нами сцена и зрительный зал, а как вы думаете, что находится вот здесь между ними?

- Верно. Здесь то и располагается наш оркестр. Давайте посмотрим из каких инструментов он состоит.

(показываю схему симфонического оркестра)

Как мы видим, оркестр состоит из струнных, духовых и ударных инструментов. Давайте разберём какие здесь есть инструменты.

(Называем инструменты)

-Каждый музыкант играет за своим инструментом. А как вы думаете, по чему играют музыканты на инструментах?

- Верно, ребята, такие ноты называются партитурой. Запишите этот термин к себе в тетрадь.

Мы с вами ребята, очень вовремя оказались в театре, так как сейчас здесь будет проходить концерт, и я предлагаю вам посмотреть его.

Концерт будет состоять из трех фрагментов.

Первый фрагмент из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Давайте с вами посмотрим и послушаем его и вы мне скажите, какая по характеру эта музыка, на что она похожа.

(Слушание)

- Ну, что ребята? Какая по характеру эта музыка?

- На что она похожа? Что хочется под неё делать?

- Правильно, ребята. Музыка отрывистая, и более танцевальная по манере, потому что исполняется в балете.

- А помогал ли дирижёр музыкантам, каким образом он помогал музыкантом играть правильно?

- Верно. Давайте сейчас ещё раз её послушаем и попробуем изобразить с вами марш.

(Слушание, с помощью жестов изображают марш)

А теперь посмотрим следующий фрагмент из оперы «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева.

(Слушание)

- Какая эта музыка по характеру?

- На что она похожа?

- А что вам подсказало? Наверно, то, как актёры важно и чинно шагали на сцене?

- А теперь скажите, похожи ли эти два фрагмента?

- А чем они похожи?

- Правильно, ребята. А всё же есть ли у них какие-либо различия?

- Верно, первый фрагмент больше подходит балету, нежели опере.

И наконец, мы с вами послушаем последний фрагмент, и это тоже марш, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Следом давайте запишем домашнее задание, которое как раз будет по опере «Руслан и Людмила»: познакомиться с содержанием оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, то есть узнать про что она, и кто в ней главные герои. А теперь можем приступать к слушанию.

(Слушание)

- Похожа ли эта музыка на какой-либо из отрывков?

- Почему они похожи?

- Верно, ребята, как вы могли заметить, музыка здесь контрастная, начинается очень громко, а после начинает утихать, и затем снова громко. Давайте попробуем повторить за дирижёром и также продирижировать как он.

(Повторное слушание, повторяют жесты за дирижёром)

- Молодцы ребята, в репертуаре данного концерты были очень произведения, но и у нас тоже есть интересное произведение, и тоже опера, композитором которой является М. Коваль. Кто из вас сможет назвать как она называлась?

- Верно, ребята! Давайте все вместе сегодня повторим хор «7 Козлят» из этой оперы.

- Оркестр!

- Дирижёр.

(Слушают)

 

- Готовы!

- Оркестровая яма!

(Называют инструменты)

По нотам.

(Слушание)

Бодрая, весёлая, отрывистая, чёткая, торжественная

На марш, хочется маршировать.

 

(Слушание, с помощью жестов изображают марш)

(Слушание)

- Важная, торжественная.

- На марш.

- Да, актёры шагали под марш.

- Да, похожи.

- Оба звучат торжественно, величественно.

- Первый фрагмент, более отрывистый, больше походит на танцевальный.

(Записывают д/з)

(Слушание)

- Да, похожа, на второй фрагмент.

- Оба торжественные, и оба из опер.

(Повторное слушание, повторяют жесты за дирижёром)

- «Волк и семеро козлят»!

4.

Организация исполнительской деятельности

9 мин

(повторяем песню под фортепиано)

- Хорошо, ребята, давайте теперь споём песню как на прошлом уроке, исполняя в трех разных жанрах – песня, танец, и марш.

Сейчас я раздам инструменты тем, кто играл на них на прошлом уроке.

Давайте попробуем исполнить.

(несколько раз поём)

(поют)

(несколько раз поют)

6.

Итог урока; рефлексия

- Отлично, ребята, вы большие молодцы. Давайте подведём с вами итоги урока.

Куда сегодня мы с вами отправились?

- Верно. Кто у нас находится в оркестровой яме?

- Правильно, а кто управляет оркестром?

- Молодцы, а как вы думаете, что помогает дирижёру управлять оркестром?

- И с помощью чего музыканты играют на музыкальных инструментах?

- Верно, ребята, все из вас очень хорошо постарались, вы все большие молодцы!

Ребята, похлопайте в ладони те, кому понравился урок, и оставьте их на парте, кому нейтрально.

Спасибо вам за урок, до свидания!

- В театр.

- Симфонический оркестр.

- Дирижёр.

- Дирижёрская палочка.

- С помощью нот, партитур.

- До свидания!

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Интонирование мелодии в верхнем регистре;

- Большие скачки на сексту.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

- Работа над песней.

Ритмические:

-

-.

Дикционные:

-Четкое проговаривание «Р»;

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

- Произношение текста.



Предварительный просмотр:

Дата: 07.03.2023 г.                                                                                                 

                                          Учитель музыки: Г. Л. Королёва

Школа № 89

                                          Руководитель практики: Д. А. Шелепова

Класс: 2 (В)

                                          Преподаватель фортепиано: И. Н. Арсентьева

Студентка 30 группы

                                          Преподаватель вокала: А. Л. Булатова

Евстефеева Анастасия Денисовна

Тема урока музыки: «Симфоническая сказка»

            Цель: Знакомство с тембрами музыкальных инструментов с помощью прослушивания симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»

            Задачи: 1. Образовательная: ознакомить детей с музыкальными инструментами, их тембрами, учить детей внимательно слушать музыку, обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с музыкальными тембрами инструментов, познакомить с новыми музыкальными терминами.

                           2. Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки, умение различать звуки по высоте, развивать интерес к музыке, желание слушать классическую музыку.

               3. Воспитательная: воспитывать музыкально-художественный вкус, слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный (беседа), практический (пение), наглядный, наглядно-слуховой.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: С. С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Дмитрий Трубачев – « Мы  шагаем как солдаты».

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Итог урока, рефлексия.

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

2 мин

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас снова видеть на уроке! Давайте с вами сейчас музыкально друг друга поприветствуем.

(Музыкальное приветствие)

- Хорошо, сейчас давайте я проверю ваше домашнее задание.

(проверка д\з)

- Здравствуйте.

(Музыкальное приветствие)

(проверка д\з)

2.

Организация исполнительской деятельности

13 мин

- Сегодня мы с вами познакомимся с новой песней, которая называется «Мы шагаем как солдаты». Давайте послушаем её.

(Слушание песни)

- Вот такую вот интересную песню мы с вами будем разучивать.

- Давайте сядем ровно, выпрямили спины, теперь поиграем в эхо, сначала пою я – затем вы повторяете.

(Пою первую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

(Пою вторую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

- Давайте ещё раз повторим

(повторяем первые две строчки)

- Хорошо, разучиваем дальше

(Пою третью строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

(Пою четвёртую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

- Отлично, давайте ещё раз повторим весь куплет.

(Поём весь куплет)

- Хорошо, давайте теперь разучим припев.

(Пою первую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

(Пою вторую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

- Давайте ещё раз повторим

(повторяем первые две строчки)

- Хорошо, разучиваем дальше

(Пою третью строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

(Пою четвёртую строчку)

(Показываю жестом, что поют дети)

Пожалуйста, запомните, что последние две строчки в припеве повторяются, и нужно будет спеть их во второй раз.

Давайте сейчас попробуем спеть сначала под плюс.

(Поют под плюс)

- Хорошо, теперь попробуйте спеть сами.

(Поют под минус)

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо постарались.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Повторение одного звука;

- Большие скачки на сексту, квинту и кварту.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

- Работа над песней.

Ритмические:

- Пунктирный ритм

- Прохлопывание ритма

Дикционные:

-Четкое проговаривание «Р»;

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

- Произношение текста.

(Слушание песни)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Слушают)

(Поют)

(Поют под плюс)

(Поют под минус)

3.

Организация слушательской деятельности

18 мин

- А теперь давайте с вами разгадаем тему нашего урока.

- Как называется коллектив музыкантов, которые играют вместе на разных музыкальных инструментах?

- Правильно, оркестр, симфонический оркестр!

- А теперь ответьте на вот этот вопрос. Это литературное произведение о вымышленных героях и событиях с участием волшебных персонажей, как правило, оканчивающееся счастливым концом, что же это?

- Верно, это сказка!

- Итак, давайте теперь сопоставим два этих термина. Сказка может быть музыкальной, а если сказка музыкальная, то, что оркестр может с ней делать?

- Верно, играть. И как вы думаете, как тогда будет называться такая сказка?

- Правильно, Симфоническая сказка! Это и есть тема нашего урока.

Запишите сегодняшнее число и данную тему.

- А теперь определим цели нашего урока, первая цель.

В симфонической сказке каждого героя играет определённый инструмент, и для того чтобы их запомнить, нам нужно с ними сначала..?

- Познакомиться, верно, это наша первая цель.

Вторая, чтобы лучше запомнить их, нам нужно не только с ними познакомиться, но и?

-Послушать, верно, вторая цель, послушать музыкальные фрагменты, хорошо.

-Итак, ребята, у каждой сказки есть свой сюжет, сюжет – это определённый ход, последовательность событий, запишите этот термин к себе в тетрадь. И сегодня мы с вами познакомимся с такой сказкой, как «Петя и волк» С. С. Прокофьева. Особенностью данной сказки является то, что каждого героя в этой сказке играет определённый инструмент симфонического оркестра. Давайте вспомним, какие инструменты есть в оркестре.

(Называют инструменты)

- Хорошо. У каждого инструмента есть свой герой, и каждый инструмент играет свою тему. Возьмем в пример главного героя сказки – Петю. Его тему играет струнный квартет – две скрипки, альт и виолончель. Давайте послушаем сейчас его тему, а вы мне скажете, какая была она была, и что мы можем рассказать об этом герое по характеру музыки.

(Слушание)

- Итак, какая была музыка, что вы можете рассказать о Пете?

- Молодцы ребята. Также пожалуйста запишите термин «Тема» к себе в тетрадь.

А теперь, я покажу вам саму сказку, ваша задача состоит в том, чтобы по характеру музыки понять, какой это герой, и различить в каком регистре находится музыка, верхнем, низком или среднем.

 (включаю фрагмент из сказки)

- Итак, ребята, какая была музыка? Какой был Петя?

 - Верно, ребята, какие инструменты играли, когда звучала музыка и в каком регистре она играла, низком, среднем или же высоком?

- Хорошо, смотрим дальше.

(включаю фрагмент из сказки)

- Итак, какая музыка была, когда появилась птичка?

- Верно, а в каком регистре играла она? Высокий или низкий? Какой инструмент играл её тему?

- Хорошо, правильно, продолжим смотреть.

(включаю фрагмент из сказки)

- Как вы думаете, а здесь музыка какая была? Высокая, средняя или низкая?

- Верно ребята, знаете какой инструмент играет её тему? Этот инструмент называется гобой, вот так он выглядит. Продолжим с вами смотреть сказку.

(включаю фрагмент из сказки)

- В каком регистре играла музыка у уточки? Низкий, средний или высокий?

- Хорошо, её тему играет такой инструмент. Он называется кларнет. Продолжаем смотреть сказку.

(включаю фрагмент из сказки)

- Как вы думаете, как тема описывает дедушку?

- Хорошо, тему дедушки играет вот такой инструмент, он называется фагот.

Смотрим дальше.

(включаю фрагмент из сказки)

- Какой стала музыка, когда появился волк?

- Правильно ребята, тему волка играют три литавры, приглушённый звук которых, делает тему волка более устрашающей. А теперь, посмотрим последнюю часть сказки.

(включаю фрагмент из сказки)

- Кто перед нами появился?

- Правильно, их тему играют литавры и большой барабан, а также духовые инструменты. И как мы увидели, окончилось всё хорошо.

Вот так, ребята. Каждая тема героя уникальна, и у каждого инструмента есть свой тембр, характерное его звучание, запишите этот термин к себе в тетрадь.

- Оркестр!

- Сказка.

- Играть.

- Симфоническая.

- Познакомиться с инструментами.

- Послушать.

(Называют инструменты)

(Слушание)

- Музыка весёлая, бодрая, Петя был весёлым, добрым мальчиком.

(слушают фрагмент из сказки)

- Весёлый, добрый, хороший

- Скрипки, струнные, в среднем.

(слушают фрагмент из сказки)

- Быстрая, высокая

- Высокий, играла флейта.

(слушают фрагмент из сказки)

- Средняя, в среднем регистре.

(слушают фрагмент из сказки)

- Низкий.

(слушают фрагмент из сказки)

- Музыка низкая, спокойная, дедушка будто ворчливый.

(слушают фрагмент из сказки)

- Злой, напряжённой, страшной.

(слушают фрагмент из сказки)

- Охотники.

6.

Итог урока; рефлексия

7 мин

- А теперь давайте проверим, как вы запомнили тембры инструментов! Давайте поделимся на несколько команд, каждой команде, я дам послушать по два произведения. Когда я буду включать музыку, вы должны будете внимательно послушать, а затем определить какой это был персонаж и какой инструмент играл его тему. Пока одна команда слушает и отвечает, другие команды также определяют персонажа и инструмент, и записывают к себе в тетрадь, после я соберу и у каждого и проверю.

(Включаю фрагменты, дети в командах должны отгадать, какой это персонаж и какой инструмент играет его тему)

- Хорошо, ребята, вы все большие молодцы. Давайте запишем домашнее задание, это хорошо выучить 1 куплет песни с припевом.

Ребята, похлопайте в ладони те, кому понравился урок, и оставьте их на парте, кому нейтрально.

Спасибо вам за урок, до свидания!

(Слушают фрагменты, отгадывают какой это персонаж)

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Здесь вы можете видеть конспекты уроков в среднем звене...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты уроков музыки в среднем звене...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты составлены в соответствии с программой и КТП...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

Конспекты составленны в соответствии с программой и КТП...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Конспекты уроков музыки в начальном звене:...

Конспекты уроков музыки в начальном звене

Конспекты уроков музыки в начальном звене...