Презентация "Народные инструменты".
презентация к уроку по музыке на тему

Марченко Марина Анатольевна

Презентация предназначена для знакомства учащихся с народными музыкальными инструментами и их звучанием, содержит краткие описания народных музыкальных инструментов, их изображения. Звучание можнонайти в сети Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_instrumenty.pptx2.36 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оркестр народных инструментов Презентацию подготовила учитель музыки высшей квалификационной категории МКОУ «Школа №10» городского округа Ступино М.о. Марченко М.А.

Слайд 2

Ты откуда, русская, зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом? В радости ли, в боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

Слайд 3

Оркестр народных инструментов

Слайд 4

ДОМРА - струнный инструмент, получивший распространение в 16 - 17 вв. преимущественно среди скоморохов. Корпус делают из гнутых клепок, дека плоская, с круглым резонаторным отверстием в середине. На грифе врезаны металлические лады, дающие хроматический звукоряд. Струны стальные, крепятся к пуговке в нижней части корпуса и к механическим колкам вверху. На верхней деке под струнами находится подставка. Звук извлекается с помощью медиатора.

Слайд 5

Домры - преимущественно ансамблевые или оркестровые инструменты. В оркестре они - основная мелодическая группа, тогда как балалайки (кроме балалаек прим) являются аккомпанирующими инструментами. Домрам часто поручается соло, а для домр малых (как и для балалаек прим) пишут сольные концертные произведения. Используются следующие разновидности домр: пикколо, малая, альтовая, басовая.

Слайд 6

БАЛАЛАЙКА O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

Слайд 7

В оркестре балалайка выполняет как мелодическую, так и аккомпанирующею функцию. Используются следующие разновидности балалаек: прима, секунда, альт, бас, контрабас.

Слайд 8

Балалаечка гудит, Жалко милого будить... Балалаечка — гудок Разорила весь домок... Как на эту балалаечку Навешаю цветов, Чтобы эта балалаечка Играла про любовь.

Слайд 9

ГУСЛИ - прямоугольные (столообразные) наиболее сложный по конструкции тип русских гуслей в виде продолговатого плоского ящика с крышкой. Струны у старинных инструментов латунные, а у более современных - стальные; басовые, кроме того, обвиты канителью. Количество струн колеблется от 55 до 66.

Слайд 10

Прямоугольные гусли бывают с ножками и без ножек; гусли без ножек во время игры кладут на стол. Крышка инструмента с внутренней стороны часто украшается гравюрами, олеографиями, лубочными картинками, зеркалами и т. д. В ХVIII - начале XIX в. благодаря своим отличным звуковым качествам прямоугольные гусли успешно конкурировали в России с иноземными струнными клавишными инструментами - клавикордом , спинетом и даже клавесином, а затем и фортепиано.

Слайд 11

Прямоугольные гусли появились в России, по-видимому, в начале XVII века. Сложность конструкции инструмента, трудность его изготовления и в особенности техника игры, требующая профессиональной выучки, говорят о том, что эти гусли могли быть созданы и первоначально найти применение в узком кругу профессиональных музыкантов - скоморохов.

Слайд 14

Трещётка – набор (до 20 штук) деревянных пластинок размером примерно 50 мм х 130 мм, нанизанных одним концом на две параллельные верёвки или на ремешки. Чтобы пластинки вплотную не прикасались друг к другу, между ними сделаны деревянные прокладки.

Слайд 15

Трещётку берут за концы верёвок (ремешков) в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга. Звук их щёлкающий. Играли на них преимущественно женщины на свадьбах при исполнении величальных песен.

Слайд 16

Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки (боковая часть корпуса музыкальных инструментов) с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешивают бубенчики и колокольцы , а в прорези стенок вставляют бряцающие металлические пластинки.

Слайд 17

Ложки . Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Л ожки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Еще бы: легко, красиво, дешево и сразу «два зайца» — старинный предмет быта и он же — музыкальный инструмент.

Слайд 18

Деревянные ложки и половники можно купить в магазинах, на базарах или вырезать из сухого дерева самим. Есть народные мастера, специализирующиеся на изготовлении именно музыкальных ложек. Их изделия отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большей звучностью; они используют лучшие породы древесины. Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном.

Слайд 19

Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой или проводят ею глиссандо.

Слайд 20

Рубель, так же как и ложки, — предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора.

Слайд 21

Колокольчики- их название произошло от старинной их разновидности, где звучащим телом были настроенные на определённую высоту маленькие колокольчики. Позже их заменили набором металлических пластинок разной величины. Они расположены в два ряда, наподобие клавишей фортепиано, и укреплены в деревянном ящике. Играют на колокольчиках двумя металлическими молоточками.

Слайд 22

Кто не знает изумительного свойства русского народа украсить все то, что его окружает, привнести в самое обыденное элементы красоты и творчества. Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков: колокольчики и бубенчики вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались, издавая целую гамму серебристых звуков.

Слайд 23

Чем отличаются колокольчики от бубенчиков? Колокольчик представляет собой открытую книзу металлическую чашечку с закрепленным внутри ударником (язычком). Звучит он только в подвешенном вертикальном положении. Бубенчик же является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик, при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук. Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен. Зато звучит он в любом положении.

Слайд 24

Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов специальный музыкальный инструмент, имитирующий звучание ямщицких колокольчиков и бубенчиков. Этот инструмент так и назвали — бубенцами.

Слайд 25

Свистульки . Подавляющее большинство музыкальных инструментов делается из дерева. Однако некоторые духовые инструменты хороши из глины или фарфора. К ним относится всемирно распространенная окарина, что в буквальном переводе с итальянского означает гусенок. (Первоначально по форме окарина действительно напоминала гусенка.)

Слайд 26

Впоследствие во всем мире подобного рода инструменты стали делать то в виде рыбки, то в виде птички или какого-либо другого животного. Но суть его всегда оставалась одна: это разновидность флейты со свистковым устройством. В корпусе окарины проделаны пальцевые отверстия , при помощи которых меняется высота ее звучания.

Слайд 27

У нас на Руси инструменты такого типа народ просто назвал свистульками. В разных районах страны они имеют самую разнообразную форму и раскраску. Наибольшее распространение получили «петушки» с тремя-четырьмя игровыми отверстиями. Эти примитивные духовые инструменты в глубокой древности имели обрядовое значение.

Слайд 28

СВИРЕЛЬ - парная продольная свистковая флейта с двумя не скрепленными между собой стволами из ивы, клена, черемухи. Головки стволов имеют клювовидную форму; в нижних частях стволов вырезано или выжжено по 3 игровых отверстия, из которых два - на лицевой стороне и одно - на тыльной. Во время игры "клювы" берут в рот, а стволы держат несколько наклонно вниз, раздвигая под острым углом друг к другу; пальцы обеих рук накладывают на отверстия соответствующих стволов.

Слайд 29

ЖАЛЕЙКА - небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной 100 - 150 мм, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. В стволе имеется от 3 до 7 игровых отверстий.

Слайд 30

РОЖОК изготовляют из березы, клена или можжевельника. По утверждению некоторых рожечников, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке.

Слайд 31

Звук рожка довольно сильный, но мягкий. На рожке исполняют песни, танцы и сопровождают хоровое пение. На основе типового инструмента были созданы ансамблевые разновидности рожков: малые дискантовые рожки, получившие образное название " визгунки ", и крупные, звучащие октавой ниже - басовые. Ансамблевые рожки имеют 6 игровых отверстий, из которых верхнее располагается на тыльной стороне.

Слайд 32

Гармоника – под таким названием объединяются губные и ручные гармоники. Извлечение звука происходит в результате колебания металлических пластинок – язычков – под воздействием струи воздуха. Гармоника уже давно стала в России (и не только в России) самым распространённым, подлинно массовым музыкальным инструментом, вытеснившим многие другие инструменты.

Слайд 33

В народном музыкальном быту она используется как сольный и аккомпанирующий инструмент. При сопровождении песен, особенно частушек, партия гармоники часто значительно более развита, чем мелодия голоса. Существуют дуэты, трио, квартеты и оркестры русских народных инструментов и становится обязательным участником многих национальных инструментальных ансамблей.

Слайд 34

БАЯН - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гармоник. Баян отличается большой полнотой и силой звука . Баянист может себе позволить исполнить на эстраде простую мелодию народной песни, и публика воспримет это совершенно определенным образом, как образец фольклора. Баянист может сыграть переложение сложнейшего произведения для органа, и по звуковому колориту оно будет гораздо выгоднее представлено, чем это могло бы сделать фортепиано.

Слайд 35

Представьте себе: на сцену выходит обыкновенный прохожий с вязанкой дров за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова» перед собой и небольшими деревянными молоточками начинает играть на них веселые плясовые мелодии. А если к нему присоединяются другие музыканты с подобного рода инструментами, эффект будет большой и неожиданный. Все это в традициях русского скоморошества.

Слайд 36

Кугиклы или кувиклы , кувычки — это многоствольная флейта, русская разновидность флейты Пана. Изготовлялась обычно из стеблей куги (камыша). Волынка представляет собой воздушный резервуар, так называемый мех, изготовленный из цельной козьей или телячьей шкуры, со вставленными в него трубками.

Слайд 39

http://yandex.ru/images/search?p=15&text=%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatas%2Fmuzyka%2FOrkestr-narodnykh-instrumentov%2F0005-005-Gusli.jpg&pos=455&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1264-wh-896-pd-1-wp-5x4_1280x1024&rpt=simage&_=1404450498782&pin=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРЕОГРАФИЯ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». программа по учебному предмету ФОРТЕПИАНО

Аннотация на программу  по учебному предмету:дополнительный инструмент – фортепиано  по видам инструментов: струнные инструменты; духовые и ударные инструменты; народные инструменты; Х...

Образовательная рабочая программа по предмету "Музыкальный инструмент" Труба. Для учащихся отделения духовых и ударных инструментов. Срок обучения 5 лет.

Данная программа ориетирована на традиционное обучение, на создание условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования,  на применение индивидуальных п...

Урок музыки по теме"Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов"

На уроке учащиеся знакомятся с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества....

Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале  в кружочке ( если еще не могут то в хаот...