Рабочая программа по предмету «Ансамбль народных инструментов» 6 «А», 6 «Б», 6 «В»
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему

Фёдоров Вячеслав Александрович

Ансамблевый класс способствует формированию навыков коллективного музицирования, развитию природных данных и художественно-эстетическому музыкальных воспитанию учащихся. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к структуре основной образовательной программы.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего общего образования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 61

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Принято

на заседании

педагогического совета

протокол № __ от «___» _________ 2018

Утверждаю

Директор ГБОУ Гимназия № 61

                                  Т.А. Казеева

Приказ №____ от «____» _______ 2018

 Рабочая программа

по предмету «Ансамбль народных инструментов»

6 «А», 6 «Б», 6 «В»

Составитель:

Фёдоров Вячеслав Александрович

Согласовано: заместитель директора по ВР

Андреева Н. С.

Санкт – Петербург

2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тип данной программы  - внеурочная деятельность

Программа имеет  духовно нравственную направленность и включает в себя художественное воспитание и общее музыкальное образование, основанные на обучения игре на народных инструментах и богатом учебном репертуаре – образцах национальной музыки.

Срок освоения – 1 год

Возраст учащихся – 6 класс

Ансамблевый класс способствует формированию навыков коллективного музицирования, развитию природных данных и художественно-эстетическому музыкальных воспитанию учащихся. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к структуре основной образовательной программы.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего общего образования.

 Искусство - необходимая часть жизни человека. Искусство - это его душа.    «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе»,- повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании Человека уже в самом начале его пути, в детстве. Задача преподавателей музыки разбудить в наших детях интерес к самим себе, своим возможностям, способностям. Объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, сделать творческую деятельность потребностью, а искусство - естественной, необходимой частью жизни.

Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребностей слушать музыку. Важно увлечь ребенка музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того станет он профессиональным музыкантом или будет просто любителем музыки.

Ансамбль - вид коллективного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

Народное музыкальное инструментальное исполнительство занимает одно из ведущих мест в системе музыкально-эстетического развития.

Основой народного инструментального исполнительства является коллективность. «Что касается вопроса привлечения масс в самых широких размерах к активному участию в искусстве, то ясно, что из всех других видов (искусства), наиболее подходящих для этой цели, является именно коллективное занятие музыкой на …. народных инструментах»- говорил русский композитор балалаечник, первый создатель и руководитель Великорусского оркестра В.В.Андреев.

               Широкое распространение и популярность получили в профессиональном искусстве в музыкальных учебных заведениях дуэты, трио, квартеты русских народных инструментов. Ансамбли всегда пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям. Наша задача - воспользовавшись этой популярностью для привлечения большего числа учеников, воспитать в них хороший музыкальный вкус методом коллективного исполнительства в ансамбле.

   В конце программы приведён список литературы, который можно использовать в практической деятельности.

        

Программа предусматривает формирование у учащихся основных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета на этапе основного общего образования являются:

  • познавательная деятельность - наблюдение (восприятие), моделирование художественно-творческого процесса;
  • сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям;
  • поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение хореографических задач, участие в импровизационной деятельности.

Цель курса: создание условий для формирования навыков коллективного музицирования и воспитания потребности в совместной творческой музыкальной деятельности, развитие навыков ансамблевой игры, привитие детям любви к музыке, музицированию, практического применения знаний и умений в дальнейшей жизненной деятельности, укрепление психического и физического здоровья, становление творческой личности в обучении игры на инструменте.

        Данная программа, прежде всего, направлена на гармоничное развитие детей, как внешнее, так и внутреннее. Учит их красоте и выразительности музыки, развивает их уситчивость, выносливость, внимательность, придает уверенность в себе.

        Программа предназначена для учащихся 6 классов и направлена на развитие у ребенка чувства ритма, умения активно слышать и воспринимать музыку, согласовывая с ней свои движения, умения различать характер музыки, ее оттенки и обертона, изучить различные направления.

                

        Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ № 61 на 2017-2018  учебный год рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) – 3 часа в неделю

        

Результаты изучения предмета.

        Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к самому себе, другим ученикам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

        Основными личностными результатами являются:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи;
  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий;
  • навыки самостоятельной работы при выполнении творческих проектов.
  • активное проявление индивидуальных способностей в работе.
  • стремление к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора.

        Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

        Основными метапредметными результатами являются:

  • умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • умение адекватно использовать исполнительские приемы;
  • развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
  • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

        Предметные результаты  включают в себя, освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формированию учебного типа мышления, научных представлениях о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

        Основными предметными результатами являются:

  • знание основных терминов и понятий, встречающихся в нотном тексте;
  • знание правил исполнения разно-темповых произведений;
  • умение видеть характер произведения и подбирать выразительные средства исполнения;
  • владение навыками организации исполнительского аппарата,
  • умение понимать заданный темп и ритме; координировать свои игровые движения в соответствии с характером инструментального произведения;
  • владение навыками правдивого сценического мастерства;
  • владение навыками исполнительской культуры.

Тематическое планирование

Наименование разделов

Количество

часов

1

Теория и история оркестрового и ансамблевого исполнительства

21

2

Музыкально-теоритическая подготовка

30

3

Инструментально – ансамблевая работа

9

4

Художественно-исполнительская деятельность

15

5

Освоение различных жанров русской инструментальной музыки

18

6

Концертно-исполнительская деятельность

9

Итого

102

Основное содержание программы

Тема №1 Теория и история оркестрового и ансамблевого исполнительства

Понятие о народном ансамбле, инструментальных группах оркестра. История инструментов. Состав оркестра. Строение инструментов. Звучание и тембры инструментов. Инструктаж по технике безопасности.

Тема №2 Музыкально-теоритическая подготовка

Изучение музыкальных понятий, терминов. Отработка навыка нотного письма.

Тема №3 Инструментально – ансамблевая работы

Выработка навыков ансамблевой игры. Виды упражнений при разыгрывании. Освоение различных аппликатурных приёмов: терция, секста, октава. Формирования простейших навыков коллективного музицирования: солирование, аккомпанирование. Работа над сценическим образом. Развитие навыков ансамблевой игры.

Тема №4 Художественно-исполнительская деятельность

Исполнительский темп и ритм. Агогика, её исторические типы, роль агогики в построении музыкальной формы. Громкостная динамика и тембр как средства исполнительской выразительности Уровни интонирования музыкального текста: артикуляция, фразировка, построение музыкальной формы. Орнаментика в музыке разных стилей

Тема №5 Освоение различных жанров русской инструментальной музыки.

Понятие жанра. Виды жанров. Составы ансамблей для различных жанров. Характер игры для различных жанров.

Тема №6 Концертно-исполнительская деятельность

Репетиции на сцене. Правила поведения на сцене и за кулисами. Первоначальные навыки

ансамблевой игры. Закрепление навыка концентрации внимания. Преодоление сценического волнения. Уверенное понимание жестов дирижёра.

        

                Примерный репертуарный список.

1.    А я по лугу – пьеса для ансамбля РНИ Е. Дербенко.

2.    Ах ты берёза – Русская народная песня.

3.    Ах вы сени – Русская народная песня.

4.    Вейся, вейся капустка – Русская народная песня.

5.    Весёлая гармонь – пьеса для ансамбля по пьесе В.Сергач.

6.    Выходила на берег Катюша – фантазия на темы военных песен для ансамбля.

7.    Донские напевы – пьеса для ансамбля.

8.    Заводной слонёнок – пьеса для ансамбля по пьесе В.Дмитриева.

9.    Ивушка – пьеса для ансамбля по пьесе В.Гридина.

10.  Казачья фантазия пьеса для ансамбля по пьесе Е. Дербенко.

11.  Кадриль - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.

12.  Метелица - пьеса для ансамбля по пьесе В.Кузнецова.

13.  На горе то, калина - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.

14.  На завалинке - пьеса для ансамбля.

15.  На ярмарке – пьеса для народных духовых с ансамблем РНИ.

16.  Русские переборы - пьеса для ансамбля.

17.  Русский сувенир - пьеса для ансамбля по пьесе А.Петрова.

18.  Степь да степь кругом - пьеса для ансамбля.

19.  Смуглянка – пьеса для дуэта домр с ансамблем РНИ по пьесе   А.Новикова.

20.  Хороводная - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.

21.  Частушечные наигрыши - пьеса для ансамбля.

22.  Шуточная - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.

23.  Эх, дороги – фантазия на темы военных лет для ансамбля по пьесе А.Новикова.

24.  Юмореска - пьеса для ансамбля.

25. Вальс – для ансамбля

26. Краковяк – переложение для ансамбля

27. Обр. С.Сафронова «Катюша»

28. Р.н.п. «Ай все кумушки домой»

29.Русская народная песня «В сыром бору тропина» обр. В.Андреева

30.Ю.Забутов «Полька»

31П. Фроссини «Головокружительный фокстрот»

32.Рождство Христово – рождественская песня

33.Что ты улка – рнп - переложение для ансамбля

34 Маланья – р н п - переложение для ансамбля

Методическое обеспечение программы

Форма занятий

Основная форма обучения - занятие

Методы организации учебно-воспитательного процесса 

Педагог на занятиях использует следующие методы обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный

  • Словесный метод - рассказ, беседа, диалог, объяснение.
  • Наглядный метод - показ музыкального материала педагогом, обучающимся. Также используется материалы медиатеки.

2. Репродуктивный

  • Практический - практические занятия, самостоятельная работа, взаимообучение.
  • Аналитический - сравнение, анализ.

Техническое оснащение занятий

  1. Хорошо проветриваемый класс.
  2. Музыкальные инструменты.
  3. Пюпитры для нот.
  4. Стулья.
  5. Освещение лампами дневного света.
  6. Музыкальный центр.

7. Сборники ансамблевых произведений.

8. Шкафы для инструментов.

9. Метроном.

10. Диски, видеозаписи.

11. Компьютер.

Список используемой литературы.

  1. Бороздинов А. Инструментовка в детском оркестре. // Искусство в школе. – 2007г. №2. Стр. 40.
  2. Васкевич В.С. К разработке теоретических основ формирования оркестрового мастерства. // Российская научно-практическая конференция. - Оренбург. 2012г.. Стр. 71.
  3. Гермович Р. Ансамбль и оркестр в ДМШ. – Москва. Музыка. 2009г.
  4. Зеленин В. М. Работа в классе ансамбля. - Минск. 2013г..
  5. Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся. – Москва, 2011г. Стр. 91.
  6. Сондецкис С. Из опыта работы со школьным оркестром. - Москва. 2005г. В. 2. Стр. 130.
  7. Прошко Н. Методические рекомендации для оркестров и ансамблей народных инструментов. – Минск. 2011г.
  8. Прошко Н. Пособие для руководителей ансамблей народных инструментов в школе. – Минск. 2009г.
  9. Беляев В. Особенности инструментовки для ансамбля и оркестра народных инструментов. – Москва. 2007.
  10. Народная и эстрадная музыка. Сост. И.Болдырев. М., 2004 г.
  11. Педагогический репертуар для ансамблей. В.1. Сост.и ред. А.Лочинов. М., 2009 г.
  12. Педагогический репертуар для ансамблей. В.2. Сост. И ред.В.Розанов. М.,2012 г.
  13. Песни и пьесы для ансамбля. Сост. В.Гнутов. М.,2013 г.
  14. Песни и танцы для ансамблей. Сост. В.Мурзин. М., 2012 г.
  15. Прошко Н. Методические рекомендации для оркестров народных инструментов. Минск, 2012 г.
  16. Прошко Н. Методические рекомендации для ансамблей народных инструментов. Минск, 2011 г.
  17. Пьесы для ансамблей народных инструментов. Сост. Ю.Блинов, М., 2008 г.
  18. Пьесы для трио народных инструментов. Сост. Н. Иванов, М., 2014 г.
  19. Народные песни и танцы. Сост П. Лондонов, М., 2012 г.
  20. Народные пьесы и танцы для ансамблей. Сост.А.Тонин, М., 2013 г.
  21. Бороздинов А. Инструментовка в детском оркестре. // Искусство в школе. – 2007г. №2. Стр. 40.
  22. Васкевич В.С. К разработке теоретических основ формирования оркестрового мастерства. // Российская научно-практическая конференция. - Оренбург. 2012г.. Стр. 71.
  23. Гермович Р. Ансамбль и оркестр в ДМШ. – Москва. Музыка. 2009г.
  24. Зеленин В. М. Работа в классе ансамбля. - Минск. 2013г..
  25. Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся. – Москва, 2011г. Стр. 91.
  26. Сондецкис С. Из опыта работы со школьным оркестром. - Москва. 2005г. В. 2. Стр. 130.
  27. Прошко Н. Методические рекомендации для оркестров и ансамблей народных инструментов. – Минск. 2011г.
  28. Прошко Н. Пособие для руководителей ансамблей народных инструментов в школе. – Минск. 2009г.
  29. Беляев В. Особенности инструментовки для ансамбля и оркестра народных инструментов. – Москва. 2007.
  30. Народная и эстрадная музыка. Сост. И.Болдырев. М., 2004 г.
  31. Педагогический репертуар для ансамблей. В.1. Сост.и ред. А.Лочинов. М., 2009 г.
  32. Педагогический репертуар для ансамблей. В.2. Сост. И ред.В.Розанов. М.,2012 г.
  33. Песни и пьесы для ансамбля. Сост. В.Гнутов. М.,2013 г.
  34. Песни и танцы для ансамблей. Сост. В.Мурзин. М., 2012 г.
  35. Прошко Н. Методические рекомендации для оркестров народных инструментов. Минск, 2012 г.
  36. Прошко Н. Методические рекомендации для ансамблей народных инструментов. Минск, 2011 г.
  37. Пьесы для ансамблей народных инструментов. Сост. Ю.Блинов, М., 2008 г.
  38. Пьесы для трио народных инструментов. Сост. Н. Иванов, М., 2014 г.
  39. Народные песни и танцы. Сост П. Лондонов, М., 2012 г.
  40. Народные пьесы и танцы для ансамблей. Сост.А.Тонин, М., 2013 г.

Календарно-тематический план на 2018-2019 учебный год.

Педагог Фёдоров Вячеслав Александрович

Классы 6 «А», «Б», «В», «Г»

п/п

Дата

Раздел программы

Тема урока

План

Факт

1

Теория и история исполнительства (3 часа)

 

История образования оркестров и ансамблей

2

Виды оркестров

3

Виды ансамблей

4

Музыкально-теоритическая подготовка (6 часов)

Изучение нот

5

Изучение длительностей

6

Нотный стан

7

Такт

8

Размер

9

Виды темпов

10

Теория и история исполнительства (3 часа)

Состав симфоничского оркестра

11

Расстановка инструментов в симфоническом оркестре

12

Состав камерного ансамбля

13

Инструментально – ансамблевая работа

(3 часа)

функции каждого инструмента в ансамбле

14

солирующая роль инструментов и вокальной партии

15

Роль аккомпанемента

16

Теория и история оркестрового и ансамблевого исполнительства (3 часа)

Состав оркестра народных инструментов

17

Расстановка инструментов в оркестре народных инструментов

18

Строение инструментов – ложки, трещётки, бубны

19

Инструментально – ансамблевая работа

(3 часа)

Упражнения игры на ложках

20

Упражнения игры на бубне

21

Упражнния игры на трещётках

22

Инструментально – ансамблевая работа

(3 часа)

Постановка кисти и пальцев при игре на инструменте  - домра, балалайка

23

Постановка кисти и пальцев при игре на инструменте - баян, гармошка

24

Обрабатывание навыка «извлечение звука из инструмента»

25

Художественно-исполнительская деятельность (6 часов)

Медленные темпы

26

Умеренные темпы

27

Быстрые темпы

28

Прослушивание музыки в разных темпах

29

Развитие навыка перехода из одного темпа в другой

30

Развитие навыка перехода из одного темпа в другой

31

Теория и история оркестрового и ансамблевого исполнительства(3 часа)

Состав духового оркестра

32

Состав джазового оркестра

33

Расстановка инструментов в духовом и джазовом оркестрах

34

Музыкально-теоритическая подготовка (6 часов)

Виды ключей

35

Развитие навыка письма в скрипичном ключе

36

Развитие навыка письма в басовом ключе

37

Понятие ритма

38

Ровный и «рваный» ритмы

39

Синкопированный ритмы

40

Освоение различных жанров русской инструментальной музыки (3 часа)

Хороводные песни – темп ритм, значние

41

Состав ансамбля для хороводных песен

42

Исполнение хороводных песен

43

Освоение различных жанров русской инструментальной музыки (3 часа)

Рождественские песни, канты – темп ритм, значние

44

Состав ансамбля для рождественских песен,кантов

45

Исполнение рождественских песен и кантов

46

Художественно-исполнительская деятельность (3 часов)

Исполнение ровного ритма

47

Исполнение синкопированного ритма

48

Навык перехода из одного ритма в другой

49

Теория и история оркестрового и ансамблевого исполнительства (3часа)

История создания и виды баянов, аккордеонов, гармошек

50

Строение инструментов – баян, аккордеон, гармошка

51

Роль баяна в составе различных ансамблей

52

Концертно-исполнительская деятельность

 (3 часов)

Культура поведения на сцене и за кулисами

53

Расстановка на сцене

54

Культура передвижния на сцене

55

Теория и история оркестрового и ансамблевого исполнительства (3часа)

История создания и виды домры, балалайки

56

Строение инструментов – домра, балалайка

57

Роль балалайки в составе различных ансамблей

58

Музыкально-теоритическая подготовка (6 часов)

Динамически оттенки

59

Понятие «crescendo»

60

Понятие «diminuendo»

61

Понятие гаммы

62

Виды гамм

63

Строение гамм

64

Освоение различных жанров русской инструментальной музыки (6 часа)

Плясовые песни – темп ритм, значние

65

Состав ансамбля для плясовых песен

66

Исполнение плясовых песен

67

Лирические песни – темп ритм, значние

68

Состав ансамбля для лирических песен

69

Исполнение лирических песен

70

Музыкально-теоритическая подготовка (6 часов)

Понятие лада и тональности

71

Виды мажора

72

Виды минора

73

Понятие интервола

74

Виды интервалов

75

Построние интервалов от звука и в тональности

76

Художественно-исполнительская деятельность (6 часов)

Исполнение на «p»

77

Исполнение на «f»

78

Исполнение «diminuendo» и «crescendo»

79

Штрихи в исполнении

80

Исполнение «legato»

81

Исполнение «staccato»

82

Освоение различных жанров русской инструментальной музыки (3 часа)

Свадебные песни – темп ритм, значние

83

Состав ансамбля для свадебных песен

84

Исполнение свадебных песен

85

Теория и история оркестрового и ансамблевого исполнительства (3часа)

История создания и виды духовых инструментов

86

Строение духовых инструментов

87

Роль духовых инструментов в составе различных ансамблей

88

Музыкально-теоритическая подготовка (6 часов)

Понятие и виды трезвучий

89

Обращение трезвучий

90

Построение трезвучий от звука и в тональности

91

Виды септ аккордов

92

Обращение и разрешение септаккордов

93

Построение септаккордов от звука и в тональности

94

 Концертно-исполнительская деятельность (3часа)

Прослушивание оркестров различных составов

95

Определение на слух звучащего инструмента

96

Определение на слух состава ансамбля

97

 Концертно-исполнительская деятельность (3часа)

Просмотр видео концерта оркестра народных инструментов

98

Дирижёрский жест – навык освоения

99

Культура выхода и ухода со сцены

100

Освоение различных жанров русской инструментальной музыки (3 часа)

Танцевальная инструментальная музыка – темп ритм, значние

101

Жанры танцевальной музыки

102

Состав ансамбля для танцевальной музыки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины «Ансамбль народных инструментов (Аккордеон)» для специальности Музыкальное исполнительство

       Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Аккордеон) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 5-летний...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ

     Данная программа предназначена для занятий в 1-5  классах  ХШМиЮ по ОП «Инструментальное исполнительство»  (класс скрипки).Ансамбль использует и развивает баз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ

     Данная программа предназначена для занятий в 1-5  классах  ХШМиЮ по ОП «Инструментальное исполнительство»  (класс скрипки).Ансамбль использует и развивает баз...

Рабочая программа по предмету «Ансамбль народных инструментов» 5 «А», 5 «Б», 5 «В»

В системе образовательных программ внеурочной деятельности данная программа «Ансамбль народных инструментов» имеет духовно нравственную направленность и включает в себя художественное восп...

Рабочая программа по предмету Ансамбль Барабанщиков 2022 - 2023

Данная рабочая программа по ансамблю барабанщиков «Марш» (базовый уровень) ориентирована на учащихся 4-х – 5-х классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:ФЗ от 29...