Формирование навыков чтения нот с листа по методу Х.Хайнер
методическая разработка по музыке на тему

развитие музыкального кругозора, активизация мышления, слуха, координации при чтении нот с листа, формирование  комплекса умений и навыков для чтения с листа по принципу «вижу-слышу-играю».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx96.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Образовательное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования Детей «Детская Школа Искусств Всеволожского района» Ленинградской области

Конспект открытого занятия

Тема: «Формирование навыков чтения нот с листа»

(общий курс фортепиано)

Автор-составитель:              Никольская Ольга Константиновна

                       Преподаватель  фортепиано

2013г.

Преподаватель: Никольская Ольга Константиновна

Урок проведен с учащимся  2 класса народного отделения Мадиным Максимом.

Дата проведения урока:

19 сентября 2013г.

Использована учебная  программа по предмету «Чтение нот с листа».

Цель учебного занятия:

развитие музыкального кругозора, активизация мышления, слуха, координации при чтении нот с листа, формирование  комплекса умений и навыков для чтения с листа по принципу «вижу-слышу-играю».

Задачи:

  1. развитие способностей и навыков предвидения, способности видеть несколько тактов вперед;
  2. научить учащегося ориентироваться в тексте с помощью графического рисунка;
  3. выработать умение осознания «непрерывности звучания» при исполнении;
  4. передача музыкального содержания, характера исполняемого произведения, осознание «целого»;
  5. развитие музыкального мышления.

Тип урока: 

урок практического применения умений и навыков.

Форма урока: 

индивидуальное занятие

Методы и технологии обучения:

  • словесные методы,
  • наглядные методы,
  • практические методы,
  • диалоговые технологии.

Материально-техническое оснащение: 

  • аудитория,
  • фортепиано,
  • ноты,
  • мебель – стол, стулья.

Ожидаемые результаты: 

научить ученика анализировать, читать несложный музыкальный текст «с листа», принося при этом эмоциональное удовлетворение, чувство радости от собственной творческой деятельности.

Структура занятия:

I.  Организационный момент (5 минут).

1. Приветствие, психологический настрой учащегося

2. Сообщение темы урока и его задач

II.  Основная часть (30 минут).

1. Изучение нот по методу Х.Хайнер.

2. Ритмические упражнения на основе музыкальных произведений.

3. Проговаривание нот вслух по принципу «смотреть-слышать» вперед.

4. Игра за инструментом. Комбинированные способы.

5. Формирование тактильных ощущений, пульсации.

6. Анализ музыкальных фрагментов. Исполнение пьесы «Ой, лопнув обруч».

III. Заключительная часть (5 минут).

1. Итоговая беседа.

2. Задание на дом.

Ход открытого урока.

1.Приветствие, сообщение темы занятия, постановка цели.

2. Освоение музыкального алфавита, изучение нот по методу Х.Хайнер. Уметь быстро, скороговоркой называть в прямом и обратном порядке название нот от каждой ступени, а также через ступени и в обратном порядке.

3. Ритмические упражнения.

4. Чтение нот с листа с их проговариванием вслух.

5. Нотный текст распределяется между учеником и учителем, ансамблевое исполнение по принципу мелодия в партии правой руки + ритм в партии левой руки, ритм в партии правой руки + мелодия в партии левой руки.

6. Подчеркивание сильных долей посредством удара в ладоши  с названием первой ноты в такте, через такт.

7.Графическое распознавание текста, тактильные ощущения, осознание и анализ музыкальных фрагментов (мотив, фраза, предложение).

8. Подведение итогов и задание на дом.

Педагог: Максим, ты знаешь, что есть алфавит букв, но есть еще и музыкальный алфавит – это последовательность звуков, которую нужно уметь проговаривать голосом. Ее нужно знать, как таблицу умножения, и уметь проговаривать от любой ступени в очень быстром темпе, скороговоркой. Для этого надо знать, какие ноты пишутся на линейках, какие между ними. Давай попробуем проговорить вслух:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До – До Си Ля Соль Фа Ми Ре До

Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре – Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре

Ми Фа Соль Ля Си ДоРе Ми  – Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми

Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа

Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль – Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль

Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля – Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля

Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си – Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си

Ученик: Можно запомнить как считалку!

Педагог: также есть последовательность через одну ступень, терциями:

До Ми Соль Си Ре Фа Ля До – До Ля Фа Ре Си Соль Ми До

Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми – Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми

Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль – Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль

Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си – Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си

Ре Фа Ля До До Ми Соль Си Ре – Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре

Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа – Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля – Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля

Этот алфавит является основой для скоростного чтения нот с листа, помогает видеть и прочитывать нотный стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между ними. Здесь также заложена структура трезвучий и септаккордов.

Максим, сейчас мы с тобой покажем, как мы умеем читать ритмическую партитуру. С помощью удара в ладоши ты вслух проговоришь ритм мелодии песенки «Заинька»(играет педагог) на слоги «ти»(сильная доля) и «ри-ри»(слабые доли). Твоя задача состоит в том, чтобы ритмический рисунок был тобой прочитан без остановки в заданном темпе.

Ученик исполняет задание.

Педагог: Хорошо, а теперь назови в этой пьеске устно вслух ноты, при этом как бы заглядывая вперед по тексту и желательно при этом сохранить непрерывность движения. Я буду помогать тебе, показывая ноты карандашом.

Ученик исполняет задание с остановками.

Педагог: Скажи, Максим, все ли у тебя получилось?

Ученик: Нет, но я буду дома тренироваться по чтению нот вслух.

Педагог: А сейчас, Максим, мы будем играть на инструменте и на примере песенки «Маленький канон» А. Гольденвейзера будем использовать комбинированные способы по чтению нот с листа. Сейчас ты будешь играть : а) нотный текст партии правой руки, а я партию левой руки; б) ритмический рисунок партии левой руки стучишь левой рукой, а правой рукой играешь мелодию; в) левой рукой играешь нотный текст, а правой рукой стучишь ритм партии правой руки. Еще раз хочу тебе напомнить, что в этих заданиях главным является стремление к непрерывному звучанию пьесы.

Ученик успешно справляется с этим заданием.

Педагог: Молодец! А сейчас вот такое интересное задание! Ты будешь подчеркивать первую сильную долю такта с помощью ударов в ладоши по ходу исполнения пьесы, которую я буду играть. Потом мы усложним задачу и будем выделять и называть первую ноту через такт. Это задание позволяет развить внутренний слух, «предслышание» нотного текста, уметь смотреть и слышать вперед.

Ученик старательно  выполняет задание.

Педагог: А теперь на примере пьесы «Ой, лопнув обруч» мы с тобой определим тональность произведения, размер, ритмический рисунок, особенности мелодической линии, регистр. Расскажем о фразе, предложении, есть ли реприза, есть ли сходства и различия отдельных элементов, а также какие используются штрихи, темп и динамические оттенки. Определим жанр и характер произведения, и исполним эту пьесу.

Ученик исполняет задание.

Подведение итогов занятия.

Обсуждение исполнения, что получилось, над чем еще стоит поработать.

Несмотря на какие-либо ошибки, необходимо поддерживать в ребенке положительный настрой и интерес к музыкальному творчеству.

Задание на дом.

Завести тетрадь для записи названий прочитанных музыкальных произведений, тренироваться в быстроте определения нот, например,  определять наибольшее количество верно прочитанных нот за определенную единицу времени.

Список методической и нотной литературы.

1. Чтение с листа на уроках фортепиано. Составители Т. Камаева, А. Камаев, - Классика XXI; М.:2007г.

2. Стать талантливым музыкантом? Легко! Составитель Х. Хайнер, - Хьюстон, США.

3. Фортепианная школа Ляховицкой. Издательство: «Композитор», СПб.:1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано

Данный материал будет полезен всем педагогам, которые кропотливо и вдумчиво закладывают основы для будущего развития их учеников...

Формирование навыков чтения и письма глобальным методом у дошкольников с проблемами в развитии.

В статье представлен опыт работы по обучению письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Кратко охарактеризованы особенности подхода к формированию навыка чтения глобальным и послого...

Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано

Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...

Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано

За последние двадцать-тридцать лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно ...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.

     Воспитание навыков чтения с листа настолько востребовано, необходимо, что следует систематически работать в этом направлении уже с самого начала обучения, включая соответств...

«Формирование навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта и методы их совершенствования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействи...

Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)

Работа  раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...