"Активизация познавательной активности учащихся средствами информационных технологий."
статья по музыке на тему

Суслова  Оксана Николаевна

Материал, представленный на муниципальных педагогических чтениях. Раскрывает возможности и необходимость использования в работе педагога информационных технологий. Приводятся примеры того, как и чем продуктивен этот метод работы на уроке музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной активности учащихся средствами информационных технологий.

«К детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творчества».

(К.Э. Циолковский)

Активная познавательная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности – это не только решение вопроса о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от этого зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активными для достояния школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «учение, все взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только при максимальной активизации познавательной деятельности учащихся. Поэтому большое значение имеет умение учителя активизировать, побуждать, стимулировать, направлять своих учеников.

Применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности способствует созданию обстановки психологического комфорта, позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями, дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением».

Педагогические цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности

  • формирование информационной культуры (так называемой «компьютерной грамотности»)
  • развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности
  • общая информационная подготовка пользователя

2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса 

  • активизация познавательной активности учащихся
  • повышение эффективности и качества обучения
  • углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к вопросам музыкального искусства происходит в условиях чрезвычайно насыщенного поля. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. И потому учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Научить ребенка ориентироваться в «электронной среде», приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее – это и есть одна из важнейших задач современной школы.

Применение ИКТ в образовательно-воспитательном процессе на данный момент осуществляю в сведующих направлениях:

  • Учебная деятельность                
  • Внеучебная и внеурочная деятельность для проведения занятий кружков;
  • для проведения   внеклассных мероприятий;
  • при подготовке учащимися творческих и исследовательских работ;
  • в ходе дистанционного обучения (этим вид деятельности занимаюсь первый год, для меня он пока на стадии освоения).

В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Они обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. В этом случае нам, учителям предметов «Искусство» (музыка, МХК) необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством художественно-творческого развития учащихся.

При проведении уроков  я в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:

  • видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.
  • анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
  • синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства, материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии.
  • дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса;
  • звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
  • литературный ряд: доступные, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь
  • творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации. В этом мне помогают программно- методический комплекс «Мир музыки», содержание которой направлено на формирование музыкальной культуры школьников посредством примеров русского искусства ( музыка. живопись, литература) и наглядное пособие с тестовыми заданиями, что даёт возможность развивать умения учащихся активно использовать средства ИКТ.

В своей работе я также использую коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки. Благодаря различным компьютерным программам появилась возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании. А звук это тоже технология. В отличие от грамзаписи и аудио кассет, музыкальные цифровые проигрыватели удобны для пользователя: есть возможность быстрого поиска отдельных фрагментов музыкального произведения, неоднократное прослушивание для запоминания лейтмотива или анализа интонаций.
Информационно-коммуникационные технологии я использую на уроках музыки, начиная с начальной школы.

     Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, которую продуктивно и творчески использую в преподавании музыки, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

При составлении презентаций в качестве «сырья» я использую содержимое CD и Интернет ресурсы (модули), а также возможности компьютера.

Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте.

При изучении темы «Импрессионизм в музыке», «Музыкальные инструменты симфонического оркестра», «Авторская песня» и другие заранее готовится иллюстративный и звуковой материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.

При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.

Проектная деятельность учащихся тоже предполагает создание мультимедиа презентаций. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.
^ 2.Интернет-ресурсы в музыкальном образовании.
     В связи с модернизацией российского образования и существованием национального проекта в области образования, практически в каждой школе есть возможность использования Интернет-ресурсов как учащимися так и педагогами. Не стала исключением и школа, в которой я работаю.

Интернет-ресурсы, доступные любому ученику, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с культурой и искусством различных народов, с важнейшими событиями культурной жизни всего земного шара, уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами мирового музыкального искусства, различных музеев, которые содержат цифровые коллекции, позволяющие увидеть и разглядеть подробно шедевры живописи, прикладного искусства, музыкальных инструментов.

При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам, именно из Интернета на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки, в частности о новых музыкальных программах.

Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки и во внеклассной работе. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале. Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике.

В проектной деятельности учащиеся также активно пользуются Интернет-ресурсами, что выводит обучение на качественно новый уровень.

         Как известно, одна из характерных особенностей воспитательно-образовательного процесса – наличие тесной связи учебной деятельности с внеурочной работой школьников. В моей деятельности, как учителя музыки, внеурочная работа занимает важное место.

Заключение

Таким образом, использование ИКТ помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам эстетического цикла и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • Обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  • Психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
  • Возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • Расширяет кругозор детей;
  • Возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • Повышает производительность труда учителя на уроке

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной активности учащихся при изучении химии в современной школе

Статья посвящена актуальным проблемам развития познавательной активности школьников при изучении химии...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...

Групповая работа как средство активизации познавательной активности учащихся

ПланВведение.1. Классификация групповой технологии.2. Особенности организации групповых технологий.3. Реализация педагогического опыта.4. Распространение педагогического опыта5. Заключение....

Развитие познавательной активности учащихся средствами Интегральной образовательной технологии В. В. Гузеева

В настоящее время развитие общества привело к тому, что была осознана необходимость реформировать систему образования в сторону её гуманизации и гуманитаризации. современная Национальная доктрин...