Проект "Песня - душа народа"
проект по музыке

Аюшеева Светлана Цыбиктуровна

Нравственно – патриотическое воспитание школьников средствами ознакомленияс разнообразием музыкального фольклора, приобщения  учащихся к бурятской, эвенкийской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesnya_-_dusha_naroda_vord.docx32.68 КБ
PDF icon sbornik.pdf1.73 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дыренская средняя общеобразовательная школа»

Образовательный проект

«Песня – душа народа»

Нравственно – патриотическое воспитание школьников

средствами ознакомленияс разнообразием музыкального фольклора, приобщения  учащихся к бурятской, эвенкийской культуре.

Авторы проекта:

Аюшеева Светлана Цыбиктуровна,

учитель музыки МБОУ «Дыренская СОШ»

ЦырендашиеваБэлигмаБалдыновна,

учитель бурятского языка и литературы

МБОУ «Дыренская СОШ»

с. Алла, 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Пояснительная записка …………………………………………………3
  • Описание хода реализации……………………………………………....4
  • Актуальность темы………………………………………..................4
  • Проблема………………………………………………......................6
  • Новизна проекта…………………………………………………...…………...7
  • Цели и задачи………………………………………………………...8
  • Механизм реализации проекта ………………………………………....9
  •  Предварительная работа………………………………………………9
  • Работа с воспитателями………………………………………………10
  • Роль родителей в организации проекта……………………………...10
  • Продукт проектной деятельности…………………………………....10
  • Предполагаемый результат…………………………………………..10
  • План реализации проекта ……………………………………………...11
  • Результат работы по проекту……………………………………….….14
  • Список использованной литературы ……...........................................16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Название проекта:  «Песня -  душа народа».

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: музыка, бурятский язык и литература, эвенкийский язык.

Тип проекта: исследовательский, творческо-информационный, коллективный.

Цель проекта:

Формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника.

Задачи проекта:

  • расширить социальный опытучащихся для дальнейшей их интеграции в социум посредством музыкального фольклора;
  • ввести ребенка в мир музыки, обогащение его чувственно-эмоциональной сферы;
  • способствовать самовыражению и самореализации, создавать предпосылки для развития музыкально-эстетического сознания.
  • познакомить детей с разнообразием музыкальногофольклора, приобщить учащихся к бурятской, эвенкийской культуре.
  • формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его.
  • развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения,  проявлять свои творческие способности.

Руководитель проекта: Аюшеева С.Ц.

Участники проекта: учащиеся школы, учителя, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2015-2017 гг.).

Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».

Области интеграции: художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы.

Предполагаемый продукт проекта:сборник народных песен «Песня душа народа».

ВВЕДЕНИЕ

«Музыкальная народная культура является

 тем чистым источником, из которого

подрастающее поколение, взяв лучшее

 из прошлого, сделает  лучшим будущее»

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. В современном обществе, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится все более актуальной. От того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.

Помочь этому, призвано народное творчество, которое как уникальный мир духовных ценностей имеет историческую и эстетическую ценность, является действенным средством воспитания. Произведения народного музыкального творчества, возникшие в древности и развивающиеся в течение многих веков, являются бесценным носителем народной мудрости и философии, педагогической культуры, нравственности, творческого опыта,обогащенного современной практикой.

Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.

В последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощённое, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации.  Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность.

Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства народных песен.

Проект способствует воспитанию ребенка через приобщение к лучшим традициям  народной музыкальной культуры, стремлению более полно развивать у детей  уже  имеющиеся  музыкальные  способности,  к проектной деятельности. Включение народной музыки в повседневную жизнь позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Этапы работы над проектом

I этап - Подготовительный

  • Определение темы, целей проекта и конечного продукта.

II этап - Планирование

  • Уточнение количества участников
  • Формирование групп
  • Распределение обязанностей
  • Определение источников информации
  • Составление оптимального плана работы

III этап - Реализация проекта

  • Сбор и обработка информации
  • Решение возникающих вопросов и проблем
  • Оформление собранного материала, выпуск продукта проекта

IV этап - Презентация проекта

  • Представление результатов проекта

V этап - Оценка проекта

  • Подведение итогов проекта
  • Оценка результатов
  • Самоанализ работы.

Планирование мероприятий

Мероприятия

Сроки  

Ответственный

1

Обучающий семинар для учащихся

1 этап

Руководитель группы

2

Сбор и обработка информации  

В течение реализации проекта

Руководитель группы

3

Составление фонотеки

В течение реализации проекта

Руководитель группы

4

Выпуск сборника народных песен села Алла

Февраль 2016 г.

Руководитель проекта

5

Конкурс исполнителей народных песен

Февраль 2016 г.

Педагог-организатор, МО классных руководителей

6

Занятия по программе внеурочной деятельности «Кингилин»

В течение года

Руководитель кружка

7

Участие в национальных праздниках «Сагаалган», «Больдер»

По плану

Администрация школы

8

Участие в конкурсах «Баатар-Дангина», «Синилгэн», «Гарпаликан»

По плану

Администрация школы

9

Участие в этно-культурных фестивалях

По плану

Администрация школы

10

Фестиваль «Песня – душа народ»

Июль 2017 г.

Администрация с/п «Дырен эвенкийское», МБОУ «Дыренская СОШ», СДК, МБОУ ДОД ДЭЦ «Юктэ»

11

Размещение информации на сайте школы, на сайте руководителя проекта

В течение реализации проекта

Руководитель проекта

Ожидаемые результаты:

  • расширение социального опытаучащихся;
  • обогащение чувственно-эмоциональной сферы ребенка;
  • способствование самовыражению и самореализации;
  • ознакомление детей с разнообразием музыкальногофольклора, приобщениеучащихся к бурятской, эвенкийской культуре;
  • развитиеи совершенствование музыкальных навыков и умений,  творческих способностей;
  • выпуск сборника народных песен села Алла;
  • обогащение музыкальной фонотеки кабинета музыки.

Источники финансирования проекта

Помощь спонсоров, администрации СП «Дырен эвенкийское», комитета по  молодежи и КМНС  администрации МО «Курумканский район»

Смета расходов

Вид оборудования, которое необходимо приобрести

Имеется

Стоимость единицы (руб.)

Кол-во единиц

Всего (руб.)

1

Компьютер

1 шт.

2

Принтер

1 шт.

3

Сканер

1 шт.

4

Фотоаппарат

1 шт.

5

Диктофон

1000

1 шт.

1000

6

Диски CD

30

30 шт.

900

7

Флешнакопитель

300

5 шт.

1500

8

Писчая бумага

200

5 шт.

1000

9

Видеокамера

20 000

1 шт.

20 000

10

Канцелярские товары (блокноты, ручки, бланки грамот, сертификатов)

1000

1000

ИТОГО:

25 400

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народное музыкальное творчество – это особая сфера не профессиональной культуры, которая по своему содержанию выражает мировоззрение народа, по форме является искусством и выполняет как эстетические, как и практические функции. Произведения народного музыкального творчества, возникнув в древности и развивающиеся в течение многих веков, являются бесценным носителем народной мудрости и философии, бесценным носителем педагогической культуры, нравственности, творческого опыта, обогащенного современной практикой.

По своим качествам произведения народного творчества являются как бы формой отдыха, развлечения, эмоционального переживания, хотя, в сущности, в них заложена огромная  воспитательная цель.

Народное музыкальное творчество занимает видное место в народной педагогике, имеет принципиальное значение в формировании личности, благодаря своей многофункциональности.У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Реализация проекта очень важна с точки зрения обогащения представлений детей о богатстве и разнообразии  народных песен, об их значении в жизни народа, в музыкальной культуре, в их собственной жизни.

У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Реализация проекта очень важна с точки зрения обогащения представлений детей о богатстве и разнообразии  народных песен, об их значении в жизни народа, в музыкальной культуре, в их собственной жизни.

Народная песня – это живое творчество народа и покуда она будет жить и будет жить и наша народная культура.

Список использованной литературы

1.Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят, 2004 г.;

2.Балдаев С.П. Бурятские народные песни. - т. 1.-Улан-Удэ: типография министерства культуры Бур. АССР, 1961. - 289 с.

3. Балдаев С.П. Бурятские народные песни. - т.2.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд- во, 1965.

4. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. - Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1970. - 363 с.

5. Бардаханова С.С. Система жанров бурятского фольклора. - Новосибирск: Наука, 1992. - 235 с.

6. Галданова, Очирова, 2000. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. Традиционная культура бурят. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2000.144 с.

7. Дашиева Н.Б. Календарь традиционной культуры бурят (опыт историко-этнографическош и культурно-генетического исследования). - М. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2001. - 299 с.

8. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Песни хори бурят. - Улан-Удэ: Изд-во БКНИИ СО АН СССР, 1964. - 443 с.

9. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Песни селенгинских бурят. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1969. -342 с.

10. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Песни западных бурят. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1980. - 280 с.

11. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни периода Великой Отечественной войны // Труды /БИОН. - Вып.4. Музыкальная культура Бурятии. - Улан-Удэ; 1967. - С.86-100.

12. Леонова Н.В. Русские календарные песни Сибири. автореф.дис.канд. искусствовед. - Новосибирск, 1996.

13. Манжигеев И.А. Бурятский ехор. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1985. - 35с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Душа народа - в народных праздниках"

В нашей школе на протяжении многих лет существуют свои традиции. К ним относятся и фольклорно-спортивные праздники. Такие праздники являются комплексными, так как наряду с развитием физических качеств...

"Песня- душа народа"

Внеклассное мероприятие посвящённое русской народной песне....

Сценарий мероприятия " В песне-душа народа"

Мероприятие "В песне - душа народа" предназначено для учащихся 8х классов. В этом мероприятии могут принимать участие одаренные школьники, занимающиеся в танцевальных коллективах, а также вокалом, хор...

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

Урок музыки "Песня - душа народа"

Цели урока: ·         Приобщать к культуре русского народа.·         Изучать истоки народной песни и ее дальнейшее разви...

Творческий проект. "Песня - душа народа"

Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Особенно  в младшем школьном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творче...

Внеклассное мероприятие: Рериховские вечера "Душа народов" 140-летию Н.К.Рериха посвящается

С творчеством великого художника-ученого, художника-литератора, художника-философа, Николая Константиновича Рериха познакомит вас  материал для внеклассного мероприятия. Вашему  вниман...