Основная образовательная рабочая программа по учебному предмету Музыка 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Аксютова Оксана Викторовна

Анатация

на  Рабочую программу по музыке

 

Программа предназначена для обучающихся 5 класса. Курс преподается в количестве 35 часов.

Особенностью данного курса является то, что  программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

      Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий.   Содержание курса адаптировано для обучающихся 5 класса. В программе указана цель и задачи курса, обозначено, что должны знать и уметь обучающиеся по окончанию изучения курса. Раскрыто содержание курса, представлен тематический план. Указана литература, которая может быть использована, как учителем, так и обучающимися при рассмотрении тем данного  курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obr.prog_.5_kl.doc289 КБ
Файл ktp-5_kl.docx49.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена по примероной программе «Искусство. Музыка. 5-9 классы» авторов Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основании приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г.№ 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.№ 1897».

На изучение предмета «Музыка» отводится 1  учебный  час в  неделю, итого 35 часов в год.

   

Цель общего музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Задачи:

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные

Тема 1 полугодия: «Музыка и литература»

(16 часов)

Тема 2 полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»

 (19 часов)

Личностные результаты:

  •  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
  •  становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их

Личностные результаты:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их
  • музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
  •  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
  •  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
  • осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
  • приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Наименование разделов

В рабочей  программе  рассматриваются   разнообразные  явления  музыкального искусства  в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии),  изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа  состоит  из  двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».  Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.

Тема 1 полугодия: «Музыка и литература»

(16 часов)

Тема  2 полугодия:  «Музыка и изобразительное искусство»

 (19 часов)

Характеристика основных содержательных линий

     Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.  Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

        Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Система оценки планируемых результатов

         Самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебых, учебно – творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки- концерты.

Виды организации учебной деятельности

    Основные виды контроля при организации контроля работы:

      Формы контроля:

- экскурсия

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- путешествие

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

-мониторинговый

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные, а так же наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

№ урока

Тема  урока

Вид  контроля

Форма  контроля

16

Систематизация знаний по разделу I.

Текущий - письменный

Тест

35

Систематизация знаний по разделу II.

Итоговый - письменный

Тест

Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности

«Исследовательский проект». Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни.

В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация (драматизация) художественных произведений, жизненных впечатлений школьников, творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.

Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа учащихся, которую они публично защищают. Защита проекта может проходить в форме компьютерной презентации, коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН), музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации), представления для младших школьников и др.

Описание материально-технического обеспечения

1. Учебник с аудиоприложением. Искусство. Музыка. 5 кл. / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017. – 191, (1)с.: ил.,нот.

2. Дневник музыкальных размышлений. Искусство. Музыка. 5 кл. / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017.

3. Нотное приложение. Искусство. Музыка. 5 кл. / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017.

Дополнительная литература для учащихся

Булучевский, 10. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся [Текст] / Ю. С.    

Булучевский, В. С. Фомин. – Санкт Петербург: Музыка, 2000.

Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст] / И. А. Агапова, М. А.  

Давыдова: М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

Средства  обучения

1.Печатные пособия.

  • Комплект портретов композиторов.
  • Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы»  (Харьков: Ранок, 2007).

2.Информационно-коммуникационные средства.

  • Антология русской симфонической музыки (8 CD).
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (8 CD).
  • Большая энциклопедия России: Искусство России (1 CD).
  • Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия» (1 CD).
  • «Искусство.Музыка.5 класс.» Нотное приложение/Т.И.Наумеко, В.В.Алеев.-М.: Дрофа.2017.

3.Интернет-ресурсы.

Википедш. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki Классическая музыка. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru

Музыкальный словарь. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music

4.Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.

5.Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

                           



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

   Дата

план

факт

1

2

3

4

5      

6

7

8

9

10

I

«МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА» (16)

I четверть « Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы ? » (9)

1

Искусство в нашей жизни

1

Вводный

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы.

Знать:

-        что роднит музыку
с литературой;

-        о том, что литература
дает жизнь огромной
области музыкального
искусства.

Уметь выявлять связи музыки и литературы.

Беседа.

Слушание музыки.

Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Хоровое пение.

Записать в тетради пословицы о Родине.

Выразительное чтение текста песни о Родине.

04.09.18

2

Что я знаю о песне?

1

Расширение и углубление знаний

Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?

Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

-называть основные
жанры русских народных песен;

-определять значение
песни в жизни общества;

-отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни.

Беседа.

Слушание музыки.

Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Хоровое пение.

Рабочая тетрадь:

записать рассказ о том, как сочинили песни в народе.

11.09.18

3

Как сложили песню?

1

Расширение и углубление знаний

Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?

Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку.

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

-называть основные
жанры русских народных песен;

-определять значение
песни в жизни общества;

-отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни.

Беседа.

Слушание музыки.

Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Хоровое пение.

Выучить определение «вокальная музыка»; знать основные жанры вокальной музыки.

18.09.18

4

Песни без слов

1

Расширение и углубление знаний

Вокализ, инструментальная песня. Либретто.

С.Рахманинов, П.Чайковский.

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

-называть основные
жанры русских народных песен;

-определять значение
песни в жизни общества;

-отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни.

Беседа.

Слушание музыки.

Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Хоровое пение.

Рабочаяая тетрадь:

запись стихотворение о родном крае. Выразительное исполнение песни «О России».

25.09.18

5

Другая жизнь песни

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников.

Показать возмодность возраждения песни в новом жанре на примере романса «Жаворонок» М. Глинки, Н.Кукольника, М.Балакирева.

Беседа.

Слушание музыки.

Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Хоровое пение.

Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Поёт зима – аукает».

Мини-сообщение о Г.Свиридове, С.Есенине

02.10.18

 6

Жанр кантаты

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников.

Знать понятие кантата. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Беседа.

Слушание музыки.

Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Хоровое пение.

Выразительное чтение сказки «Садко»

09.10.18

7

Опера

1

Расширение и углубление знаний

Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола.

Знать понятие: опера.

Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки.

Беседа.

Слушание музыки.

Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Хоровое пение.

Придумать рассказ о том, как родилась опера.

16.10.18

8

Балет

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

Беседа.

Слушание музыки.

Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Хоровое пение.

Придумать рассказ о том как родился балет.

23.10.18

9

Превращение песни в симфонические мелодии

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Роль литературы в появлении новых музыкальных произведений и жанров.

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль.

Хоровое пение.

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

30.10.18

II четверть « Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» (7)

10

Музыка – главный герой сказки

2

Расширение и углубление знаний

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русских  и западноевропейских  композиторов.

Знать:

-что благодаря музыке
появились многие про
изведения литературы;

-основные события
из жизни и творчества
композиторов.

Беседа.

Слушание.

Обсуждение.

Анализ.

Хоровое пение.

Выразительное чтение текста песни «Волшебный смычок»

(стр.57)

13.11.18

11

12

«Писатели и поэты о музыке и музыкантах» (стр. 62)

(стр.67)

3

Расширение и углубление знаний

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (К.Г.Паустовского) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов.

К.Г.Паустовский, Э.Григ

Знать:

-что благодаря музыке
появились многие про
изведения литературы;

-основные события
из жизни и творчества
композиторов.

Беседа.

Слушание.

Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений.

Хоровое пение.

Прочитать отрывок из рассказа К.Паустовского «Старый повар».

Прочитать рассказ К.Паустовского «Карзина с еловыми шишками».

20.11.18

27.11.18

13

14

Музыка в кинофильмах

2

Расширение

и углубление знаний

Показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик.

Беседа.

Слушание. Устный контроль.

 Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений.

Хоровое пение.

Исполнение песни «Звуки музыки» Р.Роджерса.

Исполнение песни «Колокола» Е.Крылатова

04.12.18

11.12.18

15

16

Музыка в киносказках

1

Расширение и углубление знаний

История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Знать:

-        историю развития ба
летного искусства;

-        понятия: балет, солист-
танцор, кордебалет.
Уметь анализировать
составляющие средства
музыкальной выразительности.

Беседа.

Слушание. Устный контроль.

 Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений.

Хоровое пение.

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний.

18.12.18

25.12.18

II

«МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

III четверть «Можем ли мы увидеть музыку?» (10)

17

Можем ли мы увидеть музыку?

1

Расширение и углубление знаний

Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира..

Знать:

-        историю возникновения мюзикла;

-        чем мюзикл отличается от оперы.

Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов.

Беседа.

Слушание. Устный контроль.

 Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений.

Хоровое пение.

Изобразить иллюстрацию симф.картины «Три чуда».

15.01.19

18

Музыка передает движение

1

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

Беседа.

Слушание. Устный контроль.

 Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений.

Хоровое пение.

Изобразить иллюстрацию к песне «Крылатые качели» Е.Крылова.

22.01.19

19

20

Богатырские образы в искусстве

2

Расширение и углубление знаний

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства

Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах.

Беседа.

Слушание. Устный контроль.

 Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений.

Хоровое пение.

Иллюстрация на тему Богатыре.

Мини-сообщение о компазиторе

М.Бородине.

29.01.19

05.02.19

21

22

Героические образы в искусстве

2

Расширение и углубление знаний

Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Уметь:

-выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах;

-определять на слух основные части кантаты.

Беседа.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.

Устный контроль.

Хоровое пение.

Закрепление определения «Контата».

Мини – сообщение о С.Прокофьеве

12.02.19

19.02.19

23

24

25

Музыкальный портрет

3

Расширение

и углубление

знаний

Общность музыки

и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

Выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Слушание музыки. Рассматривание

картин.

 Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.

Сообщение об одном композиторе из «Могучей кучки».

26.02.19

05.03.19

12.03.19

26

Картины природы в музыке

1

Расширение и углубление знаний

В основе профессиональной музыки лежат народные истоки.

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Беседа.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.

Устный контроль.

Хоровое пение.

Закрепление и повторение средств музыкальной выразительности.

19.03.19

IVчетверть « Можем ли мы услышать живопись?» (8)

27

Можем ли мы услышать живопись?

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган.

Знать:

-понятия: орган, полифония, фуга;

-основные события
из жизни и творчества
И. С. Баха.

Беседа.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.

Устный контроль.

Хоровое пение.

Закрепление и повторение средств музыкальной выразительности.

09.04.19

28

Музыкальный краски

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с творчеством художника М.Грекова  и композитора Дм. Покрасса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы.

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

Слушание музыки. Устный контроль. Рассматривание иллюстраций (репродукций картин).

Хоровое пение.

Закрепление и повторение средств музыкальной выразительности.

16.04.19

29

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи.

Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз.

Беседа.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.

Устный контроль.

Хоровое пение.

Закрепление и повторение средств музыкальной выразительности.

23.04.19

30

Настроение картины и музыки

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием.

Знать понятие реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Беседа.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.

Устный контроль.

Хоровое пение.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

 Хоровое пение:

Закрепление и повторение средств музыкальной выразительности.

30.04.19

31

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества.

Знать понятие интерпретация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

Беседа.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.

Устный контроль.

Хоровое пение.

Закрепление и повторение средств музыкальной выразительности.

07.05.19

32

33

Вечная тема искусства

2

Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов

Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство.    Уметь выявлять общие

черты в средствах

выразительности

этих

трех искусств.

Беседа.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.

Устный контроль.

Хоровое пение.

Закрепление и повторение средств музыкальной выразительности.

14.04.19

21.05.19

34

Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.

1

 Обобщение полученных знаний

Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства. Образы Матери, Родины, красоты природы, красоты подвига в искусстве разных народов

Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Проверочная работа

28.05.19

35

Урок – концерт

( резервный)

1

 Обобщение

Песни по выбору учащихся

Хоровое пение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная образовательная рабочая программа по учебному предмету Музыка 6 класс

Анатация на  Рабочую программу по музыке Программа предназначена для обучающихся 6 класса. Курс преподается в количестве 35 часов в год.        Программа д...

Основная образовательная рабочая программа по учебному предмету Музыка 7 класс

Анатацияна  Рабочую программу по музыке Программа предназначена для обучающихся 7 класса. Курс преподается в количестве 35 часов в год.        Программа дл...

Основная образовательная рабочая программа по учебному предмету Музыка 8 класс

Анатацияна  Рабочую программу по музыке Программа предназначена для обучающихся 8 класса. Курс преподается в количестве 35 часов в год.Программа для 8 класса создана на основе преемственност...

Образовательная программа по учебному предмету «Русский язык» основного (общего) образования 5-9 класс. Вступительная часть.

Вступительная часть к рабочим программам по  предмету "Русский язык" ,  которую можно использовать при составлении рабочих программ с 5 по 9 класс....

Образовательная программа по учебному предмету «Литература» основного (общего) образования 5-9 класс. Вступительная часть.

Материал может использоваться учителями литературы при составлении рабочих программ по литературе с 5-9 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1756484) учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования на 2022/2023 учебный год

Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, предст...