Сценарий мероприятия, « И. С. Бах и его творчество»
методическая разработка по музыке на тему

Фурсова Инна Владимировна

Конспект мероприятия посвещенный творчеству И.С.Баха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bah.docx27.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия,

« И. С. Бах и его творчество»

Составитель:

преподаватель МБУДО «ДШИ№1города Рассказово»

 Фурсова И.В.

Рассказово 2018г.

Ведущий: (звучит музыка сюита №3, Бах)  Слайд 1

 Мне снилась музыка...

           Я звуки чистые ловил

На острия дрожащих веток,

Ко мне летели соловьи,

Сквозь вьюгу пущенные светом.

Мне снилась музыка...

Всё — музыка, в конце концов,

И, требуя проникновенья,

Возникло музыки лицо,

Ускорив ритм сердцебиенья.

          Мне снилась музыка...

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы познакомимся с замечательным немецким композитором  И. С .Бахом.                                     

 Но прежде чем нарисовать его выразительный впечатляющий портрет, обратимся к эпохе в которой он творил!

Эпоха Барокко!!!

 Название эпохи Барокко связанна со словом обозначающим неправильной формы жемчужину, которую называли перойя. (pеrla ваrосса) От нее и пошло слово Барокко – причудливый, вычурный, странный, необычный.

 Эта была эпоха ярких, выразительных художественных творений. Расцвела живопись, архитектура, и конечно музыка. Гениальные художники, музыканты, архитекторы дарили миру великолепные произведения искусств, которые до сих пор нас радуют, вдохновляют и впечатляют. И вот один, из таких творцов Барокко.  Знаменитый художник Караваджо. Слайд 2 Посмотрите на его картину «Марта и Мария Магдалина»,  она потрясают нас своей красотой, глубиной цвета, ей присуща вычурность, выпуклость, неповторимость.

 А какая архитектура расцвела в ту эпоху!  Вот они, прекрасные дворцы  барокко.

Двор Бельведер, протяженностью около 300метров; Слайд 3

 Королевский Дворец в Мадриде. Слайд 4

 В Италии – Ступиниджи,охотничий домик,как белое облако. Слайд 5

И, конечно,это расцвет великих музыкантов и композиторов, ярчайшим представителем которых был И.С.Бах.

И.С.Бах -(Слайд 6)немецкий композитор, органист, капельмейстер, музыкальный педагог, автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени (кроме оперы). Творческое наследие Баха интерпретируется как обобщение музыкального искусства барокко. Убеждённый протестант, Бах написал много духовной музыки. Его Страсти по Матфею, Месса h-moll, кантаты, инструментальные обработки протестантских хоралов — признанные шедевры мировой музыкальной классики. Бах известен как великий мастер полифонии, в его творчестве барочная полифония достигла расцвета.

Посмотрите какие музыкальные инструменты были в ту эпоху

(Слайд 7)

Орган  — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.

Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры. Иоганн Себастьян, при жизни был известен, прежде всего как непревзойденный органист-виртуоз.

(Слайд 8)

Клавессин -музыкальный инструмент, похожий на рояль, но значительно меньший в размерах, с несколькими клавиатурами и совершенно другим, звенящим металлическим звучанием. Клавесин – это клавишный струнный музыкальный инструмент, у которого звук извлекается щипковым способом.

(Слайд 9)

Клавикорд  клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент один из предшественников фортепиано.Звук на клавикорде извлекается при помощи металлических штифтов с плоской головкой — тангенотов.

Давайте с помощью музыки отправимся в далекое путешествие. В далекое прошлое.(Слайд10)

Танец «Менуэт»

 Мы с вами перенеселись в Германию. В XVIII век.(Слайд 11)
В солнечной Тюрингии – а так называлась центральная провинция Германии – в те далекие времена жила одна необычная семья.
Чем же она была необычная, спросите вы? А тем, что вот уже несколько поколений она являла на свет прекрасных музыкантов.  
Большинство родственников Иоганна Себастьяна Баха были профессиональными музыкантами: органистами, скрипачами, певцами, руководителями хора или оркестра. Музыкальный талант Бахов передавался из поколения в поколение и стал поистине легендой.

 Входит человек в парике. На нем костюм XVIII века – камзол, гетры, туфли с пряжками. За ним следует юноша с кипой нотных листов в руках.

И.С.Бах – Что это? О, Боже! Куда я попал?

Ведущий – Не волнуйтесь, уважаемый Иоганн Себастьян! Вы в  детской школе искусств . Волей нашего желания мы перенесли Вас из XVIII века в наш, XXI. А это – ученики нашей школы и гости нашего праздника.

И.С.Бах – Школа искусств?

Ведущий – Да. Ваша музыка и сейчас звучит на наших уроках!

И.С.Бах –С нами Бог! Могу ли я верить своим ушам? Музыка, которая после моей смерти не исполнялась два столетия, вдруг опять звучит в XXI веке?

Ведущий – Да, да, уважаемый Иоганн Себастьян! Не удивляйтесь. И сейчас наши ребята выступят перед Вами. Но прежде скажите, кто Ваш прелестный спутник?

И.С.Бах – О, да это мой старший сын, любезный Вильгельм Фридеман.

Ведущий – Простите, уважаемый Иоганн Себастьян, не для него ли Вы написали знаменитый «Сборник для клавира Вильгельма Фридемана»?

И.С.Бах – Именно! Что же ты молчишь, Вильгельм Фридеман? Расскажи сам сим замечательным отрокам об этой тетради.

Вильгельм Фридеман – О! Это мой первый нотный сборник, подарок моего батюшки. А было это в маленьком городе Кетене, во владении князя Ангальт – Кетенского, у которого мой отец служил придворным капельмейстером. 22-го января 1720 года мой отец, Иоганн Себастьян Бах, взял чистую тетрадь, перо, чернила…(задумывается) Я как будто листаю страницы: названия нот, изображения ключей – скрипичного, альтового, тенорового, басового.

 Ведущий – Простите, Вильгельм Фридеман. Каких ключей? Наши ученики исполняют музыку, написанную в двух ключах – скрипичном и басовом.

Вильгельм Фридеман – Да, да. А в то время, в XVIII веке, весьма распространены были и другие ключи – ключ До, Ре, Ля. Музыканты могли свободно читать партитуру, написанную в четырех, а то и в шести ключах.

Ведущий – И что же еще было в этой удивительной тетради, специально для Вас написанной Иоганном Себастьяном?

Вильгельм Фридеман – Различные упражнения  для подкладывания пальцев, объяснения, как их играть. В то время было принято играть вытянутыми пальцами, а И.С. Бах выработал свою особую технику игры. Он требовал, чтобы играли слегка закругленными пальцами. Тогда использовали при игре только 2-ой, 3-ий, 4-ый и 5-ый пальцы. А Бах прибегал к 1-ому, «подкладывал» его, как теперь играют на рояле. Ведущий – Как интересно! Вы знаете, что ученики нашей школы с удовольствием исполняют музыку, написанную несколько веков назад. На инструменте, который называется Фортепиано.

                               И. С. Бах Менуэт-трио соль-минор

Ведущий-Уважаемы Иоганн Себастьян ,позвольте спросить про еще один ваш знаменитый сборник для начинающих музыкантов...

И.С.Бах- Да, разумеется. В то далекое время, было принято вести домашние альбомы, куда записывались стихи, мысли, и, конечно же, музыкальные пьесы. У нас  тоже существовали такие альбомы, один   такой альбом известен вам под названием «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». .
Моя жена, Анна Магдалена, была прилежной переписчицей нот. В ее альбоме сохранились пьесы, сочиненные не только мной , но и другими композиторами, а также моими сыновьями.

Ведущий – Уважаемые гости! Позвольте предложить Вам послушать несколько пьес из этой замечательной тетради.

На сцену выходят учащиеся. Звучат произведения Баха.

И.С.Бах- (мечтательно)

 Да! В свободные вечера моя семья  собиралась в самой большой комнате.
Зажигались свечи, расставлялись пюпитры. Дети играли на музыкальных инструментах,  Анна Магдалена пела арии из кантат.

Ведущий-так пусть загутся свечи!(Или слайд, или подсвечник?)

Вокальный номер

Вильгельм Фридеман – А знаете ли вы, что знаменитые инвенции, которые теперь играют дети и взрослые музыканты  всего мира, были как раз написаны моим отцом, Иоганном Себастьяном, для меня, его старшего сына.

Латинское слово INVENTIO значит «изобретение», «выдумка». Для каждой из своих пьес, которые он назвал инвенциями, И.С. Бах придумал особый план построения, особую форму, какой–нибудь особый ритм. Но есть одна общая черта, которая объединяет все инвенции – это то, что они полифоничны, то есть основаны на сплетении нескольких самостоятельных голосов – мелодий.

Очень трудно научиться вести одновременно несколько голосов так плавно и отчетливо, как будто их играет не один пианист, а поют два или три певца. Свои « Инвенции» И.С.Бах написал прежде всего для того, чтобы я, Вильгельм Фридеман, и другие его дети и ученики научились, как он сам говорил, «красивому и певучему методу исполнения».

 Ведущий – Но прежде чем перейти к изучению инвенций, ученики Баха должны были освоить маленькие прелюдии. Их мы сейчас и услышим.

В исполнении учащихся звучат «Маленькие прелюдии» И.С.Баха.

И.С.Бах – Постойте, постойте! Напрасно вы думаете, что «Инвенции» - это просто упражнения. Я всегда хотел, чтобы каждая из них имела свой неповторимый характер. Мне всегда казалось, что от музыки исходит облагораживающая сила, способная переродить человека.

Ведущий – Уважаемый Иоганн Себастьян! Будьте любезны объяснить нам, почему свои трехголосные инвенции Вы называли «симфониями». Ведь в нашем понимании «симфония» - это оркестровое произведение, написанное в определенной форме.

И.С.Бах – О, да! Но слово «симфония» по-гречески означает «созвучие». Я хотел лишь подчеркнуть, что одновременное звучание трех мелодических линий образует удивительные созвучия.

Ведущий – Уважаемый Иоганн Себастьян! Позвольте вспомнить некоторые из Ваших инвенций.

В исполнении учащихся звучат инвенции Баха.

И.С.Бах-Прекрасный инструмент фортепиано. Он позволяет хорошо звучать музыке в разных тональностях. Это заслуга равномерно темперированного строя. В мое время были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, что создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса.

Ведущая-Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и вы хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев.

И. С.Бах-Преимущества строя, использованного в  2х частях ХТК, заключались в возможности использования модуляций и хроматики без всякого ограничения, а также в равноправии всех тональностей.

Ведущая- ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями.

 Номер из ХТК

Ведущий – Как видите, полифония не очень-то проста! Но Бах, создавший их для своего сына и других учеников, высоко судил о людях девяти – тринадцати лет. В таком возрасте человек может думать об очень серьезных вещах.

И.С.Бах – Однако! Дорогие мои! Я писал не только серьезную музыку. Я ведь и пошутить люблю. И мои ученики хорошо об этом знают. Если позволите, попрошу ученика вашей школы исполнить  пьесу из оркестровой сюиты h-moll. Которая так и называется – «Шутка».

Звучит «Шутка» И.С.Баха.

Ведущий – Сколько чувств и мыслей заключено в сочинениях Баха! Недаром ее так любят ученые, философы, поэты – все  те, кому открылся беспредельный мир мысли. Известно, например, как преклонялся перед ней великий ученый нашего времени Альберт Эйнштейн. Он слышал в музыке Баха «гармонию вселенной».

Позвольте в заключение нашего вечера предложить вашему вниманию ….

Квартет Скрипачей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного жизни и творчеству В. Маяковского «Слушайте, товарищи потомки!»

Сценарий подойдет как для проведения урока литературы, так и для внеклассного мероприятия, для проведения литературной гостиной. В сценарии описаны основные события жизни Маяковского и его творчества....

Сценарий мероприятия, посвященного жизни и творчеству Уильяма Шекспира.

Данное мероприятие включает в себя краткую инсценировку, обучающую песню и викторину о жизни великого драматурга. Костюмы для данного мероприятия очень легко сделать, а череп для Гамлета всегда можно ...

Сценарий мероприятия по творчеству Блока

В даннном мероприятии принимают участие ученики 10-11 классов...

Сценарий мероприятия "Жизнь и творчество Мусы Джалиля".

Сценарий мероприятия "Жизнь и творчество Мусы Джалиля"  для детей с ОВЗ....

Сценария мероприятия по правила дорожного движения в младшей группе "Настольный теннис" МАОУ ДО "Дом детского творчества с.Выдрино"

Сценария мероприятия по правила дорожного движения в младшей группе "Настольный теннис" МАОУ ДО "Дом детского творчества с.Выдрино"Знакомство и закрепление знаний детей о правилах ...

Сценарий мероприятия ко Дню открытых дверей "В мир творчества мы открываем двери"

В данном разделе опубликован сценарий на День открытых дверей...