«Работа над музыкальной памятью на уроках сольфеджио»
статья по музыке на тему

Сергиенко Татьяна Григорьевна

Хорошая музыкальная память - залог успешного обучения юных музыкантов. Основные методы и приёмы работы над музыкальной памятью на уроках сольфеджио. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_muzykalnoy_pamyatyu_na_urokah_solfedzhio.docx21.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Работа над музыкальной памятью на уроках сольфеджио»

Память — это уникальная способность нашего мозга сохранять и воспроизводить информацию.  От памяти зависит многое в нашей жизни, и именно хорошая память помогает детям учиться без особого напряжения.

В воспитании юного музыканта немаловажное значение уделяется музыкальной памяти.   Именно поэтому,  оценивая музыкальные способности детей, мы проверяем  не только слух и ритм, но и обязательно, память.

Ученик, обладающий хорошей памятью, быстрее разучивает произведения, быстрее накапливает музыкальные впечатления, это дает ему возможность интенсивнее двигаться вперёд. Но не всем от природы дана хорошая музыкальная память, поэтому задача педагога, - всеми доступными средствами способствовать её развитию.

 В понятии музыкальной памяти различается несколько видов памяти: интонационная, гармоническая и метро-ритмическая.

Интонационная память – память на высоту звука, развивается при запоминании мелодий в одноголосных и многоголосных произведениях; гармоническая – память на звучание созвучий, развивается при запоминании многоголосной музыки, а метро-ритмическая память развивается  в работе с любыми произведениями.

Музыкальная память есть у всех  учащихся, но степень запоминаемости у всех разная. Для точного и быстрого запоминания,  важную роль играет музыкальное восприятие. Часто на уроках можно наблюдать, как дети по-разному эмоционально откликаются на звучащее произведение. Одни быстро и точно проникаются настроением и характером звучащей музыки, а другие, остаются равнодушными. Это во многом зависит от широты музыкального кругозора и от развития слухового внимания детей. Качество музыкального восприятия определяется не только умением внимательно слушать, оно определяется способностью точно усваивать, запоминать и воспроизводить звучащую в данный момент музыку.

Значительному развитию  музыкальной памяти способствуют уроки сольфеджио. Существует множество различных форм заданий в этой области, которые применяются на разных стадиях обучения. Мы рассмотрим некоторые виды работ,  способствующих развитию музыкальной памяти на уроках сольфеджио.

В самом начале обучения для запоминания необходимо использовать небольшие по размеру мелодии, простые в интонационном, ладовом и метро-ритмическом строении. Всё это даёт возможность ученику более точно запомнить и воспроизвести мелодию. По мере овладения лёгкими мотивами, следует приступать к более сложным мелодиям. При этом необходимо усложнять материал постепенно: сначала в метро-ритмическом отношении, затем усложнять интонационно, и только потом, усложнять в ладовом отношении. Как показывает опыт, важно подбирать слуховой материал так, чтобы слуховые примеры опережали изучаемый материал, т.е. слух должен опережать теоретические сведения. Потому что овладение навыком чистого интонирования, навыком определения на слух или записи по слуху какого-либо музыкального примера требует большего времени, чем усвоение теоретических сведений о нём.

После того, как будут пройдены короткие мотивы, необходимо начать осваивать более длинные мелодии. Выбираемые произведения должны быть яркими и художественно-выразительными, т.к. понравившийся материал больше способствует запоминанию.

Параллельно с работой над мелодией нужно заниматься и многоголосием.  Изучение многоголосья лучше начинать с произведений гомофонно-гармонического склада, а позже приступать к изучению полифонии.

Начинать лучше с небольших  двухголосных произведений и обратиться к примерам из русских народных подголосочных песен. Начать с песен, где встречается частичное двухголосие, а затем использовать примеры с постоянным двухголосием.

После приобретения навыков запоминания двухголосных сочинений можно приступать к аналогичной работе над произведениями в три и четыре голоса.

Одновременно необходимо заниматься запоминанием фонической окраски созвучий. Этой работой необходимо заниматься с момента изучения интервалов и аккордов, звучащих гармонически.  Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что каждое созвучие обладает своеобразным, только характерным ему звучанием. Проверкой запоминания учениками фонической окраски интервалов и аккордов является правильность определения созвучий по слуху.

Запоминание звучания в ладу различных аккордов (трезвучий, септаккордов и их обращений) аналогично работе над гармоническими интервалами. Необходимо идти от простого к сложному. Начинать нужно с коротких последовательностей аккордов, постепенно приучая учеников слышать функциональную принадлежность каждого аккорда (Т-S-D).

Развитие музыкальной памяти – это  длительный процесс, требующий упорной систематической тренировки. Заниматься развитием памяти нужно на каждом уроке в течение всего периода изучения сольфеджио. Безусловно, такая работа требует больших усилий от ученика, концентрации внимания, собранности и знаний. Чтобы учащиеся верили в свои возможности, занимались с удовольствием, не пасовали перед сложностями поставленных  задач, можно  познакомить детей с одним из правил, написанных Робертом Шуманом в «Жизненных правилах для музыкантов»:

«Развивай своё воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию произведения, но и относящуюся к ней гармонию...»          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио»

План методической работы по теме:«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио» 1.     Введение.2.     Работа по развитию мелодического слуха.3....

Методы и приёмы развития музыкальной памяти на уроках музыки в начальной школе.

В данной статье рассматриваются методы и приемы которые позволяют создавать уроктак, чтобы он воспринимался учащимися как урок искусства.  Применяемые методы и приемы позволяют вовлечь ребенка в ...

«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио в младших классах»

Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности....

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в подготовительных группах раннего развития музыкальных способностей

Нет необходимости доказывать, что музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активи...

Методическая разработка «Формирование аналитических навыков и активного творческого мышления в процессе анализа музыкального синтаксиса на уроках сольфеджио»

Современный предмет сольфеджио – это целая система развития музыкальных способностей детей, включающая в себя воспитание интонационно-ладового слуха, чувства метро-ритма, приобретения навыков со...

"Тестовые задания по музыкальной грамоте на уроках сольфеджио в ДШИ"

laquo;Тестовые задания по музыкальной грамоте на уроках  сольфеджио» рассчитаны на весьма широкий круг учащихся. В каждом классе, начиная со  второго, они спланированы по четвертям. Т...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них – слуховой и моторный – являются для нее самыми важными....