"Тестовые задания по музыкальной грамоте на уроках сольфеджио в ДШИ"
методическая разработка

Мировская Валентина Николаевна

«Тестовые задания по музыкальной грамоте на уроках  сольфеджио» рассчитаны на весьма широкий круг учащихся. В каждом классе, начиная со  второго, они спланированы по четвертям. Тестирование проводится в письменной форме. Во втором классе тестирование можно провести в конце первого и второго полугодий. Исключение составляют тесты в выпускных классах, в которых подводится итог знаниям, приобретенным учащимися за весь период обучения в школе искусств. Поэтому помимо традиционных проводится итоговый тест, включающий 30 вопросов в 7 классе фортепианного и струнных отделений.

            В каких классах можно проводить тестирование? Его можно осуществить, начиная со второго – третьего класса по семилетней программе, с первого класса – по пятилетней программе обучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Тестовые задания по музыкальной грамоте на уроках сольфеджио» - Мировская В.Н

МИРОВСКАЯ В.Н.                    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЕ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДШИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств г.Сегежи»

Тестовые задания по музыкальной грамоте

на уроках сольфеджио в ДШИ

(методическая разработка)

Подготовила:

Мировская Валентина Николаевна,

преподаватель высшей категории

ВВЕДЕНИЕ

История тестирования уходит корнями в глубокую древность. Издавна людям приходилось испытывать, а тем самым совершенствовать знания, умения, навыки и способности. Со временем усложнялись методы испытаний, менялись их цели. Некоторые системы испытаний отличались особой изобретательностью. Любопытно принимали экзамены учителя чань -буддизма. Они не только использовали загадки, парадоксальные вопросы, но создавали ученику ситуацию психологического стресса, в которой быстро и правильно ответить на вопрос было особенно трудно. Учитель, например, спрашивал, была ли борода у бородатого варвара. Сами вопросы были настолько необычны, что впору было растеряться только от одной их формы. Отвечать необходимо было моментально, на раздумывание не отводилось ни секунды. Кроме того, напряжение нагнеталось поведением самого экзаменатора. Задав вопрос, он хватал ученика, теребил его, крича при этом: «Давай говори! Быстрее! Немедленно отвечай!». Такие экзамены помогали оценить глубину усвоения воспитанником специфического «чаньского» опыта, определенного взгляда на окружающую действительность. Это позволяло учителю скорректировать дальнейший ход обучения индивидуально для каждого его подопечного.

Все эти системы испытаний отличаются от тех тестов, которые используются в наше время. История современного научного тестирования относительно молода и отсчитывается со второй половины XIX века. В то время тестированием занимались физиологи и физики. Этим объясняется характер тестов. С начала XX  века большую популярность приобретают интеллектуальные тесты. В 20-х годах наступил настоящий тестовый бум. Тестовую проверку проходили дошкольники, ученики школ, и абитуриенты, тесты использовались для профориентации, при приёме на работу и т.д. Эпидемия тестирования охватила всю Европу и Северную Америку. Затем наблюдается некоторый спад.

У нас в стране в 1936 году ЦК ВКП(б)выпустил постановление «О педагогических извращениях в системе наркомпросов», наложившее запрет на применение тестов и анкет. Таким образом, практика тестирования в СССР была полностью ликвидирована.

Популярность тестов в последние десятилетия снова возросла. Разработано множество методик, усовершенствованы старые. Наибольшей популярностью пользуются тесты Дж.Кеттела, Г.Айзенка, Миннесотский многомерный личностный и др.

Тестирование уже давно вошло в наши образовательные учреждения и в XXI веке получило широкое распространение. Мы знаем, что в общеобразовательных школах по отдельным предметам  проводится тестирование в форме ЕГЭ, они разработаны по русскому языку и литературе, географии и истории России, английскому языку и др.

В последнее время тестирование широко начинает применяться и в школах искусств. Появились тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио, по истории изобразительного искусства, по музыкальной литературе. В практику музыкальных школ и школ искусств вводятся рабочие тетради по сольфеджио и музыкальной литературе, где учащимся предлагаются, в том числе и тестовые задания.

Тест (от англ. Test – проверка) – это система знаний, позволяющих объективно оценить знания учащихся по тому или иному предмету. Результатом поисков и практической работы в данном направлении явилась методическая разработка «Тестовые задания по музыкальной грамоте на уроках сольфеджио в ДШИ», составленных на основе требований Программы по сольфеджио. Настоящая методическая разработка опирается на многолетний опыт преподавания предмета «Сольфеджио», изложенный в программе.

        Сольфеджио в ДМШ и ДШИ является дисциплиной, способствующей музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, развитию их музыкального слуха, памяти, ритма, творческих способностей, расширению музыкального кругозора. На уроках мы используем разные формы работы: пение, сольфеджирование, интонационные и ритмические упражнения, определение на слух, диктанты.

        Гармоническое развитие учащихся может быть осуществлено лишь в том случае, если все формы работы будут находиться между собой в тесной взаимосвязи и основываться на определенных теоретических знаниях. На уроке сольфеджио изучается определенный теоретический материал. В программе дан перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки по каждому классу. В младших классах это: параллельные тональности, устойчивые, неустойчивые, главные ступени, интервалы и т.д. В последующих классах: трезвучия главных ступеней и их обращения, разные виды септаккордов, более сложные тональности. Этот теоретический материал повторяется и закрепляется в различного вида упражнениях: письменных, интонационных, устных (при пении), в диктантах и определении на слух, игре на инструменте.

        Педагог на уроке должен оценить работу ученика. Поурочная отметка имеет, в основном, воспитательное значение, содержит в большей мере субъективное отношение преподавателя к успехам ученика и не может служить объективной характеристикой его успехов.

        Однако необходима ярко выраженная объективная отметка. Отметка за контрольные уроки и экзамены является объективным итогом обучения в школе искусств. И только она может служить основанием для выведения годовой отметки.

        Систематический контроль дает преподавателю возможность скорректировать свою работу, выяснить причину слабых знаний. Отсутствие систематического контроля степени усвоения учащимися пройденного теоретического материала приводит к тому, что пробелы в знаниях учащихся увеличиваются от темы к теме. Одна из причин отсутствия систематического контроля за степенью усвоения теоретического материала заключается в отсутствии необходимого для этого времени.

        Тесты позволяют сэкономить время, отводимое на контроль до минимума за счет снижения времени на ответ и на оценку ответа, позволяют выявить пробелы в знаниях учеников, что даёт возможность учителю при подготовке к контрольным работам заострить внимание именно на этих пробелах.

«Тестовые задания по музыкальной грамоте на уроках  сольфеджио» рассчитаны на весьма широкий круг учащихся. В каждом классе, начиная со  второго, они спланированы по четвертям. Тестирование проводится в письменной форме. Во втором классе тестирование можно провести в конце первого и второго полугодий. Исключение составляют тесты в выпускных классах, в которых подводится итог знаниям, приобретенным учащимися за весь период обучения в школе искусств. Поэтому помимо традиционных проводится итоговый тест, включающий 30 вопросов в 7 классе фортепианного и струнных отделений.

        В каких классах можно проводить тестирование? Его можно осуществить, начиная со второго – третьего класса по семилетней программе, с первого класса – по пятилетней программе обучения.

Как работать с тестами

  1. Прежде чем начинать работу с тестами, необходимо просмотреть, все ли отобранные вопросы прорабатывались на уроках в классе. Проводить тестирование можно в середине или в конце четверти. Это зависит от цели, которую ставит перед собой педагог. Если тест проводится в начале первой четверти, то педагог видит, какой теоретический материал остался в памяти учащихся, какой плохо усвоен, какой и вовсе забыт. Это позволяет педагогу так спланировать свою работу, чтобы тот материал, который усвоен плохо, но знать необходимо, был проработан в классе. И только после этого в конце четверти проводится контрольный тест.
  2. При проведении контроля знаний каждого учащегося необходимо обеспечить чистыми листами или распечатанными тестами для каждого ученика. Ученикам предлагается 10 вопросов, на которые они отвечают, заполняя таблицу. Тесты оцениваются по десятибалльной системе.

 Критерии оценки. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. В конце урока подсчитывается общее количество правильных ответов. Результаты оцениваются следующим образом:

  • оценка «5» (отлично) - от 90 до 100 %.
  • оценка «4» (хорошо) - от 70 до 80 %
  • оценка «3» (удовлетворительно) - от 50 до 70 %
  • оценка «2» (неудовлетворительно) - менее 50 % от общего количества баллов.

На уроке тест занимает не более пяти минут, оценивается сразу, если группа небольшая. Если группа от 12 и более человек, то оценка называется на следующем уроке.

        Следует сразу же оговориться, что тест является лишь частью контрольного урока. И оценка складывается из суммы оценок, которые ученик получает за разные формы работы на уроке сольфеджио: тест, диктант, определение на слух, пение с листа, письменная работа по теории (на посторенние интервалов, гамм, аккордов и т.д.), пение интервалов аккордов, номеров наизусть.

        Конкретный опыт работы в данном направлении даёт свои положительные результаты и может быть предложен в школах искусств.

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

2 класс

1 четверть

  1. Ступени в гамме:

а) в гамме 7ступеней   б) в гамме 8 ступеней.

  1. Устойчивые ступени:

а) I,III,V   б) I,IV,V

  1. Неустойчивые ступени:

а) I,III,V   б)II,IV,VI,VII

  1. Вводные звуки:

а) VII,II   б) I,III,V

  1. Самое маленькое расстояние между звуками:

а) тон   б) полутон

  1. Самый устойчивый звук в гамме:

а) тон  б) тоника

  1. Сколько звуков в трезвучии?

а)2       б) 3

  1. Сколько звуков в интервале?

а) 3   б) 2

  1. Назовите  VII ступень Соль мажора

а) фа   б) фа #

  1. Назовите знаки Соль мажора:

а) фа #, до #     б) фа #

Номер

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

2 класс

  1. четверть
  1. Строение мажорной гаммы:

 а) тон, полутон, тон, полутон, тон, тон, тон              

 б) тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

  1. Параллельные тональности:

     а) одинаковые знаки, но разные тоники         б) разные знаки, но одинаковые тоники

  1. Параллельная к До мажору:

           а) до минор                       б) ля минор

  1. Параллельная к Ре мажору:

а) ми минор                     б) си минор

  1. Параллельная к Фа мажору:

         а) си минор                  б) ре минор

  1. Самый устойчивый звук в гамме:

а) тон  б) тоника

  1. Сколько звуков в трезвучии?

а)2       б) 3

  1. Сколько звуков в интервале?

а) 3   б) 2

  1. Назовите  VII ступень Фа мажора

а) ми   б) ми диез

  1. Гармонический минор:

а) повышается VI ступень            б) повышается VII ступень

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

2 класс

  1. Четверть

  1. Строение мажорной гаммы:

 а) тон, полутон, тон, полутон, тон, тон, тон              

 б) тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

  1. Строение натуральной минорной гаммы:

а) тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

б) тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

  1. Параллельная к Ре мажору:

а) ми минор                     б) си минор

  1. Параллельная к Фа мажору:

         а) си минор                  б) ре минор

  1. Параллельные тональности:

     а) одинаковые знаки, но разные тоники         б) разные знаки, но одинаковые тоники

  1. Параллельная к Ре мажору:

а) ми минор                     б) си минор

  1. Параллельная  к ми минору :

а) Соль мажор                     б) До мажор

  1. Параллельная к си минору:

а) Соль Мажор                     б) Ре мажор

  1. Мелодический  минор:

а) повышается VII ступень            б) повышаются VI и VII ступени

  1. Параллельные тональности:

     а) одинаковые знаки, но разные тоники         б) разные знаки, но одинаковые тоники

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

2 класс (ф-но, стр.)

  1. четверть

  1. Тоника – это:

а) 1 ступень              б) V ступень

  1. Устойчивые ступени:

а) I, III, V                 б) II, IV, VI, VII

  1. Неустойчивые ступени:

а) I, III, V               б) II, IV, VI, VII

  1. Вводные звуки:

а) II, VII                б) I, III, V

  1. Параллельная тональность  к си минору:

а) Ре мажор         б) Соль мажор

  1. Параллельная тональность к Си бемоль мажору:

а) ре минор          б) соль минор

  1. Гармонический минор:

а) повышается VI ступень            б) повышается VII ступень

  1. Консонансы:

      а) секунды, септимы, тритоны   б) прима, кварта, квинта, октава, терция, секста

  1. Диссонансы:

      а) секунды, септимы, тритоны   б) прима, кварта, квинта, октава, терция, секста

  1. Строение натуральной минорной гаммы:

а) тон, полутон, тон, тон, полутон, тон,тон

б) тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

3 класс (ф-но, стр.)

1 четверть

1. Устойчивые ступени:

а) I, III, V       б)I, IV, V

2. Главные ступени:

а) I, III, V       б)I, IV, V

3. Сколько видов минора вы знаете?

        а) 2      б) 3

4. Какие ступени повышаются в мелодическом миноре?

    а) VII     б) VI, VII

5.Параллельные тональности

        а)  Тонику параллельного минора нужно искать на VI ступени мажора

       б)  на III ступени мажора

6. Тонику параллельного мажора нужно искать на

            а)  VI ступени минора                б)   на III  ступени минора

7. Тоника:

     а)  I ступень в гамме.   б)V ступень в гамме.

8. Название тональности складывается:

    а) из устойчивых ступеней.    б)    из тоники и лада.

9. Натуральный минор

        а)   минор, в котором повышается VII  ступень.

       б) минор, в котором те же звуки, что и в параллельном мажоре.

10. Диссонансы:

     а) Прима, кварта, квинта, октава, терции, сексты. б) Секунды, септимы, тритоны.

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

  1. класс (ф-но, стр.)

  1. четверть

     1.   Строение мажорной гаммы:

          а) тон, полутон, тон, полутон, тон, тон, тон              

         б) тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

      2.Устойчивые ступени:

          а) I, III, V       б)I, IV, V

       3.  Главные ступени:

а) I, III, V       б)I, IV, V

  1. Параллельная к Соль  мажору:

            а) ре минор          б) ми минор

  1. Параллельная  к ре минору :

            а) Си мажор                     б) Фа  мажор

  1. Мелодический  минор:

            а) повышается VII  ступень            б) повышаются VI  и VII  ступени

  1. Шестая  ступень мелодического ре минора:

            а) си бемоль                     б) си бекар

  1. Натуральная минорная гамма:

а)   минор, в котором повышается VII  ступень.

б) минор, в котором те же звуки, что и в параллельном мажоре.

  1. Название тональности складывается:

           а) из устойчивых ступеней.    б)    из тоники и лада.

  1. Пятая ступень в ладу:

а)  субдоминанта   б)    доминанта

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

  1. класс (ф-но, стр.)

3 четверть

  1. Диссонансы:

  а) Прима, кварта, квинта, октава, терция, секста  б) Секунда, септима, тритон

  1. Самое маленькое расстояние между звуками:

   а) тон   б) полутон

  1. Третий знак Ми бемоль мажора:

  а) си бемоль   б) ля бемоль

  1. В бемольных мажорных тональностях новый знак появляется :

       а)  на VII ступени      б) на IV ступени

  1. Главные ступени:

  а) I, III, V       б)I, IV, V

  1. Четвертая ступень в ладу:

а)  субдоминанта   б)    доминанта

  1. Знаки фа диез минора:

а) фа , до , соль             б)  фа , до, соль , ре

  1. Параллельная фа  минору:

а) Ре мажор                б)  Ля мажор

  1. Натуральная минорная гамма:

а)   минор, в котором повышается VII  ступень.

б) минор, в котором те же звуки, что и в параллельном мажоре

  1. Чистые интервалы обращаются:

а) в чистые       б)  в большие

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

3 класс (ф-но, стр.)

4 четверть

  1. Трезвучие имеет :

  а) 2 обращения      б) 3 обращения

  1. Второе обращение трезвучия:

а) секстаккорд      б) квартсекстаккорд

  1. Мелодический  минор:

              а) повышается VII  ступень            б) повышаются VI  и VII ступени

  1. Параллельная  Ля  мажору:

            а) до минор          б) фа   минор

  1. Консонансы :

 а) Прима, кварта, квинта, октава, терция, секста    б) Секунда, септима, тритон

  1. Диссонансы:

  а) Прима, кварта, квинта, октава, терция, секста   б) Секунда, септима, тритон

  1. Первое обращение трезвучия:

а) квартсекстаккорд        б) секстаккорд   

         8.  Знаки Ми бемоль мажора:

         а) си бемоль, ми бемоль, ля бемоль   б) си бемоль, ми бемоль, ля бемоль, ре бемоль

  1. Третий знак до минора:

            а)  ми бемоль       б) ля бемоль

  1. Большие интервалы обращаются :

            а)   в чистые      б) в малые

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

4 класс (ф-но, стр.отд.)

1 четверть

  1. Устойчивые ступени Ми мажора.

         а) ми, соль. си          б) ми, соль #, си        

  1. Вводные звуки в до # миноре

      а) си, ре                    б) си, ре #              

  1. Главные ступени в Ля мажоре.

       а) ля, до#, ми    б) ля, ре, ми          

  1. Трезвучие имеет …

        а) 2 обращения          б) 3 обращения

  1. Второе обращение трезвучия

       а) секстаккорд                             б) квартсекстаккорд

  1. Знаки в до # миноре.

        а) фа#, до #, соль #                б) фа #, до #, соль #, ре #                    

  1. Параллельная Ми бемоль мажору тональность.

       а) до # минор              б) до минор                                      

  1. Параллельная фа диез минору тональность.

 а) Ля мажор                     б) Ре мажор                              

  1. Новый знак в диезных мажорных тональностях появляется на

       а) на IV ступени                      б) на VII ступени

  1. Строение натуральной минорной гаммы.

      а) тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

           б) тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

4 класс (ф-но, стр.)

2 четверть

  1. Обращения трезвучий

        а) тоника, субдоминанта, доминанта      б) секстаккорд, квартсекстаккорд

  1. Тонический секстаккорд 6) строится

       а) на III ступени              б) на V ступени

  1. Тонический квартсекстаккорд (Т64) строится

        а) на III ступени              б) на V ступени

  1. Тритоны – это…

        а) ч.4 и ч.5                                б) ув.4 и ум.5

  1. Ув.4 в мажоре строится на…

       а) на IV ступени                      б) на VII ступени

  1. Ум.5 в мажоре строится на …

      а) на IV ступени                      б) на VII ступени

  1. Трезвучие, построенное на I ступени, называется…

       а) доминантовое                б) тоническое                

  1. Трезвучие, построенное на IV ступени, называется…

        а) доминантовое             б) субдоминантовое

  1. Трезвучие, построенное на V ступени, называется…

        а) доминантовое          б) субдоминантовое

  1. Знаки в до диез миноре.

      а) фа #, до #, соль #           б) фа #, до #, соль #, ре #

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

4 класс (ф-но, стр.)

3 четверть

  1. Главные трезвучия

      а) секстаккорд, квартсекстакккорд  

     б) тоническое, субдоминантовое, доминантовое

  1. Септаккорд состоит из

      а) из 3-х звуков   б) из 4-х звуков

  1. Крайние звуки септаккорда образуют

       а) сексту            б) септиму

  1. На какой ступени строится D7 ?

      а) на IV               б) на V

  1. Тонический секстаккорд (T6) строится на…

      а) III ступени     б) V ступени

  1. Интервальный состав  t 64:

       а) ч.4+м.3     б) ч.4+ б.3

  1. Параллельная гамма Ми мажору

       а) соль минор    б) до # минор

  1. Третий знак Ля бемоль мажора

         а) ля бемоль    б) ре бемоль

  1. Неустойчивые ступени фа минора

       а) соль, си бемоль, ре бемоль, ми бемоль    б) соль, си бемоль, ре, ми бемоль

  1. Где строится D7?

            а) в мажоре     б) в мажоре и гармоническом миноре

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

 4 класс  (ф-но, стр.)

4 четверть

  1. Главные ступени в Си мажоре:

          а) си, ре#, фа#            б) си, ми, фа#

  1. Тритоны:

             а) ч.4, ч.5               б) ув.4, ум.5

  1. ум.5 D миноре строится на …

      а) IV ступени          б) VII ступени

  1. Знаки Си мажора:

              а) фа#, до#, соль#, ре#                       б) фа#, до#, соль#, ре#, ля#

  1. Пятый знак соль диез минора

      а) ре#                       б) ля#

  1. На какой ступени строится D7 ?

а) строится на V ступени                 б) строится на III ступени

  1. D7 разрешается в…

       а) Т 53                      б) в неполное Т 53 с утроенным основным тоном

  1. D7 в ми миноре гармоническом

       а) си, ре, фа#, ля       б) си, ре#, фа#, ля

  1. Субдоминантовое трезвучие (S 53) в Ми мажоре

      а) ля,до,ми              б) ля, до#, ми

  1. Новый знак в бемольных мажорных тональностях появляется на

             а) IV ступени          б) VII ступени          

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

5 класс (ф-но, стр.)

1 четверть

  1. Виды трезвучий:

а) устойчивое, неустойчивое     б) мажорное, минорное, увеличенное,  уменьшенное

  1. Септаккорд :

а) аккорд  из 4-х звуков, расположенных по терциям

б) аккорд из 4-х звуков, расположенных по септимам

  1. Крайние звуки септаккорда образуют:

а) сексту                     б) септиму

  1. Названия главных трезвучий:

а) устойчивые, неустойчивые        б) тоническое, субдоминантовое, доминантовое

  1. Доминантсептаккорд(D 7):

а) строится на I ступени             б) строится на V ступени

  1. Обращения трезвучий:

а) трезвучие имеет три обращения    б) трезвучие имеет два обращения

  1. Тонический секстаккорд ( T 6):

а) строится на V ступени                 б) строится на III ступени

  1. Тритон:

а) консонанс                  б) диссонанс

  1. Параллельная к соль диез минору:

а) Си мажор                               б) Ми мажор

  1. Интервальный состав D7:

а) б.3+м.3+м.3                         б) б.3+б.3+м.3

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

5 класс (ф-но, стр.)

2 четверть

  1. Уменьшенное трезвучие (ум 53):

а) строится на VII ступени мажора и гармонического минора

б) строится на III ступени мажора и VI  ступени гармонического минора

  1. Трезвучие, состоящее из м.3+м.3, называется:

а) увеличенное                 б)уменьшенное

  1. Состав уменьшенного трезвучия:

а) б.3+б.3                        б) м.3+м.3

  1. Пятая ступень лада называется:

а) субдоминанта                б) доминанта

  1. Тритоны в натуральном мажоре:

а) ув.4 – на IV ступени и ум.5 – на VII ступени

б) ув.4 – на I ступени и ум.5 – на III ступени

  1. Названия главных трезвучий:

а) устойчивые, неустойчивые        

           б) тоническое, субдоминантовое, доминантовое

  1. Новый знак в диезных мажорных тональностях появляется:

              а) на IV ступени                         б) на VII ступени

  1. Главные ступени лада:

а) I, III, V                                  б) I, IV, V

  1. Доминантовый секстаккорд (D6):

а) строится на V ступени                    б) строится на VII ступени

  1. Доминантовый квартсекстаккорд (D 64):

а) строится на II ступени                           б) строится на I ступени

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

5 класс (ф-но, стр.)

3 четверть

1.   Состав мажорного трезвучия ( Б53):

             а) б.3+м.3                                   б) м.3+б.3

2.   Состав мажорного секстаккорда 6):  

            а) м.3+ч.4                                б) б.3+ч.4

3.   Состав мажорного квартсекстаккорда 64):

             а) ч.4+б.3                                  б) ч.4+м.3

4.   Тональности Ре бемоль мажор и си бемоль минор:

              а) при ключе 5 бемолей            б) при ключе 3 бемоля

5.    Пятый знак в си бемоль миноре:

              а) ре бемоль                             б) соль бемоль

6.    Обращения трезвучий:

       а) первое обращение – квартсекстаккорд   б) второе обращение – квартсекстаккорд

7.    Первое обращение трезвучия называется:

           а)квартсекстаккорд        б)секстаккорд

8.    Состав D7:

              а) б.3+м.3+м.3                    б) б.3+б.3+м.3

9.    Субдоминантовый секстаккорд (S6):

             а) строится на VII ступени             б) строится на VI ступени

10.    Новый знак в бемольных мажорных тональностях появляется:

               а) на IVступени                               б) на VII ступени

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

5 класс (ф-но, стр.)

  1. четверть
  1. Устойчивые ступени:

                         а) I, III, V       б)I, IV, V

  1. Главные ступени:

а) I, III, V       б)I, IV, V

  1. Название тональности  складывается из:

а) устойчивых ступеней                                 б) тоники и лада

  1. На какой ступени в диезных мажорных тональностях появляется новый знак?

              а) на IVступени                               б) на VII ступени

  1. На какой ступени в бемольных  мажорных тональностях появляется новый знак?

              а) на IVступени                               б) на VII ступени

  1. Диезные мажорные тоналоьности по квинтовому кругу:

             а) Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Ми мажор ….    

            б) Соль мажор, Д о мажор, Фа мажор, Си бемоль мажор

  1. Бемольные мажорные тональности

             а) Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Ми мажор ….  

             б) Фа мажор, Си бемоль мажор, Ми бемоль мажор, Ля бемоль мажор…

  1. Ключевые знаки диезных тональностей в порядке их появления по квинтовому  кругу:        

                      а) фа#, до#, соль#, ре#, си#, ми#, ля#        б) фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#, си#

  1. Ключевые знаки бемольных мажорных тональностей в порядке их появления по квинтовому кругу:

            а) си, ми, ля, ре до,соль, фа             б) си, ми, ля, ре, соль, до, фа

  1. VI ступень гармонического соль диез минора:

а) фа диез                               б) фа дубль диез

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

6 класс

  1. четверть
  1. Обращения трезвучий

а) тоника, субдоминанта, доминанта      б) секстаккорд, квартсекстаккорд

  1. Обращения трезвучий:

             а) первое обращение – секстаккорд          б) второе обращение – секстаккорд

  1. Главные ступени лада:

            а) I, III, V                                  б) I, IV, V

  1. Тритоны:

             а) ч.4, ч.5               б) ув.4, ум.5

  1. Доминантсептаккорд:

             а) строится на 1 ступени             б) строится на V ступени

  1.   Состав минорного секстаккорда (М6)

               а) м.3+ч.4                                б) б.3+ч.4

  1. Ключевые знаки диезных тональностей в порядке их появления по квинтовому кругу:        

а) фа#, до#, соль#, ре#, си#, ми#, ля#        б) фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#, си#

  1. Четвертый знак Ре бемоль мажора:

а) ре диез                            б) ре бемоль

  1. Тонический секстаккорд (T6):

             а) строится на V ступени                 б) строится на III ступени

  1. Состав D7:

а) б.3+м.3+м.3                    б) б.3+б.3+м.3

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

6 класс

  1. четверть
  1. Сколько обращений имеет септаккорд

           а) 2      б) 3

  1. Первое обращение септаккорда:

а) терцквартаккорд         б) квинтсекстаккорд

  1. Интервальный состав МVII 7:

а) м.3 + м.3 +б.3                                  б) м.3 + м.3 + м.3

  1. Доминантовый квинтсекстаккорд - это:

    а) второе обращение D7, состоит из м.3+б.2+б.3, разрешается в развернутое то  ническое трезвучие              

б) первое обращение D7, состоит из м.3+м.3+б.2, разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном            

  1. Интервальный состав ум VII 7:

а) м.3 + м.3 +б.3                                  б) м.3 + м.3 + м.3

  1.   Крайние звуки ум VII 7 образуют:

            а) малую септиму (м.7)                                б) уменьшенную септиму (ум.7)

  1. Вводные септаккорды строятся :        

           а) на V ступени        б) на VII ступени

  1. Параллельная си бемоль минору тональность:

           а) Ре мажор                          б) Ре бемоль мажор

  1. Главные ступени Ре бемоль мажора:

           а) ре бемоль, фа, ля бемоль                 б) ре, фа диез, ля

  1. VI ступень гармонического Ре бемоль мажора:

           а) си бемоль                    б) си дубль бемоль

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

  Фамилия, имя ученика ------------------------------------

6 класс

  1. Четверть

    1. Сколько обращений имеет доминантсептаккорд (D 7)?

        а) 2      б) 3

  1. Второе  обращение септаккорда:

а) терцквартаккорд         б) квинтсекстаккорд

  1. Доминантовый секундаккорд (D2) строится на:

а) II ступени                                  б) IV  ступени

  1. Доминантовый терцквартаккорд (D 43) разрешается:

      а) T 53             б) T 53 развернутое          

5. Вводные септаккорды разрешаются

         а) T 53 с удвоенным основным тоном         б) T 53 с удвоенным терцовым тоном                                            

  1. На  VII ступени в мажоре строится:

            а) МVII 7                           б) ум VII 7 

     7. Знаки Фа  диез мажора :        

         а) фа#, до#, соль#, ре#, си#, ми#      б) фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#

      8. В гармоническом мажоре:

         а) повышается VII ступень               б) понижается VI ступень

  1. Главные ступени Ре бемоль мажора:

            а) ре бемоль, фа, ля бемоль                 б) ре, фа диез, ля

  1. Интервальный состав ум VII 7:

а) м.3 + м.3 +б.3                                  б) м.3 + м.3 + м.3

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

6 класс (ф-но,стр.)

                                                       4 четверть

1.   Пентатоника – лад, состоящий из…

         а) 5 ступеней                                              б) из 6 ступеней

2.   Состав уменьшенного трезвучия (ум.53):

         а) б.3 + б.3                                                   б) м.3 + м.3

3.   Главные трезвучия лада строятся на:

      а) устойчивых ступенях                              б) на I, IV, V ступенях

4.   Обращения трезвучий:

        а) трезвучие имеет 3 обращения             б) трезвучие имеет 2 обращения

5.   Обращения D7:

       а) имеет 3 обращения                              б) имеет 2 обращения

6.   Вводные септаккорды:

       а) состоят из устойчивых и неустойчивых звуков          б) из устойчивых звуков

7.   Разрешение вводных септаккордов:

      а) разрешаются в тонический секстаккорд (Т6)      

      б) в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном

8.   Доминантовый секундаккорд (D2):

       а) второе обращение D7                       б) третье обращение D7

9.   D2 строится на:

          а) VI ступени                                        б) на IV ступени

10.   Разрешение D2 :

        а) в тонический квартсекстаккорд( Т 64) с удвоенным основным тоном

       б) в тонический секстаккорд (Т6) с удвоенным основным тоном.

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

7 класс

         

1 четверть

  1. Интервальный состав D7:  

      а) D7 = б.3+м.3+м.3                б) D 7 = м.3+м.3+м.3

  1. Сколько обращений имеет септаккорд?

             а) 2      б)3

  1. VI ступень в тональности Des-dur (гармоническом):    

       а) си бемоль                           б) си дубль бемоль

  1. Параллельная тональность к  dis-moll:

            а) Си мажор    б) Фа мажор    в) Фа диез мажор

  1. Интервальный состав ум.53:

       а) б.3+м.3            б) м.3+б.3            в) м.3+м.3

  1. Обращения трезвучий:

      а) квинтсектаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд

      б) секстаккорд, квартсекстаккорд

  1. На какой ступени строятся вводные септаккорды?

     а) на VII  б)  на IV

  1. В каком ладу строится МVII 7?

            а) в натуральном мажоре   б) в гармоническом мажоре

  1. Характерные интервалы:

        а) ув.4 и ум.5                               б) ув.2, ум.7,ум.4, ув.5                  

  1. На какой ступени строится D 2?

      а) на II   б)  на IV

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

7 класс

2 четверть

  1. Лад с высокой IV ступенью.

       а) фригийский      б) дорийский      в) лидийский       г) миксолидийский

  1.  Лад с низкой II ступенью.

        а) фригийский     б) дорийский      в) лидийский      г) миксолидийский

  1.  Как называется лад, ступени которого не образуют малых секунд?

       а) фригийский     б) дорийский     в) пентатоника      г) лидийский

  1. Назовите лады минорного наклонения.

      а) фригийский, дорийский      б) лидийский, миксолидийский

  1. Интервальный состав ум. VII 7.

        а) ум. VII 7= б.3+м.3+м3    б) ум. VII 7= м.3+м.3+б.3      в) ум. VII 7= м.3+м.3+м.3

  1.  Главные ступени лада.

 а) I, III, V     б) II, IV, VI, VII          в) I, IV, V

  1. Виды трезвучий:

       а) Т 53, S 53, D 53   б) Т 53, Т 6, Т 64       в) Б 53 М 53, ув.53, ум. 53

  1. Тритоны – это…

               а) ув.4, ум.5               б) ум.4, ув.5,             в) ув.2, ум.7

  1. Обращение D7:

      а) секстаккорд,квартсекстаккорд  б) квинтсекстаккорд,терцквартаккорд,

         секундаккорд

  1. Септаккорды – это…

      а) Т53, Т6, Т 64       б) D7, D 65, D 43, D2           в) D7, МVII7, ум. VII7, II7

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Фамилия, имя ученика ------------------------------------

  1. класс (ф-но, стр.)

  1. четверть

  1. Тональности с четырьмя диезами:

                       а) Си мажор, соль диез  минор     б) Ми мажор, до диез минор

  1. D7  имеет:

                         а) 2 обращения       б) 3 обращения

  1. На какой ступени строится D2 ?

                       а) на V    б) на VII    в)на  II    г) на IV

  1. Характерные интервалы:

                        а) ув.4, ум.5               б) ув.2, ум.7, ув.5, ум.4            

  1. На какой ступени строится ув.4 в миноре?

                       а) на IV и VI       б) на VII и II

  1. Интервальный состав Б6

 а) б.3 + ч.4                 б) м.3 + ч.4

                 7.Интервальный состав М6 ?

                      а) б.3 + ч.4                б) м.3 + ч.4

     8.Интервальный состав ув53 ?

        а) м.3 + м.3      б) б.3 + м.3     в) м.3 + б.3       г) б.3 + б.3

       9.Лад с высокой VI ступенью:

                      а) фригийский     б) дорийский     в) лидийский     г) миксолидийский

         10.Септаккорды – это…

  а) D7, D 65, D 43, D 2        б) D 7, II 7, М VII 7, Ум VII 7

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

Итоговый тест – 7

  1. Перечислите известные вам простые интервалы, консонансы, диссонансы.
  2. Назовите характерные интервалы.
  3. В какие интервалы обращаются чистые, малые, большие, увеличенные и уменьшенные интервалы?
  4. Назовите составные интервалы.
  5. Какие вы знаете тритоны?
  6. Какие виды трезвучий Вы знаете? Назовите их.
  7. Сколько обращений имеет трезвучие? Как они обозначаются и как называются?
  8. Как называются трезвучия ,построенные на I, IV, V  ступенях лада?
  9. Назовите интервальный состав Б 53, Б 6, Б 64, М 53, М6, М 64.
  10. В какой аккорд разрешается ув53)
  11. Сколько обращений имеет D 7 и как они называются?
  12. Интервальный состав обращений D 7, куда они разрешаются?
  13. Назовите известные Вам септаккорды.
  14. Как разрешаются вводные септаккорды?
  15. Какой септаккорд строится в мажоре на VII  ступени?
  16.  Что представляет собой гармонический мажор?
  17. Назовите устойчивые и неустойчивые ступени лада.
  18. Какие виды минора вы знаете?
  19.  Как строится мажорная гамма?
  20. Как строится натуральная минорная гамма?
  21. Назовите лады мажорного наклонения.
  22. Назовите лады минорного наклонения.
  23. Как называется лад, ступени которого не образуют малых секунд? Сколько в нем ступеней?
  24. Назовите главные ступени лада.
  25. Перечислите все диезные мажорные тональности по квинтовому кругу.
  26. Перечислите все бемольные мажорные тональности по квинтовому кругу.
  27. Перечислите ключевые знаки диезных и бемольных тональностей в порядке их появления.
  28. На какой ступени появляется новый знак в диезных мажорных тональностях?
  29. На какой ступени появляется новый знак в бемольных мажорных тональностях?
  30. Найдите параллельную Cis – dur, назовите знаки.
  31. Назовите VII  ступень в gis-moll гармоническом.

Список использованной литературы:

  1. Акимова, Л.Ю. Учимся слушать музыку. 4 год обучения. Под ред.Е.Б. Лисянской. – М.,1999.
  2. Брук, Т.Б. Организация контрольных прослушиваний в музыкальной школе и её педагогические принципы. – Пермь, 1974.
  3. Вахромеева , Т. Тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио. - М., 2010.
  4. Древс, У., Фурман Э. Организация уроков. 20 век. Оценки и отметки. – М., 1998.
  5. Есин, А.Б. Русская литература 19 в. Задачи, тесты, полезные игры. – М.: Просвещение, 1984.
  6. Жижокин, С. Имеет ли собака природу Будды, или как родились тесты. – Сельская молодежь, 1993, № 3. – с.28-29.
  7. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.,2017 г.
  8. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 3класс. – М.,2017г.
  9. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 4класс. – М.,2017 г.
  10. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.,2017 г.
  11. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 6класс. – М.,2017 г.
  12. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.,2017 г.
  13. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 5 класс. – М., 1998.
  14. Резникова, Е. Ю.Музыкальные задачки. 2-й класс: рабочая тетрадь по сольфеджио. – Спб.: Композитор Санкт-Петербург,2012.- 80 с., ISBN 978 – 5 – 7379 – 0602 – 3.
  15. Смердова, Т.Г. Тесты по сольфеджио: учебно-методическое пособие. – Изд.2-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 70с., ISMN 979 – 0 – 66003 – 358 – 6.
  16. Яковлев, Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М.,1985, с.123-152.

Интернет-ресурсы:

  1. Москатова, Г.Г. пособие «Тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио» https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/01/24/posobie-testy-po-muzykalnoy-gramote-i-solfedzhio
  2. Пылаева, Н.В. « Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного»

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/11/19/otkrytyy-urok-po-solfedzhio-s-obuchayushchimisya

Содержание:

  1. ВВЕДЕНИЕ                                                                               стр.3-5
  2. 2 класс 1-4 четверть                                                                  стр.6-9
  3. 3 класс 1-4 четверть                                                                  стр.10-13        
  4. 4 класс 1-4 четверть                                                                  стр.14-17
  5. 5 класс 1-4 четверть                                                                  стр.18-21                  
  6. 6 класс 1-4 четверть                                                                  стр.22-25
  7. 7 класс 1-3 четверть                                                                   стр. 26-28
  8. Итоговый тест                                                                             стр.29
  9. Список использованной литературы и Интернет-ресурсы     стр.30                                                                                  

МБОУ ДО «Детская школа искусств г.Сегежи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио»

План методической работы по теме:«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио» 1.     Введение.2.     Работа по развитию мелодического слуха.3....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная грамота с элементами сольфеджио" (2014-2015 уч.г.)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио в младших классах»

Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности....

Музыкальные игры на уроках сольфеджио в подготовительных группах раннего развития музыкальных способностей

Нет необходимости доказывать, что музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активи...

"Тестовые задания по музыкальной литературе в ДМШ и ДШИ. Первый и второй год обучения"

Данное учебно - методическое пособие разработано для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств и предназначено преподавателям теоретических дисциплин для проверки (мониторинга) освоени...

Методическая разработка «Формирование аналитических навыков и активного творческого мышления в процессе анализа музыкального синтаксиса на уроках сольфеджио»

Современный предмет сольфеджио – это целая система развития музыкальных способностей детей, включающая в себя воспитание интонационно-ладового слуха, чувства метро-ритма, приобретения навыков со...

«Работа над музыкальной памятью на уроках сольфеджио»

Хорошая музыкальная память - залог успешного обучения юных музыкантов. Основные методы и приёмы работы над музыкальной памятью на уроках сольфеджио....