разработка урока в 6 классе
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Гутник Лариса Васильевна

разработка урока в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_v_6_klasse.docx28.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 6 классе

Тема урока: Вклад искусства в победу над фашизмом

Цели:

1.Образовательные: познакомить детей с произведениями искусства, которые сыграли важную роль в победе советского народа над фашистской Германией; создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе мыслительной деятельности детей.

2. Воспитательные: воспитывать уважение к истории своего народа; чувство патриотизма; прививать любовь к искусству.

3. Развивающие: развивать у учащихся желание высказывать своё мнение, слушать одноклассников; формировать умение анализировать, выделять главное, делать выводы; развивать речь, мышление, память, внимание детей.

Оборудование:

1.Мультимедийная установка;

3.Запись песни В.Лебедева-Кумача и А.Александрова «Священная война»;

4. Минусовая фонограмма  песен «Тёмная ночь», «Песня защитников Москвы;

5.Презентации:

 - Хроника Великой Отечественной войны (фотографии);

 - Блокадный Ленинград ( фотографии);

 - Дмитрий Шостакович ( фотографии);

 - Карикатуры Кукрыниксов;

 - Ленинградская симфония Д.Шостаковича (тема нашествия) запись музыки

Ход урока

1. Организационный момент

- Садитесь, ребята. Настройтесь на плодотворную работу, хочется сегодня услышать от вас интересные высказывания, поделитесь со мной своими мыслями, чувствами.

2. Сообщение темы урока

-9 мая вся наша страна вновь будет отмечать славную дату Победы советского народа над гитлеровской Германией. Вы это прекрасно знаете, по всей стране в связи с этим проводится огромное количество мероприятий, акций. Существуют такие традиции и в нашей школе. Мы с вами каждый год 9 мая ходим к памятнику погибшим солдатам на торжественный митинг. Сегодня урок будет связан с этой важной датой в истории нашей страны. Без чего не обходится ни один митинг, посвящённый войне?

- Каждый митинг в честь Победы объявляют минуту молчания. Если бы объявить минуту молчания  по всем погибшим в Великой Отечественной войне, то страна молчала бы 38 лет. Представляете, какое это огромное число погибших? Кто из вас  знает количество погибших?   В этой страшной войне наша страна потеряла более 27 млн. человек. Это люди убитые на фронтах, умершие от голода, бомбёжек, замученные в концлагерях. Но, несмотря на все зверства фашистов, советский народ выстоял, одержал победу. Как вы думаете, почему? Ведь знаете, что  Советский  Союз  не ожидал  вероломного нападения со стороны Германии, наша страна была не готова к войне. Очень  много людей погибло  в первые  дни войны.  (Ответы  детей. Здесь  надо  подвести детей к ответу, что не только смелость, отвага, любовь к Родине ит.д. заставляли людей  совершать подвиги, но и искусство сыграло важную роль в поддержке боевого духа, желания уничтожить ненавистного врага).

-Прочтите, пожалуйста, тему урока и скажите, как вы её понимаете.  «Вклад  искусства в победу над фашизмом».

3. Знакомство с новой темой

  -Что  мы относим к искусству? (Ответы) Писатели, поэты, режиссёры, композиторы, операторы, художники, скульпторы - это люди, которые служили и служат искусству. Как вы считаете, нужен был их  труд во время войны или же людям было не до этого? (Здесь мнения детей могут разделиться, но это лишь  создаст на уроке проблемную  ситуацию, дети будут спорить, делать самостоятельные выводы. Самое  главное,  чтобы в конце урока все пришли к выводу, что искусство нужно людям во все времена, а в тяжёлые – тем более.)

 1-й ученик: - Уже на третий день войны - 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи В.Лебедева-Кумача «Священная война»,стихотворение прочитал руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной  Армии А.В.Александров. Оно произвело на него такое  сильное впечатление, что он  сразу же  сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор  объявил:- Будем  разучивать новую песню «Священная война».

 2-й ученик: - Сразу после напряжённой репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на фронт. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится , яблоку негде упасть. А.Александров -слева. На всех новое, ещё не пригнанное  обмундирование. Многие уже успели получить  винтовки, пулемёты, сапёрные лопатки, противогазы, словом всё, что полагается  фронтовику.

3-й ученик: - В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост-  своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это  возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который  объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война»,тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно  затихает…

 4-й ученик: - Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слёзы, и это волнение передаётся исполнителям. У них  у  всех тоже слёзы на глазах…Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд!- пел ансамбль «Священную войну»

 5-й ученик: - Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Её пели всюду- на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлёвских курантов она звучала по радио.

(Исполнение песни «Священная война», на фоне этой песни идёт показ  слайдов с документальной хроникой Великой Отечественной войны).

 -Что вы испытывали, когда смотрели документальные кадры? Оказывается, операторы, фотографы сыграли огромную роль в победе.  На фронт привозили кинопередвижки, солдатам показывали фильмы патриотического характера, знакомили с информацией   на фронтах, и здесь профессия кинооператора была  необходима .Эти  драгоценные кадры, доставшиеся порой ценой жизни военного репортёра, не могут заменить никакие современные художественные постановки.

Когда фашисты подошли совсем близко к Москве  была создана замечательная песня –«Песня защитников Москвы». Композитору и поэту с невероятной силой удалось передать чувства  советских людей вставших на защиту родной столицы: ненависть к врагу, отчаянную решимость отстоять  Москву, уверенность в победе над врагом!

(Исполнение «Песни защитников Москвы»)

 -Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всём, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело.

6-й ученик: - В каждой части, в каждой землянке был свой патефон , набор пластинок. Но пластинок катастрофически не хватало , бойцы требовали , чтобы наряду с боеприпасами в части доставляли пластинки с любимыми песнями.

 Учитывая это обстоятельство, было принято  решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство  грампластинок. Начиная  с октября 1942 года из под пресса  предприятия  пошли на фронт  грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками, Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп.

7-й ученик: - Наряду  с песнями патриотического характера, очень востребованы были лирические песни. Одна из таких песен- песня «Землянка» композитора Константина Листова и поэта  Алексея Суркова.

Песня «В землянке», сразу же безоговорочно была принята_ и сердцем солдата, и сердцем тех ,кто его ждал. Сначала были стихи. «Это были шестнадцать «домашних» строк из письма моей жене Софье Антоновне»,-вспоминал Алексей Александрович Сурков,-« написал я его 27-го ноября 1941 года  после тяжёлого боя под Истрой». Стихи опубликовали в газете «Красноармейская  правда», их увидел композитор Константин Листов, и получилась замечательная песня, согревающая  сердца бойцов и их любимых.

(Исполнение песни «В землянке»)

 -Во время войны снимались фильмы , очень быстро в сжатые сроки. Потом их везли на фронт и показывали бойцам. Песни, которые звучали в фильмах, сразу становились народными и любимыми. Так произошло с песней «Тёмная ночь»  из к/ф «Два бойца», которую исполнил Марк Бернес.

 (Исполнение песни «Тёмная ночь»)

  - Во время войны сочиняли не только песни, но и серьёзную классическую музыку.

8 й ученик: - В 1941 году фашисты рвались к Ленинграду, народ не сдавался, город был взят в кольцо, началась блокада, которая  длилась 900 дней. В город не могли доставить продукты, боеприпасы, дома не обогревались, воду брали из реки Невы. Каждый день люди умирали от голода.( Показ фотографий блокадного Ленинграда)

И вот в такое страшное время композитор Дмитрий Шостакович пишет симфонию. Во время блокады в Ленинграде  Шостакович  вместе со студентами выезжал за город на рытьё окопов, дежурил на крыше консерватории( скидывал с неё фугасные бомбы), а когда стихал грохот бомб, снова приступал к сочинению своей «Ленинградской» симфонии.

(Показ фотографий  Дмитрия Шостаковича)

 9-й ученик:- В дни блокады многие музыканты умерли, репетиции были отменены в декабре 1941 года, но в марте 1942-го они возобновились, и хотя играть могли лишь 15 человек (а вы знаете, что в симфоническом оркестре должно быть не менее 80 музыкантов), но концерты начались. В мае в Ленинград   самолёт  доставил  партитуру  симфонии, с фронта были присланы недостающие музыканты. Исполнению симфонии придавалось огромное значение. Несмотря на бомбёжки и авиаудары, в Большом зале филармонии были зажжены все люстры. 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде прозвучало это мощное произведение. Зал был полон. Исполнение симфонии длилось  80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы получили приказ - во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Многие слушатели плакали.

 10-й ученик: -  Великая музыка  сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время,- веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему  городу, стране .Во время исполнения  симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только ленинградцы, но и немцы. Много позже они признались: «Мы тогда поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способность преодолеть голод, страх и даже смерть». Когда Шостакович закончил свою симфонию, он написал такие строчки: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою  Седьмую симфонию»

(Слушание  фрагмента 7-ой симфонии Д.Шостаковича)

   -А с помощью какого ещё вида искусства советские люди боролись с фашизмом? Ребята, карикатура была необходимой частью пропаганды победы нашего народа, карикатура высмеивала Гитлера и его армию, показывала немцев жалкими, скорее животными, чем людьми. Во время войны трое художников-карикатуристов, их творческий  союз назывался «Кукрыниксы»,нарисовали множество таких сатирических плакатов. В сатирических произведениях Кукрыниксов смех становится поистине грозным оружием в борьбе с врагом. Недаром Гитлер обещал огромные деньги за головы этих художников. Он их ненавидел и боялся. Вот какой силой обладает настоящее искусство!

(Показ  карикатур Кукрыниксов )

4.Подведение итогов

-Нужно ли было в то трудное время искусство для нашего народа, до него ли было?

- Оно было необходимо, так как поднимало настроение, сближало расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут, чтобы с ними не случилось , и это придавало им огромную силу, укрепляло их боевой дух. Искусство удваивало и утраивало силу нашей армии.

-Спасибо вам за хорошую работу на уроке.(Выставление оценок)

-Дома подберите стихи о роли музыки, песни на войне.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...