«ВТОРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР.БАЛЕТ»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

1.Организационный момент,  включающий:

-постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном  этапе урока ( что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке  была зффективной)

-определение целей и задач, которых учитель хочет  достичь на данном этапе урока;

- описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя  учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учётом реальных особенностей класса,  с которым работает педагог)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoroe_puteshestvie_v_muzykalnyy_teatr.balet_.docx23.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1.Организационный момент,  включающий:

-постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном  этапе урока ( что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке  была зффективной)

-определение целей и задач, которых учитель хочет  достичь на данном этапе урока;

- описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя  учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учётом реальных особенностей класса,  с которым работает педагог)

Дети заходят в класс под музыку балета «Щелкунчик».

Здравствуйте, ребята.   Сегодня у нас урок необычный. Мы отправимся с вами во второе удивительное волшебное путешествие: «В музыкальный театр».

НАМНОГО ИНТЕРЕСНЕЕ

ВТОРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН ДРУЖОК

И ПОЙДЁТ УРОК ВАМ В ПРОК

и тема нашего урока  второе путешествие в музыкальный театр.

                          Перед нами стоит задача узнать:

-Что такое балет .

 -История развития балетного искусства.

-Основные понятия жанра.

но сначала давайте вспомним, что нового мы узнали на прошлом уроке

«ВТОРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР.БАЛЕТ»

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

- определение цели, которые учитель ставит перед  учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

-определение цели и задачи, которых учитель хочет достичь на данном этапе  урока;

-описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

- описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

-определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимися не удаётся достичь поставленной цели;

-описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог;

- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

- описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса

Ребята, давайте ответим на вопросы и проверим кто на сколько запомнил все с прошлого урока:

- С какой оперой мы познакомились на прошлом уроке? («Садко»).

- Кто сочинил эту оперу? (Николай Андреевич Римский-Корсаков).

- Какой музыкальный жанр нас привел в оперу? (В оперу нас привела песня).

- Так что же такое опера? Дайте определение. (Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра).

- Что лежит в основе оперного спектакля? (Литературный сюжет).

- Что стало бы с оперой, если бы исчезла литература? А литература?

- Конечно, если бы не было музыки, осталась пьеса-либретто. А не было бы литературы, то и не появился бы жанр оперы.  Подумайте, если бы не было музыки, появился бы жанр балета.

Молодцы ребята! Первое путешествие не прошло зря, теперь мы знаем что такое опера, из чего состоит опера.

- А знаете ли вы, что такое балет?(ответы детей)

Давайте же скорее отправимся в наше путешествие, что бы поскорее познакомится с видом искусства балет, только для начала скажите мне А как нужно вести себя в концертном зале?(ответы  детей)

Ну тогда в добрый путь!

3. Изучение нового учебного материала, включающий:

 - постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнуть учащимися на данном этапе урока);

-определение цели и задачи которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

-изложение основных положений нового учебного материала, которые должны быть освоены учащимися;

-описание форм методов изложения (представление) нового учебного материала;

-описание основных форм и материалов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, в котором работает педагог;

-описание критериев  определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

-описание материалов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

 

Одним из самых красивых музыкально - театральных жанров является балет. Так называют спектакль, в котором объединены музыка, танец, драматическое и изобразительное искусства.   

Балет — искусство довольно молодое, ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения.

Слово «балет» произошло от итальянского слова balletto и от французского слова ballet, что означает танцевать, а на латинском языке ballo – танцую.
- Из чего же слагается балет?( ответы детей)

Балет слагается из взаимодействия хореографии, музыки, литературы, живописи, мастерства актеров-исполнителей.
         Первоосновой для балетного спектакля (так же как и оперного) является либретто.

 

- Ребята, а что такое либретто? (В переводе с итальянского «либретто» означает книжечка. Это краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла).

Самое главное в балете _ танец. Именно в  танце раскрываются содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения и поступки.

  Классический танец – это главная «пластическая речь» в балете.

Развиваясь в течение длительного времени, он приобрел точные, узаконенные формы, стал стройной системой, сложившейся на основе элементов народных танцев и танцев различных эпох. В XVII веке во Франции была разработана терминология классического танца, принятая повсеместно и в настоящее время. Все движения и позы классического танца изящны и возвышенны. У мира балета – сотни своих слов и словечек, без знания которых зритель на балетном спектакле окажется белой вороной. Коротко о некоторых балетных словах.

Па в переводе с французского буквально означает «шаг». Па в балете – это танцевальный шаг, а также танцевальный ход.

Часто главные действующие лица балета танцуют вдвоем. Их дуэт называется па-де-де.  Танец втроем называется па-де-труа, танец четырех исполнителей – па-де-катр, гран-па – большой танец. Так называют отдельные номера балета. А красивым итальянским словом адажио, обозначающим темп движения музыки, в балете называют лирический танец главных героев. Сольные танцы называются в балете вариациями. Подобно оперной арии, балетная вариация словно бы рисует портрет героя, помогает понять его характер. Кроме солистов в балете принимает участие и большая группа артистов, которая называется кордебалет. Роль кордебалета аналогична роли хора в опере. Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят в него разнообразие.
            Составной частью балета является пантомима. В пантомимных сценах актеры мимикой и жестами выражают чувства, переживания героев, передают смысл происходящих событий.

-В Чем же танцуют артисты?(ответы детей)

У танцоров и балерин специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.

  История русского балета, как самостоятельного музыкально-сценического жанра, начинается со 2-ой половины XVIII века. Первое танцевальное действо на сюжет мифа об Орфее было показано иностранцами-гастролерами при дворе царя Алексея Михайловича. Постепенно из дворцовых покоев балет переместился в общедоступные театры горожан. Первоначально во главе русского балетного искусства стояли французские балетмейстеры. 

  Настоящая реформа русского балета связана с именем Петра Ильича Чайковского. Он написал три великих балета: «Лебединое озеро», «Спящая Красавица» и «Щелкунчик». Некоторые фрагменты из этих балетов давно уже стали самостоятельными концертными номерами.

Фрагмент музыки, который вы слышали в начале урока, это фрагмент из «Па-де-де Феи Драже и Принца» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».Давайте посмотрим несколько номеров из балета «Щелкунчик»,но перед этим каждый из Вас познакомится с сюжетом балета, откройте учебники на странице 62.

Сюжет всем ясен, приступаем к просмотру

-Какие номера были знакомы?(ответы детей)

- Какие номера понравились?(ответы детей)

-Молодцы!

А теперь давайте немного отдохнём

Физкультминутку проведём

Дружно все вставайте
И за мною повторяйте!
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Потянулся!

Руки в стороны развёл -

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Ключик золотой достали.

Посидим, а то устали

4. Закрепление учебного материала, включающее:

-постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут на данном этапе урока);

-определение цели и задачи которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которым работает педагог.

-описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

- описание возможных путей и методов  реагирования на ситуации, когда учитель определяет что часть учащихся не освоили новый учебный материал.

 А теперь давайте поиграем и закрепим полученные знания, игра называется «Верю – неверю»

Главным в балете является песня (-)

Слово «балет» произошло от итальянского слова balletto и от французского слова ballet, что означает танцевать, а на латинском языке ballo – танцую(+)

Чайковский написал балет «щелкунчик»(+)

Роль кордебалета аналогична роли хора в опере.(+)

Давайте подведём итог нашего путешествия:

-Понравилось  Вам путешествие?(ответы)

-Что нового узнали на уроке?(ответы)

- Так что же такое балет? (ответы)

- В чем разница между балетом и оперой? (ответы)

- Какой же  музыкальный жанр нас привел в балет? (Танец).

- Ребята, а как  чувства передаются  в балете? (С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов).

Получили ли вы ответы на свои вопросы?

                 Все ли цели урока достигнуты?

5.задание на дом, включающее

- постановка целей самостоятельной работы для учащихся (что должны делать учащиеся в ходе выполнения  домашнего задания);

-определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая  задание на дом;

-определение и разъяснение учащимися критериев успешного выполнения домашнего задания 

Дома вы выполните творческое задание  в рабочей тетради на разворотах «В музыкальном театре» И   для успешного выполнения задания поработайте с учебником на страницах 58-63. На этом наш урок подошёл к концу. Все ребята молодцы ! И закончить урок я хочу песней «Балерина». (ПЕНИЕ ПЕСНИ)

- Урок окончен. До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Урок музыки - 5  класс,   II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...

Конспект урока по теме "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Конспект урока по музыке по программе "Музыка. 5 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская"....

план-конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской обл...

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Театр - здесь искусства в едино сплелись.Театр - здесь мечта и реальность слились… (Владимир Миодушев...

Презентация к уроку музыки по теме " Второе путешествие в музыкальный театр.Балет " 5 класс

Презентация понадобится учителю на протяжении всего урока,от формирования цели урока до окончания урока. Содержит формулировки основных терминов,музыкальные примеры,кроссворд.Презентация разделена на ...

Конспект урока по музыке "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."

Интегрированный урок (взаимосвязь урока литературы и музыки).Учащиеся не только получают новые знания, но и учатся самостоятельно находить новое для себя, работать в группе со сверстниками, раскрывать...