"Особенности проведения урока музыки с детьми с ОВЗ"
методическая разработка по музыке на тему

Харисова Надежда Георгиевна

Учитель музыки должен осознавать идею инклюзии, работать с любым ребенком, видеть индивидуальные возможности каждого ребнка и адаптировать под него элементы программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_provedeniya_uroka_muzyki_s_detmi_s_ovz.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Особенности проведения урока  музыки с детьми с ОВЗ»

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»,  

учитель музыки - Харисова Надежда Георгиевна

Прежде чем начать работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и апробировать адаптированную рабочую программу, учителю музыки, необходимо изучить нормативные требования к педагогу, осуществляемому учебно-воспитательный процесс в рамках инклюзивного образования:

1.Знание нормативно-правовой базы;

2.Наличие специального образования педагога –музыканта, работающего с детьми с отклонениями в развитии, особенно с детьми с расстройством аутистического спектра:

− учитель музыки должен иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины;

− обязательное прохождение профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.

3.Разработка адаптированной образовательной программы на каждого обучающегося с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ.

 В настоящее время в нашей стране разработан, принят и апробирован Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарт, обеспечивает равные возможности получения качественного образования, единство  образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования, определяет требования к структуре адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), условиям их реализации и результатам их освоения. АООП (варианты 1 и вариант 2). Вариант 1 АООП предназначен для учащихся с легкой степенью умственной отсталости. Вариант 2 АООП предназначен для образования детей, имеющих умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР).

Данная категория обучающихся характеризуется  стойким, выраженным недоразвитием познавательной деятельности, вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы. Развитие обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет  собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность  обучающихся и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. В 1 классе по учебному плану отводится 2 часа.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учитывает наличие особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), получивших рекомендацию обучаться по варианту 7.2 отражает современные подходы к образованию этой группы школьников. Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Поэтому содержание программы базируется на принципах дифференцированного и деятельностного подходов.

Следующий шаг учителя музыки заключается в новом подходе к детям с ограниченными возможностями, так как педагог - музыкант должен учитывать не только разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы, но и так же необходимость смены форм, методов и технологий работы в процессе уроков музыки.

Ни для кого не секрет, что учитель музыки –это, прежде всего педагог, хормейстер, музыковед, исполнитель, исследователь, основанный на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания.

Но при работе в инклюзивном классе этого мало, так как деятельность педагога-музыканта направлена не только на всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями, но и соответствующей адаптации к социальной среде.

Прежде всего, учитель музыки должен:

−осознавать идею инклюзии, понимать ее значение и ценность в развитии общества.

−сформировать психологическую готовность принимать и работать с любым ребенком, преодолевая свои страхи и неуверенность.

−творчески относиться к программным и дидактическим средствам обучения.

−понаблюдав за ребенком с ограниченными возможностями, попробовать увидеть индивидуальные возможности каждого ребенка и адаптировать под него элементы программы.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

ОТ ИДЕИ К РЕЗУЛЬТАТУ

− самое главное – это доверие обучающемуся при организации парного или группового взаимодействия, так оно является более эффективным, чем самостоятельная работа.

Следующим этапом работы учителя музыки является внедрение адаптированной образовательной программы по предмету «Музыка» и реализация поставленных целей и задач через различные методы и формы работы.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:

−хоровое и ансамблевое пение;

−пластическое интонирование и музыкально -ритмические движения;

−игра на музыкальных инструментах;

−инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

−освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

На уроках музыки с включением коррекционно-развивающего блока «Ритмика» основывается на взаимодействии движения, музыки, речи. Это позволяет ребенку проявить свои способности в любом виде музыкальной деятельности, раскрепостить творческие возможности воображения и получить новый опыт взаимодействия и общения с учениками в массовом классе.

Это огромная работа над восприятием и включением в свой мир другого, над правильным распознанием эмоций друг друга. Взаимодействие происходит и в кругу, как в группе, так и в паре или тройке, причем ребята выбирают партнеров самостоятельно, тем самым отрабатывая важнейшие элементы коммуникации. Музыкальные игры, песни–инсценировки и музыкально–ритмические упражнения – эффективный путь воспитания двигательной и творческой активности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки. Дети склонны проявлять свои чувства в движениях. Музыка и связанные с ней движения делают ребят более эмоциональными, активными, оживленными на уроках.

Очень важно на данном этапе работы учителю музыки в ходе урока постараться контролировать не дисциплину, а включенность детей с ОВЗ в процесс обучения.

При проведении уроков музыки стараться создавать необходимые условия для эффективной работы на уроке для каждого ученика. «Мы все разные! И иногда нуждаемся в поддержке».

Всегда относиться творчески к пространству класса. Оно тоже должно работать на цели образования и помогать вам в создании условий для разных видов музыкально-педагогической деятельности учеников.

В инклюзивном классе без рефлексивного и творческого отношения педагога к обучению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья практически невозможно, если не обеспечить его качественное доступное образование.

У детей с ограниченными возможностями здоровья вопрос о двигательной активности стоит особенно остро: многие дети не понимают, не хотят, не могут, не умеют (по различным причинам: эмоциональным, психо – физическим и т.д.) самостоятельно включиться в игру. Использование на музыкальных занятиях игровых ситуаций, игровых примеров и, наконец, музыкально – дидактических игр дает возможность увлечь, заинтересовать детей. Фронтальное использование музыкально – дидактических игр на уроках музыки – это еще один прием активизации внимания детей. Приведу пример.

На уроке организую дидактическую игру: учащимся раздаются карточки с ритмическим рисунком музыкального произведения.

Учитель проигрывает песенку, чтобы прослушивался ритм мелодии. Дети должны определить, у кого ритмический рисунок соответствует проигранному.
Музыкальные игры, песни - инсценировки, музыкально – ритмические упражнения вызывают у обучающихся и старших, и младших классов интерес, дети оживляются, стараются выполнить предложенные упражнения с учётом своих возможностей и способностей.

После того, как преодолена скованность обучающихся, учитель музыки должен воспитывать у детей самостоятельность в выполнении задания.
Все музыкальные задания развивают у детей самостоятельность, тем, что обучающемуся самому приходится разбираться в музыке и выполнять связанные с ней действия игры, инсценировки.

Большая двигательная активность нужна обучающимся, когда от них требуется сделать выбор по выполнению музыкальных заданий. Если есть выбор, следовательно, нужна инициатива, и не стоит следовать примеру педагога в выполнении задания. Инициативу и находчивость развивают многочисленные варианты музыки, в которых дети используют знакомые движения, упражнения по своему выбору.
Необходимо у детей с ограниченными возможностями здоровья развивать и
творческую активность.

Творческая активность детей поначалу проявляется в их способностях непосредственно реагировать на музыку движением в свободных видах деятельности.
Под влиянием обучения они все более сознательно и точно, по – своему, изменяют характер знакомых движений в соответствии с характером музыки. Наконец, они сами создают движения, которые выявляют их восприятие музыки.
Основанием для проявления творческой активности должно быть искреннее, живое переживание детьми музыкальных образов в музыкальной игре, песне – инсценировке, музыкально – ритмическом движении.

Во время подлинной творческой деятельности лицо ребенка озаряется радостью, каждое найденное движение придает творческую смелость.
Воспитание творческой активности на уроках музыки учит детей самостоятельно отвечать на музыку и самостоятельно действовать.
         Развивать творческую активность необходимо начинать с первых классов и продолжать во втором и третьем классе и только в четвертом классе дети начинают сознательно искать и находить движения, ритм отвечающие музыке. Учитель музыки должен на каждом уроке отводить несколько минут на творческую активность детей. Желательно предоставлять детям возможность двигаться под несложные музыкальные отрывки, разнообразные по характеру. Например «Веселый поезд» музыка З. Компанйца, слова О. Высотской. «Игра с мишкой» музыка Г.Финаровского, слова В.Антонова. «Летчики» музыка Л. Сидельникова.

Такие импровизации дети очень любят, а педагогу они дают возможность проверять насколько правильно, ярко и детально дети воспринимают музыку.
Применяя эти методы, я заметила что дети запоминают в первую очередь то, что действует на их чувства. Поэтому наиболее
эффективными принципами активности на уроках музыки считаю следующее:

  • насыщенность занятия материалом: учебно-наглядным и музыкально- дидактическим;
  • динамичность урока;
  • заинтересованность детей уроком;
  • эмоциональность преподнесения материала;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку.

Опираясь на эти принципы, используя методы и приемы я готовлю детей быть организованными, дисциплинированными, инициативными и активными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример проведения родительского клуба «Берег детства» на тему: «Особенности взаимодействия с подрастающими детьми. Трудности подросткового возраста»

Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители подростков – возникновение трудностей во взаимодействиях с детьми,  сложности в отношениях, связанные с непослушанием ...

Пример проведения родительского клуба «Берег детства» на тему: «Особенности взаимодействия с подрастающими детьми. Трудности подросткового возраста»

   Актуальность выбранной темы родительского клуба: нами были приглашены родители, которые по особенностям контакта с детьми могут быть охарактеризованы как «контакт ограничивающие»; ...

Особенности проведение коррекционной работы со слабовидящими детьми

Слабовидящий ребенок, как  и здоровый проявляет огромный интерес к изобразительной деятельности. Положительно-эмоциональный настрой, интерес усиливается по мере овладения умениями и навыками изоб...

«ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ».

«ОСОБЕННОСТИ   ПРОВЕДЕНИЯ  ЗРИТЕЛЬНОЙ  ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»....

Особенности проведения урока английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся образуют и используют в связной речи глаголы во F.S. Осознают возможность самореализации изучения иностранного языка....

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 классов. Особенности проведения туристического похода с детьми старшего школьного возраста

Особенности проведения  туристического похода с детьми старшего школьного возраста            На туристской тропе встречаются трудности и да...

Особенности проведения прогулки с детьми начальной школы.

Пребывание детей на свежем воздухе развивает их во всех отношениях. Сюда относится физическое развитие, интеллектуальное и эмоциональное развитие, приобретение  социальных, навыков и культурных п...