Активизация исследовательской деятельности на уроках музыки
статья по музыке по теме

Вовк Татьяна Александровна

В соответствии с современными требованиями образования, главной задачей школы - является подготовка яркой, образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Поэтому, просто необходим поиск новых форм и методов обучения. Исследовательский подход — это широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы и вывода ее на качественно новый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx26.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 АКТИВИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Вовк Татьяна Александровна

МБОУ «Школа №4» г. Муравленко, ЯНАО

Учитель музыки первой категории

В настоящий момент, жизнь ставит перед юными школьниками новые проблемы и задачи, что прямым образом коснулось и музыкального образования в массовых школах. Сегодня, каждому современному общеобразовательному учреждению, в рамках концепции музыкального образования, необходимо ставить акценты на духовно-нравственной сфере и ориентироваться на творческое развитие, в процессе формирования музыкальной культуры. А это значит не только созерцать и слушать музыку, но и создавать те необходимые условия, в которых музыкально-творческое самораскрытие природного потенциала каждого ребенка, будет происходить максимально эффективно - только в этом случае можно будет говорить о целостном и гармоничном музыкальное воспитании и образовании.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителям в процессе воспитания и обучения современных школьников, это не желание учиться. Отсутствие интереса, скука, однообразие, поверхностное освоение программного материала и слабая заинтересованность в успехах, эти составляющие определяют облик многих наших учащихся. Почти все педагоги признают наличие определенного кризиса традиционного образования, все чаще возникают явно выраженные противоречия обучения - стимуляция многократно превосходит мотивацию.

Прежние методы не дают эффективных результатов, и назревает актуальный путь разрешения многих проблем современного урока музыки, это использование современного педагогического метода исследования, который не только формирует и развивает мотивацию учеников, исследование, но и как форма коллективной деятельности, включает в активную работу каждого ученика на весь урок.

Проблема использования исследовательского метода достаточно подробно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы, в частности на уроках музыки, должного внимания не получила и требует дальнейшего изучения, научного обоснования, разработки фундаментальной методической базы. 
     В процессе работы над данной темой изучались труды отечественных и зарубежных музыкантов, педагогов и психологов: Ю. Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, Т. В. Кудрявцева, И.Я. Лернер, С. Л. Рубинштейна и др. 

Понятие «исследовательский метод», было предложено Б.Е. Райковым в 1924 году, под термином он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». Существуют и другие названия этого метода, широко применяющиеся в педагогической литературе: лабораторно–эвристический, эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод проектов и др. Отдельно можно выделить квазиисследовательскую деятельность — исследовательский путь учащегося, который предполагает пройти путь ученого, в результате которого открываются понятия, законы, правила [3, с.582].

Несмотря на то, что Б. Е. Райков считает исследовательский метод не применимым к другим наукам кроме естествознания, все же некоторые ученые - В.А. Шигалев, К.Н. Ягодовский – считают, что исследовательский метод эффективен и должен быть един для всех предметов, изучаемых в школе [5, с.118].

К примеру, на уроке музыки, может быть следующая схема: подготовительная беседа; 2) самостоятельная формулировка учащимися темы урока - исследования (пример: «Музыка на мольберте», «Музыка на картине» и т.п.); 3) коллективное выдвижение гипотезы (пример: «мы предполагаем, что музыку можно нарисовать»; 4) самостоятельная постановка вопросов (задач), ответив на которые в процессе урока учащиеся придут к опровержению или доказательству гипотезы (пример: «Кто рисовал музыку?», «Как нарисовать музыку?», «Зачем музыку рисуют?» 5) групповая работа по обработке  информационных источников, подбор соответствующих примеров или доказательств 6) этап создания рисунков к музыке, исследование принимает форму опытно-экспериментального.

Сущность исследовательского метода состоит в том, что обучающийся ставит в форме исследовательских заданий - проблемы и проблемные задачи, а учащиеся выполняют их совершенно самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск. В этом заключается основная сущность признака исследовательского метода [6, с.35].

 Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования; выявление и формулирование общей проблемы; формулировку гипотез; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез; сбор данных; обсуждение полученных данных; проверку гипотез; формулировку понятий, обобщений, выводов; применение заключений, выводов.

Главной задачей и результатом целенаправленной исследовательской деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.

Методическими основами исследовательского метода на уроках музыки являются:

1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.
2. Поисковая деятельность: неизвестное (о композиторе, эпохе и.т.д.) которое должно быть открыто [1, с. 231].

При практической реализации исследовательского подхода в обучении на уроках музыки необходимо использовать разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную.  В процессе выполнения исследований на уроках музыки у учащихся развивается самостоятельность, формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, художественной, справочной литературой, словарями.

Для реализации целей и задач исследовательского метода, целесообразно применять различные способы и приемы обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.

В рамках исследовательской работы учащиеся сами выбирают тему, формулируют гипотезу и проблему, цели и задачи, определяют актуальность проблемы, последовательность работы, предполагают ожидаемые результаты, перспективы дополнительной возможности развития исследовательской работы.
    За период исследовательской работы учащиеся часто выполняют творческие задачи. Примеры;

  • выразить в стихах гипотезу, проблему или вывод, для использования их в презентации;
  • подобрать картины и стихотворения, созвучные музыкальным произведениям;
  • написать творческие сочинение, подобрать ассоциативное высказывание по прослушанному произведению;
  • проанализировать с помощью творческих карт с вопросами музыкальные произведения;
  • подобрать музыкальные произведения для озвучивания презентации, создать клип в программе powerpoint.

Во 2 классе перед темой «Музыкальные инструменты», предлагается создать мини - исследовательский проект «Мой музыкальный инструмент». Групповая форма работы. Учащиеся мастерят на уроке шумовые инструменты из простых коробочек, баночек, с применением круп, пуговиц и др. материалов. Затем презентуют их на уроке классу, показывают способы игры на них. Работа заключается в исследовании того, что может издавать необычные шумовые звуки: баночки, крышечки, пуговки, столовые принадлежности. После представления инструментов исполняем необычным шумовым оркестром ритмический аккомпанемент к любой известной детской песне, можно из репертуара, исполняемого на уроке «хоровое пение».

В четвертом классе можно провести исследовательский проект по темам понятий, изучаемых на уроках, например,: «Балет» или «Опера». Цель таких проектов - разработка и сочинение своего либретто к новому произведению. Сначала на уроках по этой теме ставится задача - найти и прочитать либретто опер и балетов, показывается, как тесно связаны искусство театра, литературы и музыки. А для закрепления пройденного материала предлагается написать либретто к небольшому музыкально-театральному представлению.

В процессе педагогической деятельности, нередко возникает проблема: как заинтересовать учащихся предметом? Ведь критерием успешности обучения становиться не только результативность в изучении учебных предметов, но и отношение ученика к возможностям собственного познания, приобретения личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами, стремлением самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Анализируя свои уроки, наблюдая за учащимися, вижу, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие.

Поэтому метод исследования открывает учащимся возможность творческого самовыражения в различных формах исполнительской деятельности – хоровом пении, художественной импровизации, музыкально-драматической театрализации. Исследовательский метод реализуется на уроке музыки в процессе всех видов учебной деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданий.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились собирать и обрабатывать информацию, развили умение анализировать, интегрировать и применять полученные ранее знания по предмету «Музыка», у них расширился кругозор, стали более коммуникативными, активно участвуют в деятельности школьной, в конкурсах исследовательских, реферативных работ и сочинений.  

Таким образом, в соответствии с современными требованиями образования главной задачей школы является подготовка яркой, образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Поэтому просто необходим поиск новых форм и методов обучения. Исследовательский подход — это широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы и вывода ее на качественно новый уровень.

Список используемой литературы:

  1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Издательство: Владос. Год издания: 2000 г. - 336 с.
  2.  Брызгалова С.И Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. - Калининград.1998 - 91 с.
  3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки // Избр.Пед.соч. – М.: Педагогика, 1982.-С.582.- 592 с.
  4. Лебедева, Л. И. Метод проектов в продуктивном обучении [Текст] / Л. И. Лебедева, Е. В. Иванова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 116 -120.
  5. Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе [Текст] / М. Б. Романовская // Журнал для администрации школ. – 2007. - № 1. – С. 118 – 143.
  6. Рубинштейн М. М. Исследовательский метод в преподавании// Мир. -1926.-№5. - С.35
  7. Савенков А. И. Творческий проект, или, как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. -  № 4. – С. 144 – 148.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках музыки - как развитие одарённости ребёнка.

Давно уже известно,  что урок музыки это урок творчество,  познавания, сотрудничества и поиска. В современной педагогической концепции большое внимание уделяется раскрытию внутреннего ...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках музыки.

системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.     ...

Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки

Проблема развития мышления во время обучения занимает особое место в школьной практике. Школьник учится думать и думает, учась: там, где нужно найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышлен...

"Активизация познавательной деятельности на уроках музыки с использованием ИКТ"

Анализ психолого- педагогической литературы, проблемы активизации познавательной деятельности в пед. науке, применение ИКТ...

Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки

Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки

Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одной из педагогических технологий и средством реализации ФГОС на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Статья раскрывает эффективность ...

"Активизация мыслительной деятельности на уроке музыки""

В данной статье рассказывается как развивать у ребёнка мышление, научить его анализировать, выделять главное, чтоб достичь нового уровня в знаниях....