Урок музыки «Мир композитора»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Развернутый план-конспект урока музыки в 5 классе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме:

«Мир  композитора»

 Цыганова О.С. , учитель музыки

МОУ «Ялгинская СОШ»

Класс 5  (по программе  Т.И.Науменко,  В.В.Алеев)

 ( 3 четверть)

Тема урока:  «Мир композитора»

Тип  – формирование новых знаний и способов действия.

Форма -   урок-путешествие.

Цели деятельности учителя: показать многогранность музыки; создать условия для свободных высказываний (рассуждений, предположений) по вопросу: «Кто и как может открывать нам музыкальные звучания, передавая в них свои мысли и чувства?»; воспитанию чувства патриотизма и любви к своей Родине; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся, развитию и углублению  интереса к музыке и музыкальной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся  слушать и анализировать лучшие образцы русской музыкальной культуры прошлого и настоящего, познакомятся с творчеством великого русского композитора М.И.Глинки, углубят  понимание стиля композитора; получат возможность развивать логическое мышление, вокальные и исполнительские  способности.

Метапредметные:

  • познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и строят рассуждения;
  • коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
  • регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, принимают средства реализации этих целей и применяют их на практике;

Личностные – чувство гордости за свою Родину, российский народ  и  историю России, осознание своей этнической и национальной  принадлежности на основе изучения музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России; оценивают результаты деятельности.

Методы:

-  метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

-  метод «выхода за пределы музыки»;

- метод тождества и контраста;

- метод создания «композиций»;

 - метод эмоциональной драматургии.

Музыкальный материал:

1.  «Новый день»  А.Ермолов

2.  «Все еще впереди» А.Ермолов

3.  Видеофильм о жизни и творчестве М.И.Глинка

4. «Арагонская хота» М.И.Глинка

5. Романс «Жаворонок» М.И.Глинка

6. Фрагменты оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинка

                             Ход урока:

 I. Постановка учебной задачи.

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке музыки. И сегодня наш урок мы начнем с исполнения песни «Новый день».

                        Исполнение песни «Новый день» А.Ермолова

Учитель:  - Какое настроение создает эта песня?

Дети:  Радостное, бодрое, Энергичное

Учитель: - Эта песня народная или композиторская? Старинная или современная?

Дети: Песня современная  и,  скорее всего, – композиторская.

Учитель:  - Автором этой песни является современный композитор А. Ермолов. Он подарил детям огромное количество замечательных песен.

(Слайд 1)

Учитель: - Вот с этой позитивной песней я приглашаю вас совершить путешествие в мир композиторов, которые дарят нам свою замечательную музыку.

(Слайд 2)

Учитель: - Из чего состоит мир композиторов? У вас на столах лежит карточка со словами. Выберите из них те, которые  могут передать мир композитора.

                                   Работа с карточкой.

                                     Ответы учащихся.

 (Слайд 3)

Учитель:  - Из чего состоит музыка?

Дети: - Из нот, инструментов, мелодии, темпа, ритма, динамики и т.д.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: - Мы уже с вами познакомились со многими  композиторами. Вспомните композиторов, чью музыку мы слушали и анализировали.

                                     Ответы учащихся

Учитель:  Давайте проверим, кого из них вы узнаете?

Слайд 4 – Учащиеся по портретам называют известных им композиторов

Учитель: - А теперь у вас на партах лежат листочки с заданиями. Вы должны, прослушав фрагмент произведения, соединить фамилию композитора с названием прозвучавшего произведения.

                             Проведение музыкальной викторины.

                          По окончании дети озвучивают свои ответы.

Учитель: Ну, что же, вы хорошо справились с двумя заданиями. Но ведь любое путешествие всегда приносит нам что-то новое. Например: встречи, знакомства, открытия. Я приглашаю вас окунуться в мир жизни и творчества великого русского композитора М.И.Глинки.

                               Просмотр видеоролика о жизни М.И.Глинки.

Учитель: - Что вы узнали о жизни этого композитора?

                                   Ответы учащихся.

Учитель: - О каких произведениях шла речь?

                                   Ответы учащихся.

Учитель: - Все творчество Глинки можно разделить на 3 больших раздела: оперное творчество, оркестровые произведения и вокальная музыка.

(Слайд 5)

Учитель:  Давайте познакомимся с вокальной музыкой М.И.Глинки.

«Жаворонок» - слушание.

Учитель: Как звучит эта песня?

Учитель: Какой голос ее исполнил?

Учитель: Что такое сопрано?

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности способствовали передаче образа жаворонка?

                                         Ответы учащихся

Учитель:  Вы правильно ответили на мои вопросы.  Из видеофильма вы узнали, что М.И.Глинка  очень  много путешествовал. Он  «впитывал» в себя культуру другого народа, а по возвращении на родину, передавал в собственной музыке впечатления от увиденного и услышанного. Так ,  вернувшись из Испании, Глинка сочиняет увертюру «Арагонская хота».  Хота – это название испанского народного танца, а Арагон – одно из живописных местечек в Испании. Давайте послушаем это произведение. Обратите внимание на необычный инструмент при исполнении музыки.

«Арагонская хота» - слушание.

Учитель:  Какой инструмент вы услышали ?

Дети: Какой-то инструмент, напоминающий по звучанию трещетки.

Учитель:  Это испанский народный инструмент – кастаньеты.

                                     Показ кастаньет

Учитель: - Ну а теперь определите жанр вот этого произведения М.И.Глинки.

                 Учащиеся слушают фрагмент из оперы «Иван Сусанин»

Учитель: - Почему вы решили, что это фрагмент из оперы? Что такое опера?

                         Составление кластера к слову «опера»

Учитель: - Молодцы, ребята, М.И.Глинка написал 2 оперы: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»

Учитель: - Фрагмент какой оперы мы прослушали с вами?

 Дети:  Прозвучала  «Ария  Сусанина» из оперы «Иван Сусанин»

Учитель: - Что вы знаете об истории этого произведения?

                                Ответы учащихся.

Учитель: - Да, ребята, идею оперы Глинке подсказал поэт Жуковский. Это подлинно историческое событие 1612 г. «Смутного времени», когда отряды поляков пытались захватить русского царя Михаила Федоровича. Поляки заставили костромского крестьянина Ивана Сусанина быть их проводником. Но Сусанин завел захватчиков в непроходимый лес и погубил их, погибнув при этом.

Учитель: - Как вы думаете, как заканчивается эта опера: трагически или торжественно?

                                Предположительные  ответы  учащихся

Учитель: - Давайте посмотрим последнюю сцену этой оперы.

                 Просмотр видеоролика,  хор «Славься»

Учитель: - Кого прославляет хор в опере?

Учитель: - Как он звучит?

Учитель: - Как вы думаете, эта опера только историческая или она имеет патриотическое значение?

Ответы учащихся

Учитель: - Да, ребята, его творчество глубоко патриотично, он стремился своим искусством служить народу и оставил нам прекрасные мгновения наслаждения музыкой.

Итак, наше путешествие подходит к концу. Заполните маршрутный лист и выразите в цвете впечатление от прослушанной музыки.

III. Рефлексия  учебной  деятельности.

            - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

           - Какое произведение оставило наиболее яркое впечатление?

В конце урока – исполнение  песни А.Ермолова « Все еще впереди»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...