Главные вкладки

    Урок музыки по теме "Камерная музыка"
    план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

    Макеева Наталья Михайловна

    Урок музыки по теме "Камерная музыка"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Камерная музыка.

    Слайд 3

    Камерная музыка – это произведения малой формы, которые исполняются небольшим количеством музыкантов.

    Слайд 4

    Камерная музыка – (итальянское camera , буквально – комната).

    Слайд 5

    Дирк Гальс «Домашний концерт », Татьяна Назаренко «Домашний концерт»

    Слайд 6

    Джордж Гамильтон Баррабл «Песня без слов », Эдуард Мане «Флейтист»

    Слайд 8

    Серенада - в прежние времена так называлась песня трубадуров. Теперь под этим названием подразумеваются песня о любви , которую исполняет кавалер в вечернее время под окном своей возлюбленной. При этом певец сам себе аккомпанирует на гитаре, мандолине или лютне.

    Слайд 9

    Баллада - Так называется музыкальное произведение, написанное на легендарный или исторический сюжет. Оно несет в себе повествовательное, эпическое и в то же время лирическое начало. Первые музыкальные баллады появились в Шотландии и Англии. Они исполнялись солистом в сопровождении хора, повествуя о различных исторических, сатирических или драматических событиях. Основоположником этого жанра в вокальном искусстве считается Ф. Шуберт.

    Слайд 10

    На слайде выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные. серенада; ноктюрн ; фуга; баллада прелюдия; этюд; баркарола; романс; соната; Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры, а в другой – камерные инструментальные жанры.

    Слайд 11

    Серенада (фр. serenade , от итал . serenata , от sera — вечер) — вокальная музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес инструментальных, лирического, мечтательного характера. Фу́га (от лат. fuga — «бегство», «погоня») — музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде... Баллада ( итал . Ballata , фр. и нем. Ballade , англ. Ballad ), первоначально обозначала плясовую песнь ( итал . ballo — пляска). Прелю́дия (от лат. prae … — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

    Слайд 12

    Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Баркаро́ла (от итал . barca — «лодка») — народная песня венецианских гондольеров. Рома́нс в музыке — вокальное произведение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Сона́та ( итал . sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

    Слайд 13

    Романс – это жанр камерной вокальной музыки. Он появился в Испании. Романс – это песня о любви. И не только о любви, но и о других чувствах человека.

    Слайд 14

    Инструментальное сопровождение в романсе играет такую же важную роль, как мелодия и поэтический текст. Иногда аккомпанемент, как бы «договаривает» то, о чём поётся в романсе.

    Слайд 15

    В произведении М.А. Балакирева подчёркнуто вокальное начало. Очень важную роль играют изобразительные интонации аккомпанемента. Изобразительное начало, которое мы слышали во вступлении к романсу М.И. Глинки представлено очень ярко и более виртуозно. Что касается музыкальной формы, то явно прослеживается куплетность , но во втором куплете к концу звучит новый музыкальный материал, которого не было в романсе и который обогащает этот образ и придаёт этой транскрипции «живописное» звучание.

    Слайд 16

    живописность и виртуозность этой миниатюры. Так мог написать только тот композитор, который в совершенстве владел инструментом. Вот одно из воспоминаний ученика М.А. Балакирева , В.А. Золотарёва: «Каков был Балакирев как пианист? Только теперь, по прошествии многих десятков лет, могу я ответить на этот вопрос. Игра Балакирева поистине незабываема; и по прошествии полустолетия , слушая лучших пианистов, не можешь не вспомнить об его исполнении. Да, конечно, великолепна та «окраска» звука, которую теперь нередко встречаешь у пианистов. Да, конечно, фортепианная техника теперь далеко ушла вперед и подчас поражает слушателя. Но в том-то и дело, что, слушая игру Балакирева , мы забывали и думать о технике, настолько у него всё было напоено музыкой и настолько легко, непринуждённо, не исключая и самых трудных пассажей, подчинено этой музыке».

    Слайд 17

    «Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка». Так сказал об исполнительском мастерстве Ференца Листа Г. Гейне. В XIX веке транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение. Наиболее ярко этот жанр представлен в творческом наследии выдающегося венгерского композитора Ф. Листа. Огромной популярностью пользовались этюды Ф. Листа по каприсам Н.Паганини


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Камерные музыкальные жанры Как переводится слово «камерная»? На какие две группы делится вся камерная музыка?

    Слайд 2

    3. вокальная музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. 4. инструментальная пьеса лирического, мечтательного характера. БАРКАРОЛЛА ЭТЮД СЕРЕНАДА РОМАНС НОКТЮРН БАЛЛАДА ФУГА

    Слайд 3

    5. музыкальная инструментальная полифоническая пьеса. 6. вокальное произведение об историческом событии. БАРКАРОЛА ЭТЮД СЕРЕНАДА РОМАНС НОКТЮРН БАЛЛАДА ФУГА

    Слайд 4

    7. инструментальная пьеса, предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. 8. народная песня венецианских гондольеров-лодочников. 9. вокальное произведение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания БАРКАРОЛЛА ЭТЮД СЕРЕНАДА РОМАНС НОКТЮРН БАЛЛАДА ФУГА



    Предварительный просмотр:

    Камерные музыкальные жанры

    СЕРЕНАДА — ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ИСПОЛНЯЕМАЯ В ЧЬЮ-ТО ЧЕСТЬ. 
    НОКТЮ́РН (ОТ ФР. NOCTURNE — «НОЧНОЙ») — РАСПРОСТРАНИВШЕЕСЯ С НАЧАЛА XIX ВЕКА НАЗВАНИЕ ПЬЕС  ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ,  ЛИРИЧЕСКОГО, МЕЧТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. 
    ФУ́ГА (ОТ ЛАТ. FUGA — «БЕГСТВО», «ПОГОНЯ») — МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ НАИВЫСШИМ ДОСТИЖЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ.
    БАЛЛАДА (ИТАЛ. BALLATA, ФР. И НЕМ. BALLADE, АНГЛ. BALLAD), ПЕРВОНАЧАЛЬНО ОБОЗНАЧАЛА ПЛЯСОВУЮ ПЕСНЬ (ИТАЛ. BALLO — ПЛЯСКА). 
    ПРЕЛЮ́ДИЯ (ОТ ЛАТ. PRAE… — ПЕРЕД И ЛАТ. LUDUS — ИГРА) — ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ КОРОТКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НЕ ИМЕЮЩЕЕ СТРОГОЙ ФОРМЫ

    ЭТЮ́Д (ФР. ÉTUDE «ИЗУЧЕНИЕ») — ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПЬЕСА, КАК ПРАВИЛО, НЕБОЛЬШОГО ОБЪЁМА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЯ.
    БАРКАРО́ЛА (ОТ ИТАЛ. BARCA — «ЛОДКА») — НАРОДНАЯ ПЕСНЯ ВЕНЕЦИАНСКИХ ГОНДОЛЬЕРОВ.
    РОМА́НС— ВОКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НАПИСАННОЕ НА НЕБОЛЬШОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

     СОНА́ТА (ИТАЛ. SONARE — ЗВУЧАТЬ) — ЖАНР ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ, СОЧИНЯЕТСЯ ДЛЯ КАМЕРНОГО СОСТАВА ИНСТРУМЕНТОВ И ФОРТЕПИАНО. КАК ПРАВИЛО, СОЛО ИЛИ ДУЭТА.

    Камерные музыкальные жанры

    СЕРЕНАДА — ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ИСПОЛНЯЕМАЯ В ЧЬЮ-ТО ЧЕСТЬ. 
    НОКТЮ́РН (ОТ ФР. NOCTURNE — «НОЧНОЙ») — РАСПРОСТРАНИВШЕЕСЯ С НАЧАЛА XIX ВЕКА НАЗВАНИЕ ПЬЕС  ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ,  ЛИРИЧЕСКОГО, МЕЧТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. 
    ФУ́ГА (ОТ ЛАТ. FUGA — «БЕГСТВО», «ПОГОНЯ») — МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ НАИВЫСШИМ ДОСТИЖЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ.
    БАЛЛАДА (ИТАЛ. BALLATA, ФР. И НЕМ. BALLADE, АНГЛ. BALLAD), ПЕРВОНАЧАЛЬНО ОБОЗНАЧАЛА ПЛЯСОВУЮ ПЕСНЬ (ИТАЛ. BALLO — ПЛЯСКА). 
    ПРЕЛЮ́ДИЯ (ОТ ЛАТ. PRAE… — ПЕРЕД И ЛАТ. LUDUS — ИГРА) — ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ КОРОТКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НЕ ИМЕЮЩЕЕ СТРОГОЙ ФОРМЫ

    ЭТЮ́Д (ФР. ÉTUDE «ИЗУЧЕНИЕ») — ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПЬЕСА, КАК ПРАВИЛО, НЕБОЛЬШОГО ОБЪЁМА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЯ.
    БАРКАРО́ЛА (ОТ ИТАЛ. BARCA — «ЛОДКА») — НАРОДНАЯ ПЕСНЯ ВЕНЕЦИАНСКИХ ГОНДОЛЬЕРОВ.
    РОМА́НС— ВОКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НАПИСАННОЕ НА НЕБОЛЬШОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

     СОНА́ТА (ИТАЛ. SONARE — ЗВУЧАТЬ) — ЖАНР ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ, СОЧИНЯЕТСЯ ДЛЯ КАМЕРНОГО СОСТАВА ИНСТРУМЕНТОВ И ФОРТЕПИАНО. КАК ПРАВИЛО, СОЛО ИЛИ ДУЭТА

    Камерные музыкальные жанры

    СЕРЕНАДА — ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ИСПОЛНЯЕМАЯ В ЧЬЮ-ТО ЧЕСТЬ. 
    НОКТЮ́РН (ОТ ФР. NOCTURNE — «НОЧНОЙ») — РАСПРОСТРАНИВШЕЕСЯ С НАЧАЛА XIX ВЕКА НАЗВАНИЕ ПЬЕС  ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ,  ЛИРИЧЕСКОГО, МЕЧТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. 
    ФУ́ГА (ОТ ЛАТ. FUGA — «БЕГСТВО», «ПОГОНЯ») — МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ НАИВЫСШИМ ДОСТИЖЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ.
    БАЛЛАДА (ИТАЛ. BALLATA, ФР. И НЕМ. BALLADE, АНГЛ. BALLAD), ПЕРВОНАЧАЛЬНО ОБОЗНАЧАЛА ПЛЯСОВУЮ ПЕСНЬ (ИТАЛ. BALLO — ПЛЯСКА). 
    ПРЕЛЮ́ДИЯ (ОТ ЛАТ. PRAE… — ПЕРЕД И ЛАТ. LUDUS — ИГРА) — ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ КОРОТКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НЕ ИМЕЮЩЕЕ СТРОГОЙ ФОРМЫ

    ЭТЮ́Д (ФР. ÉTUDE «ИЗУЧЕНИЕ») — ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПЬЕСА, КАК ПРАВИЛО, НЕБОЛЬШОГО ОБЪЁМА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЯ.
    БАРКАРО́ЛА (ОТ ИТАЛ. BARCA — «ЛОДКА») — НАРОДНАЯ ПЕСНЯ ВЕНЕЦИАНСКИХ ГОНДОЛЬЕРОВ.
    РОМА́НС— ВОКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НАПИСАННОЕ НА НЕБОЛЬШОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

     СОНА́ТА (ИТАЛ. SONARE — ЗВУЧАТЬ) — ЖАНР ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ, СОЧИНЯЕТСЯ ДЛЯ КАМЕРНОГО СОСТАВА ИНСТРУМЕНТОВ И ФОРТЕПИАНО. КАК ПРАВИЛО, СОЛО ИЛИ ДУЭТА


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

    Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...

    Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

    Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....

    011. Конкурсные по МХК методическая разработка к уроку 13 по теме Музыка Барокко, Презентация, Тесты

    Материалы, подготовленные к конкурсу по МХК (методическая разработка к уроку 13 по теме Музыка Барокко, Презентация, Тесты)...

    014. Конкурсные по МХК методическая разработка к уроку 13 по теме Музыка Барокко, Презентация, Тесты

    Материалы, подготовленные к конкурсу по МХК (методическая разработка к уроку 13 по теме Музыка Барокко, Презентация, Тесты)...

    Урок музыки по теме "Музыка моего народа".

    Разработанный урок по программе Д.Б.Кабалевского соответствует ФГОС. Подробно расписаны действия учители и учащихся, ход урока, цели и задачи....

    Шекспировский урок. Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира.

    Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира "Красота и цельность человеческой души в творчестве У.Шекспира"....