Урок музыки по теме "Камерная музыка"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Макеева Наталья Михайловна

Урок музыки по теме "Камерная музыка"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Камерная музыка.

Слайд 3

Камерная музыка – это произведения малой формы, которые исполняются небольшим количеством музыкантов.

Слайд 4

Камерная музыка – (итальянское camera , буквально – комната).

Слайд 5

Дирк Гальс «Домашний концерт », Татьяна Назаренко «Домашний концерт»

Слайд 6

Джордж Гамильтон Баррабл «Песня без слов », Эдуард Мане «Флейтист»

Слайд 8

Серенада - в прежние времена так называлась песня трубадуров. Теперь под этим названием подразумеваются песня о любви , которую исполняет кавалер в вечернее время под окном своей возлюбленной. При этом певец сам себе аккомпанирует на гитаре, мандолине или лютне.

Слайд 9

Баллада - Так называется музыкальное произведение, написанное на легендарный или исторический сюжет. Оно несет в себе повествовательное, эпическое и в то же время лирическое начало. Первые музыкальные баллады появились в Шотландии и Англии. Они исполнялись солистом в сопровождении хора, повествуя о различных исторических, сатирических или драматических событиях. Основоположником этого жанра в вокальном искусстве считается Ф. Шуберт.

Слайд 10

На слайде выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные. серенада; ноктюрн ; фуга; баллада прелюдия; этюд; баркарола; романс; соната; Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры, а в другой – камерные инструментальные жанры.

Слайд 11

Серенада (фр. serenade , от итал . serenata , от sera — вечер) — вокальная музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес инструментальных, лирического, мечтательного характера. Фу́га (от лат. fuga — «бегство», «погоня») — музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде... Баллада ( итал . Ballata , фр. и нем. Ballade , англ. Ballad ), первоначально обозначала плясовую песнь ( итал . ballo — пляска). Прелю́дия (от лат. prae … — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

Слайд 12

Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Баркаро́ла (от итал . barca — «лодка») — народная песня венецианских гондольеров. Рома́нс в музыке — вокальное произведение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Сона́та ( итал . sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

Слайд 13

Романс – это жанр камерной вокальной музыки. Он появился в Испании. Романс – это песня о любви. И не только о любви, но и о других чувствах человека.

Слайд 14

Инструментальное сопровождение в романсе играет такую же важную роль, как мелодия и поэтический текст. Иногда аккомпанемент, как бы «договаривает» то, о чём поётся в романсе.

Слайд 15

В произведении М.А. Балакирева подчёркнуто вокальное начало. Очень важную роль играют изобразительные интонации аккомпанемента. Изобразительное начало, которое мы слышали во вступлении к романсу М.И. Глинки представлено очень ярко и более виртуозно. Что касается музыкальной формы, то явно прослеживается куплетность , но во втором куплете к концу звучит новый музыкальный материал, которого не было в романсе и который обогащает этот образ и придаёт этой транскрипции «живописное» звучание.

Слайд 16

живописность и виртуозность этой миниатюры. Так мог написать только тот композитор, который в совершенстве владел инструментом. Вот одно из воспоминаний ученика М.А. Балакирева , В.А. Золотарёва: «Каков был Балакирев как пианист? Только теперь, по прошествии многих десятков лет, могу я ответить на этот вопрос. Игра Балакирева поистине незабываема; и по прошествии полустолетия , слушая лучших пианистов, не можешь не вспомнить об его исполнении. Да, конечно, великолепна та «окраска» звука, которую теперь нередко встречаешь у пианистов. Да, конечно, фортепианная техника теперь далеко ушла вперед и подчас поражает слушателя. Но в том-то и дело, что, слушая игру Балакирева , мы забывали и думать о технике, настолько у него всё было напоено музыкой и настолько легко, непринуждённо, не исключая и самых трудных пассажей, подчинено этой музыке».

Слайд 17

«Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка». Так сказал об исполнительском мастерстве Ференца Листа Г. Гейне. В XIX веке транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение. Наиболее ярко этот жанр представлен в творческом наследии выдающегося венгерского композитора Ф. Листа. Огромной популярностью пользовались этюды Ф. Листа по каприсам Н.Паганини


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Камерные музыкальные жанры Как переводится слово «камерная»? На какие две группы делится вся камерная музыка?

Слайд 2

3. вокальная музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. 4. инструментальная пьеса лирического, мечтательного характера. БАРКАРОЛЛА ЭТЮД СЕРЕНАДА РОМАНС НОКТЮРН БАЛЛАДА ФУГА

Слайд 3

5. музыкальная инструментальная полифоническая пьеса. 6. вокальное произведение об историческом событии. БАРКАРОЛА ЭТЮД СЕРЕНАДА РОМАНС НОКТЮРН БАЛЛАДА ФУГА

Слайд 4

7. инструментальная пьеса, предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. 8. народная песня венецианских гондольеров-лодочников. 9. вокальное произведение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания БАРКАРОЛЛА ЭТЮД СЕРЕНАДА РОМАНС НОКТЮРН БАЛЛАДА ФУГА



Предварительный просмотр:

Камерные музыкальные жанры

СЕРЕНАДА — ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ИСПОЛНЯЕМАЯ В ЧЬЮ-ТО ЧЕСТЬ. 
НОКТЮ́РН (ОТ ФР. NOCTURNE — «НОЧНОЙ») — РАСПРОСТРАНИВШЕЕСЯ С НАЧАЛА XIX ВЕКА НАЗВАНИЕ ПЬЕС  ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ,  ЛИРИЧЕСКОГО, МЕЧТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. 
ФУ́ГА (ОТ ЛАТ. FUGA — «БЕГСТВО», «ПОГОНЯ») — МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ НАИВЫСШИМ ДОСТИЖЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ.
БАЛЛАДА (ИТАЛ. BALLATA, ФР. И НЕМ. BALLADE, АНГЛ. BALLAD), ПЕРВОНАЧАЛЬНО ОБОЗНАЧАЛА ПЛЯСОВУЮ ПЕСНЬ (ИТАЛ. BALLO — ПЛЯСКА). 
ПРЕЛЮ́ДИЯ (ОТ ЛАТ. PRAE… — ПЕРЕД И ЛАТ. LUDUS — ИГРА) — ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ КОРОТКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НЕ ИМЕЮЩЕЕ СТРОГОЙ ФОРМЫ

ЭТЮ́Д (ФР. ÉTUDE «ИЗУЧЕНИЕ») — ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПЬЕСА, КАК ПРАВИЛО, НЕБОЛЬШОГО ОБЪЁМА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЯ.
БАРКАРО́ЛА (ОТ ИТАЛ. BARCA — «ЛОДКА») — НАРОДНАЯ ПЕСНЯ ВЕНЕЦИАНСКИХ ГОНДОЛЬЕРОВ.
РОМА́НС— ВОКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НАПИСАННОЕ НА НЕБОЛЬШОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

 СОНА́ТА (ИТАЛ. SONARE — ЗВУЧАТЬ) — ЖАНР ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ, СОЧИНЯЕТСЯ ДЛЯ КАМЕРНОГО СОСТАВА ИНСТРУМЕНТОВ И ФОРТЕПИАНО. КАК ПРАВИЛО, СОЛО ИЛИ ДУЭТА.

Камерные музыкальные жанры

СЕРЕНАДА — ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ИСПОЛНЯЕМАЯ В ЧЬЮ-ТО ЧЕСТЬ. 
НОКТЮ́РН (ОТ ФР. NOCTURNE — «НОЧНОЙ») — РАСПРОСТРАНИВШЕЕСЯ С НАЧАЛА XIX ВЕКА НАЗВАНИЕ ПЬЕС  ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ,  ЛИРИЧЕСКОГО, МЕЧТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. 
ФУ́ГА (ОТ ЛАТ. FUGA — «БЕГСТВО», «ПОГОНЯ») — МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ НАИВЫСШИМ ДОСТИЖЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ.
БАЛЛАДА (ИТАЛ. BALLATA, ФР. И НЕМ. BALLADE, АНГЛ. BALLAD), ПЕРВОНАЧАЛЬНО ОБОЗНАЧАЛА ПЛЯСОВУЮ ПЕСНЬ (ИТАЛ. BALLO — ПЛЯСКА). 
ПРЕЛЮ́ДИЯ (ОТ ЛАТ. PRAE… — ПЕРЕД И ЛАТ. LUDUS — ИГРА) — ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ КОРОТКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НЕ ИМЕЮЩЕЕ СТРОГОЙ ФОРМЫ

ЭТЮ́Д (ФР. ÉTUDE «ИЗУЧЕНИЕ») — ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПЬЕСА, КАК ПРАВИЛО, НЕБОЛЬШОГО ОБЪЁМА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЯ.
БАРКАРО́ЛА (ОТ ИТАЛ. BARCA — «ЛОДКА») — НАРОДНАЯ ПЕСНЯ ВЕНЕЦИАНСКИХ ГОНДОЛЬЕРОВ.
РОМА́НС— ВОКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НАПИСАННОЕ НА НЕБОЛЬШОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

 СОНА́ТА (ИТАЛ. SONARE — ЗВУЧАТЬ) — ЖАНР ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ, СОЧИНЯЕТСЯ ДЛЯ КАМЕРНОГО СОСТАВА ИНСТРУМЕНТОВ И ФОРТЕПИАНО. КАК ПРАВИЛО, СОЛО ИЛИ ДУЭТА

Камерные музыкальные жанры

СЕРЕНАДА — ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ИСПОЛНЯЕМАЯ В ЧЬЮ-ТО ЧЕСТЬ. 
НОКТЮ́РН (ОТ ФР. NOCTURNE — «НОЧНОЙ») — РАСПРОСТРАНИВШЕЕСЯ С НАЧАЛА XIX ВЕКА НАЗВАНИЕ ПЬЕС  ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ,  ЛИРИЧЕСКОГО, МЕЧТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. 
ФУ́ГА (ОТ ЛАТ. FUGA — «БЕГСТВО», «ПОГОНЯ») — МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ НАИВЫСШИМ ДОСТИЖЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ.
БАЛЛАДА (ИТАЛ. BALLATA, ФР. И НЕМ. BALLADE, АНГЛ. BALLAD), ПЕРВОНАЧАЛЬНО ОБОЗНАЧАЛА ПЛЯСОВУЮ ПЕСНЬ (ИТАЛ. BALLO — ПЛЯСКА). 
ПРЕЛЮ́ДИЯ (ОТ ЛАТ. PRAE… — ПЕРЕД И ЛАТ. LUDUS — ИГРА) — ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ КОРОТКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НЕ ИМЕЮЩЕЕ СТРОГОЙ ФОРМЫ

ЭТЮ́Д (ФР. ÉTUDE «ИЗУЧЕНИЕ») — ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПЬЕСА, КАК ПРАВИЛО, НЕБОЛЬШОГО ОБЪЁМА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЯ.
БАРКАРО́ЛА (ОТ ИТАЛ. BARCA — «ЛОДКА») — НАРОДНАЯ ПЕСНЯ ВЕНЕЦИАНСКИХ ГОНДОЛЬЕРОВ.
РОМА́НС— ВОКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НАПИСАННОЕ НА НЕБОЛЬШОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

 СОНА́ТА (ИТАЛ. SONARE — ЗВУЧАТЬ) — ЖАНР ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ, СОЧИНЯЕТСЯ ДЛЯ КАМЕРНОГО СОСТАВА ИНСТРУМЕНТОВ И ФОРТЕПИАНО. КАК ПРАВИЛО, СОЛО ИЛИ ДУЭТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....

Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....

Самоанализ урока музыки для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Самоанализ составлен для урока по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

презентация составленна по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе Алеева,Науменка в 5 классе....