Разработка программы формирования УУД на уроке музыки.
методическая разработка по музыке на тему

Андреева Светлана Викторовна

     УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)). УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_programmy_formirovaniya_uud_na_uroke_muzyki.docx35.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка программы формирования УУД на уроке музыки.

  1. Понятие УУД.
  2. Формирование и развитие УУД у школьников.
  3. Программа по формированию УУД на уроках музыки.

     1.  В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

     В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

     Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно - смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

     Теоретико-методологическая основа понятия универсальные учебные действия.

     Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.

     УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова[1].

     Универсальные учебные действия в современном школьном образовании.

     УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)). УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий[2][3][4].

     Существуют определенные различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе, связанные с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов.

     Поскольку УУД относятся к личностным и надпредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, их освоение невозможно отнести исключительно к конкретному учебному предмету, но можно отнести к определенной теме.

     Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Для этого ФГОС предусматривает наличие в каждой школе на каждой ступени программы формирования УУД.

     Ведущую роль в формировании УУД также играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.

     2. Формирование и развитие УУД у школьников. 

     Функции универсальных учебных действий.

     К функциям универсальных учебных действий относятся:

- обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

     Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться[5].

     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования большое внимание уделяет формированию и развитию у школьников универсальных учебных действий (УУД): личностных,  регулятивных, познавательных и коммуникативных.

     Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

     Они обеспечивают:  

- осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

- формирование уважительного отношения к  культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;

- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

     Регулятивные действия  обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

     Они обеспечивают  учащимся возможность научиться:  

- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

- предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

- мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

     Познавательные универсальные действия на уроке музыки: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие  музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео - и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний  в области музыкального искусства.

     Они обеспечивают учащимся умение:

- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

- понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

- приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности;

- создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

      Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

     К ним относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 - дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

3. Программа по формированию УУД на уроках музыки.

     Алгоритм составления программы формирования УУД:

1-й шаг. Учитель вместе с учениками планирует работу по овладению предметными умениями и навыками.

2-й шаг. В соответствии с планом каждую неделю ученики вместе с учителем выбирают одно из умений, записывают его («На этой неделе мы будем стараться…») и развивают его на всех уроках.

3-й шаг. На основе разработанного плана корректировки учитель на уроках по предмету подбирает такие задания, которые способствуют формированию умения. Наиболее эффективно делать это вместе с учениками. В индивидуальной коррекции большую помощь может оказать школьный психолог.

4-й шаг. Используя интегрированные проверочные работы по проверке предметных результатов (универсальных учебных действий), учитель проводит в течение года (ближе к концу) предварительную диагностику степени сформированности умений.

5-й шаг. По результатам диагностики сформированности умений разрабатывается план корректировки конкретных умений. В нём фиксируются те умения, которые слабо сформированы у всех учеников класса и у отдельных учеников.

6-й шаг. На основе разработанного плана корректировки учитель на уроках подбирает такие задания, которые способствуют формированию необходимых умений. Наиболее эффективно делать это вместе с учениками. В индивидуальной коррекции большую помощь может оказать школьный психолог.

     Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

     Всё это обусловило необходимость разработки программы формирования универсальных учебных действий.

     Программа должна быть составлена на основе требований  Стандарта второго поколения, к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,  примерной  образовательной программы начального общего образования, методических рекомендаций[6].

     Реализация программы должна осуществляется комплексно через учебный процесс, внеурочную, внеклассную и внешкольную   деятельность,  преемственность от дошкольного к начальному общему образованию.

     Цель такой программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения предметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

     Задачи такой программы:

- установить ценностные ориентиры начального образования;

- определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

- выявить в содержании предметных линий  универсальные учебные действия  и  определить условия формирования  в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

     В программе формирования универсальных учебных действий должны быть представлены:

- ценностные ориентиры содержания начального общего образования;

- характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов обязательной части учебного плана и  части формируемой образовательным учреждением (отдельные предметы и внеурочная деятельность);

- типовые задачи формирования   личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;  

- описание  преемственности программы  формирования   универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию;

- роль информационно-коммуникационных технологий в формировании универсальных учебных действий.

     Результативность реализации программы формирования универсальных учебных действий.

     Качество и эффективность реализации программы развития УУД в значительной степени зависят от осознания учителями значимости этого компонента начального общего образования[7], их профессионализма, взаимодействия с психологической службой сопровождения. Любое задание по предмету должно рассматриваться учителем как основание для формирования универсальных учебных действий (причем в рабочих программах следует точно определить для себя, какого именно).

    Определение результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий на этапе промежуточного контроля и оценки может быть осуществлено при помощи психологических методик, методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью проведения опросов).

     В ходе разработки Программы определяются основные этапы развития универсальных учебных действий на уроке музыки в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта[8].

     1 этап. Определение ценностных ориентиров обучения на основе ФГОС. Формулирование цели формирования универсальных учебных действий, приоритетных умений, необходимых и достаточных для успешного осуществления школьниками определённой совокупности действий, обеспечивающих их «умение учиться». Вычленение сути изменений способов учебно-познавательной деятельности ученика и учителя в их технологическом аспекте.

     2 этап. Определение ориентировочной основы для формирования УУД на основе разработанных научных подходов в образовании.

     3 этап. Определение содержательных (предметных и внеурочных[9]) и технологических линий, обеспечивающих освоение учащимися универсальных учебных действий. Нахождение конкретных форм универсальных учебных действий. Определение связей универсальных учебных действий с содержанием предметной дисциплины.

     4 этап. Определение условий, влияющих на реализацию программы развития УУД. Подготовка диагностического минимума для определения уровней сформированности универсальных учебных действий учащихся.

     5 этап. Разработка типовых заданий формирования универсальных учебных действий по предмету для учащихся.

                                                                                        Выполнила Андреева С.В.


[1] Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). М.: Гардарики, 2002. Зинченко В.П. 

[2] http://минобрнауки.рф/документы/922

[3] http://минобрнауки.рф/документы/938

[4] http://минобрнауки.рф/документы/2365

[5] Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Арефьева О.М. «Особенности формирования коммуникативных УУД младших

школьников» - журнал «Начальная школа»№ 2/ 2012г., с. 74

[6] «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.

[7] Инновационная оценочная деятельность как фактор формирования универсальных учебных действий младших школьников // Наука и школьная практика. – 2010. - № 11. И.Е. Сюсюкина.

[8] Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

[9] Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках музыки

Выступление на городском методическом объединении...

Формирование УУД, построение урока музыки в рамках ФГОС

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектиров...

методическая разработка "Формирование УУД на уроках музыки в 6 классе общеобразовательной школы"

методическая разработка рассматривает возможности формирования УУД с использованием дополнительного учебного материала. Основной метод работы на уроках - проблемно-поисковый в опоре на межпредметные с...

Педагогические условия для формирования мотивации на уроках Музыки

Педагогические условия для формирования мотивации на уроках музыки:1. Историко-теоретический аспект;2. Особенности учебной мотивации младших школьников;3. Роль учителя в формировании учебной мотивации...

Статья "МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ"

    Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В работе предложен подход формирования толерантности учеников средней школы на уроках музыки. Новизной предло...

Формирование УУД на уроках музыки

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь учитель должен учащимся дать не только знания по предмету и научить их применять на практике, но и должен привить две...


 

Комментарии

Макеева Наталья Михайловна

Спасибо, за прекрасный методический материал. Обязательно использую в своей работе.