Формирование УУД на уроках музыки
статья по музыке на тему

Бабичева Наталья Александровна

Выступление на городском методическом объединении

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

формирование универсальных учебных действий на уроках музыки

Бабичева Наталья Александровна учитель музыки МБОУ Лицей №112. Контактные телефоны: д. т. 464 – 318, с. т. 8 923 720 71 53

Перемены, произошедшие в России за последние годы, диктуют необходимость в новых подходах к образованию. Современное общество требует от человека постоянно учиться, развиваться и самосовершенствоваться. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность найти необходимую информацию, осмыслить и применить ее. Вот почему сейчас приоритетным является умение учиться, самостоятельно находить и осваивать новые знания.

«Предмет «Музыка» развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира» - читаем у авторов программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. «…он способствует формированию духовно – нравственного, эмоционально – ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям музыкальной культуры…». А Сухомлинский В. А. утверждал - «Музыка -  могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

В процессе деятельностного освоения курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие образовательные результаты:                                                              

личностные (хочу)

предметные (знаю)

метапредметные (могу, хочу)

Эти результаты достигаются посредством универсальных учебных действий (УУД)

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. В более узком понимании термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, т. е. умение учиться.

Разработчиками ФГОС выделены следующие виды УУД:                

личностные                                                                                                                   регулятивные                                                                                                             познавательные                                                                                                            коммуникативные.

Авторы программы «Музыка» Е.Д. Критская, Е.Д. Сергеева, Т.С. Шмагина выделяют дополнительно в начальной школе – логические УУД, в среднем звене – коммуникативные УУД.

 Прежде чем говорить о педагогических приемах формирования УУД, уточним, в чем они выражаются в контексте предмета «Музыка».

Личностные УУД – в стремлении реализации своего творческого потенциала; готовности выражать и отстаивать свою творческую позицию; в формировании представлении о нравственности и развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости на основе восприятия мировой музыкальной классики, в формировании мотивации к музыкальному творчеству…

Регулятивные УУД – в умении ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей; в планировании собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» музыки (импровизации); в сравнении изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках…

Познавательные УУД – в сравнении, анализе, рассуждении; в формировании интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей, к особенностям музыкальной культуры своего края; в усвоении терминов и понятий музыкального языка; в адекватном восприятии музыкальных произведений, в осознании многозначности содержания их образов….

Коммуникативные УУД – в решении учебных задач совместно с одноклассниками и учителем в процессе музыкальной, художественно – творческой, исследовательской деятельности; в формировании адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования; в самооценке; в поиске разрешения конфликтных ситуаций…

Логические УУД – во владении умениями и навыками образно – смыслового анализа; в умении проводить сравнение; в постановке и формулировании проблемы……

Информационные УУД – во владении навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, словарями, CD - ROM, Интернетом; в самостоятельном поиске и отборе информации, необходимой для решения учебных задач; в развитии критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации; в применении для решения учебных задач проектно -  исследовательской деятельности……

Обратимся к уроку музыки.  

Мы все понимаем, что в процессе обучения важную роль играет не только содержание, но и форма подачи музыкального материала. Что каждый акт художественно – педагогического взаимодействия на уроке музыки будет одновременно нацелен на достижение личностных, и предметных, и метапредметных результатов. Что каждый из нас способен проектировать и проектирует задания, развивающие уровень владения УУД.

Например, при знакомстве с жанром марша и его разновидностями можно просто рассмотреть марш как определенный устоявшийся в музыке жанр. Различать военные, спортивные, траурные марши. Найти общие для них черты. Но можно построить «наоборот». Поставим ребенка в воображаемую жизненную ситуацию: - Пришла беда, надо защищаться, ты должен объединить людей, ЧТО ты сделаешь? – Крикну, созову всех…- Ну и кричи, созывай. Все услышат твой призыв? – Тогда возьму трубу, сыграю «зов»…. Ребята «выращивают» интонацию зова, как необходимость собрать всех вместе….-Итак – все собрались. Очень много людей. Идем в поход. Ты возглавляешь людей – все идут за тобой. Ты ушел вперед, другие позади и тебя не видят, некоторые отстали или вообще пошли в другую сторону. Все идут бесформенной толпой, мешая друг другу…-Что делать?...- Надо сочинить марш!

Творческий «эксперимент» заключается в том, чтобы самим из «россыпи» звуков создать обобщенную ритмо - интонацию.

Какие УУД формируются в данном случае? Личностные- понимание значения музыки в жизни общества; опыт сотворчества в процессе «сочинения», восприятия, музицирования. Познавательные – владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания; поиск и использование в практической деятельности нужной ритмо – интонации. Логические- умение проводить сравнение; выявление логики возникновения и развития музыкального образа. Регулятивные- планирование собственных действий в процессе «сочинения» (импровизации); прогнозирование результатов музыкальной деятельности; понимание и  оценка воздействия музыки разных жанров; проявление способности к саморегуляции. Коммуникативные- формирование умения планировать учебное сотрудничество; поиск способов разрешения конфликтных ситуаций.  

А. П. Бородин Квартет № 2 (Ноктюрн)

Наша задача – воспринять и осознать образы этого произведения, соотнести это с жанром, в котором написана данная часть квартета, вспомнить состав струнного квартета….. Для этого организовывается работа в группах.

1 группа получает задание поработать со словарем эмоциональных терминов Ражниковой и через слово дать характеристику музыке.

2 группа работает с цветовой палитрой, создает зримый образ музыки.

3 группа, опираясь на иллюстрацию с изображением инструментов симфонического оркестра, выявляет состав исполнителей. Надо сказать, что при первом прослушивании был дан вариант в исполнении Лондонского филармонического оркестра. И это усложнило задачу.

  Каждая группа представила результаты своей деятельности, прошло обсуждение – дискуссия, повторное слушание. В заключение я предлагаю определения нескольких музыкальных жанров, а дети выбрали  нужное. В результате все поставленные задачи были решены.

Какие УУД формировались в процессе этой работы? Личностные - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей; осознание особенностей музы - ки русских композиторов; личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств. Познавательные - усвоение терминов и понятий         музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта. Регулятивные - планирование действий в процессе восприятия; совершенствование действий контроля; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыке языком разных искусств. Коммуникативные - решение учебных задач совместно с одноклассниками и учителем; формирование способности вступать в контакт; совершенствование навыков развернутого  высказывания; знакомство с различными социальными ролями. Информационные - владение навыками работы с различными источниками: словарь  Ражниковой, схема расположения инструментов симфонического оркестра; самостоятельный поиск, извлечение и классификация информации.

Ф. Шопен Этюд № 12

Чтобы полнее принять и осмыслить образы этого произведения, я читаю фрагмент из письма Ф. Шопена: « Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как хочется. В гостиных претворяюсь спокойным, а вернувшись домой – бушую за фортепиано»…..Слушаем этюд….- Что услышали?...Мы как будто оказались на площади, загроможденной баррикадами. Слышим возгласы ораторов, гнев повстанцев. А кто услышал – оратор закончил свою речь? ….дети высказывают и аргументируют свое мнение и мы повторно слушаем финал, последние такты….- Что услышали? … -Там как будто бы нет последнего аккорда, речь внезапно оборвалась… -Чем заканчивается этюд? – паузой. - Пауза обычно бывает  внутри произведения. А здесь? Почему…?  Ответов множество и каждый отражает какие то новые грани образа этого мощного произведения.

УУД, формируемые на примере данного произведения. Личностные - понимание жизненного содержания классического произведения; вхождение в мир духовных ценностей произведения искусства; влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; понимание представителей другой национальности; личностное освоение музыкальных образов. Познавательные - усвоение терминов и понятий музыкального языка; познание приемов развития музыкального образа. Регулятивные - саморегуляция волевых усилий в   процессе работы над восприятием музыкальных образов; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней. Коммуникативные - формирование способности высказывать свою точку зрения, а  так же слушать и понимать точку зрения собеседника; вести дискуссию. Информационные - владение навыком работы с аудиотекстом.  

 Концерт. П. И. Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

Этот прием позаимствован мной из книги М.С. Казинника «Тайны гениев 2».  Наша цель – принять и осознать образы музыки П. И. Чайковского и познакомиться с новым для третьеклассников музыкальным жанром. После разучивания украинской песни «Веснянка» слушаем музыку Чайковского. Говорим о музыке, о том, что солистом является фортепиано…..Я говорю, что это произведение называется КОНЦЕРТ для фортепиано с оркестром. На слайде презентации появляется значение слова на итальянском и латинском языках, а так же определение жанра. Обращаем внимание на противоположное значение слова КОНЦЕРТ в итальянском и латинском языках.

-Как же так? Почему такое стройное произведение носит название, несущее в себе одновременно и согласие и состязание?... А ведь в мире все так! И в природе так! (приводим примеры). Все в гармони, и все в движении, состязании. – Давайте построим модель нашего мира . (делимся на группы).

1 группа утверждает, что все в мире устроено так: па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА

2 группа говорит, что все совсем наоборот: ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да…  Сначала свое утверждение проговаривает одна группа, а затем другая. Вот вам и конфликт – состязание. А теперь вместе, но не сразу:

1 -  па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА

2-             ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да… А это уже согласие!

Но ведь есть и другое мнение.

 3 группа говорит: та-ти-та-ти-та-ти-та-ти…

4 группа утверждает: век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты, век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты…. А теперь все вместе:

1 -  па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА

2-             ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да…

3 -                              та-ти-та-ти-та-ти-та-ти…

 4                                               век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты, век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты…

Потрясающее ощущение от этого звучания! Что это? КОНЦЕРТ нашей ВСЕЛЕННОЙ!.......                                        

УУД, формируемые в процессе этой работы. Личностные - интерес к музыке и музыкальной деятельности; привлечение жизненно – музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальным произведением; опыт сотворчества в процессе восприятия и музицирования. Познавательные - познание разнообразных явлений окружающего мира, природы, вселенной в процессе эмоционально – осознанного восприятия жизненного содержания музыкального произведения; усвоение терминов и понятий музыкального языка. Логические - выявление логики развития музыкального образа на основе понимания интонационно – временной природы музыки. Регулятивные - формирование эмоционально – осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально – творческой деятельности. Коммуникативные - формирование навыков учебного сотрудничества; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий.

Вот таким образом я провожу работу по формированию УУД на своих уроках.

Используемая литература: «Уроки музыки. Поурочные разработки 1-4 классы 3- е издание» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Москва «Просвещение» 2014г.

 «Уроки музыки. Поурочные разработки 5-6 классы - е издание» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Москва «Просвещение» 2014г

М. С. Казиник «Тайны гениев - 2 или  Волновые пути к музыке» Динатон, Москва 2010г..   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД, построение урока музыки в рамках ФГОС

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектиров...

методическая разработка "Формирование УУД на уроках музыки в 6 классе общеобразовательной школы"

методическая разработка рассматривает возможности формирования УУД с использованием дополнительного учебного материала. Основной метод работы на уроках - проблемно-поисковый в опоре на межпредметные с...

Педагогические условия для формирования мотивации на уроках Музыки

Педагогические условия для формирования мотивации на уроках музыки:1. Историко-теоретический аспект;2. Особенности учебной мотивации младших школьников;3. Роль учителя в формировании учебной мотивации...

Разработка программы формирования УУД на уроке музыки.

   УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня обще...

Статья "МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ"

    Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В работе предложен подход формирования толерантности учеников средней школы на уроках музыки. Новизной предло...

Формирование УУД на уроках музыки

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь учитель должен учащимся дать не только знания по предмету и научить их применять на практике, но и должен привить две...