5 класс Музыка и Литература. Романс
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Брызгалова Ольга Юрьевна

Взаимодействие музыки и литературы на примере вокальной музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._muzyka_i_lit-ra_romans.docx36.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету Музыка в 5 классе

1 четверть урок № 4  по теме:

Вокальная музыка.

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с взаимодействием  музыки и литературы  на примере песенного  жанра.
  2. Расширить знания детей о  жанре романса, средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с романсами А. Варламова и А. Рубинштейна на стихи М. Лермонтова «Горные вершины».
  2. В процессе урока научить детей  анализировать литературный текст и средства музыкальной выразительности.
  3. Развивать способности учащихся выразительно исполнять мелодию романса.

Тип урока:  изучение нового материала

Планируемые результаты.

Предметные:

  • понимание учащимися красоты  и выразительности в песне через произведения русских композиторов и поэтов;
  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения е явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

Личностные:

  • развитие художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
  • формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы;
  • развитие способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
  • овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования;
  • выражение  положительного отношения к процессу познания; проявление  внимания, желания узнать больше.

Метапредметные:

Регулятивные

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

Познавательные

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
  • умения определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

Коммуникативные

  • участвовать в коллективном обсуждении и аргументировать свое мнение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Образовательные ресурсы: 

  • Учебник «Музыка. 5 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева; 2017 г.
  • CD-диск «Комплекс уроков по музыке. 5 класс»
  • Фонохрестоматия. 5 класс;
  • Фортепиано.

Раздаточный материал:  таблицы: «Средства музыкальной выразительности»,  «Словарь  эмоционально-образного содержания музыки»

Ход урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

  1. Повторение.

Учитель. На предыдущих уроках мы узнали, что разные виды искусства могут встречаться и дополнять друг друга. Какие виды искусства мы обсуждали?

Ученики. Музыку и литературу.

Учитель.  В каких музыкальных произведениях они встречаются?

Ученики. В песне, опере, балете, мюзикле…

Учитель. Мы также вспомнили разнообразные жанры русских народных песен, давайте их назовем:

Ученики. Хороводные, игровые, лирические, плясовые и т.д.

Учитель. Рассказывают народные песни о разном, а  какие  образы встречаются почти в каждой народной песне? Например, «Во поле береза стояла», «Калинка-малинка», «Грушица кудрявая»…

Ученики. Образы природы.

2. Введение темы.

Учитель. Сегодня мы более подробно поговорим об еще одном песенном жанре. Послушайте и определите его название: композиторская или народная песня, а может быть, это особый вид песни.

М. Глинка романс «Жаворонок» - слушание.

Ученики. Я думаю, что это – романс.    

Учитель. Совершенно верно. А чем отличается романс от песни?

Ученики. Это песня о любви.              

Учитель. Хорошо, а в чем состоят музыкальные различия?

Ученики. В романсе более нежная, плавная мелодия. Она очень выразительная, спокойная.  

Учитель. Используют ли авторы романсов образы природы и для чего?

Ученики.Да, для того, чтобы лучше выразить чувства человека.    

Учитель. Давайте посмотрим в учебнике определение романса. (Чтение определения и краткая  запись в тетрадь).

3. Знакомство со стихотворением «Горные вершины».

Учитель. В учебнике вы видите небольшое стихотворение. Его сочинил немецкий поэт Гете, а на русский язык перевел русский поэт М. Лермонтов (запись в тетрадь названия, авторов). Давайте его прочитаем. Выразительное чтение стихотворения «Горные вершины».

Горные вершины спят во тьме ночной,

Тихие долины полны свежей мглой.

Не пылит дорога, не дрожат листы…

Подожди немного, отдохнешь и ты.

Учитель. Можно на это стихотворение сочинить романс,  добавив к  тексту мелодию?  

 Ученики. Да.

Учитель. Какую?

Ученики. Плавную, тихую, спокойную, нежную.

Учитель. Почему?  О чем рассказывает стихотворение? Какие образы можно здесь услышать?

Ученики. Образы  природы: горы, долины,  дорога, листы деревьев…

Учитель. В какое время суток, года упоминаются эти образы?

Ученики. Ночью, в теплое время года: весна или лето.

Учитель. Какие ощущения или чувства передают слова стихотворения?

Ученики. Покой, безветрие, тишина, сон…

Учитель. Как относится сам автор к тому, что он описывает?

Ученики. С радостью, любовью,  восторгом (необыкновенно сильное чувство радости и красоты).

Учитель. Есть ли упоминание о человеке?

Ученики. Да.

 Учитель. Что о нем говорит поэт?

Ученики. Если человек устал, то природа может дать ему отдых, покой…

4. Знакомство с романсами «Горные вершины».

Учитель. Не один, а два композитора сочинили романсы, в основе которых это стихотворение. Это русские  композиторы  – Александр Варламов и Артур Рубинштейн. (Запись в тетрадь)

Романс «Горные вершины»  Гете – Лермонтов

Варламов А.

Рубинштейн А.

Учитель. Давайте послушаем, как звучат эти романсы. Ваша задача – проанализировать каждую мелодию и записать в тетрадь особенности их музыкальной выразительности. Для этого можно использовать таблицы: «Средства музыкальной выразительности», «Словарь эмоционально-образного содержания музыки».

а). Романс А. Варламова «Горные вершины» - слушание 1-го куплета, анализ средств выразительности и заполнение таблицы.

Учитель. Как звучала мелодия?

Ученики. Медленно, лениво, плавно, тягуче, плавно, тихо…

Учитель. Какое настроение или чувства она передавала?

Ученики. Как будто все спит, музыка звучала очень спокойно…

Учитель. Кто исполнял этот романс? Какой певческий голос?

Ученики. Мужской, средний голос (баритон)  и фортепиано.

Учитель. Что хотел сказать или выразить  композитор такой мелодией?

Ученики. Он хотел изобразить  ночную тишину и покой, передать ощущение сна, отдыха.

 (Вывод записываем в тетрадь)

б). Романс А. Рубинштейна «Горные вершины» - слушание, анализ средств выразительности и заполнение таблицы.

Учитель. А теперь давайте послушаем другой романс «Горные вершины» А. Рубинштейна и выполним такое же задание.

Как звучала мелодия?

Ученики. Плавно, красиво,  то тихо, то громко…

Учитель. Какое настроение она создавала?

Ученики. Очень взволнованное, яркое…

Учитель. Кто исполнял этот романс?

Ученики. Два певческих голоса – мужской и женский, оба – высокие (тенор и сопрано), фортепиано.

Учитель.  Что хотел выразить композитор таким звучанием  музыки?

Ученики. Он хотел показать красоту ночного пейзажа, величие гор в ночной тишине, выразить свой восторг.

(Вывод записываем в тетрадь)

Учитель. Почему эти два романса такие разные?

Ученики. Потому что композиторы по-разному прочитали текст этого стихотворения.

Учитель. Что помогло композиторам выразить свои ощущения?

Ученики. Интонации, движение в музыке, певческие голоса, звучание аккомпанемента…

Учитель. Домашнее задание запишем в дневник:

- прослушать эти два романса еще раз, подумать, какой из них вам понравился больше и записать свой ответ в тетрадь.

5. Вокально-хоровая работа.

Учитель. А сейчас давайте вспомним знакомый нам романс «Жаворонок».

1 куплет – распевание (1-ая фраза исполняется от ми, фа, фа-диез, соль),

                  повторение текста и мелодии.

Прочитайте текст 2-го куплета. О чем здесь говорится: о природе или человеке?

Ученики. О человеке.

Учитель. Приведите пример.

Ученики. «Лейся песенка моя, песнь надежды сладкой!»

 Учитель.О чем же эта песня, как вы думаете?

Ученики. О  любви.

Учитель. Какие слова это подчеркивают и как нужно их исполнить?

Ученики. «Песнь надежды сладкой» - исполнить взволнованно, с воодушевлением/радостью.

Учитель. Кому эта песня посвящается? – «Кто-то вспомнит про меня и вздохнет украдкой.»

Ученики. Неизвестному  возлюбленному или возлюбленной.

Учитель. А почему этот «кто-то» вздыхает и что означает слово «украдкой»?

Ученики. Потому что они в разлуке. Украдкой – в тишине,  в темноте.

Учитель. Почти верно, а точнее «украдкой» - наедине, в укромном месте. Как мы споем слова о любви?

Ученики. Нежно, тихо, ласково…

Учитель. Давайте каждое предложение споем с особым чувством, чтобы все переживания героя романса были «слышны» при исполнении (работа над выразительным исполнением по фразам и предложениям):

Ветер песенку несет,

А кому – не знает.

Та, кому она – поймет,

От кого – узнает.

Лейся, песенка моя,

Песнь надежды сладкой!

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнет    украдкой.

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнет    украдкой.

свободно, радостно

мягко, задушевно

уверенно, ярко

радостно

призывно, громко, размашисто

акцентируем  слово «сладкой»

тихо, выделяем слово «про меня»

грустно, слово «вздохнет» оборвать (как вздох),

слово «украдкой» - нежно

слово «меня» - громко, с замедлением и остановкой

нежно и спокойно

Учитель. Вы почувствовали, как выразительно можно исполнить мелодию, показать интонацией  мельчайшие настроения и  эмоции  человека? Давайте соединим эти разные  оттенки  в рамках одного куплета.

Выразительное исполнение 2-го куплета романса.

Учитель. Вам понравилось? Почему?

Ученики. Да, потому что было  интересно, мы, как будто рассказывали про себя…

6. Рефлексия

Учитель. Что  еще необычного вы узнали или почувствовали сегодня на уроке?

Ученики.

Что  мелодия в песне может рассказывать о том, что ты переживаешь прямо  сейчас.

Музыка может передать любые чувства и настроения человека.

Музыка может заставить другого человека почувствовать грусть или радость…

Учитель. Как называется такая самая выразительная песня?

Ученики. Романс!!!

7. Подведение итогов

Учитель. Скажите, кто из вас сегодня был:

  • самым  активным?
  • самым точным?
  • самым внимательным?
  • самым творческим?

Ученики  оценивают свою работу на уроке.

Дополнительные материалы (таблицы)

Средства музыкальной выразительности

Мелодия - Интонация

Плавно, отрывисто, резко, широко, распевно, тяжело, легко, энергично, нежно, торжественно, величаво …

Ритм (длинные и короткие звуки)

Маршево, танцевально, размеренно, пунктирный ритм – прерывисто…

Темп (скорость)

Медленно, лениво, умеренно,  быстро, живо, подвижно,  стремительно…

Динамика (громкость)

Громко – форте, тихо - пиано, с нарастанием/с уменьшением громкости,  еле слышно,

Тембр (голоса музыкальных

 инструментов или певческие голоса)

Струнные (скрипка, альт, виолончель, контрабас)

Деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот)

Медные духовые (труба, тромбон, туба)

Ударные (литавры, большой барабан, колокольчики, тарелки, кастаньеты, ксилофон, треугольник)

Лад (мажор- минор)

Светло – темно, радостно – грустно, ясно – пасмурно)

Регистр (высота)

 Высокий, средний и низкий регистр (звуки)


СЛОВАРЬ   ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО   СОДЕРЖАНИЯ   МУЗЫКИ

Веселая

Радостная

Игривая

Задорная

Звонкая

Озорная

Шутливая

Бойкая

Забавная

Резвая

Прыгучая

Скачущая

Солнечная

Сверкающая

Ослепительная

Плясовая

Улыбающаяся

Живая

Яркая

Лучезарная 

Спокойная

Добрая

Неторопливая

Убаюкивающая

Колыбельная

Мягкая

Плавная

Напевная

Протяжная

Хороводная

Мирная

Безмятежная

Добродушная

Наивная

Светлая

Прозрачная

Беззаботная

Покорная

Невозмутимая

Неприхотливая

Взволнованная

Встревоженная

Стремительная

Вьюжная

Ненастная

Тревожная

Беспокойная

Торопливая

Щемящая

Трепещущая

Отчаявшаяся

Раскаявшаяся

Надломленная

Торжественная

Праздничная

Бодрая

Важная

Маршевая

Четкая

Отчетливая

Гордая

Могучая

Победная

Величественная

Призывная

Ликующая

Восторженная

Пышная

Шумная

Жизнеутверждающая

Оптимистичная

Грациозная

Эффектная

Таинственная

Сказочная

Волшебная

Колючая

Пугливая

Осторожная

Загадочная

Настороженная

Острая

Подкрадывающаяся

Поэтичная

Возвышенная

Мечтательная

Одухотворенная

Сердечная

Задушевная

Трепетная

Душевная

Напевная

Проникновенная

Чуткая

Лиричная

Завороженная

Грустная

Печальная

Жалобная

Тоскливая

Скорбная

Хмурая

Плачущая

Просящая  

Серьезная

Сдержанная

Суровая

Мужественная

Бесстрашная

Боевая

Смелая

Отважная

Решительная

Богатырская

Грозная

Динамичная

 

Тяжелая

Грузная

Громоздкая

Мощная

Неуклюжая

Угловатая

Густая

Насыщенная  

Нежная

Ласковая

Задумчивая

Мечтательная

Легкая

Светлая

Трогательная

Приветливая

Доверчивая

Беззлобная

Страшная

Зловещая

Грубая

Сердитая

Недовольная

Темная

Трагичная

Тягучая

Грозная

Злая



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка и литература. Романс "Жаворонок", презентация

Связь музыки с литературой на примере романса М.И.Глинки "Жаворонок", презентация к уроку музыки, 5 класс...

Урок музыки в 5 классе по программе Алеева "Романса трепетные звуки"

Использованна технология критического мышления....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС "Романса трепетные звуки" (5 класс)

2 четверть, 3 урок (5 класс)Тема: Романса трепетные звукиЦель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романсаЗадачи урока:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне клю...

Конспект урока по музыке по теме "Романс.Романса трепетные звуки"

Конспект урока по музыке 5 класса по теме "Романс.Романса трепетные звуки"...

Методическая разработка урока по музыкальной литературе: «Романсы М.И. Глинки»

Знакомство учащихся с камерно-вокальной лирикой М.И.Глинки, жанровым многообразием романсов композитора, развитие слухового багажа учащихся...

Внеклассное мероприятие по литературе "Романса трепетные звуки"

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов. Цель данного мероприятия -познакомить учащихся с историей возникновения и развития жанра романса;расширить знания  учащихся о в...