Музыкальные развивающие игры
учебно-методический материал по музыке

Шабанова Наталья Сергеевна

музыкальные развивающие игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_razvivayushchie_igry.docx22.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные развивающие игры

В этом разделе представлены разработки музыкальных развивающих игр. Пользуясь методическими указаниями, вы сможете дополнить свои уроки в начальной школе, а также занятия с малышами в детском саду или в детской студии.

ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК. Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха.

ТРИ ЦВЕТКА. Дидактическая игра на определение характера музыки

ТРИ МЕДВЕДЯ. Дидактическая игра на развитие чувства ритма.

ТЕРЕМОК. Дидактическая игра на закрепление знаний детей о поступенном движении мелодии вверх и вниз.

СЛАДКИЙ КОЛПАЧОК. Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала.

СОЛНЫШКО. Дидактическая игра на определение высоты звуков, расположения нот на нотном стане.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПТЕНЧИКИ. Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звука.

ВЕСЁЛЫЕ ПОДРУЖКИ. Дидактическая игра на развитие чувства ритма.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНА. Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКОШКО. Дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента.

ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК. Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха.

Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей.

Игровой материал

Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились в классе.

  1. «Кавалерийская» Д.Б.Кабалевский.
  2. «Клоуны» Д.Б.Кабалевский.
  3. «Болезнь куклы» П.И.Чайковский.
  4. «Шествие гномов» Э.Григ.
  5. «Дед Мороз» Р.Шуман и т.д.

Ход игры

Дети сидят полукругом.

Приходит садовник (учитель) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Учитель исполняет произведение или включает запись.

Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.

ТРИ ЦВЕТКА. Дидактическая игра на определение характера музыки

Цель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости.

Игровой материал

Три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки:

  • добрая, ласковая, убаюкивающая ( колыбельная );
  • грустная, жалобная;
  • весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д.

Ход игры

1 вариант. Учитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.

2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Учитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

ТРИ МЕДВЕДЯ. Дидактическая игра на развитие чувства ритма.

Цель: формирование чувства ритма детей.

Игровой материал:

Фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле, - Михайла Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.

Ход игры

Учитель: Вы помните, ребята, сказку "Три медведя" ? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают) Послушайте, кто первый зашёл в избушку?

Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришёл.

Учитель: Как мишка идёт? ( выводит фигурку ) Медленно, тяжело. Прохлопаем ритм, как он идёт. Который из трёх медведей пришёл? (Дети отвечают, игра продолжается ).

ТЕРЕМОК. Дидактическая игра на закрепление знаний детей о поступенном движении мелодии вверх и вниз.

Цель: развитие мелодического слуха детей.

Игровой материал

Игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка.

Ход игры

Учитель:

Стоит в поле теремок, теремок.

Как красив он и высок, и высок.

По ступенькам мы идём, все идём.

Свою песенку поём, да поём.

Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение вниз, в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.

СЛАДКИЙ КОЛПАЧОК. Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала.

Цель: развитие музыкальной памяти детей.

Игровой материал:

Колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и ещё один - для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках - рисунки по сюжету произведения или текст, который читает учитель. Конфеты на каждого ребёнка.

Ход игры

Дети сидят полукругом. По всему классу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (перчаточная кукла). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой - забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Учитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком - угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан.

СОЛНЫШКО. Дидактическая игра на определение высоты звуков, расположения нот на нотном стане.

Цель: развитие звуковысотного слуха детей.

Игровой материал

Большая картина ( фланелеграф ), изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа – 8 шт. Размер солнышка соотносится с нотным станом.

Ход игры

Учитель: Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку. ( Напевает произвольно.)

Я,солнышко лучистое,

Очень-очень чистое!

Люблю я умываться

И в лужицах купаться.

( Говорит.)

Мои детки засмеялись,

По линейкам разбежались.

Помогите их собрать

И по именам назвать.

Я нашла маленькое солнышко ( ставит нотку-солнышко на первую линейку ), вот оно на первой линейке,а зовут его «ми».

Дети вместе с учителем пропевают звук. На каждом уроке количество использованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от поставленных задач.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПТЕНЧИКИ. Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звука.

Цель: закрепление понятия о высоких и низких звуках, развитие звуковысотного слуха, творчества детей.

Игровой материал

Картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 шт.; набор шапочек для «птичек». Дерево и птички должны быть соразмерны, ветки – нотный стан, птички – ноты.

Ход игры

1 вариант.

Учитель: Наступила весна, вернулись из тёплых краёв птицы, свили гнёзда и вывели птенчиков. Обрадовались птенцы, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песни петь.

Учитель выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенцов и даёт им в руки изображения птиц.

Дети поют попевку

Мы птенчики весёлые,

Умеем мы летать

И с веточки на веточку

Нам весело порхать.

Ребёнок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поёт импровизированную песенку низким голосом.

А мамочка волнуется:

Лети-ка, птенчик, вниз!

Спою я колыбельную,

И ты уснёшь, малыш!

Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами.

Не хочу к тебе лететь,

Буду здесь я песни петь.

2 вариант.

Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам, называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Ми и т.д.

ВЕСЁЛЫЕ ПОДРУЖКИ. Дидактическая игра на развитие чувства ритма.

Цель: развитие чувства ритма детей.

Игровой материал

Плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д.

Ход игры

Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Учитель: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые.

Подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!

Учитель берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНА. Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков.

Цель: знакомство с музыкальными длительностями; развитие чувства ритма детей.

Игровой материал

Фланелеграф. Составить игровое поле: в верхний угол прикрепить солнышко, а внизу небольшие цветочки, фигуру девочки. Три больших василька и пять маленьких для фланелеграфа.

Ход игры

Учитель: Как весело летом! Мы ходили по мягкой траве, загорали, купались. Посмотрите на поляну: девочка собирает цветы и поёт.

Василёк, василёк,

Мой любимый цветок.

Вызванный ребёнок выкладывает цветочками на фланелеграфе попевку.

Все дети отхлопывают её и пропевают. Можно сделать на всех детей карточки и большие и маленькие цветочки, чтобы в игре участвовал каждый ребёнок.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКОШКО. Дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента.

Цель: развитие звуковысотного и тембрового слуха детей.

Игровой материал

Домик из настольного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных.

Ход игры

Учитель:

На окне сидела кошка

И мяукала немножко.

А потом прыг на дорожку,

И не стало в доме кошки.

Ну а кто остался дома

И стучит сейчас в окошко?

Вызванный ребёнок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания "озвучивает" своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж.

Дальше окошко закрывается и игра продолжается.

Игру можно варьировать: животные - мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котёнок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа.

Дети также могут озвучить своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка - бубен, заяц - металлофон, петушок - дудочка, мышка- колокольчик и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - интеллектуальная игра "С.Рахманинов и музыкальная культура"

Игра  включает конкурсные  задания по творчеству С.Рахманинова. Для  педагогов  музыкальной  литературы ДМШ и ДШИ....

Развивающие игры. Игры со шнуровкой

Шнуровка-один из видов развивающих игр для детей. в данном материале описывается: о  назначении игр- шнуровок, пользе, возможностях использования, разнообразии игр шнуровок....

Категория духовности в контексте понятия музыкально - развивающей среды.

В статье "Категория духовности в контексте понятия   музыкально - развивающей среды" речь идёт о том, как музыкальная среда в школе способна воздействовать на духовное развитие школьников.О...

СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

Данный материал представлен с презентацией и будет полезен педагогам для создания музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в группах....

Развивающие игры – загадки для детей дошкольного возраста по программе «Народные игры и забавы для дошколят»

Игровая деятельность  – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основны...