Статья. Формирование музыкально-художественного мышления у учащихся класса скрипки на начальном этапе обучения.
материал по музыке

Королева Нина Павловна

   Начало систематического обучения музыке в ДШИ является переломным моментом в музыкальном развитии ребенка. Одной из основных задач музыкального образования является воспитание художественного и, в частности, музыкального мышления учащегося. Этот процесс в ДШИ приобретает направленный характер. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств г. Зея

СТАТЬЯ

Формирование музыкально-художественного мышления у учащихся класса скрипки на начальном этапе обучения.

Выполнила преподаватель

класса скрипки

Королева Нина Павловна

 Формирование музыкально-художественного мышления у учащихся класса скрипки на начальном этапе обучения.

   Начало систематического обучения музыке в ДШИ является переломным моментом в музыкальном развитии ребенка. Одной из основных задач музыкального образования является воспитание художественного и, в частности, музыкального мышления учащегося. Этот процесс в ДШИ приобретает направленный характер. Степень развитости художественного мышления ребенка в дальнейшем оказывает существенное влияние на его творческую деятельность. В основе музыкального искусства лежат художественные образы, которые отражают мысли и чувства человека. Дети должны жить в мире музыки и красоты, сказки, игры и рисунка, фантазии и творчества. Музыкальному мышлению не обучают, его формируют. Комплексность и многоуровневость задачи воспитания музыкально-художественного мышления требует соблюдения логической последовательности этапов ее решения.

   Если ребенку рассказать какую-нибудь сказку, например, «Про Волка и семеро козлят», а затем попросить повторить ее своими словами, он без затруднения изложит саму суть, т.к. в его представлении ярко запечатлелся образ доброй мамы козы, козляток и злого, хитрого волка. Представить себе эти образы ему помогли уже знакомые по содержанию слова. Все, что означают эти слова, он встречал в жизни или видел на картинках. То же самое происходит в сознании ребенка, когда он читает книгу и мысленно представляет себе образ героя или природу, описанную в книге  на основе того опыта и ощущений, которые уже испытал раньше. Ребенок не может представить себе то, чего никогда не видел. Но все то, что попадает в поле его зрения, интереса, оставляет след в его сознании, запечатлевается, и он может представить себе это мысленно. Все получаемые впечатления ребенок сочетает в своем воображении в разнообразных комбинациях, которые в действительности даже не встречаются. Такое свойство воображения называется фантазией. Чем больше впечатлений, тем более богатая фантазия, тем насыщеннее и глубже у ребенка восприятие внешнего мира. Да, у ребенка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность.

   Однако на начальном этапе обучения возможность понимать музыку, эмоционально реагировать на нее намного опережает умение играть на инструменте. Но ребенку нет дела до того, что извлечение даже одного звука на скрипке требует большого труда, в школу его приводит желание играть, стремление к музыке. Так возникает противоречие содержания занятий с интересами обучающегося. Урок-игра, как форма занятий, помогает преодолеть это противоречие. Такой урок должен быть разнообразным по видам работы, разносторонним и содержательным по образовательным задачам. Основной целью таких занятий должна стать активизация восприятия и формирование мышления ученика в трех направлениях: двигательном, слуховом и образно-художественном. О какой художественной задаче может идти речь, если ребенок делает первые шаги в освоении сложнейшего из инструментов? С чего начать развитие музыкально-художественных навыков у ученика при знакомстве со скрипочкой? Безусловно, с Музыки! На уроке ее должно быть много и в хорошем исполнении педагога или записях, чтобы у ребенка формировалась потребность общения с музыкой. Прежде, чем извлечь хотя бы один верный звук, нужно сначала научиться верно держать скрипку, водить смычком по струнам, опускать и поднимать пальчики. Но даже десятки правильно извлеченных звуков еще не являются музыкой, если они не осмысленны исполнителем и не выражают какое – то содержание. Педагог должен помнить, что музыка, звучащая в классе - это и «питательная» среда, и учебный материал, и объект изучения. Таким образом, воспитание художественного мышления ученика является центральной задачей каждого урока по специальности. Ей подчинены все компоненты урока: работа над формированием исполнительских навыков, работа над техническим и художественным материалом.

   С самого начала обучения ребенка педагог должен заботиться о гармоничном увязывании каждого нового технического приема, с какой- либо конкретной художественной задачей, например, чистого и ритмичного извлечения звука на открытых струнах. Для этой цели можно подобрать пьесы с контрастным образом злого и доброго, веселого и грустного героя, но обязательно с текстом - это очень важно для основы формирования музыкального мышления и творчества ребенка. В современной музыкально – педагогической литературе для начинающих скрипачей есть увлекательный материал для начального периода освоения движения смычка на открытых струнах и не только. Это сборники С. Сосина, Т. Шевченко «Разноцветные картинки», В. Лепихова «Здравствуй, скрипочка», В. Якубовская «Вверх по ступенькам», Л. Гуревич, Н. Зимина «Скрипичная азбука», Я. Марр «Встреча со скрипкой» и другие.

    Пение (как основа музыкального воспитания) исполняемых пьес - один из самых необходимых видов работы с начинающими учениками. При этом достигается сразу несколько целей: ребенку интересен текст (интерес - основной фактор раннего обучения), текст песенки делает ее доходчивой, дает ребенку полное представление о характере произведения и служит как бы переходной ступенью от словесно-смыслового содержания к музыкальному образу. Слово стимулирует творческую фантазию. Хорошо, если есть иллюстрации к песенке, а при их отсутствии необходимо привлечь воображение ребенка, вызвать представления, ассоциации и ребенок сам зарисует свой эмоциональный отклик на услышанное произведение. Нужно помочь ребенку найти ассоциативные параллели между живописью и музыкой. Для этого педагог может составить зрительный ряд из картин или рисунков в расчете на сопоставление с прослушиваемым или изучаемым произведением. Иногда у ребенка отсутствуют способности ярко излагать словесную характеристику произведения, но это не означает, что в развитии музыкального мышления наступило торможение, нет - происходит накапливание знаний, которое требует осмысления и сопоставления.    Такое сопоставление зрительных и слуховых представлений закладывает основы ассоциативных связей, ребенок осмысливает, что писатель пишет словами, художник «говорит» красками, а композитор (он же художник) «рисует» нотами. Но звуки в нотах мертвы, оживляет нотную запись исполнитель. Ребенок должен почувствовать себя художником, который учится владеть своими красками.

   Освоение характера музыки хорошо сочетается с изучением элементов музыкальной грамоты, а именно ритма. Песенки или пьески следует выразительно исполнять не только со словами, но и с ритмослогами. Текст песенки легко сочетать с ритмическим рисунком и с движением смычка по струне. Следует обратить внимание ребенка на чередование длинных и коротких звуков, их соотношение и реализацию в распределении смычка.  На песенном материале педагог воспитывает культуру интонирования, а интонационная чистота, естественное дыхание, правильная фразировка, артикуляция, верный темп и характер-все это подготавливает ребенка к выразительному исполнению, когда он еще не владеет инструментом. Педагогу следует воспитывать умение не просто слушать музыку, а вслушиваться в ее звучание. Очень важно, чтобы ребенок услышал разницу настроений, заключающихся в словах песенки, и выразил их посредством различных интонаций, эмоций. Для музыки язык эмоций – это родной язык. Представление о содержании произведения и сама мелодия помогут ребенку войти в соответствующее настроение, найти характер нужного звучания и средство для передачи его в музыке. Таким образом, появляется представление о характере произведения, ощущается потребность в определенной интонации и динамике, и тогда ребенок начинает подчинять свои движения этому настроению и найдет их гораздо скорее и легче, чем, если педагог просто ограничится динамическими обозначениями f и p (играй громко, играй тихо). Речь пока идет о динамических контрастах.

   Освоение музыкальных средств выразительности и способов выражения проходит от конкретных музыкальных впечатлений через образные ассоциации к обобщенно – условным ассоциациям. Когда ребенок освоится со звуковым воплощением конкретного образа, можно перейти к обобщению музыкальных образов в таких жанрах как марш, танец, песня. Жанровые определения песни, марша, танца обычно не требует длительных словесных объяснений, если ребенок слышит яркие музыкальные примеры. Определяя характер произведения, ребенок делает первые шаги в распознавании содержания. Педагог должен помочь ему в этом, подсказывая, что песни бывают веселые и грустные, спокойные и задорные, и поют их по разному поводу. Колыбельная –это песня, которой убаюкивают ребенка, ее не надо петь громко, а ласково и спокойно, а вот шуточные игровые песни звучат ярко и весело. Следует подчеркнуть, что характер песни определяется не только словами, он передается мелодией, здесь можно провести сравнение низких и высоких звуков, используя ассоциации с известными детям образами животных или явлениями природы. Целесообразно анализировать мелодическую линию: восходящее и нисходящее движение не менее четырех звуков, определить наличие скачков в мелодической линии. Ребенок постепенно приобщается к осмысленному восприятию мелодии, обращает внимание на темповые характеристики (быстро, медленно и т.д.), произношение (плавно, отрывисто), динамику (громко, тихо). Педагогу следует обратить внимание ребенка на углубление художественного образа фортепьянным сопровождением, вслушаться и определить в аккомпанементе характерные приемы исполнения, подчеркивающие образно – эмоциональные черты, например, марша.  При прослушивании отметить чеканность военных, волшебство сказочных, жизнерадостность спортивных маршей.

   Что может понять и передать ребенок в этот период обучения? Какие исполнительские средства находятся в поле его зрения?   Темп, метр, ритм (характерные ритмические рисунки), лад, мелодия, динамические оттенки. Таким образом, на хорошо известном материале песни, марша, танца ученик постигает основы исполнительских навыков, элементы музыкальной грамоты, средства выразительности в музыке. Осваивая всё новые средства выразительности, ребенок начинает подчинять их своему воображению, пусть элементарному, но уже индивидуальному художественному замыслу. Формируется представление о песенности, маршевости, танцевальности как о носителях общей жанровой характерности, представляющих собой обобщение, что очень существенно с точки зрения воспитательных задач по формированию музыкального мышления. Через конкретные звуковые характеристики ребенок постигает смысл музыкальной речи. Все это имеет основополагающее значение в дальнейшем и не следует торопиться, а скорее искать разнообразие в выстраивании первоначального этапа обучения, затрагивая в работе все основные аспекты: развитие мышления, умение слышать и анализировать, развитие слуха, ритма, освоение игровых приемов. Разнообразие видов деятельности на уроке, активность ребенка несет положительный эмоциональный заряд и плодотворность на занятиях в классе.

   Для начального этапа обучения копирование, повторение за педагогом необходимо и естественно для детей. Базой для возникновения их собственного творчества будут являться предлагаемые педагогом варианты действий, разнообразие приемов в изображении одного образа, ребенок на уроке вовлекается педагогом в совместную импровизацию. В этот период очень важно поддерживать даже самые маленькие импульсы ребенка в том, чтобы в дальнейшем он уверенно смог сделать и показать свое. Проявление самостоятельности творчества у ребенка на раннем этапе будет неловким, даже «не в тему», но ценным является понимание педагогом важности зарождающегося процесса, поддержка и искренний отклик, и еще позитивная оценка желания ребенка творить самостоятельно. На раннем этапе обучения главная роль в вопросах интерпретации музыкального произведения, бесспорно, принадлежит педагогу, но выделяя перспективность подражания в педагогике с выходом на самостоятельную деятельность, педагог понимает, что сегодняшнее сотрудничество перерастает в завтрашнюю самостоятельность. Музыкальное развитие должно предшествовать или идти рука об руку с техническим.  Даже на раннем этапе обучения, имея еще скудный запас технических и выразительных средств, дети исполняют произведения по-разному, выражая свое личное отношение к исполняемому произведению. Со временем мышление ребенка под влиянием окружающей его среды обогащается новыми впечатлениями и знаниями, происходит накапливание навыков, постепенно у него складывается индивидуальное отношение к окружающей действительности, и это находит свое отражение в его исполнительстве. Если педагог постоянно помнит о необходимости воспитания художественного мышления у учащихся, то и владение исполнительским аппаратом у его учеников совершенствуется.

   Итак, формирование музыкально-художественного мышления у начинающих учащихся класса скрипки следует начинать с воспитания навыков полноценного художественного восприятия образного содержания музыкального произведения. И делать это надо в тот момент, когда ребенок впервые соприкоснулся с музыкой в классе по специальности.  

                                                  Список используемой литературы:

  1. Шульпяков О. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. С- Птб. 2005 г.
  2. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Москва 1997 г.
  3. Тагиев М.  Практические вопросы скрипичной педагогики. 1989 г. Баку
  4. Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта – исполнителя. Новосибирск 1984 г.
  5. Подуровский В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. Москва 2001г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы преподавателя по классу фортепиано на начальном этапе обучения

Данная работа посвящена проблеме воспитания музыкальности, слухового контроля исполняемых произведений, воспитание любви к музыке на уроках обучения игре на фортепиано в детских школах иску...

Роль учителя в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Формирование  универсальных учебных действий на уроках английского языка важно именно на  начальном этапе обучения...

Открытый урок с методическими рекомендациями "Развитие творческого мышления в классе синтезатора на начальном этапе обучения"

Развитие творческого мышления у детей очень важно для обучения на инструменте. Дети должны научиться представлять музыку в образах, чтобы потом передать эти образы во время игры слушателю.Синтезатор –...

«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Можно ли начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста в начальных классах? Какие возможности для этого предоставляют используемые нами УМК?  Эти вопросы я задала себе. Для этого снач...

Формирование положительной мотивации к изучению второго иностранного языка на начальном этапе обучения: из опыта работы

Из моего выступления на Петербургском международном образовательном форуме (28-30 марта 2018 года)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20916682","attributes":{"alt":"","class":"media-ima...