Вначале был ритм
методическая разработка по музыке

Останина Ольга Владимировна

Создание  условий для ознакомления  с понятием- РИТМ,

и как проявляет себя ритм в окружающей нас жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnachale_byl_ritm.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Разработка урока музыки на тему:   «Вначале был ритм»

Цель урока: Создание  условий для ознакомления  с понятием- РИТМ,

и как проявляет себя ритм в окружающей нас жизни.

Задачи урока:

Обучающие:

Формировать умение находить  взаимодействие ритма с  музыкой и с жизнью

Приводить примеры проявления ритма  в окружающем мире.

Прививать  любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.

Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Развивающие:

Развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;

Развивать  ритмический слух детей.

Воспитательные:

Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Воспитывать потребность в общении с музыкой.

                                     Ход урока:

Учащиеся входят в класс под музыку  М.Равеля «Болеро».

Учитель: Добрый день, ребята.  Как ваше настроение?

Ученики: Ответы

Учитель: Вы сейчас входили под удивительную музыку, как вы думаете, что на ваш взгляд в этой музыки необычно?

Ученики: Высказывают предположения и приходят к выводу, что ярко выражен в произведении ритм.

Учитель:  Верно. Тема нашего урока: «Вначале был РИТМ».

Цель нашего урока:

Познакомимся с понятием- РИТМ,  и узнаем как проявляет себя ритм в окружающей нас жизни.

Учитель:  Сначала вспомним, что мы знаем о ритме в музыке ?

Ученики: в музыке- чередовании сильных и слабых долей.

В любой музыке,  в любой песне кроме мелодии очень важен ритм. 

Учитель:   Ритм в переводе с греческого означает "мерность" - это равномерное чередование каких-либо элементов, в нашем случае звуков.

А что такое - ритмический рисунок?

Ученики: сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмическим рисунком

Учитель:   

Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают,  о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.
Мы можем найти ритм не только в музыке, но и в повседневной жизни.

Существует ритм вокруг нас?

Ученики: Да. Приводят примеры: дождь, ветер, шаги , шум машины.

Сегодня на уроке мы выясним, где ритм встречается нам в окружающей  жизни, существует ли он вокруг нас, дадим определение ритму.

Учитель: ( корректирует знания учащихся) Удар — это еще не ритм. Попробуем выяснить, что же такое ритм и как он себя проявляет в жизни.

Каждый день мы слышим какой-нибудь ритм.

Существует ритм вокруг нас?

Ученики: Да. Дождь ритмично отстукивает по подоконнику, ритм слышен в музыке, ритмичен звук каблуков, а двигатель в машине работает также по особому ритму.

Учитель:

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое ритм?

Ритм – греческое слово, и означает оно размерность, такт, стройность. Ритм важен и используется во многих сферах жизни человека. Например, в искусстве, организации человеческого тела.

Жизнь не обходится без ритма.  Мы часто слышим  «Ритм – сердце музыки». Ребята, мы с вами живые люди. Какой орган  человека  является одним из главных?

Ученики: Сердце.

Учитель: Прислоните руку к пульсу. Как мы слышим, что сердце у нас живет?

Ученики: Пульс стучит.

Учитель: Верно. Сердце  стучит – пульсирует. Пульс – это жизнь. А у человека пульс бьется всегда ровно и одинаково?  

Ученики: Нет.  Он  может ускоряться, замедляться.

Учитель: Чтобы сердце было в норме и билось ритмично, какими должны быть удары пульса?

Ученики: Ровными

Учитель: А что происходит, если  сердце бьется не ровно , т.е. меняется отрезок времени через который происходит удар?

Ученики: Человек начинает болеть. Болезнь называется аритмия.

Учитель: Правильно. Мы с вами выяснили, что биение сердца – это ровные удары пульса через определенное  время. Приведите примеры проявления ритма  из вашей жизни.

Учитель: Назовите примеры проявления ритма в природе.

Ученики: Смена времени года, смена дня и ночи. Распорядок дня, урок – перемена и т.д.

Учитель: Молодцы! Попробуйте дать определение ритму.

Ученики: Ритм  – это организация действий, событий  во времени.

Учитель:

Ритм является и основой организации стиха. Значительна его роль в создании настроения, выражаемого в поэтическом произведении.

 Ритм был и есть во всех видах искусства и во все времена. Уже в искусстве Древнего Востока композиция была упорядочена, отличалась строгостью, наличием ритма. В древнеегипетском искусстве фриз являлся основной формой композиции, в которой ритмически чередовались изобразительные элементы.

Фриз  — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Ритм по определению - это равномерное чередование элементов. Учитывая, что речь идет о композиции, нужно отметить равномерность чередования. В композиции равномерное чередование элементов определяется словом "метр".

Ритм в отличии от метра придает произведению динамизм. Ритм бывает активно-динамическим  (музыка, танцы) и пассивно-динамический (архитектура, живопись, скульптура).

С момента своего зарождения до наших дней  архитектура   подчинена   законам  ритма, определяющими собой подлинную сущность всякого архитектурного произведения.  (просмотр примеров  архитектурных  сооружений –Асклепион,  Парфенон,  Реймский собор,  храм  Успения в г. Владимир,)

Ритмом проникнута вселенная.  В движении планетных систем, в работающем человеке, в изгибе дикого зверя и струящемся потоке реки мы встречаемся с его законами. К какой науке ни обратиться, на каком жизненном процессе ни остановиться, — всюду мы увидим проявление ритма.

 Но наиболее разнообразно и ярко ритм проявляется в музыке.

- Какие музыкальные инструменты позволяют лучше всего услышать ритм?

Учащиеся: Ударные.( называют ударные инструменты)

Учитель: Значит, ритм легко выявить через удар, отстукивание. Для того, чтобы дать определение музыкальному  ритму выполним такое упражнение:

1 ряд- левой рукой будут  равномерно отстукивать удары

 «раз – два – три – четыре»

2 ряд- правой  рукой  выстукивать  на раз –  один удар,  на два –  два удара, на три – три удара, на четыре – четыре удара.

Согласуйте удары, прислушайтесь. Опираясь на действие, которое вы выполнили, попробуйте сформулировать определение ритма в музыке.

Ученики: После выполнения задания делают вывод: Ритм в музыке – это организация  звуков во времени.

Учитель: Часто композиторы пишут музыку, которая рассказывает о природных явлениях. Сегодня мы представим себя композиторами и попробуем организовать звуки так, чтобы они изобразили такое явление природы как дождь. Как изобразить  летний или осенний дождь ? Одинаковый ритм мы будем использовать?

Ученики: Нет. Ответы.

Учитель: 1 ряд-   – осенний дождь;  2 ряд-  – летний дождь.

Ученики: Передают  через звук  шумовых инструментов ( звучащие жесты) как капает дождь ( усиливается, затихает), выявляют характерный ритм дождя осени – как фон, летнего  дождя – неравномерный ритм.

Учитель: Ритм находится в прямой зависимости с явлениями окружающей жизни.

Послушайте  произведение Л.Бетховена « Симфония №7. 2 часть. Как изображает природное явление композитор?

Ученики: Предположительные ответы.

Учитель: Какой ритм характерен для музыки, отражающей бурю?

Ученики: Неравномерный ритм.

Закрепление материала:

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Ученики: Предположительные ответы.

Учитель: Что особенно запомнилось?

Ученики: Предположительные ответы.

Учитель: Что понравилось?

Ученики: Предположительные ответы.

Подведение итогов:

Учащиеся сами оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание:

Стр. 45. Задание  №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок №1 по теме: "Вначале был ритм".

Данный урок разработан по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко «Музыка» 6 класс. Главной темой учебного года в 6 классе является «В чем сила музыки?». На уроке музыки рассматривается группа музыкально...

Ритм. О чём рассказывает музыкальный ритм. 6 класс

Разработка урока музыки в шестом классе с презентацией по программе В.В. Алеева, Т.И.Науменко. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых  логически мотивирован и це...

Статья "Ритм жизни - в деятельности "РИТМА" (дополнительное образование)

Помимо школьного пространства существует «пространство жизни, в котором дети не будущее, а реально действующее, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие ...

Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза".

Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза"....

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев), 2 класс

Конспект урока изоискусстваТема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев)Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с ...

Методическая разработка учебного занятия «Знакомство с понятием метра и ритма. Ритм 2/4»

Занятия музыкой, игра на музыкальных инструментах развивают разные способности детей, которые предполагают такие умственные операции как  сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и т...