Эссе "Моя педагогическая философия"
статья по музыке

Шувалова Лариса Петровна

Размышления музыкального руководителя о новом подходе в творческом развитии детей посредством театра. Какова роль театральной студии в жизни дошкольников? Новые методы и приёмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогическое эссе.22.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эссе

«Моя педагогическая философия»

                                                                                    Автор:

                                                                                     Шувалова Лариса Петровна

                                       Музыкальный руководитель

                                       Высшейквалификационной категории                                

                                       Муниципального дошкольного образовательного учреждения

                                       детского сада «Ягодка»

        Когда я была молодым неопытным педагогом, много раз испытывала чувство неудовлетворения, если в деталях продуманное, «хорошо организованное и спланированное занятие» проходило не так, как было задумано.

        Ну что это такое?! Настя опять смотрит непонятно куда… Максим тихо сползает со стула… Пожалуйста – не стесняясь, зевают… Зачем играет своим носовым платком? А эти дергают друг друга.

        - Дети, глазки на меня!

        Так. Смотрят…Нет, опять все распадается! Почему? Что не так? Как нужно? …

        И только непрерывно наталкиваясь на искреннее желание детей двигаться, творить, шуметь (что мне было совсем не нужно на занятии!), «поворачивая» их в сторону мною запланированного процесса, я все чаще ловила себя на возникающем щемящем чувстве – имею ли я право подменять «значимое» для детей своим, «нужным»? Пришло понимание: нельзя требовать от детей – «должны быть заинтересованы», «потому что обязаны».

        Просто дело было во мне, в моем способе общения с детьми. Надо было искать, где «прокалывалась» подача знаний. Как сделать занятие интересным для детей и методически продуктивным? Как соединить игру и обучение? Какие должны быть модели? Как сделать ту или иную форму универсальной? Что заключает в себе универсальность? Вопросы, вопросы…

        Первым открытием было понимание значимости творческого перевоплощения на занятиях. Дети с нетерпением ждали моментов игровой  двигательной активности. Их радость была настолько очевидной, что казалось: не осталось другого выхода, кроме как «наполнить» упражнения движением и игрой. Хотелось избежать банальности, придумать что-нибудь эдакое, необычное. Детворе обязательно нужны были изюминка, курьёз и даже трудность, но «укрытая» подзадориванием: «Еще, еще и получится! У меня получа-а-ается-а-а, смотрите!». Радовались вместе с детьми, но они всегда были и идеальными «индикаторами», судьями, простодушно и откровенно демонстрировавшими мне, что некий «методический плод» вчерашних размышлений – полная ерунда. Довольно часто, именно дети, не утруждая себя объяснениями, удивляли точностью попадания «в идею, в образ» какими-то маленькими деталями. И именно в этих деталях-подробностях иногда удавалось подсмотреть малую крупицу главного.

        «Детство – Игра – Обучение» - триада, где вес каждой составляющей постоянно перемеривается в поиске баланса. А игра, как оказалось, без возраста!

Детский театр - вот моё открытие маленького чуда. И это  устойчивое желание «открыть рецепт» встретилось с уникальной способностью театра увлекать, заманивать в свой мир любого педагога. На любом музыкальном занятии игра необходима детям, потому что они играют с миром, познавая его в музыке. А уж на занятиях в театральной студии – и подавно, дети познают мир изнутри, перевоплощаясь в самые разнообразные образы как положительных, так и отрицательных персонажей.

        Творческие театральные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе литературы и музыки, в общении с ними развитие ребенка идет по качественно иному пути.

        Мне в театральной практике, чтобы углубить свои поиски и уйти дальше, было необходимо воспользоваться преимуществами времени, как старыми, хорошо знакомыми литературными произведениями (сказки Чуковского), так и новыми сюжетами книг и мультфильмов (Фиксики, супергерои, леди Баг и пр.). При озвучивании постановок, воспользоваться  с помощью электронных ресурсов, фонотекой самых разнообразных шумов и звуков, с помощью тканей выполнять разнообразные декорации, а также использовать световые эффекты. Ведь современные дети обладают иной, более новой, разнообразной информацией.

        Я поняла, что если не будет «атмосферы сегодняшнего дня», то преимущество  любого метода на занятии сойдет на нет. Останутся  противоборство Времени, противоборство Мира Детства настоящего и отдаленного – детства педагога. И в этом  я, как педагог, буду обречена.

        

        В настоящее время все большее распространение получают интегрированные занятия; привычной  становится ситуация, когда формы, бытующие в одних предметах, занимают достойное место в других. И наоборот, более «музыкальными» и «театральными» становятся те занятия, где музыка была редкой гостьей. Появление музыкально-методических эпизодов на других занятиях закономерно – известна их способность снимать усталость, повышать тонус, переключать внимание или активизировать его, чередовать пассивную и активную форму деятельности. Огромно значение театральной деятельности, как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции и настроение человека. Театр не призывает, а вовлекает и увлекает, успокаивает, веселит, бодрит, предлагает не только играть, но и размышлять, фантазировать, привносить что-то новое, находиться в творческом поиске.

        Изменения не могли не коснуться учебных форм, именно тех маленьких методических единиц, из которых обычно соткан «гобелен» театрального занятия. Они в каждом отдельном случае должны  стать  более мобильными.

        Другое дело, когда одну и ту же модель, трансформируя, видоизменяя, дополняя, оставляют в репертуаре надолго. Методическое модулирование одного материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (миниатюра, песенка, стихи, игра), которую приятно повторять. Но если после повторения последует иная работа, получится сюрприз, радость и удовольствие. Педагог получает не меньшее удовольствие от процесса создания новых вариантов модели и детских оваций.

        Насколько удобна одна и та же модель «в разных одеждах» - даже говорить не стоит, она всегда под рукой и способна выручить в любой ситуации.Всегда можно достать из архива то, что дети знают, и показать один вариант, другой…

        Это не трюк! Это методическая целесообразность, связанная с тем, что упражнение – это повторение без повторения. Варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству.

        Просто парадокс! Только сегодня все увидели, что такое музыкальный руководитель в детском саду. Не только затейник (кстати, умению радовать, тоже надо учиться!), но и оригинальный сценарист, и универсальный мастер, с достоинством заявивший о важнейшей позиции своего любимого дела – о развитии детей, посредством театра! Сценарист и режиссер праздников, в программу которых включаются самые  разнообразные творческие упражнения, содержащие обучающий аспект. Праздник умений, умное веселье – здорово! Браво смелым и впереди идущим!

        Театральную деятельность с детьми дошкольного возраста можно назвать настройкой и вступлением в мир творчества и музыки.

        Как руководитель детской театральной студии, своей основной задачей считаю формирование у детей способности передачи образа через движение, речь, пластику, а также развитие двигательной свободы и коммуникативности. Предлагаю богатый выбор образцов, приемов исполнения, а ребенок, подражая мне, как педагогу, развивает и совершенствует, прежде всего, себя.

Очень важно заботиться о естественности этого процесса,  и потому выстилая дорогу ярким «ковром» своей методики, говорю:

«Смело иди, малыш, я с тобой!»;

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...